[сир. ] (Ɨ 570 или 575/6), католикос-патриарх Церкви Востока (552-567). Обучался медицине в Византийской империи, затем практиковал в Нисибине, принял постриг в одном из окрестных монастырей. Арамейский князь, занимавший в Нисибине пост иранского марзпана (наместника), представил его иранскому шаху Хосрову I Ануширвану, который в награду за успешное излечение распорядился совершить поставление И. в архиепископы, а в мае 552 г.- в католикосы-патриархи Церкви Востока.
Хотя епископат с 553 г. требовал, по установившемуся обычаю, созвать Собор для проведения преобразований в Церкви, И. дважды переносил его дату под разными предлогами. Собор состоялся в янв. 554 г. в Селевкии-на-Тигре. Сохранился текст деяний Собора и утвержденных на нем 23 канонов (Chabot. Synod. orient. P. 95-110 (текст), 352-367 (перевод)). Содержание этого корпуса, связанного с именем И., косвенно свидетельствует о растущем давлении иранской государственной власти на жизнь Церкви Востока после смещения предшественника И. Мар Абы I. Введение к своду гласило, что Церковь пребывает в таком состоянии, как будто канонов не существовало вовсе. В 4-м каноне осуждаются сговоры духовенства с мирянами с целью воздействия на избрание епископов. В 7-м каноне католикосу возбраняется принимать к.-л. меры без согласования по меньшей мере с 3 архиереями (выполнение этого правила облегчалось тем, что особые епархиальные престолы имелись даже внутри агломерации Ктесифона - в Дастгерде и Вех-Ардашире, а епископы из более отдаленных областей часто посещали столицу или даже постоянно пребывали там). В 9-м каноне сообщается о притязаниях на епископство священников, опирающихся на могущественных покровителей. В 13-м каноне отмечается засилье в синодах светских лиц, «недостойных даже причастия и церковного мира», которые принимали участие в суде над пресвитерами. Порядку выборов и полномочиям главы Церкви посвящены 14, 15, 18 и 21-й каноны. Исповедание веры, содержащееся в деяниях Собора, весьма близко к халкидонскому, хотя авторы избегают терминов «лицо» и «ипостась».
При И. иран. власть гораздо меньше преследовала христиан, чем при Мар Абе I, в т. ч. в связи с заключением мира с Византией (561). Гонения касались, по-видимому, гл. обр. представителей иран. знати, напр. св. Сиры (скорее всего греч. транскрипция среднеперсид. Ширен), к-рая, отрекшись от маздеизма, претерпела мученичество в февр. 559 г.
По сообщению Иоанна Эфесского (Ioan. Ephes. Hist. eccl. VI 20), в правление Хосрова I при его дворе состоялся диспут о вере между монофизитским еп. Ахудэммехом (епископ с 559; † 575) и несторианским католикосом, к-рым в зависимости от даты этого события мог быть либо И. (Histoires d'Ahoudemmeh et de Marouta / Éd., trad. F. Nau. P., 1909. P. 9-10. (PO; T. 3. Fasc. 1)), либо его преемник Иезекииль. Во время эпидемии бубонной чумы и последовавшего за ней голода в Парсе и во всей державе Сасанидов (50-60-е гг. VI в.) И. проявил особую заботу о христианском погребении покойников.
После 3 лет правления, отмеченных, по словам хронистов, мудрым руководством делами Церкви, в поведении И. произошли перемены. При поддержке влиятельного при дворе великого марзпана Заданфарруха католикос стал открыто нарушать уставы, принимать подношения, брать взятки, проявлять самоуправство в отношении клира, принуждая его утверждать решения, вынесенные без ведома общины. При помощи марзпана Бет-Арамайе он заточил Симеона, еп. Пероз-Шапурского, который, не выдержав тягот и унижений, скончался в патриаршей темнице (почитается несторианами как святой). Михрнарсе, еп. Забского, И. заменил Иезекиилем, вскоре снискавшим милость Хосрова. Однако, когда Мар Малка, еп. Дарабгирдский, добился при посредничестве Иезекииля царского охранного письма, чтобы защитить свою паству от гонений, И., возмущенный тем, что грамота получена без его ведома, пожаловался собранию шахских магов, изъял письмо у Малки и уничтожил его, а затем сместил епископа. Прихожане Парса перестали поминать И. за богослужением и вышли из повиновения ему. Сообщается и о случаях прямого издевательства со стороны И. над просителями из простых верующих. Духовенство и миряне обратились к шаханшаху, к-рый воздержался от вынесения приговора под предлогом уважения к достоинству предстоятеля. В февр. 567 г. выяснилось, что И. ложно обвинил одного христианина в хищении ценностей из царского казнохранилища. После того как И. отверг послания с призывом покаяться, которые восточносирийские архиереи неоднократно отправляли ему, они соборно анафематствовали И. и объявили недействительными совершенные им хиротонии. И. не признал их постановление и продолжал совершать рукоположения и освящать храмы. Согласно анонимному источнику, датируемому ок. 600 г. (Narsai. Hom.), И. в случае лишения его кафедры угрожал уговорить Хосрова закрыть Нисибинскую богословскую школу. Наконец, несторианский клир, прибегнув к ходатайству придворного врача, добился у Хосрова формального низложения И. Из-за распрей, возникших между противниками и сторонниками И., Хосров запретил проводить выборы католикоса, и до кончины И. местоблюстителем оставался Мари, еп. Кашкарский. И. был похоронен в Пероз-Шапуре. Его имя еще при жизни было вычеркнуто из поминальных списков Церкви Востока.
По сведениям позднейших авторов, И. составил список своих предшественников на кафедре и апокрифические утешительные послания от имени свт. Иакова Нисибинского и прп. Ефрема Сирина к низложенному в нач. IV в. Папе бар Гагги, еп. Селевкийскому, где осуждалась возможность лишения сана предстоятеля Церкви.