Алексеевич Мечёв (17.03.1859, Москва - 22.06.1923, Верея), св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых), прот., московский старец (см. Старчество). Род. в семье регента кафедрального чудовского хора А. И. Мечёва, к-рый в детстве был чудесно спасен от смерти свт. Филаретом (Дроздовым), митр. Московским и Коломенским. Благодатная помощь свт. Филарета была явлена также при рождении А. Роды были трудные, и жизни матери и ребенка оказались в опасности. В большом горе А. И. Мечёв поехал помолиться в Алексеевский (см. московский во имя Алексия, человека Божия мон-рь), где по случаю престольного праздника служил митр. Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?» - спросил он. «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением. «Помолимся вместе... Бог милостив, все будет хорошо,- сказал он; потом подал ему просфору со словами: - Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия». Алексей Иванович отстоял литургию и поехал домой. В дверях его встретили радостной вестью: родился мальчик.
По окончании Заиконоспасского уч-ща и Московской ДС А. был 14 окт. 1880 г. определен псаломщиком Знаменской ц. Пречистенского сорока на Знаменке. В 1884 г. женился на дочери псаломщика А. П. Молчановой и в том же году, 18 нояб., был рукоположен Мисаилом (Крыловым), еп. Можайским, во диакона. 19 марта 1893 г. А. был рукоположен еп. Нестором (Метаниевым), управляющим московским Новоспасским мон-рем, во священника к Николаевской в Клённиках ц. Сретенского сорока на Маросейке. Это был один из самых маленьких и бедных приходов в Москве. «Восемь лет я служил каждый день литургию при пустом храме»,- рассказывал А. Лишь на девятый год народ пошел в храм. Одновременно со служением в храме А. вел работу в Об-ве народного чтения, посещал тюрьмы.
29 авг. 1902 г., в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, скончалась жена А. Он был безутешен до тех пор, пока духовные чада не устроили его встречу с о. Иоанном Кронштадтским. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» - спросил А., когда вошел о. Иоанн. «Не горе твое я пришел разделить, а радость,- ответил о. Иоанн,- тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь - нет на свете горя больше твоего... а ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Сказанное А. принял как возложенное на него послушание старчества, к к-рому он был подготовлен многими годами подвижнической жизни. «Пастырь должен разгружать чужую скорбь и горе»,- учил он впосл., опираясь на опыт своей жизни. Духовно близкими к А. были современные ему оптинские подвижники - иеросхим. прп. Анатолий (Потапов) и скитоначальник схиигум. Феодосий. Они изумлялись подвигу московского старца «во граде, яко в пустыни». Прп. Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к А. Старец Нектарий (Тихонов) говорил: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексей».
Ранее пустая ц. свт. Николая стала переполняться богомольцами, среди к-рых появились представители интеллигенции (профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, артисты, философы) и студенческая молодежь, к-рой А. уделял особое внимание. В нижнем, жилом, этаже храма А. открыл начальную церковноприходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. В течение 13 лет А. преподавал Закон Божий в частной жен. гимназии Е. В. Винклер. А. благословил на писание икон свою духовную дочь Марию, пришедшую к нему в храм девочкой-подростком вскоре после смерти отца, свящ. и худож. Н. А. Соколова. Впосл. она стала замечательным иконописцем, приняла монашество с именем Иулиания, основала при МДА иконописный кружок, из к-рого выросла иконописная школа.
Высоко оценивал пастырскую деятельность А. наместник Чудова мон-ря архим. Арсений (Жадановский, с 1914 еп. Серпуховской). В 1920 г. Святейший Патриарх Тихон (Белавин) наградил А. крестом с украшением. Патриарх Тихон при хиротонии всегда учитывал отзыв А. о кандидатах в священники и предложил А. взять на себя труд по объединению московского духовенства. Собрания духовенства проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены. Дважды А. вызывали в ОГПУ (в кон. 1922 и 30 марта 1923) и запрещали принимать народ. Во второй раз беседа была недолгой, т. к. старец был тяжело болен.
Старец скончался в Верее, гроб с его телом был доставлен в родной храм свт. Николая в Клённиках 27 июня 1923 г. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы во главе со своими пастырями приходили петь панихиды и прощаться с почившим. Чтобы дать возможность всем пришедшим помолиться, служили вечером 2 заупокойные всенощные, одну в церкви и др.- во дворе. Литургию и отпевание совершил во главе сонма духовенства архиеп. Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова мон-ря. Незадолго до смерти А. написал архиеп. Феодору письмо, прося его об этом. Владыка Феодор находился тогда в тюрьме, но 20 июня был освобожден и смог исполнить желание А. Всю дорогу до кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить А. в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова А.: «Когда я умру - всем будет радость». Литию служил архим. Анемподист. Святейший Патриарх благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.
А. просил своих духовных чад приходить к нему на могилу со всеми своими трудностями, бедами, нуждами, и многие шли к нему на кладбище. В связи с его закрытием 28 сент. 1933 г. останки А. и его жены были перенесены на кладбище «Введенские горы», называемое «Немецким». Еп. Стефан (Никитин), участвовавший в перенесении мощей, рассказывал, что тело А. было в ту пору нетленным. Все последующие десятилетия могила А. была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой.
За свою не очень долгую священническую жизнь А. создал удивительную духовную общину в миру. Сам А. и его община, впосл. возглавленная его сыном - свящ. Сергием Мечёвым, привлекли и объединили многих замечательных людей - священников и мирян. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христ. жизни, к-рой научал старец. А. обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворений, многократно засвидетельствованных современниками. А. прославлен Архиерейским Собором 2000 г.