Имя И. под 5 окт. указано в «Анфологионе, или Избранной Минее на весь год» (К., 1619); данное издание стало 1-й попыткой прославления Печерских святых. Местная канонизация преподобного совершилась в 1643 г., когда по благословению митр. Киевского св. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон преподобным отцам Печерским». И. как имеющий дар предвидения прославляется в 4-м тропаре 3-й песни канона. Отдельный день памяти И.- 5 окт.- указан в месяцеслове «Полуустава» (К., 1643). Память И. под 4 окт. отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 304 об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным, в Ближних пещерах почивающим, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня; в эти же годы была составлена служба Собору, И. упоминается в 4-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер. Вероятно, в посл. трети XVII в. была написана служба И., преподобным Дамиану и Матфею Прозорливому, которые названы совместно с И. в летописном сказании 1074 г. Служба преподобным совершается со славословием. Общецерковное почитание И. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших.
В иконописных подлинниках XVIII - 20-х гг. XIX в. об облике И. под 5 окт. сказано: «Сед, брада доле Григория Богослова и ширши, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод бакан, обе руки сложил вместе у сердца» (БАН. Строг. № 66. Л. 312, «правая страна», 29-й); «подобием стар, сед, брада доле и уже Власиевы на конец, в клобуке черном, правая рука молебна, в левой лестовка, риза преподобническая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 167); «сед, брада доле и уже на концы Власиевы, в клобуке черном, правая рука молебна, в левой лествица, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 44 об.). Вместе с преподобными Дамианом и Матфеем Киево-Печерскими он упомянут в рукописи XVIII в., принадлежавшей С. Т. Большакову (Большаков. Подлинник иконописный. С. 36). В руководстве В. Д. Фартусова 1910 г. И. описан как «глубокий старец русскаго типа; лицом худощав, с большой и узкой седой бородой; во власянице, короткой мантии и круглом клобуке. Можно давать ему хартию с его изречением: Долготерпи и крепко стой в подвизе борения, противу ненавистника добра и врага нашего, ниже поколебим буди» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 38).
На ксилографии 1656 г. из цикла гравюр мастера Илии (выполнены для изд.: Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 145а) И. представлен прямолично стоящим на холмистом берегу Днепра с проемом пещеры, на фоне Киево-Печерской лавры, в монашеском облачении и в куколе, с четками в левой руке, пальцы прижатой к груди десницы сложены в указующий жест; надпись по сторонам нимба: «Преподобный Еремия Прозорливый». Под изображением стихотворная подпись: «Иеремея, тайная зряше человеков: зрит ныне откровенне тайну Творца веков» (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 627). Гравер Леонтий Тарасевич для издания Патерика 1702 г. изобразил И. сидящим внутри пещеры с черепом в нише на фоне панорамы Днепра, голова склонена, глаза полуприкрыты, правой рукой перебирает четки, левая покоится на коленях; у него большая окладистая седая борода, куколь на голове, босые ноги, вверху надпись: «Прп(д)бный Еремi# Прозо(р)ливый».
На гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря», выполненной мастером Акимом (монограмма АК) в 1643-1676 гг. в Киеве (ДМКДУ), а также предположительно на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение И. вместе с др. святыми из Киево-Печерского патерика помещено в правой части композиции в одном из цветков древа. На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) И. представлен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» в левой части иконы (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 3-м ряду 2-м слева (между преподобными Матфеем и Дамианом), с надписью на нимбе: «прп(д) иеремiа». Он изображен старцем (вполоборота вправо) с впалыми щеками, голова покрыта клобуком, руки в молении. Единолично И. представлен на иконе 40-х гг. XIX в. письма иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, находящейся у раки И. в Ближних пещерах. Сохранилась икона кон. XIX в. с изображением преподобных Дамиана, Матфея и И. (НКПИКЗ).
В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» И., как правило, написан в левой группе чудотворцев Ближних пещер (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 9-м ряду крайним слева, оглавно, в куколе. Так, на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, Иркутский обл. художественный музей) он облачен в высокий клобук, борода с проседью, наименован прозорливым («пр(д) Иеремiи прозо»). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И. имеет характерные черты внешности. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) святой с таким именем представлен в правой части (за прп. Феодосием) в 6-м ряду 3-м справа, средовек с небольшой русой бородой, в куколе, с поднятой в молении рукой (надпись: «Iеремiй»). Его образ присутствует на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария). На эстампах с таким сюжетом И. изображен 1-м слева в 9-м ряду: на гравюрах кон. XVIII - 1-й трети XIX в., на литографиях 1893 и 1894 гг. мастерской лавры (ГЛМ, РГБ). На раскрашенной литографии А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) И.- 2-й справа в 6-м ряду левой группы.
В монументальной живописи образ И., трактованный в академической манере, был помещен в росписи интерьера храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов - Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре И. введен в группу подвижников XI в. (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).
В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова), на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках совр. иконописцев (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) фигура И. расположена в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер. На лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг., выполненных мон. Иулианией в виде прорисей (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldoљina. [Jyväskyla], 2000. P. 38), образ И. (в клобуке, с округлой бородой средней величины) помещен под 5 окт., между фигурами преподобных Дамиана и Матфея (согласно тропарю: «…тем же Троицы селение бысте тричисленнии отцы, Дамиане, Иеремие с Матфеем, от Нея же благодать приемше, недужныя исцеляете, будущая возвещаете…»).