Иванович Восторгов (20.01.1864, ст-ца Кавказская Кубанской обл.- 5.09.1918, Москва), сщмч. (пам. 23 авг., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), митрофорный прот., миссионер, церковный и политический деятель. Сын священника. В марте 1868 г. семья Восторговых переехала в ст-цу Новоалександровскую (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). По окончании в 1887 г. со званием студента Ставропольской ДС назначен надзирателем Ставропольского ДУ, затем определен там же на должность учителя рус. и церковнослав. языков.
1 авг. 1889 г. рукоположен Ставропольским еп. Владимиром (Петровым) во диакона, 6 авг.- во иерея ко храму во имя арх. Михаила пос. Кирпильского. В отдаленном приходе в основном проживали старообрядцы, почти 100 лет здесь не было православного священника, причта, здания церкви. За год служения И. выстроил храм и обеспечил его утварью, на собственные деньги он открыл церковноприходскую школу. Вернул к церковному общению более 100 чел. старообрядцев, основал приходское об-во трезвости. 12 мая 1890 г. назначен наблюдателем церковных школ 12-го окр. Кубанской обл. 15 сент. того же года переведен на должность законоучителя Ставропольской мужской гимназии, где был также классным наставником, секретарем педагогического совета, преподавателем русского языка. Одновременно с 21 авг. 1891 г. являлся настоятелем гимназической церкви. В 1893 г. избран членом совета епархиального жен. училища, а вскоре стал и членом правления ДС.
29 сент. 1894 г. переведен законоучителем в гимназию г. Елизаветполя (ныне Гянджа, Азербайджан), был классным наставником, преподавателем рус. языка и чистописания; с 7 сент. 1895 г. член Елизаветпольского отд-ния Грузинского епархиального училищного совета. 17 июля 1897 г. переведен в Тифлис законоучителем и настоятелем Свято-Ольговской домовой ц. 1-й жен. гимназии вел. кнг. Ольги Федоровны, с 20 авг. 1898 г. преподаватель Закона Божия в 1-й тифлисской муж. классической гимназии. В Тифлисе включился в активную миссионерскую деятельность под рук. Карталинского и Кахетинского архиеп., экзарха Грузии сщмч. Владимира (Богоявленского; впосл. митрополит) и сменившего его архиеп. Флавиана (Городецкого; впосл. митрополит). В 1900 г. зав. 8 новооткрытыми церковноприходскими миссионерскими школами («что в Куках»). Среди 500 учеников были и дети сектантов, о которых И. писал: «Пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью». В обучении грузинских детей использовал «немой метод» погружения в русскоязычную среду. В мае 1900 г. при активном участии И. в Тифлисе был открыт отдел Об-ва ревнителей русского исторического просвещения в память имп. Александра III. С 7 нояб. того же года временно возглавлял приход и заведовал школой при 1-й миссионерской Покровской ц. Тифлиса. Определением Святейшего Синода от 8-22 дек. 1900 г. И. был освобожден от должностей законоучителя и зав. школами и назначен епархиальным наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты с возведением в сан протоиерея (6 янв. 1901). Кроме того, И. заведовал учебной частью 4-классной жен. школы при мцхетском Самтаврском жен. мон-ре, был редактором «Духовного вестника Грузинского Экзархата», входил в Совет Об-ва восстановления православного христианства на Кавказе. Указом Синода от 3-21 авг. 1901 г. назначен окружным наблюдателем церковных школ Экзархата. С 10 апр. 1902 г. член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, 11 нояб. того же года избран гласным Тифлисской городской думы от духовного ведомства. В 1903 г. избран секретарем Тифлисского отдела Императорского Православного Палестинского об-ва (ИППО).
В авг. 1901 г. И. был командирован в Урмию (Сев.-Зап. Иран) для обозрения дел Урмийской духовной миссии и ревизии состоявших при ней школ. В результате деятельности И. сиро-халдейские епископы Илия, Иоанн и Мариан изъявили желание присоединиться к РПЦ. В дек. 1904 г. И. был направлен в Ставропольскую и Владикавказскую епархии для проверки работы инородческих церковноприходских школ. В авг. 1905 г. направлен в Иркутскую, Забайкальскую и Приамурскую епархии для ознакомления с нуждами церковных школ и духовно-учебных заведений. В дальнейшем командировки по поручениям высших церковных властей с инспекционными и организационными целями становятся для И. регулярными. Он стал известен как «всероссийский миссионер», особенно много сделавший для организации церковной жизни и духовного просвещения переселенцев в окраинные регионы страны.
25 янв. 1906 г. по инициативе Московского митр. Владимира (Богоявленского) указом Синода И. был переведен в Московскую епархию и назначен на должность проповедника-миссионера. 5 апр. того же года включен в редакционную комиссию «Московских ЕВ», с 29 июня и. о. редактора. 1 июня назначен членом Предсоборного присутствия. С 16 авг. сверхштатный член Училищного совета при Синоде с оставлением должностных обязанностей в учреждениях Московской епархии. 25 авг. того же года Московским митр. Владимиром назначен членом Всероссийского православного миссионерского об-ва. Также являлся членом Совета Петра митрополита братства. В авг. 1907 г. участвовал в миссионерском съезде в Н. Новгороде, после к-рого был командирован с проверкой миссионерской деятельности в городах центральных, поволжских и юж. епархий. Посетил Тверь, Рязань, Тамбов, Воронеж, Ярославль, Вологду, Вятку, Калугу, Казань, Ставрополь, Харьков, Тулу, Орёл и др. города. В приватном порядке получил указания собрать данные о настроениях духовенства в епархиях в связи с приближавшимися выборами в Гос. думу. В ходе поездки И. регулярно составлял письма-отчеты на имя обер-прокурора П. П. Извольского.
29 окт. 1907 г. И. был назначен окружным наблюдателем церковных школ поволжских епархий и синодальным проповедником-миссионером, за ним сохранялась должность члена Училищного совета. И. был освобожден от должности московского проповедника-миссионера и причислен к ц. Св. отцов семи Вселенских Соборов при Синоде. В нояб. направлен по делам церковных школ в Подольскую, Ставропольскую и Туркестанскую епархии. В нач. 1908 г. по высочайшему повелению совершил поездку в сибир. епархии, чтобы «наметить главнейшие пункты, в которых требуется немедленное содействие Церкви религиозным нуждам населения». В ходе этой командировки И. участвовал в обретении и освидетельствовании мощей свт. Софрония (Кристалевского), еп. Иркутского.
В июле 1908 г. выступил на IV Всероссийском миссионерском съезде в Киеве с докладами об опасности сектантства и о необходимости борьбы с пропагандой социализма, он считал эту деятельность одной из главных задач духовенства. В докладе говорил о том, что вероисповедные вопросы не должны рассматриваться Гос. думой, их можно решать только церковным собором или Синодом с последующим утверждением императором. В марте 1909 г. он посетил 8 переселенческих сибир. и дальневост. епархий с проверкой духовных семинарий и епархиальных духовных уч-щ; др. его задачей было определить: возможно ли открытие новых приходов и школ. Синод также поручил И. изучить состояния дел в Пекинской духовной миссии и уладить разногласия между Пекинской миссией и Владивостокской епархией по поводу управления приходами Сев. Маньчжурии. Кроме того, И. должен был ознакомиться с состоянием рус. духовных миссий в Корее и Японии. 9 сент. 1909 г. И. был назначен Синодом настоятелем Князь-Владимирской ц. при Московском епархиальном доме, членом Московского духовно-цензурного комитета.
И. предложил организовать пастырско-миссионерские курсы для подготовки священников и учителей переселенческих приходов, издавал методические пособия для обучения слушателей. Первые пастырские курсы были организованы в Москве, занятия проводились с окт. 1909 по февр. 1910 г. Обучение на курсах велось по оригинальной методике, по которой предполагалось участие слушателей в пастырской практике. Программа включала посещение лекций, участие в богослужениях, произнесение проповедей, беседы с сектантами, паломнические поездки. Десятки слушателей, окончивших курсы, приняли священный сан и были направлены в отдаленные епархии Русской Церкви. И. видел в пастырских курсах путь к возрождению церковной жизни: «Надо собирать чад Церкви, скреплять их, единить пасомых, вооружать духовным оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисполнителями, не формальными лекторами-проповедниками с церковной кафедры, а будем стоять в центре живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными,- и тогда посрамится всякое сектантство».
В 1910 г. И. совершил инспекторские поездки в Ср. Азию для изучения духовных нужд переселенцев, в Сибирь - в связи с возможностью учреждения новых, в т. ч. миссионерских, мон-рей. Принял участие в миссионерском съезде в Иркутске, организовал в Харбине братство Воскресения Христова при Свято-Николаевском соборе, к-рое должно было заботиться о сохранности могил русских воинов, павших в русско-япон. войне. После возвращения участвовал в организации новых курсов духовного образования. 5 окт. назначен Московским митр. Владимиром зав. московскими Высшими богословскими курсами для женщин на базе частного кружка под рук. кнг. С. А. Голицыной. В нояб. того же года назначен зав. Московскими епархиальными миссионерскими курсами. Был известен как организатор большого числа подобных курсов, к-рые открывались даже в отдельных приходах.
В янв. 1911 г. был командирован в Италию для покупки в г. Бари участка под строительство правосл. храма и странноприимного дома для паломников, приезжавших из России поклониться мощам свт. и чудотворца Николая. В апр. того же года совершил очередную инспекционную поездку в поволжские, уральские, сибир. и дальневост. епархии. По возвращении 25 авг. того же года был уволен от церкви при Московском епархиальном доме и снова приписан к синодальному храму Св. отцов семи Вселенских Соборов. Летом 1912 г. И. находился в командировке в епархиях Урала, Сибири, Ср. Азии и Дальн. Востока. Он должен был составить заключение о возможности разграничения епархий, открытия новых переселенческих приходов и духовных уч-щ. И. провел занятия на пастырско-миссионерских курсах в Хабаровске, Тобольске и Ташкенте. В нояб.-дек. того же года организовал в Москве очередные епархиальные курсы для священнослужителей, по окончании которых был вновь командирован Синодом в дальневост. и сибирские епархии для «обзора миссионерского дела в Сибири и составления плана открытия новых переселенческих приходов и церковно-школьного строительства». Во время командировки организовывал пастырские курсы в епархиях Сибири. В 1913 г. ревизовал церковноприходские и миссионерские школы в Поволжье и на Урале, затем был отправлен для сбора сведений о положении миссионерского дела в Монголии, после чего ревизовал церковные школы Оренбургской губ., Уральской обл. и Туркестанского края.
И. был умеренным консерватором, поддерживал политику главы российского правительства П. А. Столыпина, особенно активно - по переселенческому вопросу. Неоднократно подвергал критике либеральные и социалистические идеи. Являлся убежденным монархистом. По благословению митр. Владимира стал одним из организаторов монархического движения в Москве. Был участником Всероссийских съездов монархических орг-ций («съездов русских людей») в Москве в апр. 1906 г. и в Киеве в сент. того же года. На киевском съезде был избран одним из 3 членов координационного органа монархических орг-ций - Главной управы объединенного русского народа.
После смерти в сентябре 1907 г. В. А. Грингмута возглавил созданную им Русскую монархическую партию (РМП), а также Русское монархическое собрание. Вскоре РМП вошла в состав Союза русского народа (СРН), председатель которого А. И. Дубровин был враждебно настроен по отношению к И., подозревая его в желании занять пост руководителя СРН. В связи с конфликтом внутри монархического движения И. был отстранен от руководящих должностей в московском отделе СРН, стал жертвой продолжавшейся несколько лет клеветнической кампании в печати, организованной правым публицистом Н. Н. Дурново и др. В нояб. 1908 г. избран почетным председателем отделившегося от Главного совета СРН Московского СРН (в дальнейшем Русский монархический союз (РМС)). В марте 1909 г. исключен сторонниками Дубровина из СРН. В дальнейшем И. не оставлял попыток объединить все монархические орг-ции. Выступил инициатором и устроителем объединительного Московского съезда русских людей в сент.-окт. 1909, т. н. Восторговского съезда, в к-ром не приняли участия оппоненты И. Во время миссионерских поездок И. открыл большое число отделов монархических организаций. Поддерживал тесные связи с организованным В. М. Пуришкевичем Русским народным союзом им. Михаила Архангела (РНСМА). Продолжал занимать пост председателя РМС (оставил его в 1913, после издания Синодом указа о запрещении духовенству находиться в руководящих органах политических партий).
31 мая 1913 г. Московским митр. Макарием (Невским) по представлению обер-прокурора Святейшего Синода И. был назначен настоятелем московского Покрова Пресвятой Богородицы на Рву собора (храм Василия Блаженного). Через неск. дней он получил назначение благочинным. В дек. того же года избран заместителем председателя и правителем дел Московского совета благочинных. Ввиду нового назначения И. больше не служил в домовом храме Синода, но был оставлен в должности синодального миссионера-проповедника, окружного наблюдателя церковных школ поволжских и приуральских епархий и членом Училищного совета при Синоде. В янв. 1914 г. И. был избран советом благочинных Москвы в Московскую городскую думу от духовенства с правом голоса, а позднее стал также председателем пастырско-миссионерского кружка духовенства Москвы. В мае того же года был командирован для ревизии церковных школ и органов церковно-школьного управления в Ставропольскую губ. и Кубанскую обл.
В годы первой мировой войны активно участвовал в благотворительном служении Церкви, связанном с военными нуждами. 8 авг. 1914 г. был избран председателем военно-благотворительной комиссии московского духовенства. Спустя некоторое время также стал членом Комиссии для удовлетворения духовно-религ. нужд больных и раненых воинов в московских лазаретах и воинов, находившихся в казармах Москвы. В янв. 1915 г. И. был командирован в действующую армию для поднесения от московского духовенства иконы Верховному главнокомандующему вел. кн. Николаю Николаевичу, а также для раздачи воинам теплой одежды и религ. лит-ры. С авг. 1915 г. заведовал Комиссией московского духовенства о военных нуждах и Московским епархиальным комитетом попечения о нуждах беженцев. В том же году был избран на должность правителя дел Всероссийского миссионерского об-ва, утвержден в звании председателя Московского столичного совета благочинных. Летом-осенью 1915 г. посетил ряд подмосковных мон-рей для изучения возможности размещения там раненых и больных солдат и беженцев.
В том же году И. был избран членом Гос. совета, однако Синод не утвердил избрания. После кончины супруги в янв. 1915 г. И. все чаще выражал желание принять монашеский постриг. 22 апр. 1916 г. митр. Макарий, высоко оценивавший деятельность И., предложил Синоду возвести его по принятии монашества в сан епископа, викария Московской епархии, с целью объединения в митрополии всего миссионерского дела, но решение не было принято во многом из-за вновь развернувшейся клеветнической кампании против И. В мае 1916 г. отправился в последнюю длительную поездку по сибир., среднеазиат. и дальневост. епархиям, а также в Монголию «для выяснения духовных нужд русских переселенцев, для обозрения миссионерского дела и открытия новых монастырей». В ходе поездки участвовал в офиц. торжествах в связи с прославлением свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского.
Не только сподвижники И., но и недоброжелатели признавали его ум, талант писателя и оратора, организаторские способности. Прав. Иоанн Кронштадтский, по воспоминаниям одной из его духовных дочерей, «похвалил священника Восторгова, сказав, что это дивный человек, обладающий необыкновенным красноречием, что это Златоуст, что он может великую пользу принести России». И. был знаком с прав. Иоанном и неск. раз встречался с ним. И. обладал выдающимся даром проповедника, отличался кристальной ясностью мысли, красотой выразительного слога, удивительной цельностью духовно-нравственного облика, пронизанного духом церковности, чуткостью и отзывчивостью. И. отстаивал незыблемость самодержавия, критиковал социалистическое учение, атеизм, сектантство. Его проповеди имели сильное и благодатное воздействие на современников. Неоднократно выступал с обличением пьянства.
И. был ярким публицистом, издателем и редактором ряда церковных и патриотических газет: «Церковность» (издатель-редактор в 1914), «Московские церковные ведомости (новости)» (редактор в 1906 и 1916), «Патриот» (еженедельная монархическая газета РМС и Русского монархического собрания в Москве; изд. в 1911-1912), «Русская земля»; журналов «Потешный» и «Верность». Летом 1917 г. выпускал еженедельную газ. «Православный Благовестник». Печатался во мн. журналах. Неоднократно издавались сборники поучений И. Большую известность получили работы И., посвященные противопоставлению христианства и социалистических учений: «Христианство и социализм» (1906), «Христианский социализм» (1907), «Противосоциалистический катехизис» (1910), «История социализма» (1912). Вопросам духовного просвещения были посвящены изданные отдельно «Миссионерские поучения» (1912) и «Церковная школа» (1911). С 1913 г. началось с 5-го тома издание Полного собрания сочинений И., в к-рое должны были войти многочисленные проповеди, речи и статьи. В 1913-1916 гг. вышло 5 томов этого собрания; подготовленные к 1917 г. 6-й и 7-й тома не были изданы.
И. награждался палицей (1904), митрой (1906), орденами св. Анны 2-й (1905) и 1-й (1912) степени, св. Владимира 3-й (1909) и 2-й (1916) степени, знаком отличия «за труды по переселению и по земельному устройству за Уралом» (1915). В честь И. было названо неск. населенных пунктов в разных регионах России. Так, в 1913 г. Николаевская вол. Темирского у. Уральской обл. по ходатайству жителей-переселенцев была переименована в Восторговскую, а переселенческий поселок - в Восторговский.
С тревогой И. воспринял сообщения о Февральской революции 1917 г. 7 марта он председательствовал на совещании московских церковных деятелей, где обсуждался вопрос об отношении духовенства к текущим событиям и было принято решение «во имя пастырского и патриотического долга» подчиниться Временному правительству. В адрес революционных властей поступали доносы на И. как на «тайного и убежденного вдохновителя старого строя». От комиссара Временного правительства Москвы требовали уничтожения склада патриотической лит-ры изд-ва «Верность», к-рым заведовал И.
И. участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После окт. 1917 г. выступил решительным противником большевиков, призывал к объединению рус. народа вокруг Церкви. Продолжал служить молебны на Красной пл., проповедовал, не скрывая своих монархических убеждений, обличал богоборческие власти, издавал газ. «Церковность», где публиковал свои статьи о событиях в стране. В связи с январским посланием 1918 г. Патриарха св. Тихона по поводу декрета об отделении Церкви от гос-ва писал, что «крестными ходами, петициями, заявлениями, протестами, постановлениями, всем, что разрешено христианскою совестью, мы можем и обязаны проявлять и осуществлять священную борьбу за веру и Церковь… Пойдем с крестами, иконами, безоружные с молитвами и песнопениями - пусть Каины и Иуды нас убивают. Наступают времена идти на мученичество и страдания». В февр., после получения известия о мученической кончине Киевского митр. Владимира (Богоявленского), выступил на Поместном Соборе с воспоминаниями о нем и комментариями по поводу случившегося: «Народ совершил грех... А грех требует искупления и покаяния. А для искупления прегрешения народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва. А в жертву всегда избираются лучшие, а не худшие. Вот где тайна мученичества старца-митрополита». Собор Василия Блаженного, где служил И., оставался важнейшим центром церковной жизни Москвы, проповеди И. собирали тысячи слушателей.
Активная общественная деятельность И. вызвала беспокойство советских властей. Первоначально против И. выдвигалось обвинение в антисемитизме; как повод использовался молебен, отслуженный И. 3 мая в память мч. Гавриила Белостокского, мощи которого хранились в Покровском соборе. Не доказав обвинения в антисемитизме, власти пытались уличить И. в незаконной попытке продать епархиальное здание, принадлежавшее Всероссийскому миссионерскому об-ву. 30 мая (по др. данным, 2 июня) 1918 г. И. был арестован у себя дома вместе с Селенгинским еп. сщмч. Ефремом (Кузнецовым) и помещен в Бутырскую тюрьму. И. отрицал предъявленные ему обвинения и доказал, что история с продажей епархиального дома - провокация сотрудников ВЧК. Обратился к начальству тюрьмы с просьбой разрешить совершать богослужения в тюремной церкви. Дело, начатое в Московском революционном трибунале против И., не было доведено до суда. 4 сент. И. был во внесудебном порядке приговорен к расстрелу решением Следственной комиссии Революционного трибунала при ВЦИК и казнен на следующий день около Братского воинского кладбища вместе с еп. Ефремом и бывш. высшими гос. чиновниками - председателем Гос. совета И. Г. Щегловитовым, министрами внутренних дел Н. А. Маклаковым и А. Н. Хвостовым, сенатором С. П. Белецким. По преданию, идущий на смерть первым И. после молитвы обратился к приговоренным со словами о вере в милосердие Божие и в скорое возрождение Родины. Погребен в безвестной общей могиле на месте казни. В 1993 г. на территории ц. Всех святых в память о священнослужителях, расстрелянных в районе Братского кладбища, был установлен крест. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.