(† между 345 и 350), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.). Еп. Палладий Еленопольский в «Лавсаике» сообщает, что А. Н. был садовником и выращивал бальзамовые кусты (греч. βαλσαμουργός). В возрасте ок. 22 лет он по настоянию родственников женился, но по взаимному согласию с женой оставался девственником, скрывая это от других. После смерти родителей (ок. 320-330) удалился в Нитрию, став иноком. В «Церковной истории» Сократа Схоластика рассказано о том, что А. Н. вместе с супругой сразу же после заключения брака поселился в пустыне, где они сначала жили в одном скиту, а потом разошлись в разные стороны.
В «Лавсаике» приводится описание неск. чудес, совершенных А. Н.: по его молитве был исцелен мальчик, к-рого укусила бешеная собака, в др. раз наказан владелец верблюда, отказавшийся привезти монаху бочку воды.
А. Н. иногда посещал прп. Антония Великого. Свт. Афанасий Великий в житии прп. Антония рассказывает, что по кончине А. Н., случившейся после 22 лет подвижнических трудов, отец монашества видел его душу, принятую ангелами и возносимую на небо. Там же рассказывается и о том, как однажды А. Н. устыдился плыть через р. Ликос (рукав Нила), не желая видеть свою наготу, и был чудесным образом перенесен на др. сторону реки.
Житие А. Н. находится в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 89-92), Петровом Прологе XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 308) и др. греч. синаксарях. В ряде рукописей А. Н. ошибочно называется «епископом Нитрийским», напр. в Синаксаре 1295 г. (ГИМ. Син. греч. 354. Л. 109). Краткое житие А. Н. включено под 4 окт. в рус. Прологи 1-й и 2-й редакций (древнейшие списки - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. (Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 157), Лобковский Пролог 1282 г. ГИМ. Хлуд. 187. Л. 36 об.) и в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 85-86 (1-я паг.)).
В рукописях, хранящихся в афонских мон-рях (Ath. Laur. Δ 37. F. 16-17v, XIII в.; Ath. Laur. Θ 64/ F. 329r-v, XVI в.), сохранилась не вошедшая в печатные Минеи служба А. Н. (Ταμεῖον. N 530. Σ. 176) с каноном (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) прп. Феофана Начертанного.
Единоличные изображения А. Н., облаченного в хитон и гиматий, представлены среди преподобных - основателей монашества: на фреске кон. XII в. кафоликона мон-ря св. Неофита на Кипре - в рост, с крестом и развернутым свитком в руках, с бородой средней длины, сужающейся книзу; в настенном минологии нартекса ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- в рост. Успение А. Н. представлено на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 90, 976-1025 гг.): усопший старец возлежит на одре, рядом 2 монаха, один совершает каждение, справа изображен прп. Антоний Великий, созерцающий 2 ангелов, возносящих на небеса душу А. Н. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., святой описывается как «старец с длинными волосами» (Ч. 3. § 13. № 43).