[Греч. Παυλίος; лат. Paulinus], еп. Антиохийский (ок. 330), еп. г. Тир (Финикия; не ранее 313 - ок. 330). Участник арианских споров на их начальном этапе. Основным источником сведений о П. являются труды епископа Кесарийского Евсевия Памфила, его близкого друга. Евсевий посвятил П. свою «Церковную историю» (Euseb. Hist. eccl. 10 1), а также по его просьбе составил «Ономастикон», справочник библейских названий. В 10-й кн. «Церковной истории» Евсевий поместил свой панегирик в честь П., написанный ок. 315 г. по случаю освящения новой христ. базилики в Тире, «самой прекрасной во всей Финикии» (Ibid. 10 5). В этом панегирике, а также в соч. Евсевия «Против Маркелла» (Idem. Contr. Marcel. 1 4 // PG. 24. Col. 750) содержатся наиболее важные сведения о П. Он происходил из Антиохии, там же получил сан пресвитера, так что христ. община Антиохии считала П. своим. В свое время П. был известным экзегетом; вероятно, учился у сщмч. Лукиана Антиохийского. Евсевий неоднократно характеризует П. как человека, отличающегося ученостью и сведущего в Свящ. Писании (письмо Евсевия к П.: Theodoret. Hist. еccl. I 6). П. стал епископом Тира после прекращения великих гонений нач. IV в. В 311 г. мученически скончался еп. Мефодий Тирский, но П. был избран на эту кафедру уже после провозглашения Миланского эдикта, не ранее 313 г. В визант. хронистике (источники не ранее нач. IX в.) было принято в качестве предшественника П. на Тирской кафедре помещать некоего Дорофея, который по ранним источникам не известен (Theoph. Chron. P. 24). Основной заслугой П. на Тирской кафедре является благоустройство местной общины после гонений. С началом арианских споров П., как лукианист, выступил в защиту Ария. Сам Арий в своем послании к еп. Евсевию Никомидийскому называет П. среди своих сторонников (Theodoret. Hist. еccl. I 5). Тем не менее первое время П. предпочитал не вмешиваться в спор, так что еп. Евсевий Памфил обратился к нему с посланием, призывая его как человека ученого высказать свое авторитетное мнение (Ibidem). В результате этой настойчивости Евсевия П. отправил послание к архиеп. свт. Александру Александрийскому, фрагмент к-рого сохранился в трактате Евсевия «Против Маркелла». В нем П. выступает против представлений о Рождении Сына как акта эманации или др. формы разделения Божества. В противоположность этому еп. Маркелл Анкирский обвинял П. в том, что он поддерживал строго арианскую доктрину и мыслил рождение не более чем как акт творения. Впрочем, полемика еп. Маркелла с П. относится ко времени после I Вселенского Собора (325), и Маркелл, вероятно, полемизировал уже с покойным П., так же как Евсевий, со своей стороны, защищал П. уже после его кончины.
На I Вселенском Соборе П. был среди группы тех бывших сторонников Ария, к-рые подписали его осуждение и приняли Никейский Символ веры. Нет сведений о том, что П. впосл. мог выступать против Символа веры. Однако ок. 330 г. он был среди противников архиеп. свт. Евстафия Антиохийского и способствовал его низложению. После ссылки Евстафия П. по требованию христиан-антиохийцев был переведен на Антиохийскую кафедру, но управлял ею до своей кончины всего ок. полугода (Philost. Hist. eccl. III 15).