(Павлин Медиоланский; кон. IV - нач. V в.), диак., церковный писатель, секретарь свт. Амвросия († 397), еп. Медиоланского (Миланского). Сведения о П. содержатся в его трудах, а также в сочинениях блж. Августина (Aug. De grat. Christi. II 3-4, 7; Idem. Ep. 29*), Мария Меркатора (Marii Mercatori Commonitorium de Coelestio // PL. 48. Col. 63-108), Исидора Севильского (Isid. Hisp. De vir. illustr. 17; Исидор Севильский смешивает сведения о П. и о свт. Павлине Ноланском) и в анонимном трактате сер. V в. «Praedestinatus» (Liber Praedestinatus. 88 // PL. 53. Col. 617). О происхождении и раннем периоде жизни П. ничего достоверно не известно. Ок. 394 г. он познакомился со свт. Амвросием Медиоланским, возможно во время посещения тем Флоренции. Существует предположение, что П. был уроженцем этого города (Palanque. 1924. P. 36). Он стал нотарием и секретарем Амвросия Медиоланского, занимал этот пост до его кончины. После этого П. еще нек-рое время жил в Медиолане (ныне Милан); вероятно, посещал Флоренцию, где встречался с еп. св. Зиновием († нач. V в.). В нач. V в. (предположительно после 405) по поручению свт. Венерия, еп. Медиоланского, П. отправился в Сев. Африку как управляющий (defensor et procurator) расположенными там имениями Медиоланской кафедры. Там П. познакомился со мн. видными церковными деятелями, в т. ч. с блж. Августином и со свт. Аврелием, еп. Карфагенским. По просьбе блж. Августина он написал Житие свт. Амвросия (в 412/3 или 422). В 411 г. П., к тому времени возведенный в сан диакона, выступил с обвинениями в ереси против Целестия, ученика Пелагия, к-рый пытался получить в Карфагене сан пресвитера. Целестий был осужден церковным судом во главе с еп. Аврелием и отлучен от Церкви, это решение подтвердил Карфагенский Собор 416 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы). Однако в 417 г. папа Римский Зосима (417-418) снял с прибывшего в Рим Целестия обвинения, объявив, что его осуждение было совершено с процедурными нарушениями (Dunn. 2013). Доставивший африкан. епископам решение папы Зосимы рим. субдиак. Василиск 2 нояб. 417 г. передал П. устное распоряжение в течение 2 месяцев прибыть в Рим и там лично сформулировать обвинения против Целестия. П. отказался ехать в Рим, вместо этого направив папе Зосиме послание с объяснениями и кратко сформулированными аргументами против пелагианства («Книжица против Целестия, поданная епископу Зосиме» (Libellus Paulini Diaconi adversum Caelestium Zosimo episcopo datus)). Судьба П. после 417 г. (или после 422, если принять позднюю датировку Жития свт. Амвросия) неизвестна.
Житие свт. Амвросия (BHL, N 377; CPL, N 169) было написано по просьбе блж. Августина. Относительно даты его создания существует 2 гипотезы. П. упоминает, что в то время, когда он писал, префектом претория Италии был Иоанн. Известно, что Иоанн занимал этот пост в 412-413 гг. и, возможно, также в 422 г. (PLRE. Vol. 1. P. 459). Ранняя датировка представляется более вероятной (Lamirande. 1981). П., по собственному признанию, писал «безыскусным стилем» (inculto sermone), без использования риторических украшений. Он выступает как очевидец не менее чем в 8 эпизодах: напр., свидетельствует об обретении мощей мучеников Назария и Келсия (см. ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий), о кончине свт. Амвросия, о перенесении из Тридента (ныне Тренто) в Медиолан мощей мучеников Сисиния, Мартирия и Александра (о них см. в ст. Вигилий, сщмч.), о наказании, постигшем клеветавших на свт. Амвросия медиоланского пресв. Доната и Мурана, еп. г. Боли (др. название Воли, на территории совр. Туниса), и т. д. В работе над Житием П. использовал неск. сочинений свт. Амвросия, его переписку, с к-рой был знаком по должности, рассказы самого святителя, его сестры Марцеллины, а также сведения, полученные им от очевидцев различных событий жизни и посмертных чудес свт. Амвросия (Paredi. 1963. P. 213-214). Сочинение П. стало одним из первых памятников христ. житийной литературы, посвященных не мученику и не монаху-аскету. Образцами для подражания, рекомендованными ему блж. Августином, П. называет Житие прп. Антония Великого авторства свт. Афанасия I Великого (Житие было известно на Западе в лат. переводе Евагрия, архиеп. Антиохийского), Житие прп. Павла Фивейского, составленное блж. Иеронимом Стридонским, и Житие св. Мартина Туронского (Турского), написанное Сульпицием Севером. Однако влияние агиографических текстов на сочинение П. не очень велико по сравнению с античными светскими биографиями.
Структура Жития во многом следует имп. жизнеописаниям Светония: предисловие (главы 1-2), хронологически организованное повествование - начиная с описания знамений, предсказывавших рождение святителя, и заканчивая сообщением о его смерти (главы 3-36), рассказ о характере свт. Амвросия и его проявлениях в различных обстоятельствах (главы 37-48), описание посмертных явлений (главы 49-54), заключение (главы 55-56) (Barnes. 2011. P. 40-41; Alfonsi. 1969; Berschin. 1993). Среди др. лит. источников П. были «Церковная история» Руфина Аквилейского, «Исповедь» блж. Августина и «Панегирик императору Феодосию» ритора Латина Паката Дрепания (Paredi. 1963. P. 214-215). Рассказы о чудесах занимают у П. меньше места, чем в др. агиографических произведениях рубежа IV и V вв. (15 чудесных историй, ок. 20% текста: Palanque. 1924. P. 404-406). Основные темы Жития: защита свт. Амвросием правосл. веры в борьбе с арианской ересью (одним из оппонентов святителя представлена имп. Юстина (ок. 340 - ок. 388), мать рим. имп. Валентиниана II (375-392)) и язычеством (требование свт. Амвросия убрать из сената алтарь Победы), отношения со светскими властями (в т. ч. история о покаянии, к-рое рим. имп. Феодосий I Великий (379-395) принес по настоянию свт. Амвросия за разорение Фессалоники), стремление искоренять пороки духовенства (в особенности алчность). О детских годах, о семье свт. Амвросия П. приводит мало подробностей. Утверждение, что отца святителя тоже звали Амвросием, вероятно, возникло из-за порчи текста. Мнение о том, что отец свт. Амвросия служил префектом Галлий, основано на неверной интерпретации текста Жития: более вероятно, что он был лишь одним из подчиненных префекта (posito in administratione praefecturae Galliarum - Vita Ambrosii. 1975. P. 56). Умолчания могли быть сознательными, поскольку отец святителя состоял на службе рим. имп. Константина II (337-340), убитого в 340 г. и подвергнутого damnatio memoriae (Barnes. 2011. P. 46-48). Подробное описание обстоятельств избрания свт. Амвросия епископом, от чего тот якобы долго и безуспешно пытался отказаться, вероятно, основано на «Церковной истории» Руфина Аквилейского (Ibid. P. 53-58). П. подчеркивает, что свт. Амвросий пользовался авторитетом даже среди варварских народов (франков, маркоманов). Много внимания в Житии уделяется наказаниям, постигшим врагов святителя, в т. ч. клеветавших на него после его смерти.
Житие свт. Амвросия, составленное П., было хорошо известно в Зап. Европе: сохранилось более 100 его списков (самые ранние датируются кон. VIII - 1-й пол. IX в.: St. Gallen. Stiftsbibl. Sang. 552 и Paris. lat. 1771). В нек-рых списках автором ошибочно назван (возможно, под влиянием Исидора Севильского) свт. Павлин Ноланский. В кон. VII в. св. Альдхельм в прозаической и стихотворной версиях «Трактата о девстве» (BHL, N 380-381) пересказал историю о том, как в рот младенцу Амвросию влетали и изо рта вылетали пчелы, что, согласно П., служило предзнаменованием красноречия и лит. таланта святителя. Во 2-й пол. IX в. Житие свт. Амвросия стало важным источником написанного неизвестным каролингским автором по заказу одного из архиепископов Милана соч. «О житии и заслугах св. Амвросия» (BHL, N 377d; см.: Vocino. 2015). На произведении П. основаны и позднейшие средневек. агиографические тексты о свт. Амвросии (BHL, N 378-379d). В IX в. Житие послужило основой для заметки о свт. Амвросии в Древнеанглийском Мартирологе (The Old English Martyrology / Ed. C. Rauer. Camb., 2013. P. 251). Не позже Х в. Житие свт. Амвросия было переведено на греч. язык (BHG, N 67; подробнее см.: McClure. 1972). Этот перевод сохранился в 2 списках XI в. Вместе с тем, вероятно, во 2-й пол. IX в. анонимный греч. автор, незнакомый с сочинением П., написал Житие свт. Амвросия на основе «Церковной истории» Феодорита, еп. Кирского (BHG, N 68; см.: Pasini. 1983), позднее переработанное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 69). Существовал также комбинированный текст, сочетавший материал из начальной части перевода Жития авторства П. и анонимного дометафрастовского Жития. С такого комбинированного списка был сделан (возможно, в Первом Болгарском царстве на рубеже IX и X вв.) слав. перевод, сохранившийся в пространной и краткой редакциях (см.: Велинова. 2012).
Др. сочинение П.- «Книжица против Целестия, поданная епископу Зосиме» (Libellus Paulini Diaconi adversum Caelestium Zosimo episcopo datus); оно сохранилось в составе «Collectio Avellana» (VI в.). По форме «Книжица...» представляет собой послание (датировано 8 нояб. 417), переданное П. папе Римскому Зосиме через Марцеллина, субдиакона Карфагенской Церкви. Свой отказ ехать в Рим П. обосновывает тем, что, во-первых, папа Иннокентий I (401-417) ранее утвердил отлучение Целестия, закрыв тем самым дело, а во-вторых, сам Целестий летом 416 г. не явился на Собор в Карфагене, что, по мнению П., служило признанием его виновности. Отстаивая учение о первородном грехе и о необходимости крещения младенцев для их спасения, П. ссылается на сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия, свт. Григория Богослова (П. мог знать его гомилии в лат. переводе Руфина Аквилейского) и папу Иннокентия I. Возможно, именно через П. блж. Августин познакомился с изложенными в творениях свт. Амвросия аргументами в поддержку учения о всеобщем первородном грехе, к-рые впосл. использовал в своих антипелагианских сочинениях, начиная с соч. «О благодати Христовой и первородном грехе против Пелагия и Целестия» (De gratia Christi et de peccato originali contra Pelagium et Coelestium, 418). При этом в более ранних антипелагианских произведениях блж. Августина высказывания свт. Амвросия о первородном грехе не цитируются (см.: Paredi. 1963. P. 212-213).
Исидор Севильский ошибочно приписывал П. трактат «О благословениях патриархов» (Expositio in benedictionibus patriarcharum) - комментарий на библейский рассказ о благословении патриархом Иаковом сыновей (Быт 49). В действительности это сочинение было написано Руфином Аквилейским (ок. 406-408; CPL, N 195) и посвящено свт. Павлину Ноланскому (см.: Martín Iglesias. 2013. P. 132). Опубликованный под именем П. одноименный трактат (De benedictionibus patriarcharum // PL. 20. Col. 715-732), вероятно, принадлежит мон. Адревальду из Флёри (ок. 820-878/9) (Wilmart. 1920).