(751/4 - 26.12.831), сщмч. (пам. 26 дек.), митр. Сардский. Род. в Узаре (М. Азия). Основными источниками о его жизни служат Житие Е., написанное патриархом К-польским св. Мефодием I (BHG, N 2145), сведения из Жития св. братьев Давида, Симеона и Георгия Митилинских (BHG, N 494) и акты VII Вселенского Собора (Mansi. T. 12, 13).
Е. был известен мн. добродетелями, по-видимому, уже в юности принял монашество, а между 784 и 787 гг. Тарасий, патриарх К-польский, рукоположил его во митрополита Сардского (Лидия, М. Азия).
Е. принял активное участие в VII Вселенском Соборе в Никее, где являлся проводником политики патриарха К-польского Тарасия: на 1-м заседании поддержал принятие в общение бывш. иконоборцев Феодора Аморийского и Василия Анкирского (Ibid. 12. Col. 1015), затем Е. предложил привести святоотеческие цитаты для решения вопроса о том, могут ли быть приняты в прежнем сане также и епископы, рукоположенные еретиками (Ibid. Col. 1039); на 2-м заседании высказался за учение о почитании икон, изложенное папой Римским Адрианом I и патриархом Тарасием в их посланиях (Ibid. Col. 1087-1091); на 3-м заседании Е. вновь поддержал исповедание правосл. веры, из послания патриарха Тарасия, и предал анафеме иконоборцев (Ibid. Col. 1147); на 4-м заседании поднял вопрос о фальсификации святоотеческих цитат иконоборцами (Ibid. T. 13. Col. 37), затем подписался под привлеченными для обоснования иконопочитания свидетельствами св. отцов, причем зачитать документ было поручено именно Е. (Ibid. Col. 129, 136); на 5-м заседании обличил использование иконоборческим Собором в Иерии (754) подложного «Апостольского итинерария» (Ibid. Col. 37); на 7-м заседании подписал постановления Собора.
Во время совместного правления имп. Ирины и ее сына Константина VI (780-790) Е., по сведениям Жития, участвовал в посольстве к багдадскому халифу, где проявил себя способным дипломатом. Др. источниками это посольство не засвидетельствовано, и сама его возможность представляется маловероятной. Во время правления имп. Никифора I (802-811), возможно в кон. 803 - нач. 804 г., Е. вместе с др. малоазийскими иерархами - буд. исповедниками Евдоксием, еп. Аморийским, и сщмч. Феофилактом, еп. Никомидийским, был сослан на о-в Пантеллерия (между Сицилией и Тунисом) по обвинению в поддержке восстания Вардана Турка (авг.-сент. 803). Житие, однако, сообщает, что настоящей причиной было то, что Е. постриг в монахини девушку, на к-рую имел виды император. Вряд ли эта информация достоверна. По настоянию патриарха Тарасия, к-рый противился низложению одного из своих самых верных соратников, Е. был возвращен из ссылки, но на кафедре не восстановлен. Ее занял свт. Иоанн, впосл. также исповедник. Имп. Михаил I якобы неоднократно обещал вернуть E., к-рый жил на покое в феме Опсикий, его кафедру, но выполнить обещание не успел. На рождественской имп. аудиенции 814 г. присутствовали Е., патриарх Никифор I (806-815) и др. иерархи, к-рые вместе выступили против намерений имп. Льва V (813-820) устроить диспут между сторонниками и противниками почитания икон. Факт приглашения лишенного кафедры епископа на столь представительное собрание говорит о высоком авторитете Е. До этого главные сторонники иконоборчества Иоанн Грамматик (впосл. патриарх К-польский Иоанн VII) и Антоний, митр. Силейский (впосл. патриарх К-польский Антоний I Кассимата), более 2 месяцев безуспешно пытались уговорить Е. как притесненного прежними властями принять их сторону, обещая ему Патриаршество. После возобновления иконоборчества в 815 г. Е. был сослан на о-в Фасос (в нек-рых источниках ошибочно - Асос). В нач. 821 г. имп. Михаил II освободил всех ссыльных, и Е. вновь участвовал в дворцовой аудиенции, где в резкой форме отверг попытку компромисса между иконопочитателями и иконоборцами, предложенную императором. За это Михаил приказал сослать его, но тут же вернул. При имп. Феофиле (829-842) Е. арестовали под неким неясным предлогом: согласно Житию, обвинение заключалось в том, что Е. и св. Иосифа, еп. Фессалоникийского, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Е. допрашивали, избивали и наконец сослали на о-в Св. Андрея у мыса Акрит в Вифинии (в нек-рых источниках ошибочно - о-в Крит), где в это время находился в ссылке св. Мефодий, буд. патриарх К-польский (843-847). Согласно Житию святых Давида, Симеона и Георгия (Сap. 22), допрос Е. неким Космой сопровождался настолько жестокими пытками и избиениями, что Е. умер 8 дней спустя.
Житие Е. было написано по заказу некоего Симеона патриархом К-польским св. Мефодием, по его утверждению, 40 дней спустя после кончины святого на о-ве Св. Андрея. Согласно Житию святых Давида, Симеона и Георгия, Е. скончался в возрасте 80 лет, тогда как в Житии Е. говорится о кончине на 77-м году жизни, поэтому в справочных изданиях есть расхождения относительно года смерти Е.: напр., в ΘΗΕ назван 824 год. По сведениям, приводимым прп. Никодимом Святогорцем, мощи Е. хранятся в г. Анхиал (ныне Поморие, Болгария). Похвальное слово Е. было написано Митрофаном Монахом (BHG, N 2146). Е. принадлежит трактат «Об избрании епископов», сохранившийся под именем «Евфимия Сардского святейшего».
В зап. мартирологах память Е. по неизвестной причине помещена под 11 марта (MartRom. P. 93).
Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 160) без богослужебного последования.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Е. не содержится. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 358-359) 26 дек. совершается агрипния (всенощное бдение), состоящая из евергетидской паннихис и утрени. В этот день соединяются последования Рождества Христова, прав. Иосифа и Е., к-рому посвящен только канон 4-го гласа на утрене (не отменяется и в случае совпадения 26 дек. с воскресным днем). Согласно указаниям Мессинского Типикона 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 85), канон Е. поется на полунощнице.
В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 181), 26 дек. на утрене звучит канон Е. Более поздние редакции, включая печатные издания греч. (Венеция, 1545, 1577) и слав. Типиконов (М., 1610, 1633, 1641), назначают совершать службу Е. на повечерии. Минеи иерусалимской традиции, как правило, содержат последование Е., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. В исправленном издании рус. Типикона 1682 г. и во всех последующих изданиях предписывается совершать службу Е. в др. день, но в Минеях по-прежнему его последование назначается на повечерие.
Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает: канон, составленный гимнографом Феофаном, 4-го гласа, с акростихом Τεχθες σὲ Χριστὸς σπαργάνοις στέφει, Πάτερ ( ), ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ ( ), нач.: Τεχθέντα τὸν ἀε ὄντα Κύριον ( ); цикл стихир-подобнов; седален.
Е. изображен на миниатюре в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 92) человеком преклонных лет в архиерейском облачении (фелонь, омофор). Слегка вьющиеся волосы с проседью доходят до ушей, спереди - залысины, борода средней длины, широкая, сужающаяся книзу. Покровенными руками Е. придерживает за нижний обрез Евангелие, причем крест, изображенный на омофоре, оказался между руками святого, будто он держит перед собой и знак своей мученической кончины.
В минейных циклах образ святого встречается редко, поскольку под 26 дек., в день памяти Е., совершается празднование Собору Пресв. Богородицы и предпочтительным для минологиев является изображение сюжетов этого праздника («Бегство в Египет» или «Собор Пресвятой Богородицы»). Предположительно Е. изображен в составе настенных минологиев в росписи храмов св. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386). В иконописных минеях образ Е. с сохранившейся подписью представлен на рус. иконе «Праздники и месяцы года» (кон. XIX в., частное собрание).
В греч. «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.), в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года», под 26 дек. сказано: «Святой Евфимий, старец, посеченный воловьими жилами, скончался спустя восьмь дней» (Ерминия ДФ. 1868. С. 206). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) святой описан так: «Подобием сед, брада аки Афанасьева [свт. Афанасия Великого], риза святительская, омофор и Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 226).