Вероятно, цель визант. посольства на Русь состояла не только в поставлении на Киевскую кафедру митрополита-грека, но и в заключении политического союза с киевским князем (об обмене посольствами между Киевом и К-полем сообщает под 1165 визант. историк Иоанн Киннам; см.: Бибиков М. В. Визант. историк Иоанн Киннам о Руси и народах Вост. Европы. М., [1997]. С. 66-67). Император прислал «дары многы Ростиславу: оксамиты, и паволокы, и вся узорочь разноличная». Первоначально князь «не хоте… прияти» И. Летописный рассказ обрывается на речи «царева посла» Ростиславу: «Молвить ти цесарь: аще примеши с любовью, благословение от Святыя Софья…» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 522). Уникальное известие содержится в «Истории российской» В. Н. Татищева: Ростислав будто бы согласился принять И. лишь с тем условием, что «впредь, ежели патриарх без ведома и определения нашего противо правил святых апостол в Русь митрополита поставит, не токмо не приму, но и закон зделаем вечный избирать и поставлять епископом руским с повеления великого князя. И тако повелел митрополита ввести в дом его, а послов отпустил к царю с дары и любовью» (Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т. 3. С. 79-81). По-видимому, историк дополнил летописный рассказ, исходя из собственных представлений, без опоры на к.-л. источник.
Вероятно, И. принадлежали печати с поясным изображением Божией Матери и греческими надписями: «Θ[εοτό]κε β[οή]θ[ει] ῾Ιω[άννη] μη[τ]ροπο[λίτη] ῾Ρωσίας» (Богородице, помоги Иоанну, митропо[литу] Руси) и «[Θεοτό]κε β[οή]θ[ει] ῾Ιω[άννη προτοπρο]έδρο» (Богородице, помоги Иоанну прото[проедру?]) (Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970. Т. 1. С. 50-52, 55; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. М., 1998. Т. 3. С. 28. № 50-2, 50а). Если реконструкция надписи на 2-й печати является верной, то И. занимал высокую придворную должность протопроедра и являлся членом имп. сената в К-поле.
28 марта 1165 г. И. возглавил хиротонию Новгородского еп. св. Иоанна (Илии). В том же году митрополит возвел свт. Илию в сан архиепископа: игумен Юрьева новгородского монастыря Дионисий побывал в Киеве «с любовью», «и повелено бысть владыце архиепископьство» (НПЛ. С. 31-32, 219). Сообщение о кончине И. содержится в Новгородской I летописи (Там же. С. 32, 219).
На одной из миниатюр показано прибытие И. в Киев из К-поля (1164; Л. 218). И. в оливковой рясе, коричневой мантии и черном клобуке, с округлой, слегка кудрявой седой бородой, верхом на коне помещен справа на 1-м плане. Он благословляет выехавшего ему навстречу из городских ворот блгв. кн. Ростислава Мстиславича с большой группой людей (епископов «со всем священным собором» представляет человек в черном клобуке). В правом верхнем углу внутри городских стен - духовенство во главе с епископом встречает И. (в том же облачении).
Миниатюра «Поставление митрополитом Иоанном епископа Илию» (Л. 222) совмещает 3 сюжета, в т. ч. строительство храмов в Новгороде (в честь Св. Троицы и во имя свт. Николая Чудотворца на Городище). Сцена хиротонии свт. Иоанна (именуется Илией) размещена в левом верхнем углу на фоне одноглавого храма. Слева И. с округлой бородой и со слегка вьющимися волосами, в саккосе и омофоре, без головного убора, с благословляющей десницей; справа - склонившийся свт. Иоанн (с нимбом); за ними духовенство и народ. Далее следует композиция, посвященная получению И. даров от свт. Иоанна из Новгорода (Л. 222 об.): свт. Иоанн отправляет посланцев в Киев, И. (с длинной прямой бородой) принимает группу бояр с подношениями. Проиллюстрировано, как свт. Иоанн с игум. Дионисием отправляются в Киев к И. и тот с ними беседует (Л. 223). Следующая миниатюра представляет «чествование» свт. Иоанна (трапеза) и поставление его в сан архиепископа (традиц. композиция): И. в мантии и клобуке благословляет свт. Иоанна (Л. 223 об.). Последнее изображение: И. протягивает свт. Иоанну «ризы и стихарь со источники» и получает мн. дары - «злато, и сребро, и жемчюг» (Л. 224). В тексте на л. 225 об. сказано о преставлении И., но иллюстрации посвящены кончине блгв. кн. Ростислава Мстиславича.