(798/799, К-поль - 23.10.877, там же), свт. (пам. 23 окт.), патриарх К-польский (3 июля 847 - 23 окт. 858; 23 нояб. 867 - 23 окт. 877). Мирское имя Никита. 3-й сын визант. имп. Михаила I Рангаве (811-813) и Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811). Основные сведения о жизни И. восходят к следующим источникам: 1. Житие И. Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 817). Написано на рубеже IX и X вв., содержит ряд важнейших сведений, но мн. проблемы политической борьбы и церковной жизни, актуальные для периода написания Жития, ретроспективно проецируются на историю конфликта между игнатианами (сторонниками И.) и фотианами (сторонниками свт. Фотия, патриарха К-польского); 2. Т. н. «антифотианская коллекция» - сборник документов различных жанров и содержания, составленный после 892 г. и направленный против патриарха Фотия и его сторонников; 3. Ряд исторических сочинений, созданных в Византии в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном. Среди них особенно важны хроники Генесия и Продолжателя Феофана, авторы к-рых в значительной мере черпали информацию из памфлетов, написанных в период конфликта И. и Фотия и изобиловавших различными сплетнями и домыслами. Подобным же образом памфлеты нашли отражение в хронике Псевдо-Симеона кон. X в.; 4. Хроника Симеона Логофета (2-я пол. X в.), известная в неск. редакциях, беднее материалом, чем остальные исторические сочинения этой эпохи, но иногда содержит более сдержанные и достоверные оценки истории конфликта И. и Фотия; 5. Акты церковных Соборов IX в., созывавшихся в период конфликта И. и Фотия; жития ряда святых - современников И. (прп. Николая Студита, свт. Евфимия К-польского). Среди западноевроп. (латиноязычных) источников важное значение имеют жития Римских пап Николая I (858-867) и Адриана II (867-872), сохранившиеся в составе Liber Pontificalis, а также предисловие Анастасия Библиотекаря к его переводу актов К-польского Собора 869-870 гг.
Согласно Житию Никиты Давида Пафлагона, И. было 14 лет, когда после отречения отца от престола 11 июля 813 г. он был пострижен в монахи, что позволяет определить дату его рождения между 11 июля 798 г. и 11 июля 799 г. Согласно не вполне надежному преданию, когда И. было 10 лет, т. е. в 808-809 гг., имп. Никифор I поставил его «первенствующим» (возможно, почетным доместиком) военной тагмы иканатов, своеобразного «кадетского корпуса» для сыновей визант. аристократов, который был создан, по неточному утверждению Жития, специально для Никиты. Поскольку предыдущий глава тагмы, сын Никифора Ставракий, покинул этот пост, вероятнее всего после своей свадьбы в 807 г., 808 г. выглядит предпочтительнее. В таком случае И. род. в 798 г. Когда Михаил I отрекся от престола и императором стал Лев V (813-820), сыновья имп. Михаила подверглись оскоплению и были отправлены в мон-рь. По-видимому, весь период 2-го иконоборчества (813-843) в Византийской империи и последующие годы, вплоть до поставления в патриархи, И. провел на Принцевых о-вах в Мраморном м., основав там 3 мон-ря на о-вах Плати, Иатрос и Теревинф. Очевидно, свергнутому имп. Михаилу и его семье были оставлены значительные денежные средства, позволившие снабдить эти мон-ри всем необходимым, включая церковную утварь (позднее, в июне 860, эти мон-ри пострадали во время похода Руси на К-поль). Однако в начале своего монашеского пути И. пришлось терпеть жестокое обращение со стороны настоятеля - сторонника иконоборцев. В Житии отмечаются прилежание И. в изучении Свящ. Писания и трудов отцов Церкви, его кротость, смирение и послушание. Впосл. появилась легенда (Житие ее передает с ремаркой ὡς λόγος, «как говорят») о том, что прп. Феофан Исповедник († 818), посетив И., благословил его как буд. патриарха. Даже если И. не стал формально игуменом (для этого понадобилось бы вступить в общение с иконоборческим патриархом К-польским), он несомненно осуществлял практическое руководство своими обителями. Согласно Житию, настоятелем И. стал уже после смерти имп. Михаила 11 янв. 844 г., т. е. до возведения на Патриаршество И. оставался игуменом лишь 3 с небольшим года. Вопрос о рукоположении И. подробно трактуется в Житии, поскольку хиротонии, полученные от иконоборцев или тех, кто находился с ними в церковном общении, после восстановления иконопочитания в 843 г. признавались недействительными. Согласно Никите Пафлагону, И. был рукоположен во чтеца, иподиакона, диакона и, наконец, пресвитера св. исп. Василием, автокефальным еп. г. Парий в Геллеспонте. До конца иконоборческого периода множество жителей К-поля и близлежащих селений Вифинии привозили к И. детей, чтобы он крестил их. И., его мать Прокопия и сестра (неясно, старшая Георго или младшая Феофано) предоставляли в своих мон-рях убежище и поддержку изгнанникам, пострадавшим от иконоборцев, в т. ч. священникам и монахам.
В избрании И. патриархом в 847 г. ключевая роль принадлежала правительству св. имп. Феодоры и логофета Феоктиста, к-рое хотело видеть на к-польском престоле после независимого и непреклонного свт. Мефодия I более лояльного человека. Конкурентами И. были постриженные сыновья имп. Льва V, к-рые были тесно связаны со студитами, главными оппонентами свт. Мефодия. При вступлении на престол И. принес Феодоре некую присягу в верности, что впосл. было признано одним из оснований для его низложения в 858 г. Уже при поставлении в патриархи И. пошел на серьезный конфликт со сторонниками свт. Мефодия, воспретив их лидеру, архиеп. Сиракузскому Григорию Асвесте, участвовать в интронизационном богослужении. Впосл. за резкий разрыв с политикой своего предшественника И. заслужил эпитет «отцеубийцы» (πατραλοίας, букв. «бьющий отца»).
Источники сообщают лишь о некоторых действиях И. в период его 1-го Патриаршества, в т. ч. и о том, что И. оказывал всемерную поддержку Феодоре. Так, хронисты сообщают, что в 855 г. И. помог ей принудить 16-летнего имп. Михаила III к женитьбе на Евдокии Декаполитиссе, а когда Феодора была отстранена от власти сыном, И. отказался постричь ее и ее дочерей в монахини (после окончательного удаления их из дворца в 858). Параллельно И., по-видимому, старался подчеркнуть свою роль в борьбе с иконоборчеством: ок. 852 г. (во всяком случае до 856; см.: Rochow I. Kaiser Konstantin V. Fr./M., 1994. S. 138-139) останки императора-иконоборца Константина V (741-775) были изъяты из героона (склепа) Юстиниана в соборе св. Апостолов в К-поле и публично сожжены.
Сведения о низложении И. 23 окт. 858 г. крайне запутанны и тенденциозны. Не подлежит сомнению, что с того времени, как он лишился поддержки Феодоры, его дни на Патриаршем престоле были сочтены. Имп. Михаил III, для к-рого после убийства логофета Феоктиста и отстранения Феодоры И. оставался наиболее серьезным политическим противником, с самого начала своего единоличного правления не скрывал неприязни к патриарху. В частности, Михаил позволял некоему Феофилу Гриллу (очевидно, миму) открыто издеваться над И. В 858 г. в К-поле появился некий Гивон, к-рый выдавал себя за внебрачного сына Феодоры и якобы претендовал на престол. Согласно Житию, И. обвиняли в поддержке Гивона, поскольку патриарх протестовал против его казни. Возможно, вся эта история была инспирирована Михаилом и его дядей Вардой, чтобы опорочить И. Как только имп. Михаил и его дядя, куропалат (позднее кесарь) Варда, фактический правитель гос-ва, нашли удобный предлог (обвинение И. в заговоре против них, к-рое, впрочем, могло иметь основания), патриарх И. лишился своей кафедры. По др. версии, апологетической по отношению к И., Варда отверг законную жену Феодосию и стал сожительствовать со вдовой своего умершего сына Евдокией. Молва об этом распространилась по столице и дошла до И., к-рый на Богоявление 858 г. отказал Варде в Св. Причастии. Варда пришел в ярость и стал убеждать императора сместить И. Согласно т. н. «Synodicon Vetus», источнику антифотианской направленности, Собор, состоявшийся во дворце, объявил Фотия патриархом, хотя И. отказался добровольно оставить кафедру. Весной 859 г. на Соборе в храме св. Апостолов И. был заочно осужден и анафематствован. Его сторонники в свою очередь незадолго до этого собрались в ц. св. Ирины в К-поле и объявили его низложение недействительным.
Сообщается также о жестоком обращении, которому И. подвергся по приказу Варды, добивавшегося от него отречения. После 2-недельного заточения в гробнице имп. Константина V в храме св. Апостолов (согласно Генесию и Продолжателю Феофана; согласно Житию И., это заточение имело место в связи с Собором 861 г.) бывш. патриарх был сослан вначале в свой мон-рь на о-в Теревинф. Затем его переправили в Иерию, где заперли в сарае для коз, а потом в Промит, где доместик отряда нумеров Лев Лалакон выбил И. 2 зуба, добиваясь грамоты об отречении. Не получив желаемого, мучители заключили его в оковы, а в авг. 859 г. отправили в Митилину на о-в Лесбос, где И. провел 6 месяцев. В февр. 860 г. И. перевели в мон-рь на о-в Теревинф, где его всячески притеснял друнгарий (командующий) флота Никита Оорифа. Ближайшие сподвижники И. подверглись преследованиям; одному из них, хартофилаку Власию, урезали язык. Однако с 861 г. И. проживал в К-поле, где ему разрешили поселиться во дворце своей матери, называемом Посис.
На Пасху 861 г. в храме св. Апостолов собрался новый Собор для решения дела И.; в присутствии папских легатов Радоальда и Захарии низложение И. было подтверждено. В качестве канонического обоснования использовалось 30-е апостольское правило, согласно к-рому лишению сана подлежит тот, кто был возведен на престол с помощью мирских начальников. Т. о., И. обвинили в том, что он был поставлен непосредственно императрицей Феодорой без соборного избрания. Никита Пафлагон рассказывает выглядящую не слишком правдоподобно историю о том, как на Пятидесятницу 861 г. И., чтобы избежать ослепления и отсечения руки, бежал из К-поля на острова Мраморного м., переодетый рабом, и скрывался там до августа. В авг. 861 г. в столице произошло землетрясение, которое будто бы не прекращалось, пока с И. не сняли всех обвинений и не разрешили ему поселиться в одном из своих мон-рей.
Хотя на Соборе И. заявил, что никогда не апеллировал к Риму и не собирается этого делать, папа Николай I на Римском Соборе 863 г. отозвал подписи своих легатов и наказал их, обвинив в том, что они были подкуплены византийцами. Тогда же папа объявил о низложении патриарха Фотия. Имп. Михаил III в ответ по инициативе патриарха Фотия созвал Собор в авг. или сент. 867 г., провозгласивший анафему папе Николаю. Несмотря на гарантии, данные Фотием сторонникам И., Варда подверг их репрессиям, вызвав резкий протест Фотия.
С убийством 24 сент. 867 г. имп. Михаила III и воцарением Василия I Македонянина ситуация для И. вновь кардинально изменилась. Патриарх Фотий был немедленно смещен и сослан, а И. восстановлен на Патриаршем престоле. Однако из-за относительной слабости и немногочисленности партии сторонников И. Собор, окончательно утвердивший низложение Фотия и восстановление И. в сане, удалось созвать лишь зимой 870 г. (деяния Собора сохранились по-гречески в сокращенном виде и в лат. переводе Анастасия Библиотекаря). На открытии Собора присутствовали лишь 12 епископов, к закрытию их число возросло до 102 (ср., в 861 г. было 318 участников Собора). Председателями были Стефан и Донат, легаты папы Адриана II, оказавшего активную поддержку созыву Собора. Тем не менее И., рассматривая проблему церковной принадлежности Болгарии, недавно принявшей христианство (865), вопреки желанию Рима разделил политику Фотия в отношении утверждения на Балканах юрисдикции К-польского Патриархата. Перед папой И. оправдался тем, что такова воля императора, не позволявшего ему идти на какие бы то ни было уступки в этом вопросе. В 870 г. Болгария была признана архиепископией, подчиненной К-польскому Патриарху, что вновь привело к ухудшению отношений между Римским и К-польским церковными престолами.
Через нек-рое время Фотий вернулся из ссылки, был вновь приближен ко двору и постарался примириться с И., к-рый пошел ему навстречу, проявив мудрость и великодушие. Видимо, взаимоотношения с папским Римом во время его 2-го Патриаршества показали И., что раздоры между разными церковными партиями лишь ослабляют визант. Церковь и дают повод Риму вмешиваться в ее внутренние дела. Сведения о деятельности патриарха в эти годы в основном сводятся к делам благочестия: так, в конце жизни он основал мон-рь Сатира с храмом в честь арх. Михаила Восходящего (τοῦ ᾿Ανατέλλοντος). Легенда, передаваемая Продолжателем Феофана, гласит, что имп. Никифор I во время охоты открыл в этом месте, неподалеку от языческого святилища Сатира, каменную плиту на колонне с надписью: «Это алтарь восходящего (τοῦ ἀνατέλλοντος) архистратига Михаила, воздвиг же его апостол Андрей» (Theoph. Contin. I 10). Туда И. перенес с о-ва Плати тело своего отца. После землетрясения 9 янв. 869 г. в К-поле по инициативе И. в мон-ре св. Анина состоялось торжественное открытие мощей 10 Константинопольских мучеников, пострадавших при снятии имп. Львом III иконы Христа с ворот Халка в 726 г. В одной из рукописей хроники Георгия Кедрина сообщается, что И. побудил имп. Василия I украсить росписями ц. Сергия и Вакха в К-поле (Cedrenus G. Comp. hist. 1839. Vol. 2. P. 238). Эти мероприятия, очевидно, можно рассматривать в русле антииконоборческой политики, следование к-рой делало И. преемником по отношению как к Мефодию, так и к Фотию.
Прославление И., видимо, состоялось практически сразу после его кончины. Память И. упоминается в Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.), и при этом И.- последний по времени святой, указанный в этом тексте (см. Mateos. Typicon. P. 76). Автор Жития И. Никита Давид Пафлагон сообщает о чудесах, происходивших при совершении И. Божественной литургии: просфора светилась небесным огнем, а над престолом виделся висящий в воздухе крест, колыхавшийся при возвышении хлеба. После кончины святителя 2 женщины, прикоснувшись к его гробу, избавились от бесов. И. был погребен в мон-ре Сатира. Житие рассказывает о посмертных чудесах И., таких как исцеление парализованного ребенка, эпилептика, человека, страдавшего болезнью живота, женщины, не имевшей молока, бесплодной и др. Стратигу Мусилику, призвавшему святого на поле битвы, И., явившись, даровал победу над врагами. Чудотворная сила приписывалась, в частности, кандалам, в к-рые И. был в свое время закован.
В научной лит-ре часто противопоставляют И., защитника консервативных монашеских ценностей, с подозрением относившегося к мирским наукам, и свт. Фотия, сторонника светской образованности, уделявшего первостепенное внимание возрождению античного наследия. В действительности И., как сын императора, несомненно, получил наилучшее для своего времени светское образование. Собственные высказывания И., к-рые подтверждали бы его враждебность «внешней» учености, неизвестны, хотя, учитывая сохранность корпуса сочинений, направленных против Фотия - т. н. «Антифотианской коллекции»,- можно было бы ожидать, что они дошли бы до нашего времени в ее составе. Суждения о каком-то особом моральном ригоризме И. выносятся на основании описанной выше истории с Вардой, имевшей явную политическую подоплеку. Поэтому подобного рода выводы, как правило базирующиеся на полемических преувеличениях враждебных Фотию источников, представляются малообоснованными.
Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 76) 23 окт. без богослужебного последования. В Типиконах студийской традиции, ранних редакциях Иерусалимского устава, первопечатных Типиконах, а также в совр. богослужебных книгах И. не упоминается, однако по рукописям известны нек-рые посвященные ему песнопения: канон авторства Иосифа, 1-го гласа, с акростихом Τὸν κλεινὸν ᾿Ιγνάτιον ὑμνῶ προφρόνως. ᾿Ιωσήφ (Cлавного Игнатия воспою всей душой. Иосиф), ирмос: Σοῦ ἡ τροπαιοῦχος δεξιὰ̇ ( ), нач.: Ταῖς ὑπερκοσμίοις ἀστραπαῖς (Небесными сияниями) (AHG. T. 2. P. 274-283); канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇ ( ), нач.: ῾Ο μόνος ὡς ποιητὴς κα Κύριος (Один как творец и Господь) (Ταμεῖον. Σ. 64); седален (AHG. T. 2. P. 276).