[греч. Κῦρος], свт. (пам. визант. 7 янв., пам. греч. 8 янв.), патриарх К-польский (сент. 705 - дек. 711). По исчислению патриарха К-польского Никифора I, К. был 70-м епископом К-польским начиная с ап. от 70 Стахия и занимал кафедру во время повторного правления имп. Юстиниана II (705-711). К. был монахом и пресвитером из Амастриды (ныне Амасра) в Пафлагонии на малоазийском побережье Чёрного м. Патриарх Никифор и прп. Феофан Исповедник уточняют, что он жил на острове (вероятно, речь идет о совр. о-ве Тавшан: Belke K. Paphlagonien und Honorias. W., 1996. S. 162) и был «затворником». Латинские авторы (Беда Достопочтенный, Павел Диакон) называют К. «abbas». Плохо сохранившиеся монастырские постройки на о-ве Тавшан могут относиться к мон-рю, настоятелем которого был К. (Idem. S. 168; Ruggieri. 1991. P. 233; Brubaker, Haldon. 2001. P. 12).
Все источники единодушны в сообщении, что К. получил патриаршую кафедру от имп. Юстиниана II в благодарность за то, что предсказал ему возвращение к власти. Их встреча произошла в 695 г., когда свергнутый Леонтием (695-698) Юстиниан II был отправлен в ссылку в Херсонес. Традиц. путь из К-поля в Херсонес проходил вдоль малоазийского побережья Чёрного м. через Амастриду до Синопы (ныне Синоп), а оттуда открытым морем в Таврику (ныне Крым). После возвращения к власти Юстиниан II низложил патриарха Каллиника I, причастного к его свержению в 695 г., ослепил его и отправил в изгнание в Рим, а на К-польскую кафедру призвал К.
Вместе с императором К. стремился преодолеть раскол с Римом, возникший из-за отказа папы Сергия I (687-701) принять постановления Трулльского Собора (691-692), поскольку ряд его правил открыто осуждал принятую в Римской Церкви практику. Последний раз император в ультимативной форме пытался заставить признать решения Собора папу Иоанна VII, после этого он перешел к политике переговоров, и в окт. 710 г. в К-поль был приглашен папа Константин I. Liber Pontificalis в подробностях описывает обстоятельства его путешествия и пышный прием, оказанный ему весной 711 г. в пригороде столицы Евдоме. Навстречу папскому кортежу вышли 2 торжественные процессии: одну возглавлял малолетний сын и соправитель имп. Юстиниана Тиверий, с ним шествовали придворные, патрикии и члены синклита; вторую - К. с клиром. Однако об участии К. в дальнейших переговорах в Liber Pontificalis сведений нет.
Арм. историк VIII в. вардапет Гевонд упоминает, что К. отлучил арм. князя, патрикия и куропалата Смбата Багратуни за то, что тот из-за ссоры с имп. Юстинианом II разграбил г. Фасис (ныне Поти), похитив в т. ч. и церковную утварь. Это отлучение, произнесенное в 711 г. (RegPatr, N 319), должно было зачитываться каждый год на Пасху; Гевонд сообщает, что греки делают так «до сего дня».
Патриаршество К. закончилось вместе с правлением имп. Юстиниана II. После казни императора и его малолетнего сына и захвата К-поля Филиппиком Варданом (711-713) К. был низложен и, согласно визант. авторам, отправлен в мон-рь Хора. Беда Достопочтенный и Павел Диакон, однако, указывают, что К. был возвращен в свой мон-рь в Амастриде. Преемником К. стал Иоанн VI, к-рому новый император поручил восстановление монофелитства. Его действия привели к очередному разрыву с Римом, недолгое примирение, достигнутое К., было нарушено. После смерти Иоанна VI патриархом стал митрополит Кизический свт. Герман I (715-730). Вопрос о восстановлении на кафедре К. не поднимался, это дает основание предполагать, что к 715 г. его уже не было в живых.
В различных списках визант. синаксарей память К. указана под 7 или под 8 янв. Согласно Типикону Великой ц., собор (синаксис) совершается в мон-ре Хора и в Великой ц. в ближайшее к 7 янв. воскресенье; служба повторяет чинопоследование 2 сент. в честь свт. Иоанна IV Постника (Mateos. Typicon. T. 1. P. 190-191). В Хронике Георгия Амартола (IX в.) и у некоторых позднейших авторов, зависимых от нее (Михаил Глика, XII в.), К. носит имя Кириак (Κυριακός).