Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АФАНАСИЙ I
4, С. 18-20 опубликовано: 4 марта 2009г.


АФАНАСИЙ I

(ок. 1235, Адрианополь - ок. 1315, К-поль), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских святых, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (14 окт. 1289 - 16 окт. 1293, 23 июня 1303 - сент. 1309). Род. в семье благочестивых родителей Георгия и Евфросинии. При Крещении получил имя Алексий. Юношей тайно ушел из дома в Фессалонику и принял там монашеский постриг с именем Акакий. Подвизался в мон-рях Эсфигмен (Афон) и прп. Лазаря в Галисии (около Эфеса). Совершил паломничество в Св. землю, посетил Иерусалим и Синай. Долгое время жил отшельником на горе Латрос (около Милета), затем переселился на гору св. Авксентия в Вифинии. Вернувшись в обитель св. Лазаря, пробыл 8 лет в разных монастырских послушаниях, был пострижен в схиму с именем А. и рукоположен во пресвитера. А. удостоился слышать Божественный глас, предсказавший ему Патриаршее служение и призвавший его пасти «словесных овец». Он отправился на Афон и подвизался в мон-ре Каракал, затем переселился на гору Ганос во Фракии, где постепенно вокруг него собралась братия. Слава об аскетических подвигах А. достигла имп. двора.

В 1285 г. А. участвовал во Влахернском Соборе, в 1289 г. по воле имп. Андроника II Палеолога был возведен на К-польскую кафедру. Будучи Патриархом, он удивлял всех крайней воздержанностью и тем, что служил длительные всенощные бдения. «Спал он на голой земле, ног не умывал, всегда ходил пешком и имел характер, которым отличаются только люди, живущие в горах и пещерах» (Григора. VI 5). Считая, что жизнь об-ва должна быть приведена в соответствие с евангельскими заповедями, А. выступил с резкими обличениями нравов и порядков в столице, требовал установления строгой дисциплины в Церкви, пытался отправить провинциальных архиереев, оставивших свою паству и постоянно проживавших в К-поле, в их епархии. Деятельность А. вызвала недовольство разных слоев населения и духовенства, что вынудило Патриарха принять решение об отречении и удалиться в столичный мон-рь Ксиролоф. Покидая Патриаршую кафедру, А. написал отлучение на царское семейство, архиереев, клириков и простой народ и спрятал грамоту в трещине стены собора Св. Софии, где она была найдена спустя год и вызвала большое волнение в столице. Пребывая в обители, А. сохранил свое влияние на императора, к-рый через 10 лет вновь призвал его на Патриаршую кафедру (поводом послужило сбывшееся предсказание А. о землетрясении). В период 2-го Патриаршества А. продолжил преобразования в области морали и права, а также в сфере социальной политики. Он вел активную благотворительную деятельность, особенно во время голода. Патриарх стремился усилить роль монашества в жизни Церкви и об-ва, старался поднять значение Патриархата в социальной структуре империи. Антилат. позиция А. повлияла на внешнюю политику Византии, приведя к ограничению контактов с Западом. Патриарх поддерживал активные связи с Русью. В июне 1308 г. им был поставлен митр. Киевский и всея Руси свт. Петр. В 1309 г. А. отправил посланца к митр. Петру в связи с доносом, посланным на рус. митрополита Тверским еп. Андреем. А. повелел рассмотреть на Соборе, состоявшемся ок. 1310 г. в Переяславле (Залесском), дело по обвинению свт. Петра в симонии и благословении неканонических браков.

Оппозиция епископата и части клира привела к вторичному отречению А., к-рый удалился в мон-рь Ксиролоф, где скончался в глубокой старости. Там же вскоре началось почитание его как святого. Сохранилось ок. 180 писем Патриарха, часть к-рых опубликована (Talbot A. -M. The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople. Wash., 1975. (CFHB; Vol. 7); Miller T. S., Thomas J. The Monastic Rule of Patriarch Athanasios I // OCP. 1996. Vol. 62. P. 353-371).

Предание связывает с именем А. авторство 2 огласительных бесед (Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 692). Вероятно, ему также принадлежат богослужебные гимны: в честь Пресв. Богородицы 2-го гласа с алфавитным акростихом, нач. «̓Αμβροσίας κόσμῳ τὴν τροφήν» (Амброзии миру пищу), напечатанный в греч. Богородичнике для пятницы вечера и обозначенный как «творение святого Афанасия, Патриарха Константинопольского, Младшего (τοῦ νέου)» (Θεοτοκάριον. Βόλος, 199112. Σ. 54-56), и канон 2-го гласа на память прп. Лазаря Галисийского (основателя мон-ря, насельником к-рого был А.), нач. «Διελθὼν τὸν γνόφον τῆς σαρκὸς» (Пройдя через мрак плоти), акростих «Δέδεξο, πάτερ, ὕμνον ̓Αθανασίου» (Приими, Отче, песнь Афанасия), дошедший в рукописи XIV в. (Ath. Laur. Ω. 138. Fol. 8v - 9v) (Ταμεῖον. Ν 183. Σ. 81).

Известны 2 жития А., написанные в XIV в.: Феоктиста Студита (BHG, N 194) и Иосифа Калофета (BHG, N 194с). Перу Феоктиста Студита принадлежат также краткое синаксарное житие, похвальное слово и описание посмертных чудес А. (Talbot A. -M. Faith Healing in Late Byzantium: The Posthumuous Miracles of the Patriarch Athanasios I of Constantinople by Theoktistos the Stoudite. Brookline (Mass.), 1983). В XVII в. жития А. дважды перерабатывались Агапием Ландом (сб. «Новый рай» - Νέος Παράδεισος) и Игнатием с Хиоса, иноком мон-ря Дионисиу (Ath. Iver. 633). Житие А. из «Нового рая» было переведено на рус. язык в составе Афонского патерика.

Древнейший список жития и службы А. (Ath. Iver. 50, XIV в.) помещены под 24 окт., во всех др. греч. Четьях-Минеях и сборниках житий (в т. ч. в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца) - под 28 окт. По мнению А. И. Пападопуло-Керамевса, 24 окт. является днем кончины А., 28 окт.- днем его погребения. В рус. календарях память А. указывается под 24 окт., ее внесение связано с распространением на Руси одной из редакций Иерусалимского устава - «Ока церковного» (Иерусалимский Типикон. РГБ. Рум. 445. Л. 88, 1428 г.). По мнению архиеп. Сергия, память А. была целенаправленно включена в месяцесловы «соименным ему Афанасием Высоцким, который в 1401 г. перевел Иерусалимский устав в Константинопольском монастыре Перивлепто» (Месяцеслов. Т. 2. С. 440 (2-я паг.)).

О нетленных и прославившихся исцелениями мощах А. говорится в хождении Игнатия Смольнянина (1389-1393): «И идохом в монастырь святаго Афонасия патриарха, ему же вдала посох на патриаршество святая Богородица, и целовахом мощи его в теле» (Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 102, 114).

Ист.: BHG, N 194-194f.; Пахимер. II 13-16, 23, 27; III 24; IV 34-35; V 2, 7; VII 8, 23, 35; Григора. VI 5, 7; VII 1, 9; Афонский патерик. Ч. 2. С. 301-312; Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух Вселенских патриархов XIV в., св. Афанасия I и Исидора I // ЗИФФ. 1905. Ч. 76. С. IV-VI, 1-51; Delehaye H. Mélanges d'hagiographie grecque et latine. Brux., 1966. (SH; 42). P. 130-149; Τσάμης Δ. Γ. ̓Ιωσὴφ Καλοθέτου συγγράμματα. Θεσσαλονίκη, 1981. Σ. 453-502.
Лит.: Talbot A.-M. The Patriarch Athanasius (1289-1293; 1303-1309) and the Church // DOP. 1973. T. 27. P. 13-28; Boojamra J. L. Church Reform in the Late Byzantine Empire: A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thess., 1982; idem. The Church and Social Reform: the Policies of Patriarch Athanasios of Constantinople. N. Y., 1993; Барабанов Н. Д. Борьба внутри византийской Церкви на рубеже XIII-XIV вв. // Античный и средневековый город. Свердловск, 1981. С. 141-156; он же. «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в К-поле в 30-е годы XIV в. // ВВ. 1989. Т. 50. С. 139-146; Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001. P. 44-46, 77.
Н. Д. Барабанов, О. В. Л.

Гимнография. Из греч. рукописей известны 13 канонов А., из к-рых 11 атрибутируются Феоктисту Студиту и 2 - иером. Игнатию (Ταμεῖον. Ν 125-136, 854. Σ. 64-67, 272). Акростих имеет лишь один из канонов Феоктиста 4-го гласа: «Ταῦτα λιγαίνει σὲ δμωῒς σῇ γλώττῃ, ̓Αθανάσιε» (Так взывает к тебе раба языком своим, Афанасий). Ни один из канонов не вошел в печатные богослужебные книги. В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 28 окт., по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 289).

О. В. В.
Ключевые слова:
Патриархи Константинопольские Святители Греческих Православных Церквей Святые византийские Святые Русской Православной Церкви Святители Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Монашество на Афоне Византийская Империя. История Гимнография святителей Афанасий (1235 - 1315), святитель (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх Константинопольский (1289 - 1293)
См.также:
АНАТОЛИЙ (кон. IV в.-458), Патриарх К-польский (с 449), свт. (пам. 3 июля, пам. греч.7 июля, 20 нояб.)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)
ГЕННАДИЙ I (ок. 400 - 20.11.471), патриарх К-польский, свт. (пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.)
ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)
ЕВСТАФИЙ еп. Антиохийский, свт. (пам. 21 февр., пам. греч. 23 авг.), отец Церкви
ИОСИФ (ок. 762 - 832), архиеп. Фессалоникийский, исп., свт. (пам. 26 янв.; пам. греч. 14 или 15 июля)
АНТОНИЙ II КАВЛЕЙ Патриарх К-польский (893-901), свт. (пам. 12 февр.)
АРСАКИЙ (до 324-405), Патриарх К-польский (404 – 405), свт. (пам. греч. 11 окт.)
ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)
ВИТАЛИЙ еп. Равеннский, свт. (пам. греч. 23 июля)
ГЕОРГИЙ (750-760 - 802-807), архиеп. Амастридский, свт. (пам. 21 февр., пам. визант. 8 февр.)
ГЕОРГИЙ I († февр. 686), патриарх К-польский (с нояб./дек. 679), свт. (пам. 18 авг.)
ГЕОРГИЙ I (ок. 776–820/21), архиеп. Митилинский, свт., исп. (пам. 7 апр.)
ГЕОРГИЙ II (763–845/46), архиеп. Митилинский, свт. (пам. 16 мая, пам. греч. 1 февр. )
ГЕРАСИМ II ПАЛЛАДА († 1714), патриарх Александрийский (1688 - 1710), свт. (пам. 15 янв.)
ГРИГОРИЙ архиеп. Кипрский., свт. (пам. 4 марта, пам. греч. 4 или 5 марта)
ИГНАТИЙ (798/799-877), патриарх К-польский., св, (пам. 23 окт.)
КИР патриарх К-польский (сент. 705 - дек. 711), свт. (пам. визант. 7 янв., пам. греч. 8 янв.)