(† 362/363), сщмч. (пам. 22 марта), пресв. Анкирский, пострадал при имп. Юлиане Отступнике. В. проповедовал христ. веру в г. Анкира (М. Азия) во время правления имп. Констанция II. К-польский патриарх-арианин Евдоксий преследовал его за веру и на время запретил служить. Позже В. был оклеветан перед Констанцием II и снова подвергся гонениям. Во время правления Юлиана Отступника язычники схватили В. и привели на суд к игемону Сатурнину. После исповедания святым христ. веры игемон приказал повесить его на дереве и раздирать тело железными орудиями, но В. оставался непреклонен и был брошен в темницу. Сатурнин обратился к императору за указаниями, как поступить с В. Юлиан направил в Анкиру 2 образованных язычников, бывших прежде христианами, Элпида и Пигасия, позже к ним присоединился жрец Асклепий. Пигасий пришел в темницу, где находился В., и попытался убедить его поклониться идолам, однако сам был смущен увещеваниями святого. После того как он передал слова В. своим спутникам, они решили, что мучения В. нужно продолжить и, если он будет упорствовать, предать его в руки императора. В. снова претерпел пытки на дереве, после к-рых был водворен в темницу. В это время в Анкиру прибыл Юлиан (июнь 362) и приказал привести В. Тот, несмотря на мучения, предстал перед императором, сияя чудной красотой. Юлиан пытался посулами и угрозами убедить В. принести жертвы идолам, но, поняв, что святой остался тверд в своей вере, приказал военачальнику Фрументину (Флавентию) вырезать из кожи мученика каждый день по 7 ремней. Когда на теле В. не осталось живого места и с него свисала нарезанная ремнями кожа, В. сказал палачу, что хочет поговорить с императором. Фрументин, решив, что В. сдался, с радостью сообщил об этом Юлиану. Но, оказавшись в храме Асклепия, В. оторвал от себя один из ремней и бросил его в лицо императору. Фрументин, на к-рого обрушился гнев Юлиана, пришел в ярость и велел ужесточить пытки, во время мучений В. с молитвой отошел ко Господу. После гибели Юлиана Отступника христиане похоронили мощи В., воздав им надлежащие почести (22 марта).
В наст. время честная глава В. хранится в ц. Успения Пресв. Богородицы «тис Рендинас» (г. Кардица, Греция). Сохранились 2 греч. жития В.: анонимное (BHG, N 242) и Иоанна Агиоэлита (BHG, N 243).
По студийским (Евергетидскому кон. XI в.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428 и Мессинскому 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 129) и сравнительно более поздним иерусалимским Типиконам на память В. положена служба с «Аллилуия». Корпус песнопений В., приведенный в совр. рус. печатной Минее, практически не претерпел изменений с периода господства Студийского устава: тропарь в службе отсутствует; есть кондак 8-го гласа, на подобен «Взбранной»: « » (отсутствует в совр. греч. Минее, где по 6-й песни предписано петь мученичен Октоиха); канон 6-го гласа, с акростихом «Σοῦ τοὺς μεγίστους, Μάρτυς, εὐφημῶ πόνους. ᾿Ιωσήφ» ( - в рус. Минее переведен неточно), ирмос: «῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας ὁ ᾿Ισραήλ» ( ), нач.: «Σοῦ τὴν βασίλειον δόξαν, Παμβασιλεῦ, ὁ κλεινὸς Βασίλειος, ἀγαπήσας» ( ); комплект из 3 стихир.
Несмотря на то что в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 22 марта о В. сказано: «С короткою раздвоенною бородою, скончался весь истыканный шилами с головы до ног», святой изображается единолично в рост, в одеждах иерея (фелонь, епитрахиль). В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) его облик описывается так: «Надсед, брада Власиевы, на концы раздвоилася, риза поповская, на оплечие вохра»; изображение в лицевых святцах соответствует тексту в описательной части: В. в фелони с оплечием, в руках Евангелие. В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, имеется добавление к иконографии святого: «...типом галл... в руках хартия с его изречением».
Единолично в рост святой представлен в миниатюрах рукописных Минологиев - Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 426, 976-1025 гг.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 105, XV в.); в циклах настенных минологиев церквей Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.; на минейных иконах на март, 1-й пол. XVI (ГЭ) и XVI в. (ВГИАХМЗ); на минейной годовой иконе, нач. XIX в. (УКМ).