(2-я пол. VIII - 1-я пол. IX в.), прп. (пам. 22 сент.), иером., отец исповедников Феодора и Феофана Начертанных (Граптов), претерпевших мучения за почитание святых икон при византийских императорах-иконоборцах Льве V Армянине (813-820) и Феофиле (829-842). Сведения об И. сохранились в синаксарном сказании (Синаксарь К-польской ц. (кон. X в.) под 21 сент. (SynCP. Col. 65)). Согласно этому источнику, И. жил в Палестине, отличался благочестием и страннолюбием. Дал сыновьям хорошее образование. Овдовев в преклонном возрасте, И. решил посвятить жизнь Богу. Он удалился в лавру прп. Саввы Освященного, где ранее подвизались его сыновья, принял монашеский постриг и был рукоположен во пресвитера. Молился о преодолении церковных нестроений (ереси иконоборчества), стяжал дар целительства. Дожил до глубокой старости, удостоился мирной кончины. Последование И. написал его сын, исп. Феофан Начертанный, составитель канонов.
В Житии братьев Феодора и Феофана (BHG, N 1713, пам. 27 дек.) их родители по имени не названы. Сообщается, что братья были уроженцами Моавитиды (обл. Палестины к востоку от Мёртвого м.).
Изображение И. представлено на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 60, 1-я четв. XI в.) - в молении, в правом верхнем углу благословляющая десница в небесном сегменте, слева - ограда лавры прп. Саввы Освященного.
Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 42) 22 сент. без богослужебного последования. В рукописных слав. Минеях студийской традиции 22 сент. помещается общий канон И. и прор. Ионе (напр., см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 0174-0177). Память И. отмечается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 281): совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; последование И. и прор. Ионы соединяется со службой Октоиха. В Мессинском Типиконе 1131 г. И. не упоминается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (Там же. Т. 3. С. 30),- память И. отмечается 21 сент., служба подробно не описана. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. память И. отмечается 22 сент., служба И. и прор. Ионе поется на повечерии. Такие же указания содержатся в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих. В совр. греч. богослужебных книгах И. упоминается лишь в Синаксаре 21 сент., служба в его честь не поется. В русской Минее (Минея (МП). Сент. С. 612-617) содержится общий канон И. и прор. Ионе (тот же, что и в слав. Минеях студийской традиции; греч. оригинал известен по рукописям; см.: АНG. T. 1. P. 294-305) с акростихом Τοῦ σοῦ προφήτου, Χριστέ, μέλπω τὸ κλέος (Твоего пророка, Христе, пою славу) 2-го гласа, ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσε ποτὲ̇ ( ), нач.: Τῆς ψυχῆς φυλάξας (Душевное сохранив).