[греч. Βαβύλας] († 250), сщмч., еп. Антиохийский (238 - ок. 250) (пам. 4 сент.), и с ним 3 отрока, Урван, Прилидиан, Епполоний, и мать их Христодула. Преемник еп. Зевина (ок. 236 - ок. 238).
По сообщению Евсевия Кесарийского, В. позволил рим. имп. Филиппу Арабу (244-249), возможно христианину, присутствовать на предпасхальной всенощной только после исповеди и стоять вместе с кающимися на отведенном для них месте, т. к. считал его виновником убийства имп. Гордиана III (Euseb. Hist. eccl. VI 34). В греч. житии (BHG, N 205) иначе изложены эти события. В. запретил имп. Нумериану войти в церковь во время литургии и даже оттолкнул его рукой, потому что незадолго до этого император принес в жертву находившегося у него в заложниках сына некоего царя. В. был взят под стражу, на допросе он дерзновенно исповедовал Христа. Император приказал военачальнику Викторину заковать епископа в тяжелые цепи и водить его по городу, но несмотря на мучения тот отказался поклониться идолам. Святого сопровождали 3 ученика: родные братья Урван, Прилидиан и Епполоний в возрасте 12, 9 и 7 лет. Детей, также отказавшихся поклониться идолам, император приказал подвергнуть побоям, нанеся им раны по числу их лет. Однако никто из братьев не согласился принести жертву богам. Тогда мучитель велел повесить В. и его учеников на дереве и жечь их огнем, но ни пытками, ни ласковыми посулами он не смог заставить их отречься от Христа. В. вместе с детьми был приговорен к усечению мечом. Согласно свт. Иоанну Златоусту (PG. 50. Col. 549-550) и др. источникам, В. был казнен, однако в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (VI 39) говорится, что он умер в темнице.
В источниках существуют разногласия относительно времени мученической кончины В. По свидетельствам древнейших авторов: Евсевия Кесарийского, Леонтия, еп. Антиохийского (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 503), блж. Иеронима (Hieron. De vir. illustr. LIV, LXII), Епифания Кипрского (Epiph. De mensur. et pond. XVIII) и др.- В. пострадал при имп. Деции (249-251). Согласно греч. житию, В. принял мученическую кончину в правление Нумериана (283-284). Предположение о существовании 2 разных епископов Антиохийских с этим именем не подтверждается исследованиями по истории Антиохийской Церкви. Возникшее несоответствие объясняют тем, что автор жития принял одного из военачальников Декия по имени Нумерий за имп. Нумериана (Tillemont. Memoires. T. 3. P. 729). Однако нельзя исключить, что при Нумериане пострадал др. епископ В., занимавший кафедру одного из городов пров. Антиохия.
В ряде визант. календарей В. ошибочно смешивается с Вавилой, мч. Никомидийским, память к-рого отмечается в тот же день (Минологий Василия II (PG. 117. Col. 27-30); Типикон Великой ц. IX-X вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 14)).
В. был похоронен вместе со своими учениками. Согласно его завещанию, в гроб были положены его цепи. В 351 г. кесарь Галл, соправитель имп. Констанция II, построил небольшой храм в предместье Антиохии Дафне и перенес туда мощи В. и отроков (это первый известный случай офиц. торжественного перенесения мощей). В 362 г. остановившийся в Антиохии во время похода на персов имп. Юлиан Отступник хотел получить предсказание в знаменитом храме Аполлона, находившемся в Дафне. Но с тех пор как там была выстроена церковь, в к-рую были перенесены мощи святых, оракул умолк. Тогда Юлиан повелел христианам удалить от языческого святилища каменный ковчег с мощами и вернуть его на кладбище около города (Феодорит. Церк. ист. III 10). Как только ковчег был перенесен в Антиохию, произошло чудо: храм Аполлона вместе с идолами был сожжен сошедшим с неба огнем. Император обвинил в поджоге христиан и начал жестокие гонения. Антиохийский еп. Мелетий (360-381) перенес мощи в построенную им на правом берегу р. Оронт крестообразную ц. св. Вавилы (окончательно завершенную еп. Флавием в 387), в к-рой Иоанн Златоуст произнес похвальное слово священномученику (PG. 50. Col. 527-534). Ц. св. Вавилы была открыта в 40-х гг. ХХ в. археологом Ж. Лассю.
В V в. часть мощей святого находилась в Милане (Downey. P. 525). Впосл. мощи В. были перенесены из Антиохии в К-поль и помещены в Студийском мон-ре (SynCP. Col. 11-12). В лат. описании К-поля XII в. («Аноним Меркати») говорится, что там также находились мощи отроков, а в Хождении Антония Новгородца (1200) упоминается только честная глава В. (Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454; Книга Паломник. С. 22). Крестоносцы перенесли мощи В. в Кремону (Сев. Италия), где они находятся в наст. время.
Память В. значится в сир. календарях и в Римском Мартирологе под 24 янв., а в греч. месяцесловах под 4 сент. Из похвальных слов Иоанна Златоуста следует, что кончина святого произошла 24 янв., а 4 сент., видимо, являлось днем перенесения мощей.
Кроме «Церковной истории» Евсевия (VI 29, 34, 39) древнейшие сведения о В. находятся в рассказе Леонтия, еп. Антиохийского († 357), включенном в состав Пасхальной хроники (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 503), в похвальных словах Иоанна Златоуста в честь В. (PG. 50. Col. 527-534, 541-550) и в его «Книге о Св. Вавиле и против Юлиана и язычников» (PG. 50. Col. 533-572). Сохранились греч., сир. и арм. жития В. (BHG, N 205, 205а; BHO, N 127-128), а также более позднее сказание Симеона Метафраста (BHG, N 206). В груз. житии св. Василия Епифанийского говорится, что этот святой претерпел мученическую кончину вместе с В. (Peeters. P. 302-323).
Память В. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв. наряду с памятью др. святых (Mateos. Typicon. T. 1. P. 14). Согласно разным редакциям Студийского устава: Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 277), Евергетидскому Типикону кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260), Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 15) - поется только последование В. Студийско-Алексиевский Типикон не дает подробного описания службы, упоминая лишь чтение похвального слова Иоанна Златоуста. По Евергетидскому Типикону служба с «Бог Господь» аналогична шестеричной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). В Мессинском Типиконе служба тоже с «Бог Господь», на «Господи, воззвах» поются по 3 стихиры священномученика и Богородицы. Корпус песнопений в этих Типиконах в целом тот же, что и в совр. богослужебных книгах, в обоих указывается служба В. на литургии. В слав. Минеях XI-XII вв. последование (состав: канон, 3 стихиры и седален) В. соединено с последованием прор. Моисея. Служба не содержит ни тропаря с кондаком, ни самогласнов (Ягич И. В. Служебные Минеи. СПб., 1886. С. 032-042).
В Иерусалимском уставе, как в древнейшей ред. (напр., ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 29), так и в более поздних, вплоть до печатных греч. и слав. изданий, последование В. также соединялось с последованием прор. Моисея. В московских старопечатных изданиях (1610, 1633, 1641) память В. 4 сент. обозначена как шестеричная. В Типиконе, используемом ныне в РПЦ, нет шестеричного знака, хотя устав службы во многом совпадает с тем, что отражен и в старопечатных Типиконах.
Служба В. в совр. слав. и греч. Минеях практически та же, что и в студийских памятниках, и включает тропарь 4-го гласа «Καὶ τρόπων μέτοχος» ( ); кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Яко начатки»: «῾Ως εὐσεβείας κήρυκα, καὶ ἀθλητῶν δραίωμα» ( ); канон плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, приписываемый Феофану или Иоанну Монаху, без акростиха, ирмос: «῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας ὁ ᾿Ισραήλ» ( ), нач.: «Τὴν τῶν οἰκείων αἱμάτων ὡς Μωϋσῆς, ἐρυθραίαν θάλασσαν, ἀκυμάντως διελθών» ( ). По рукописи XI в. (Sinait. gr. 552), тот же канон начинается иначе: «Νῦν ἀπολαύων τῆς αἴγλης τῆς τριλαμποῦς» (Ныне наслаждаясь сиянием трисветлым) (Ταμεῖον. Σ. 34). Есть 2 самогласна. В совр. печатных изданиях нет самогласнов на стиховне утрени, указанные в перовопечатном московском Типиконе 1610 г. и Евергетидском Типиконе. Корпус стихир-подобнов в совр. греч. и рус. Минеях не совпадает с тем, что содержится в студийских Минеях.
По рукописям известны каноны на память В. 4-го гласа, с акростихом «Πληθὺν γεραίρω καλλινίκων μαρτύρων. ᾿Ιωσήφ» (Множество чествую добропобедных мучеников. Иосиф); ирмос: «᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου» ( ), нач.: «Πληθὺς πολυάριθμος σεπτῶν μαρτύρων» (Множество многочисленное честных мучеников); 4-го гласа, творение Петра, с акростихом «῾Ως ἀμνὸς ὑμνῶ τὸν καλόν μου ποιμένα. ῾Ο Πέτρος» ( ), ирмос: «Τῷ ὁδηγήσαντι πάλαι» ( ), нач.: «῾Ως παρεστὼς τῇ Τριάδι ὁλολαμπής, πάντιμε» (Как предстоящий Троице всесветлой, всечестне) (Ταμεῖον. Σ. 33-34).
Служба на литургии включает в себя прокимен 4-го гласа (Пс 15. 3, 8), апостольское чтение Евр 11. 33-12. 2 (чтение Недели всех святых), аллилуиарий 4-го гласа со стихом Пс 33. 18, 20, Евангелие общее священномученику (Лк 12. 32-40) и причастен Пс 32. 1. Евергетидский Типикон приводит чтения Евр 2. 11-18 и Лк 10. 19-21.
В. изображается, как правило, в святительском облачении (фелонь, омофор), единолично в рост (с Евангелием руках) или в мучении (посекаемый мечом), что является более распространенным вариантом; в сцене мучения рядом с В. представлены пострадавшие с ним отроки Урван, Прилидиан, Епполоний (усечены мечом), облаченные в хитоны, в руках мученические кресты.
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) об облике В. сказано: «Старец с широкою бородою» (Ч. 3. § 8. № 40), а в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 4 сент. помимо указания, что В. и с ним 3 младенца были усечены мечом, дано подробное описание их мученичества: «Св. Вавила, в архиерейском облачении, старец с широкою бородою, лежит обезглавленный; подле него три младенца на коленах преклоняют головы свои под меч палача». В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) святого указано изображать седым, «аки Григорий Богослов, в саку (саккосе), риза крещата багор, и три младенцы с ним стоят в белых портех, в руках кресты». Описание в Филимоновском сводном иконописном подлиннике XVIII в. более пространно, оно дополнено характеристикой возраста братьев-отроков, «первый отрок Урван, 12 лет, другий Прилидиан 9 лет; третий Еполоний 7 лет», и указанием изображать с ними «матерь их святую Христодулу».
Единолично в рост В. представлен: в миниатюрах Минология (Охоn. Bodleian Barocci. 230. Fol. 3v, XI в.), греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 76, XV в.); в настенных минологиях церквей вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония), ок. 1376 г. (погрудно), и свт. Николая в Пелиново (Черногория), 1717-1718 гг.; в минейных иконах на сентябрь: в лицевом Минологии на год на 6 иконах, т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., и на 2 иконах, т. н. Синайском диптихе, 2-я пол. XI-XII в. (обе в мон-ре вмц. Екатерины на Синае), на иконе 1569 г. (ГТГ - с 3 отроками), на двухсторонней таблетке 1701 г. (ГТГ), на пластине-святцах с росписью эмалью, нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей), сер. XIX в. (ГИМ).
В мучении, с Урваном, Прилидианом, Епполонием, В. изображен в миниатюрах рукописных Минологиев: Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 10, 976-1025 гг.); Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 244v, 3-я четв. XI в.- 3 младенца); кон. XI в. (Add. 11870. Fol. 52r - в 4 медальонах); XI в. (Marc. 586. Fol. 54v), 1327-1340 гг. (Охоn. Bodleian. F. 1. Fol. 7v), а также в настенных минологиях ряда церквей: Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (В.?); Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.; ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г. (В.?); в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.