[греч. ᾿Ιωάννης ὁ Οὐρανιώτης], визант. мелург (XV в.). Точные даты жизни неизвестны. Упоминание его имени в рукописях визант. периода (Аколуфия Soc. of Antiquaries of London. 48, ок. 1430 г.; Анфология Пападики Ath. Pantokr. 214, 1433 г.; Пападики-Матиматарий Ath. Сutl. 456, 1443 г.; Пападики Athen. Bibl. Nat. 2406, 1453 г.) позволяет предположить, что он род. в нач. XV в. и умер в конце того же столетия. Его имя включено в каталог мелургов архидиак. Антиохийской Патриархии Никифора Кантуниариса Хиосского (см. рукописное Собрание «экзегезисов» (Συλλογὴ ἐξηγήσεων) Ath. Xeropot. 318. Fol. 140-143, нач. XIX в.). Совр. исследователи также считают его мелургом позднепалеологовского периода (1433 г. или ранее; см.: PLP, N 21167). Прозвище Ураниот могло быть связано с местом его происхождения или деятельности - Ураносом (совр. ном Трикала, Греция; см.: Λεξικό τοπωνυμίων // http://www.neurolingo.gr/el/online_tools/toponyms.htm [Электр. ресурс]). Однако мелург из небольшого поселения, расположенного далеко от центра культуры К-поля, не мог стать настолько известным, чтобы его произведения получили всеобщее распространение. Следов., прозвище мелурга было связано с местом происхождения его рода, а позже стало родовым именем.
В неск. визант. и поствизант. рукописях И. У. назван протопсалтом (Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 270v; Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 284 sq.; Анфология Пападики Lesb. Leim. 459. Fol. 277, ок. 1700 г.; Пападики Ath. Iver. 987. Fol. 382, 1731 г.; Анфология - Матиматарий Ath. Pantel. 901. Fol. 43-68v, 1734 г.; Анфология Пападики Lesb. Leim. 8. Fol. 181-181v, кон. XVIII в.). Звание протопсалта свидетельствует как о муз. образованности И. У., так и о высоком уровне его певч. мастерства.
И. У. известен как автор песнопений Пападики. В рукописях найдены его распевы воскресного причастна «Хвалите Господа» на 3-й глас (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 284 sq.; 2175. Fol. 415 et al., сер. XVIII в.; Sinait. gr. 1283. Fol. 74, 3-я четв. XVII в.; 1299. Fol. 281, 1715 г.; Ydra. Iliou. 597 (33). Fol. 288, кон. XVII в.; Ath. Iver. 949. Fol. 150-151v, кон. XVII - нач. XVIII в.; 987. Fol. 382; Ath. Pantel. 901. Fol. 43-68v, 1734 г.; Meteor. S. Stephan. 19. Fol. 351, 1-я пол. XVIII в.; 127. Fol. 255, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Xen. 114. Fol. 163v - 185v, сер. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 338-341v, 1767 г.; РНБ. Греч. № 132. Л. 367, посл. треть XVIII в.; Lesb. Leim. 8. Fol. 181-181v, кон. XVIII в.; 459. Fol. 277), переведенного в XIX в. в нотацию Нового метода Хурмузием Гиамалисом (Athen. Bibl. Nat. 705. Fol. 98v - 99, 1829 г.), и две версии причастна Великой cубботы «Воста яко спя» на 1-й плагальный глас (Ath. Cutl. 456. Fol. 117v; Meteor. Varl. 208. Fol. 41, XV-XVI вв.) и на 2-й плагальный глас (Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 270v; Ath. Pantokr. 214).