Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕНЕДИКТ XII
4, С. 602-603 опубликовано: 6 мая 2009г.


БЕНЕДИКТ XII

Бенедикт XII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)
Бенедикт XII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

Бенедикт XII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

(ок. 1280, Савердён близ Тулузы - † 25.04.1342, Авиньон; мирское имя - Жак Фурнье), папа Римский (20 дек. 1334 - 25 апр. 1342). В юности вступил в цистерцианский мон-рь Бульбон, затем перешел в мон-рь Фонфруад близ Нарбоны, где аббатом был его дядя Арнольд Нувель. Учился и затем преподавал в цистерцианском колледже св. Бернарда в Париже; получил степень магистра теологии в Парижском ун-те. После возведения его дяди в кардиналы стал аббатом мон-ря Фонфруад (1311). В дек. 1317 г. он был избран епископом г. Памье. В ходе инквизиторских расследований катарских ересей среди крестьян графства Фуа им был составлен «Регистр Инквизиции» (др. название «Регистр Фурнье» - Bibl. Apostolica Vaticana. Ms. 4030; текст см. в Duvernoy J. Inquisition à Pamiers. Toulouse, 1966). В 1326 г. он был назначен епископом Мирпуа. Папа Иоанн ХХII дважды отмечал усилия Фурнье как инквизитора в искоренении ересей и в дек. 1327 г. возвел его в кардиналы. После смерти Иоанна XXII Фурнье был избран на папский престол, став третьим авиньонским папой и приняв имя Бенедикт. В начале правления Б. обнародовал программу реформ для всей Церкви, направленную против коррупции, непотизма и ересей. Б. серьезно рассматривал возможность возвращения апостольской кафедры в Рим или переезда во временную резиденцию в Болонье. В 1335 г. он начал реставрацию собора св. Петра и Латеранского дворца, однако большинство кардиналов-французов и франц. кор. Филипп VI были против переезда, в результате Б. еще прочнее обосновался в Авиньоне, перевезя туда из Ассизи папские архивы и начав строительство т. н. Старого дворца, фрески для к-рого был приглашен расписывать С. Мартини. Он реорганизовал нек-рые департаменты курии, упорядочил процедуру подачи и рассмотрения жалоб, реформировал папский трибунал - Апостольскую Пенитенциарию (булла «In agro dominico» 1338), учредил т. н. внутреннюю капеллу (capella intrinseca), ведавшую вопросами богослужения при курии, боролся против коррупции и взяточничества среди куриальных служащих. Первые записи решений папского трибунала Rota Romana относятся к его понтификату. Б. вернул кафедральным капитулам и мон-рям право самим избирать настоятелей, существенно ограничил практику получения комменд и диспенсаций, а также т. н.«expectаntia» - предварительной раздачи бенефициев до того, как они стали вакантными. Папские доходы, к-рые в результате этих мер сократились более чем на треть, Б. предназначал для раздачи милостыни, строительства храмов, покупки литургического облачения, утвари и книг. В понтификат Б. в папской тиаре появилась 3-я корона, и возникло ее толкование как символа тройственных прав папы - верховного первосвященника, судьи и законодателя. Реформа монашества, проводимая Б., затрагивала в первую очередь старые ордена. Комиссия из представителей монашеских орденов и кардиналов подготовила постановления против бродячих монахов, предписав им вернуться в монастыри, и против перехода в др. ордена. Адм. организацию, богослужение и нормы общежития в мон-рях, вопросы судебной юрисдикции и учебы монахов регламентировали указы Б. о реформе отдельных орденов: цистерцианцев (1335), бенедиктинцев (1336), францисканцев (1336) и регулярных каноников (1339). Др. подготовленные им постановления были обнародованы его преемником Климентом VI. Большая часть реформенных преобразований Б. не достигла результата из-за краткости его правления.

Ученый теолог, Б. принимал активное участие в богословских спорах. Он выступал против францисканцев-спиритуалов, учений Иоахима Флорского, У. Оккама, Михаила из Чезены, Марсилия Падуанского, Майстера Экхарта, написал неск. трактатов против еретиков. В своем трактате «De statu animarum sanctorum ante generalem judicium» (О состоянии душ святых до Страшного Суда), а затем и в булле «Benedictus Deus» (29 янв. 1336) Б. положил конец полемике о т. н. блаженном ви́дении (visio beatica), определив, что только душам святых на небесах доступно непосредственное интуитивное созерцание Бога, в отличие от опосредованного знания Бога, к-рого человек может достичь в земной жизни. Кроме того, Б. высказывался против теории о непорочном зачатии Девы Марии св. Анной (см. ст. Мариология).

Дипломатическая активность Б. также не принесла успеха: его усилия по недопущению Столетней войны (1337-1453) или прекращению боевых действий оказались тщетными; в Италии власть Церкви в Романье, Анконской марке и Болонье ослабла. Под давлением сильной профранц. партии при курии Б. отказался снять отлучение с имп. Людовика IV Баварского (1337). Узурпируя папские прерогативы, Людовик Баварский аннулировал брак кор. Богемии Иоганна Генриха и гр. Тирольской Маргариты Маульташ, чтобы выдать последнюю замуж за своего сына Людовика, маркграфа Бранденбургского. Б. состоял в дружеской переписке с Ф. Петраркой, к-рый тем не менее сильно критиковал Б. за неспособность вернуть папский престол в Рим. Могила Б. в кафедральном соборе Нотр-Дам в Авиньоне не сохранилась.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 486, 527; Benoît XII. Lettres communes / Éd. J.-M. Vidal. P., 1902-1911; idem. Lettres closes et patentes intéressant les pays autres que la France / Éd. J.-M. Vidal et G. Mollat. P., 1913-1950; idem. Lettres closes, patentes et curiales se rapportant à la France / Éd. G. Daumet. P., 1899-1920; Tàutu A. Acta Benedicti XII. R., 1958; Duvernoy J. Le Registre de l'Inquisition de Jacques Fournier, évêque de Pamiers (1318-1325). Toulouse, 1965. 3 vol.; Baluzius S. Vitae paparum Avenionensium / Ed. G. Mollat: In 4 vol. P., 1914-1927. Vol. 1. P. 193-240, 576-580; Христианское вероучение: догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. СПб., 2002. С. 498-499 [булла «Benedictus Deus»].
Лит.: Vidal J. M. Le tribunal d'Inquisition de Pamiers. Toulouse, 1906. [Passim]; Mahn J.-B. Le pape Benoît XII et les cisterciens. P., 1949; Guillemain B. La politique bénéficiale du pape Benoît XII. P., 1952; Schmitt Cl. Un pape réformateur et un défenseur de l'unité de l'Église: Benoît XII et l'Ordre des Fréres Mineurs. Quaracchi; Firenze, 1959; Mollat G. Les Papes d'Avignon (1305-1378). P., 1949. P. 68-83; Schimmelpfennig B. Zisterzienserideal und Kirchenreform: Benedikt XII. als Reformpapst // Zisterzienser-Studien. 1976. Bd. 3. S. 11-43; idem. Papst Benedikt XII. und Ludwig der Bayer // AKG. 1977. Bd. 59. S. 212-221; Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург, 2001. С. 6-14, 509-511. [Passim].
Н. Д. Прокофьева
Ключевые слова:
Папы Римские Богословы католические Бенедикт XII (1280-1342), папа Римский (1334-1342)
См.также:
ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.)
АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕЛАРД БАТСКИЙ (oк.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения