Евгений Петрович (1861, Тамбовская губ.- 30.03.1911, С.-Петербург), протопр., богослов. Род. в семье священника. В 1886 г. окончил СПбДА, где затем служил помощником инспектора. С 1899 г. магистр богословия, с 1905 г. д-р богословия. С 1890 г. исполнял должность доцента по кафедре введения в круг богословских наук, с 1899 г. доцент, с 1900 г. экстраординарный профессор, с 1905 г. ординарный профессор по той же кафедре; в 1903-1910 гг. профессор богословия в С.-Петербургском историко-филологическом ин-те. С 1896 г. священник ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (Знаменской) в С.-Петербурге, с 1903 г.- ц. во имя святых праведных Захарии и Елисаветы Кавалергардского полка. С 1910 г. протопресвитер военного и морского духовенства.
В 1894 г. А. подал работу «Церковь, научные определения Церкви и апостольское учение о ней как Теле Христовом» на соискание степени магистра богословия. В диссертации А. развил идеи своего учителя, проф. по кафедре догматического богословия СПбДА А. Л. Катанского. А. обращал основное внимание на «общепринятые» в то время определения Церкви, в к-рых последняя называлась «обществом верующих». Подвергнув это название критическому анализу, А. сделал вывод, что оно носит эмпирический характер и не раскрывает уникальности и тайны Церкви, поэтому отдал предпочтение определению Церкви, данному ап. Павлом, к-рый называл Церковь «Телом Христовым». А. предлагал пользоваться применительно к Церкви выражением «Богочеловеческий организм». Совет СПбДА признал диссертацию и защиту удовлетворительными для получения степени магистра, но Святейший Cинод в 1895 г. не утвердил А. в этой степени, учитывая возражения против работы единоверческого архим. Павла (Прусского), проф. Н. И. Субботина, митр. Московского Сергия (Ляпидевского) и ректора КДА еп. Сильвестра (Малеванского). Возражавшие усматривали в работе А. уклонение от установившегося в правосл. богословии воззрения на Церковь, состоявшее гл. обр. в рационализме. Они также полагали, что диссертант при описании Церкви использует слишком усложненные богословские категории. В Синоде сторонниками определения Церкви, намеченного в диссертации А., в меньшинстве были митр. С.-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), архиеп. Финляндский Антоний (Вадковский), еп. Костромской Виссарион (Нечаев).
В 1896 г. А. написал вторую магистерскую дис.- «Новозаветное учение о Церкви: Опыт догматико-экзегетического исследования», представлявшую собой значительную переработку первого варианта, и после успешной защиты в 1899 г. был утвержден магистром богословия. В экклезиологии А. явился продолжателем свт. Филарета (Дроздова), А. С. Хомякова и др. богословов, стремившихся к преодолению схоластики через обращение к святоотеческой традиции, что выразилось, в частности, в представлении о Церкви не как об «обществе» или «организации», но как о жизни, причем «самой полной и совершеннейшей из всех, доступных для человека форм жизни» (Церковь. С. 71). Вместе с тем влияние схоластики проявляется в работах А., особенно в языке, автор использует такие выражения, как «конструкция Церкви» (Там же. С. 72), «объем Церкви» (Новозаветное учение. С. 120); верующие, по А., «только материал, из которого... составляется сама Церковь» (Церковь. С. 72). В 1905 г. А. защитил докт. дис. «О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия» (СПб., 1905), посвященную узкой апологетической проблеме и оставшуюся почти не замеченной в научных кругах.