(ок. 1225, обл. Тарантез (совр. Франция) - 22.06. 1276, Рим; до избрания папой - Пьер де Тарантез), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 июня), папа Римский (с 21 янв. 1276). В Liber Pontificalis приводится краткое жизнеописание И. (LP. Vol. 2. P. 457). Полное собрание его грамот и писем не сохранилось. Сведения о жизни папы восстанавливаются по отдельным посланиям (последняя публикация - Mothon. 1896), а также по разрозненным сообщениям в хрониках того времени. Происходил из знатной и богатой семьи. В 10 или в 16 лет вступил в орден доминиканцев и начал обучение в коллегии св. Иакова при Парижском ун-те, где под рук. Альберта Великого и Гуго Сен-Шерского изучал богословие. Пьер де Тарантез получил звание магистра теологии, в 1259 г. преподавал в Париже вместе с Фомой Аквинским. С Альбертом Великим и Фомой Аквинским участвовал в разработке принципов доминиканской системы образования (Statuta de studiis), к-рые были приняты на генеральном капитуле ордена в 1259 г. в Валенсии. Дважды становился провинциалом доминиканцев во Франции (в 1264-1267 и в 1269-1272). 6 июня 1272 г. папа Григорий X назначил Пьера де Тарантеза архиепископом Лионским. Как архиепископ он способствовал урегулированию отношений между горожанами и соборным капитулом (конфликт начался еще при предыдущем архиеп. Филиппе II Савойском). 3 июня 1273 г. возведен в достоинство кардинала-епископа Остии и Веллетри, с нояб. 1273 по апр. 1274 г. ему было поручено управление Лионским архиеп-ством. Принимал деятельное участие в организации Лионского II Собора (7 мая - 17 июля 1274), дважды выступал с сообщениями, а также прочитал заупокойную молитву по Бонавентуре († 15 июля 1274). Исполнял обязанности великого пенитенциария.
В 1275-1276 гг. сопровождал Григория Х в путешествии по Италии, во время к-рого папа скончался. Конклав, единогласно избравший Пьера де Тарантеза новым Римским папой, состоялся 20-21 янв. 1276 г. в Ареццо и проходил в соответствии с правилами проведения конклавов, установленными папой Григорием X. И. стал первым доминиканцем на Римском престоле. Папская коронация состоялась 22 февр. 1276 г. в Риме.
Кратковременный понтификат И. не был отмечен к.-л. значимыми событиями. И. показал себя как последовательный сторонник униат. политики, провозглашенной на II Лионском Соборе. Папа принял послов, делегированных визант. имп. Михаилом VIII Палеологом ко двору Григория X, и заверил, что новый крестовый поход, организация к-рого обсуждалась на II Лионском Соборе, находится в стадии подготовки. Др. вопрос визант. послов - о возможности отлучения от католич. Церкви политических противников визант. императора (в основном князей бывш. Латинской империи и сторонников сицилийского кор. Карла Анжуйского, стремившегося захватить К-польский престол) - в офиц. ответе папы («Dudum ad sedem») был искусно обойден. Позднее ко двору имп. Михаила VIII Палеолога была отправлена папская делегация, но, узнав в Анконе о смерти И., послы вернулись в Рим.
Считая организацию нового крестового похода своим основным делом (см. буллу «Fundamentum aliud» от 25 февр. 1276), И. стремился примирить гвельфов и гибеллинов (см. ст. Гвельфы) на Апеннинском п-ове, а также усилить папское влияние на основные городские коммуны. В связи с этим папская политика в Италии носила миротворческий и компромиссный характер. 13 июня был заключен мирный договор между гибеллиновской Пизой и лигой тосканских городов. 18 июня 1276 г. благодаря посредничеству И. между сицилийским кор. Карлом Анжуйским и Генуей, оплотом гибеллинов в Ломбардии, был заключен мир. Неск. ранее И. пришлось признать Карла Анжуйского апостольским викарием в Тоскане, фактически полностью подчиненной ему к 1270 г. 2 марта 1276 г. папа подтвердил, что положение сенатора Рима и апостольского викария Тосканы не противоречило договоренностям, в соответствии с к-рыми Карл был коронован как король Сицилии в 1266 г. Переориентация папства на союз с Карлом Анжуйским, произошедшая в понтификат И., способствовала ухудшению отношений Папского престола с Римско-Германской империей. В письмах герм. кор. Рудольфу Габсбургу папа выразил недовольство претензиями империи на Романью, а также просил Рудольфа отсрочить прибытие в Рим для коронации до тех пор, пока не будут улажены все противоречия между империей и папством.
На Пиренейском п-ове И. призвал христ. гос-ва совместно противостоять гранадскому эмиру Мухаммаду II аль-Факиху и его союзнику марокканскому султану Абу Юсуфу Якубу, напавшим в отсутствие кор. Альфонса X на Кастилию (в т. ч. благодаря поддержке папы Альфонсу X удалось оттеснить арабов).
И.- автор неск. трудов по теологии и философии. Его основное сочинение - комментарии на «Сентенции» Петра Ломбардского - «Commentarius in quatuor libros Sententiarum», широко распространенные в Европе в средние века (впервые изд. в 1652). В основе «Commentarius...» лежит сокращенный комментарий Фомы Аквинского на то же произведение. И. составил также постиллы (проповеди) на Пятикнижие, псалмы, Евангелие от Луки, Послания ап. Павла и др. В средние века они были известны как произведения Николая Горанского (ок. 1205-1295). В компиляции «Alphabetus in artem sermonicandi», созданной после 1269 г., И. собрал тексты, необходимые для подготовки проповедей, организовав их по неск. темам, расположенным в алфавитном порядке. Нек-рые философские и теологические трактаты И. («De unitate formae», «De materia caeli», «De aeternitate mundi», «De intellectu et voluntate») не изданы, неск. сочинений, упомянутых хронистами, до сих пор не обнаружены. Благодаря сочинениям и преподавательской деятельности И. заслужил славу «известнейшего доктора» (famosissimus doctor).
И. начал процесс канонизации св. Маргариты Венгерской (1242-1270; канонизирована в 1943, пам. 26 янв.), дочери венг. кор. Белы IV.
Скончался после непродолжительной болезни, похоронен в Латеранской базилике. Церковное почитание И. как блаженного Римско-католической Церкви было утверждено папой Римским Львом XIII в 1898 г.