[Лат. Paulinus] († 358), св. (пам. зап. 31 авг.), еп. г. Треверы (ныне Трир, Германия).
Как и св. Максимин, П. поддерживал в арианских спорах свт. Афанасия I Великого и его сторонников (Hilar. Pict. Fragm. hist. III 27), причем с епископом Александрийским он состоял в переписке (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 58; Idem. Hist. arian. 26). П. оказался в оппозиции к церковной политике имп. Констанция II (337-361), к-рый, разбив имп. Магненция (350-353), к 353 г. стал единовластным правителем всей Римской империи. Опираясь на поддержку влиятельного на Востоке и в Иллирике евсевианского течения, Констанций II пытался принудить зап. епископов к осуждению свт. Афанасия Великого, а также склонявшихся к монархианству епископов Маркелла Анкирского и Фотина Сирмийского. Когда П. было представлено послание, направленное против 3 указанных епископов, он согласился на осуждение Маркелла и Фотина, но отказался осудить свт. Афанасия (Sulp. Sev. Chron. II 37. 7). Осенью 353 г. имп. Констанций II созвал Собор в Арелате (ныне Арль, Франция), от участников к-рого добивался поддержки принятых вост. епископами решений об осуждении свт. Афанасия Великого (Brennecke. 1984. S. 133-146; Griffe. 1964. P. 215-218). Присутствовавшие на Соборе легаты епископа (папы) Римского Либерия († 366) Винцентий Капуанский и Марцелл предложили компромиссное решение: в обмен на осуждение свт. Афанасия осудить и ересь Ария, однако это предложение было отвергнуто. В результате легаты, как и большинство присутствовавших на Соборе епископов, подписали осуждение свт. Афанасия (Римский еп. Либерий не одобрил поступок легатов - Hilar. Pict. Fragm. hist. V 5; VI 3). Единственным участником Собора, твердо заявившим о своей поддержке свт. Афанасия Великого, был П., за что он был низложен присутствовавшими епископами и отправлен имп. Констанцием II в ссылку во Фригию (Hilar. Pict. Fragm. hist. I 6; Idem. Contra Const. 11; Faustinus et Marcellinus. Libellus precum. 21 // PL. 13. Col. 87; Sulp. Sev. Chron. II 39. 3; 45. 9; Hieron. Chron. An. 354 // PL. 27. Col. 501-502), где скончался в 358 г. (Hieron. Chron. An. 358 // PL. 27. Col. 503-504).
Свт. Иларий Пиктавийский, также сосланный имп. Констанцием II на Восток за поддержку свт. Афанасия Великого, с похвалой отзывался о поведении П. и считал, что репрессии, к-рым подвергался П., свидетельствуют, что под видом осуждения Александрийского епископа галльским епископам навязывается отступление от истинной веры (Hilar. Pict. Fragm. hist. I 6). В ряду пострадавших за правосл. веру исповедников называет П. и свт. Афанасий Великий, именуя его также епископом «столицы Галлий» (τῆς μητροπóλεως τῶν Γαλλίων ἐπίσκοπος - Athanas. Alex. Hist. arian. 33; ср.: Idem. Apol. de fuga sua. 4). Пресвитеры Фаустин и Марцеллин, сторонники люциферианского раскола, рассматривали смерть П. как мученическую (Faustinus et Marcellinus. Libellus precum. 77 // PL. 13. Col. 98).
Впосл. мощи П. были перенесены из Фригии в Треверы (ActaSS. Aug. T. 6. P. 678), над местом погребения мощей воздвигнута церковь. Традиционно эти события относят к кон. IV в., когда епископом г. Треверы был св. Феликс (386-398), однако эта датировка оспаривается нек-рыми совр. исследователями. Во всяком случае, почитание П. в г. Треверы отмечено уже с сер. VI в. (Fontaine, Pietri. 1995. P. 852; Handley. 2017. P. 192-193).
Возникновение почитания П. в г. Треверы слабо отражено в источниках. В VI в. свт. Григорий Турский, описывая город при еп. Ницетии († 566 или 569), называет св. покровителями лишь Максимина и Евхария, умалчивая о П. (Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 4). В то же время Флориан, аббат Роменского мон-ря (monasterii Romeni), находившегося в Медиоланском (Миланском) еп-стве, в письме еп. Ницетию (ок. 550) упоминает «блаженных Максимина и Павлина» как покровителей г. Треверы (Epistulae Austrasicae. 6 // MGH. Epp. T. 3. P. 117). О перенесении мощей П. из Фригии в Треверы впервые прямо сказано в «Хронике» Регинона Прюмского († 915, с 899 жил в Трире; см.: Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon. 1890. P. 15). Св. Адальберт (с 968 архиепископ Магдебургский), написавший ок. 967 г. продолжение «Хроники» Регинона Прюмского, добавил в ее текст сообщение о том, что гробница П., находившаяся в крипте одной из церквей, чудесным образом висела в воздухе (Adalbert. 1977. S. 187). Поскольку Адальберт ранее был монахом трирского аббатства св. Максимина, он мог в данном случае опираться на устную традицию.
Первое Житие П. (BHL, N 6562-6563) было написано клириком ц. Пресв. Девы Марии и П. в Трире в Х в., вероятнее всего при архиеп. Дитрихе I (965-977). По-видимому, Житие было составлено в условиях соперничества этой церкви, в то время фактически служившей кафедральным собором города, с расположенным по соседству мон-рем св. Максимина. Житие состоит из 3 частей и повествует о жизни святого и его борьбе с арианством, о перенесении мощей из Фригии в Треверы, а также о 5 посмертных чудесах святого. Описывая обстоятельства церковного служения П., автор использовал «Трехчастную историю» Кассиодора, однако главным его источником стало Житие св. Максимина (BHL, N 5822-5823). Агиограф представил П. учеником св. Максимина, уроженцем Аквитании, сделав акцент на стойкой приверженности П. правосл. вероучению. Согласно рассказу о перенесении мощей П., тоже написанному по образцу Жития св. Максимина, инициатива вернуть останки святого принадлежала неким благочестивым жителям г. Треверы и соседних городов. Саркофаг с мощами был подвешен на цепях в крипте уже существовавшей к тому времени базилики в честь Пресв. Девы Марии. Как и Адальберт, автор Жития привел историю о саркофаге, повисшем в воздухе после того, как норманны разбили цепи. Текст первоначальной редакции Жития сохранился в рукописи Guelf. 1109 (X-XI вв.; не изд.). Не позднее кон. XI в. другой автор внес в текст Жития дополнения, заменив пересказ «Трехчастной истории» на дословные цитаты из нее, а также добавив материал из «Церковной истории» Руфина Аквилейского. Кроме того, он представил кончину П. во Фригии как мученичество, не уточняя подробностей. Дополненная редакция сохранилась в нескольких рукописях, по самой ранней из них (Trier. Stadtbiblioth. 1379, XI в.) эту редакцию Жития опубликовал болландист И. Пиний (ActaSS. Aug. T. 6. P. 676-679).
В Житии святых Елены и Агриция, написанном в сер. XI в. каноником трирского собора или монахом связанного с архиепископом аббатства св. Евхария, строительство базилики, куда поместили принесенные из Фригии мощи П., впервые связывается с деятельностью еп. Феликса. Согласно Житию, Феликс освятил базилику в честь Пресв. Девы Марии и Треверских мучеников, убитых Рикциоваром, префектом имп. Максимиана Геркулия (Trierer Geschichtsquellen. 1889. S. 189-191). Упоминание о гонениях на христиан, предпринятых Рикциоваром в Треверах, автор Жития заимствовал из Мученичества Фусциана, Викторика и Гентиана (BHL, N 3224-3227, см. в ст. Квинтин). Он также использовал сведения из Жития св. Хильдульфа (BHL, N 3945). В нач. 1072 г. каноники ц. Пресв. Девы Марии и П. с разрешения архиеп. Удона из Нелленбурга (1066-1078) переместили главный алтарь и открыли доступ в крипту, где обнаружили гробницу П. и 13 позднеантичных саркофагов. Согласно надписи на свинцовой пластине, якобы найденной в крипте (BHL, N 8283), в саркофагах находились мощи Тирса, одного из командиров (duces) Фиванского легиона (см. в ст. Маврикий), а также 12 именитых граждан г. Треверы (консул Пальмаций, сенаторы Максенций, Констанций, Кресцентий, Юстин, Леандр, Александр, Сотер, «светлейшие мужи» (viri clarissimi) Хормизда, Папирий, Констант и Иовиан), казненных префектом Рикциоваром за отказ принести жертвы языческим богам. Сама пластина не сохранилась, но ее текст приводится в неск. сочинениях, в т. ч. в «Истории Треверских мучеников» (BHL, N 8284; ActaSS. Oct. T. 2. P. 373-382), написанной одним из каноников, вероятно, летом или осенью 1072 г. Рассказ о вскрытии крипты и найденных там мощах привел и архиеп. Удон в письме своему брату Бурхарду (Holder-Egger. 1892). На основании стиля и содержания текста исследователи однозначно признают пластину подделкой, изготовленной канониками незадолго до вскрытия крипты. Представленная в ней история была сфабрикована на основании материала из Жития святых Агриция и Елены и Мученичества св. Маврикия. С помощью поддельной пластины каноники стремились утвердить статус ц. Пресв. Девы Марии и П. как главного места паломничества в Трире в противовес соседнему аббатству св. Максимина, к-рое в XI в. претендовало на обладание мощами св. Бонифация, еще одного мученика из Фиванского легиона (эти мощи в Трир из мон-ря Муайенмутье в Лотарингии якобы перенес в VII в. хореп. Хильдульф - см. в ст. Максимин). Кроме того, пропаганда культа Трирских мучеников могла быть вызвана и соперничеством с Кёльном, где тоже почитались мощи мучеников из Фиванского легиона во главе со св. Гереоном.
Возникновение почитания Тирса, Пальмация и др. мучеников сделало необходимым создание новой версии Жития П. (посл. четв. XI в.; BHL, N 6565; Krönert. 2005. Vol. 2. P. 825-840). Основываясь на 1-м Житии П., автор добавил новый материал, в т. ч. пролог с прославлением Трира и его святынь (легенды о святых Агриции и Елене, о перенесении в Треверы мощей ап. Матфия, о привилегиях епископской кафедре, дарованных епископом (папой) Римским св. Сильвестром I). В описании Медиоланского Собора 355 г. (см. в ст. Медиоланские Соборы) автор использовал Житие свт. Евсевия Верцелльского, однако сделал фактическим главой правосл. партии П., приписав ему все действия Евсевия. Согласно 2-му Житию, в ссылке во Фригии П. действовал как успешный миссионер, обратил в христианство 3 местных царей, а затем принял мученическую смерть - был обезглавлен. Впосл. по инициативе еп. Феликса мощи П. были перенесены в Треверы и помещены в крипте базилики Пресв. Девы Марии, построенной епископом. Сведения из 2-го Жития П. были использованы в историческом соч. «Деяния трирцев» (1101), к-рое получило распространение в средневек. Германии и способствовало пропаганде преданий о местных святых и образу Трира как «второго Рима».
Поминовение П. под 31 авг. было включено в Иеронимов Мартиролог (галльская редакция, кон. VI - нач. VII в.; см.: MartHieron. P. 113; MartHieron. Comment. P. 478) и в календарь св. Виллиброрда (1-я четв. VIII в.- The Calendar of St. Willibrord from Paris. lat. 10837 / Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 10, 38). Память П. указана в «исторических» мартирологах IX в., краткое сказание о святом основано на соч. «Против Констанция» свт. Илария Пиктавийского (Quentin. 1908. P. 289). В календаре из т. н. Бревиария архиеп. Балдуина (Koblenz, Landeshauptarchiv. Hs. A, 2-я четв. XIV в., Трир) под 13 марта указан праздник перенесения мощей П. (Miesges. 1915. S. 52). В XVI в. кард. Ц. Бароний включил память П. под 31 авг. в Римский Мартиролог. В совр. календаре Римско-католической Церкви день памяти П. под 31 авг. сохраняется как факультативный для немецкоговорящих стран.
Основным центром почитания П. была базилика, находившаяся в сев. пригороде Трира, близ мон-ря св. Максимина. Ее систематическое археологическое обследование никогда не проводилось, однако отдельные находки подтверждают возникновение храма в позднеантичный период, хотя и не обязательно при еп. Феликсе (386-398), к-рый, согласно агиографической традиции, считался строителем этой церкви. В 1824 г. близ совр. церкви во имя П. была найдена надгробная табличка (V в.?; ныне хранится в Рейнском региональном музее в Трире), согласно к-рой субдиак. Урсиниан удостоился погребения рядом с неназванными «святыми» (meruit sanctorum sociari sepulcr[um]); возможно, среди этих святых был П. (Heyen. 1972. S. 32-33). Базилика, пострадавшая от франков в V в., была отремонтирована при еп. Маре († ок. 480), вероятно, тогда же была освящена в честь Пресв. Девы Марии. Во время нападения на город норманнов (апр. 882) церковь была разграблена, но не разрушена. Согласно 1-му Житию П. и позднейшей агиографической традиции, тогда же был замурован вход в крипту с гробницей святого.
После восстановительных работ в кон. X - 1-й пол. XI в. церковь заново освятил папа Римский Лев IX (7 сент. 1049) в честь Св. Креста. Возможно, в ходе этих работ вновь обнаружили крипту, в 1072 г. она была вскрыта. Там находился деревянный саркофаг с мощами П., в ногах у него стоял небольшой алтарь, вокруг располагались 13 саркофагов, объявленных гробницами Трирских мучеников III в. Здание базилики было уничтожено во время пожара 1 авг. 1093 г., при этом крипта с гробницами, по-видимому, не пострадала. В 1-й пол. XII в. была построена новая церковь в романском стиле, освященная папой Римским Евгением III в честь Пресв. Девы Марии и всех святых (31 янв. 1148). К тому времени (неясно, до или после пожара 1093) крипта была полностью перестроена и приобрела совр. планировку с 3 нефами. По-видимому, тогда же деревянный саркофаг с мощами П. поместили внутрь каменного, выдолбленного из глыбы песчаника. Не позднее XIV в. в крипте также находились алтари в честь Пресв. Девы Марии, святых Валентина и Эразма. В марте 1402 г. каменный саркофаг вскрыли по распоряжению пробста Ф. Шаварда, к-рый оставил описание этого события в составе своего сочинения об истории Трира и церкви во имя П. (Collatio super urbis recommendatione, sancti Paulini aperitione atque ecclesie ipsius religione; не изд., см.: Heyen. 1972. S. 10-12; Ronig. 1982). По словам Шаварда, останки П. были обнаружены нетленными. Шавард изъял голову святого (позднее ее поместили в специально изготовленный серебряный реликварий), а также частицы кожи, прах и щепки от гроба (упом. в перечнях реликвий XV - нач. XVI в.).
Во время оккупации Трира французами в ходе Голландской войны (1672-1678) церковь была взорвана (май 1674) в связи с работами по укреплению обороны города, свод крипты частично рухнул, но гробница П. не пострадала. В 1730 г. пробстом церкви во имя П. стал курфюрст-архиепископ Трирский Франц Георг фон Шёнборн (1729-1756). Через 2 года он начал строительство новой церкви в стиле барокко. Она была освящена в 1757 г. в честь Пресв. Девы Марии и П. Интерьер крипты и саркофаги были отделаны в стиле рококо (отреставрированы в 1851), 26 сент. 1760 г. освящены новые алтари: в честь П., Пресв. Девы Марии, прав. Иосифа Обручника и католич. св. Иоанна Непомуцкого.
В 1883 г. каменный саркофаг с мощами П. был вновь вскрыт. Внутри обнаружены остатки деревянного саркофага (предположительно из ливанского кедра), скрепленного бронзовыми полосами (первоначально позолоченными) и украшенного неск. серебряными пластинами (в т. ч. монограммы Христа, изображения грехопадения Адама и Евы и воскрешения Лазаря; на основании стилистического анализа датированы кон. IV в.). По углам деревянного саркофага сохранились крепления, подтверждающие информацию из Житий П. о том, что он был первоначально подвешен на цепях. Внутри саркофага находились человеческие останки, обернутые в шелковые ткани. После обследования все предметы, кроме нескольких фрагментов дерева и ткани, были помещены обратно в каменный саркофаг (Gierlich. 1990. S. 27-30). На основании проведенных обмеров была изготовлена копия деревянного саркофага (ныне хранится в Рейнском региональном музее в Трире). Проведенный в 70-х гг. ХХ в. и в нач. XXI в. химический анализ образцов тканей подтвердил их датировку I-IV вв. (Jonghe, Tavernier. 1977/1978; Konstantin der Grosse. 2007. S. 416-419).
В источниках 2-й пол. Х - нач. XI в. упоминаются реликвии П. (возможно, вторичные, напр. фрагменты ткани, в к-рую был обернут деревянный саркофаг), находившиеся в монастыре св. Максимина в Трире, а также в Регенсбурге, Прюме, Бамберге (Heyen. 1972. S. 272-273). Почитание П. распространено гл. обр. в Трирском архиепископстве, в честь П. освящены церкви в Бойрене (1835-1837, приход с XIII в. принадлежал каноникам трирской церкви во имя П.), Бишофсдроне (1762-1769), Лаутербахе (1911-1912), Веллинге (1883) и Лорихе (1737).
Самое раннее изображение П.- на миниатюре из т. н. Псалтири Эгберта (Сividale. Museo Archeol. Naz. 136. Fol. 86v, ок. 980). Святой представлен в архиепископском облачении, без митры, с нимбом. Впосл. П. изображали, как правило, с открытой книгой в одной руке и мечом или пальмовой ветвью - в другой.