Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИПРАРИ
26, С. 230-231 опубликовано: 9 февраля 2016г.


ИПРАРИ

[груз. იფრარი] (XI в.), ц. во имя Архангелов (Тарнгзел) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположена на окраине одноименного села в Сванети (Местийский муниципалитет, Сев.-Зап. Грузия), на правом берегу р. Ингури. Принадлежит общине с. Кала.

Архитектура

И. выстроена на кладбище. Это небольшое прямоугольное сооружение (4,75×2,6 кв. м) зального типа, характерное для сванской архитектуры. С вост. стороны строение завершено апсидой. В качестве строительного материала использованы хорошо тесанные квадры ширими (водяного туфа) желтоватого цвета. Фасады И. простые, без декоративных акцентов. Единственный вход расположен с запада. Интерьер освещен 2 окнами - в апсиде и над входом. В толще стены по обеим сторонам алтарного окна вырезаны прямоугольные ниши. Алтарь отделен от зального пространства каменной алтарной преградой, которая открывается 3 арочными пролетами. Стены церкви гладкие, без архитектурных деталей; для подпружной и триумфальной арок на продольных стенах использованы кронштейны. В алтаре под окном помещен каменный престол. В интерьере церкви сохранились процарапанные поминальные граффити. Часть из них датируют периодом до росписи церкви (1096), другие надписи относят к кон. XI-XV в. (Силогава. 1988. С. 264-274).

Роспись

Крещение Господне. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер Тевдоре
Крещение Господне. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер Тевдоре

Крещение Господне. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер Тевдоре
И., непримечательная в архитектурном отношении, отличается богатством и высоким уровнем исполнения росписи. Интерьер был выполнен царским худож. Тевдоре (Феодором) в 1096 г. по заказу общины, что явствует из надписи на антаблементе алтарной преграды: «Именем Божиим расписана и украшена эта святая церковь в моление всех [жителей] этого ущелья, больших и малых, их детей и потомков и за души усопших их. Святые архангелы, помилуйте в обеих жизнях, аминь. Расписана и украшена в годы от сотворения [мира] 7600, в хороникон 316, рукой Тевдоре, царского художника. Святые архангелы, помилуйте [его]» (Он же. 1977. С. 80). Тевдоре выполнил роспись также 2 др. храмов Сванети: ц. Лагурка во имя мч. Квирике близ с. Хе (1111) и ц. Накипари во имя вмч. Георгия (1130); роспись И. наиболее ранняя из них. Изучение творчества Тевдоре тесно связано с художественной школой Сванети, исследователи считают, что он местного происхождения (Аладашвили, Вольская. 1967. С. 33).

Тевдоре расположил изображения в строгом соответствии с архитектурой интерьера; орнаментальные мотивы использованы для выделения композиций, а также выполняют функцию организующих роспись элементов. Роспись апсиды лаконична, отличается симметрией. В конхе апсиды в верхнем регистре представлен поясной 3-фигурный Деисус, в нижнем регистре расположен 4-фигурный святительский ряд, который фланкируют изображения 2 подсвечников с горящими свечами.

Вмч. Феодор Стратилат. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер Тевдоре
Вмч. Феодор Стратилат. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер Тевдоре

Вмч. Феодор Стратилат. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер Тевдоре

Алтарная преграда также была расписана: здесь изображены поясные фигуры мч. Квирике, мч. Иулитты, вмч. Димитрия Солунского и архидиак. первомч. Стефана. В нижней левой части сохранились фрагменты орнамента, состоящего в основном из больших круглых медальонов. Похожие мотивы встречаются в орнаментах дорогих тканей того времени.

Роспись стен и свода также представлена в 2 регистрах. На сев. стене, в зап. части свода изображена сцена «Крещение Господне», в вост. части - фигура арх. Михаила. В нижнем регистре - конная фигура вмч. Георгия, рядом - арх. Михаил и коленопреклоненный перед ним Иисус Навин. В зап. части свода юж. стены представлена композиция «Рождество Христово», в восточной - арх. Гавриил; в нижнем регистре изображены вмч. Феодор Стратилат на коне, образ Богородицы «Никопея», прав. Анна. В верхнем регистре зап. стены находится сцена «Благовещение», внизу, по обеим сторонам входа, расположены изображения великомучениц Варвары и Екатерины.

В росписи И. нашел отражение монументальный стиль, характерный для стенной живописи Грузии ХI в. Тевдоре, расписывая храмы малых размеров, ограничивался небольшим числом сцен и фигур. В отличие от образцов более ранней живописи, где использовался ковровый принцип расположения сцен, Тевдоре строил законченные композиции и структурировал их. Выбор изображений, распределение по стенам и композиционное решение придают ансамблю завершенность (Аладашвили и др. 1983. С. 51-52). Гармония цвета достигается ритмичным распределением зеленого, красновато-коричневого и серого. К этой сдержанной гамме добавляется ярко-бирюзовый цвет для фона в композиции конхи. Художник использовал неск. орнаментальных мотивов: наложенные друг на друга листья дуба (мотив характерен для XI-XII вв.), волнообразный побег виноградной лозы и городчатый мотив (встречаются в груз. монументальной живописи на протяжении всего периода ее развития) (Там же. С. 36).

Юж. фасад И., обращенный в сторону села, был полностью покрыт росписью, датируемой ХII в. и исполненной, очевидно, провинциальным мастером (Аладашвили, Вольская. 1987. С. 106). Вероятно, живопись юж. фасада была рассчитана на восприятие с большого расстояния. Роспись занимает 2 регистра стены, разделенные полосой орнамента «гармошка». В верхнем регистре, начинающемся под карнизом, помещен поясной 7-фигурный Деисус. Сохранились изображения Иисуса Христа, Пресв. Богородицы и архангела. Каждая фигура была обрамлена прямоугольниками серого и коричневого оттенков, расположенными в шахматном порядке: подобный тип обрамления характерен для сванской школы иконописи, он часто встречается на сванских иконах. Тесная взаимосвязь стенной росписи со станковой живописью типична для Сванети. Во 2-м регистре была расположена сцена охоты вмч. Евстафия Плакиды (утрачена) (Там же. С. 104).

Святыни

Арх. Михаил. Икона. XII–XIII вв. (ц. Архангелов в Ипрари)
Арх. Михаил. Икона. XII–XIII вв. (ц. Архангелов в Ипрари)

Арх. Михаил. Икона. XII–XIII вв. (ц. Архангелов в Ипрари)
В 1910 г. прав. Евфимий Такаишвили, путешествуя по Сванети, описал нек-рые храмы и их утварь. В И., по его данным, хранилось 12 ценных предметов, среди к-рых - чеканные иконы Спасителя и вмч. Георгия (XVII-XVIII вв.) (Такаишвили. 1937. С. 208).

Прав. Евфимий описал 3-створчатый живописный складень (не сохр.). В центре изображена Пресв. Богородица с Младенцем, справа от Нее помещена фигура ктитора, подписанная «Давид». На створках складня находятся фигуры св. Иоанна Предтечи и ап. Иоанна Богослова. Давид и его супруга Гванца упоминаются в надписи на оборотной стороне иконы. Прав. Евфимий отождествил ктитора с груз. царем Давидом V, сыном груз. царя Георгия IV Лаши. Гванца, дочь Рачинского эристава Кахабери, в 1252 г. стала 2-й женой царя, в 1263 г. скончалась. На основании этих данных прав. Евфимий предположил, что икона могла быть написана не ранее 1252 г. и не позднее 1263 г. (Там же).

В иконостасе И. сохранились живописная поясная икона арх. Михаила и Деисус. Образ архангела (73×50 см) датируется с большой долей вероятности XII-XIII вв. Экспрессивность изображению придают широко раскрытые глаза архангела, декоративные детали (искусно обработанная драпировка). Для обрамления использованы прямоугольники неск. оттенков, расположенные в шахматном порядке (Алибегашвили. 1978. С. 169-170). Деисус написан на 2 досках: на одной помещены фигуры Иисуса Христа и св. Иоанна Предтечи, на другой - фигура Пресв. Богородицы. Графический характер исполнения, овал лица, своеобразная проработка глаз и т. д. указывают на исполнение иконы в XII-XIII вв. и на тесную связь с др. иконами местного происхождения того же периода (Кения, Аладашвили. 2000. С. 46).

Лит.: Бакрадзе Д. З. Сванетия // Зап. Кавк. отд-ния РГО. Тифлис, 1864. Кн. 6. С. 114-115; Уварова П. С. Поездка в Пшавию, Хевсуретию и Сванетию // МАК. 1904. Вып. 10. С. 76, 78, 120, 169-170; Такаишвили Е. Археологическая экспедиция в Лечхум-Сванети. П., 1937. С. 208 (на груз. яз.); Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 134-135; Чубинашвили Г. Грузинское чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 315, 354, 405, 529; Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 231; Аладашвили Н., Алибегашвили Г., Вольская А. Росписи художника Тевдоре в Верхней Сванетии. Тбилиси, 1966; они же. Живописная школа Сванети. Тбилиси, 1983. С. 30-31, 33, 51-52; Аладашвили Н., Вольская А. Памятники стенной росписи Верхней Сванети // Дзеглис мегобари (Друзья пам-ков архитектуры). Тбилиси, 1967. № 9. С. 30-35 (на груз. яз.); они же. Фасадные росписи Верхней Сванети (X-XVII вв.) // Ars Georgica. Тбилиси, 1987. Вып. 9а. С. 94-120; Силогава В. Фресковые надписи ктиторов в Верхней Сванети // Сванети: Мат-лы для изучения материальной и духовной культуры. Тбилиси, 1977. Т. 1. С. 52-57, 80 (на груз. яз.); он же. Письменные памятники Сванети (X-XVIII вв.). Тбилиси, 1988. Т. 2: Эпиграфические памятники. С. 264-274 (на груз. яз.); Алибегашвили Г. Памятники средневек. станковой живописи из Верхней Сванетии // Средневековое искусство: Русь, Грузия. М., 1978. С. 169-170, 174; Кения Р., Аладашвили Н. Верхняя Сванети. Тбилиси, 2000. С. 44-46 (на груз. яз.); Кения М. К вопросу слова и изображения в груз. росписи: На примере Ипрари // Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тбилиси, 2003. Вып. 4/5. С. 147-168 (на груз. яз.); Духовное сокровище Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 1. С. 181 (на груз. яз.).
Н. Читишвили
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Грузия) Памятники церковной архитектуры. Грузия Ипрари (XI в.), церковь во имя Архангелов (Тарнгзел) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви
См.также:
ДРАНДА с. в Гульрипшском р-не Абхазии, в 23 км к юго-востоку от Сухуми
ИПХИ (X в.), ц. во имя вмч. Георгия (Джграаг) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви
АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Грузинская Православная Церковь)
АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии)
АНТИОХИЯ ц. в Грузии - см. Мцхета
АНЧИСХАТИ древнейш. храм Тбилиси (нач. VI в.), освящ. в честь Рождества Пресвятой Богородицы