Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРАФИМ
62, С. 550-552 опубликовано: 12 декабря 2025г. 


СЕРАФИМ

Сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский. Фотография. 1929 г.
Сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский. Фотография. 1929 г.

Сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский. Фотография. 1929 г.
(Самойлович Семен Николаевич; 19.07.1881, Миргород Полтавской губ.- 4.11.1937, Сусловское отд-ние Сиблага (близ совр. с. Суслова Мариинского р-на Кемеровской обл.)), сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Угличский. Из семьи псаломщика. В 1896 г. окончил Лубенское ДУ, в 1902 г.- Полтавскую ДС, после чего был направлен в Североамериканскую епархию, во главе к-рой в то время стоял еп. свт. Тихон (Беллавин; впосл. патриарх Московский и всея России).

С авг. 1902 по сент. 1905 г. исполнял должность учителя 2-классных миссионерских школ: до июня 1905 г.- на о-ве Уналашка, затем на о-ве Баранова (Ситка, ныне шт. Аляска, США). 25 сент. 1905 г. принял монашеский постриг с именем Серафим, 2 окт. был рукоположен во диакона с причислением к Ситкинскому архиерейскому дому. Постриг и хиротонию совершил еп. Аляскинский Иннокентий (Пустынский; впосл. архиепископ). 25 марта 1906 г. С. был рукоположен во иерея и с 1 авг. 1906 г. назначен настоятелем Нучекского прихода (на о-ве Нучек в зал. Принца Уильяма, Аляска) и начальником Нучекской духовной миссии среди индейцев чубачей. С 25 марта 1908 г. преподавал Свящ. Писание и основное богословие в Ситкинской ДС. Подал прошение о возвращении на родину по состоянию здоровья, которое 4 окт. 1908 г. было удовлетворено.

С 25 мая по 25 авг. 1909 г. С. выполнял обязанности помощника епархиального миссионера Владикавказской епархии; с 1 сент. 1909 до нач. 1910 г.- духовника и инспектора Александровской ДС в ст-це Ардонской (ныне г. Ардон, Сев. Осетия). После кратковременного наместничества в Братском первоклассном мон-ре г. Могилёва принял 23 июня 1910 г. послушание наместника Толгского мон-ря, вновь оказавшись под архипастырским окормлением свт. Тихона (Беллавина), в то время архиепископа Ярославского и Ростовского. 11 мая 1912 г. С. был возведен в сан игумена. Его трудами при монастыре был расширен странноприимный дом, открыта школа пчеловодства с приютом для сирот, а во время первой мировой войны - лазарет для раненых.

9 мая 1915 г. был назначен настоятелем Алексеевского мон-ря г. Углича, 29 июня 1916 г. был возведен в сан архимандрита. Активно участвовал в управлении епархией. Во время террора после подавления антибольшевистского Ярославского восстания (июль 1918) смог уберечь мон-рь от разорения. 15 февр. 1920 г. хиротонисан во епископа Угличского и стал викарием митр. Ярославского и Ростовского священноисп. Агафангела (Преображенского).

В июле 1922 г. (вслед за арестом митр. Агафангела) С. был арестован, обвинялся в распространении послания патриарха Тихона и сопротивлении изъятию церковных ценностей. Приговорен Рыбинским губ. ревтрибуналом к 3 годам лишения свободы. Отбывал заключение в тюрьме в Ярославле. В 1923 г. освобожден по амнистии; 2 окт. 1923 г. состоялся еще один арест.

17 марта 1924 г. указом патриарха С. был назначен временно управляющим Ярославской епархией вместо Ростовского архиеп. Иосифа (Петровых; впосл. митрополит). 18 мая 1924 г. вновь был арестован и неск. месяцев находился в заключении. В этом году патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа. В числе др. архипастырей С. подписал заключение Архиерейского совещания Русской Православной Церкви 12 апр. 1925 г. о вступлении Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) в управление РПЦ в качестве патриаршего местоблюстителя (см.: Акты свт. Тихона. С. 413-417). После ареста митр. Петра в дек. 1925 г. С. активно поддержал вступившего в должность заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского) в борьбе с инспирированным ОГПУ григорианским расколом (см.: Там же. С. 448-449) и в полемике с митр. Агафангелом об актуальном преемстве церковной власти (подробно см.: Мазырин. Высшие иерархи. 2006).

После ареста митр. Сергия (нояб. 1926) С. был назван в завещательном распоряжении Ленинградского (Петроградского) митр. Иосифа (Петровых) от 8 дек. 1926 г. в числе кандидатов на должность заместителя патриаршего местоблюстителя (Акты свт. Тихона. С. 489), оставшись единственным ввиду ареста 2 других. Вступив в обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя, С. вынужден был отправиться в Углич, поскольку ему было запрещено бывать в Москве без вызова из ОГПУ. Оттуда он 29 дек. 1926 г. обратился с посланием к архипастырям, пастырям и пасомым РПЦ, извещая о своем вступлении в должность. Послание начиналось с призыва подчиняться только «законным представителям патриаршей Православной Церкви». Все проч. иерархии (обновленцы, григориане), по слову С., были «неизбежно обречены на гибель» и «оставили по себе лишь печальные следы смуты в умах или совершенной утраты веры среди тех, которых они увлекли в свои сети». Чтобы значительно сократить возможности ОГПУ влиять через него на церковную жизнь, С. ввел максимальную децентрализацию церковного управления: «Я прошу сократить переписку и сношения со мной до минимума, предоставляя все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах» (Там же. С. 490-492). Многие, в частности митр. Казанский сщмч. Кирилл (Смирнов), оценили такое решение положительно (см.: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-44340. Л. 40), хотя в некоторых епархиях оно было превратно понято как возможность «находиться до времени, когда укажет Господь, в положении автокефальной (самостоятельной) Церкви» (Фаст М., свящ., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Мат-лы к истории церк. репрессий в Томской обл. в сов. период. Томск; М., 2004. С. 61).

Несмотря на то что осуществление высшего церковного управления из Углича, канонически принадлежавшего Ярославской епархии, порождало двусмысленность и недовольство нек-рых архиереев (см.: Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение свт. Агафангела, митр. Ярославского, исповедника / Сост.: И. Г. Менькова. М., 2006. Кн. 2. С. 252; Каплин. 2006. С. 133), С. продолжал управлять Церковью, осуществлял назначения на кафедры, применял запретительные меры. За 100 дней заместительства по его благословению состоялась одна архиерейская хиротония (Фаст М., свящ., Фаст Н. Нарымская Голгофа. Томск; М., 2004. С. 61-63).

Однако главным в служении С. неизбежно оказывался вопрос о легализации церковного управления. Начальник 6-го (антицерковного) отделения Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучков предлагал С. учредить Совет епископов (синод), по всей видимости определенного властями состава. Вызванный в марте 1927 г. в Москву и задержанный на 3 дня во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке, С. отклонил предложенные ему гос. властями условия, ссылаясь на ограниченность полномочий для решения принципиального для жизни Церкви вопроса в отсутствие старших иерархов. В результате он был неожиданно для себя освобожден, но получил запрет на выезд из Углича и к.-л. деятельное осуществление церковного управления. После освобождения митр. Сергия из-под стражи С. в письме от 7 апр. 1927 г. возвратил ему управление Церковью (Док-ты Патриаршей канцелярии 1926-1927 гг. // ВЦИ. 2006. № 2. С. 99-100).

После выхода «Декларации» 1927 г. С. оказался среди недовольных церковной политикой сближения с гражданской властью и вместе с неск. архиереями Ярославской церковной области во главе с Ярославским митр. священноисп. Агафангелом подписал обращение от 6 февр. 1928 г. к митр. Сергию о выходе из адм. подчинения ему. На сегодняшний день установлено, что проект этого документа был подготовлен в Угличе С. совместно с близким ему по духу известным прот. Павлом Лахостским в янв. 1928 г. (см.: Проект. 2014). Доработанный в ряде существенных черт митр. священноисп. Агафангелом, он лег в основу окончательного текста февральского выступления (см.: Ради мира церковного. 2006. С. 323).

Через 10 дней после выхода обращения, 17 февр. 1928 г. С. был арестован и отправлен в ссылку в Буйничский в честь сошествия Святого Духа на апостолов женский монастырь близ г. Могилёва. Митр. Сергий и созданный им Временный Патриарший Священный Синод (см. в ст. Временный Священный Синод) 29 марта 1928 г. уволили С. от управления Угличским вик-ством и запретили его в священнослужении в пределах Ярославской и Московской епархий (Акты свт. Тихона. С. 614). Во избежание более строгих мер от него в месячный срок требовался письменный отказ от февральского обращения. Конфликт формально был улажен к кон. мая 1928 г., после данного ярославскими иерархами в письме к митр. Сергию разъяснения (см.: Там же. С. 610-611, 615), к к-рому С. присоединился, дав телеграмму. В коллективном письме ярославских архипастырей была предпринята попытка выйти из создавшегося положения и встать на путь примирения, находясь при этом на прежней позиции (см.: Послание ко всей Церкви. 2003. С. 289).

Однако на дальнейшие компромиссы С. не пошел и оставался в ссылке. 25 июня 1928 г. он записал в дневнике: «Видно ждут от меня «покаяния». Странные люди!» («Год скорби и печали». 2003. С. 40). В письме Тутаевскому (Романовскому) еп. сщмч. Вениамину (Воскресенскому) от 14 янв. 1929 г. он констатировал свой разрыв с митр. Сергием, считая, что в Москве над митр. священноисп. Агафангелом посмеялись, исковеркав его примирительный акт («В единении Вы с митр. Сергием или в отделении?». 2017. С. 136-137). 20 янв. 1929 г. С. выпустил «Послание ко всей Церкви», в к-ром писал, что, поскольку митр. Сергий и его Синод «нарушили соборность», попрали внутреннюю свободу Церкви и принесли ей много страданий, все налагаемые ими прещения «незаконны и неканоничны» (Послание ко всей Церкви. 2003. С. 304).

2 марта 1929 г. С. был вновь арестован по обвинению в распространении антисоветских документов. Приговорен 17 мая того же года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам заключения в концлагере. Наказание отбывал в Соловецком лагере особого назначения, где получил тяжелые травмы в результате падения со строительных лесов. Переведенный осенью 1931 г. на инвалидные работы, он оставался на лагерной командировке (район лесозаготовок) «Новая биржа» близ Май-Губы в Карелии до янв. 1932 г. После освобождения из лагеря был выслан в г. Козьмодемьянск (ныне Республика Марий Эл), где проживал до очередного ареста 29 дек. 1932 г. Находился в козьмодемьянском доме предварительного заключения под следствием. 8 июня 1933 г. приговорен Особым совещанием при Коллегии ОГПУ к высылке в Северный край.

Отбывал ссылку в Архангельске с июня 1933 г. в условиях относительной свободы. 21 мая 1934 г. последовал новый арест по групповому «делу архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)». 1 июня 1934 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 5 годам ИТЛ. В июне 1934 г. отправлен в Сусловское отд-ние Сиблага в Мариинском р-не (ныне Кемеровской обл.). 15 сент. 1937 г. арестован в лагере по новому следственному делу вместе с архим. прмч. Миной (Шелаевым), прот. сщмч. Александром Андреевым и др. Обвинялся в организации и возглавлении контрреволюционной группы и проведении систематической агитации в лагере. Виновным себя не признал. 28 окт. 1937 г. Особая тройка при УНКВД по Новосибирской обл. приговорила С. к высшей мере наказания. Расстрелян в лагере, похоронен в безвестной могиле.

Реабилитирован Президиумом Кемеровского облсуда 6 февр. 1961 г. по делу 1937 г.; реабилитация по делу 1934 г. последовала 2 авг. 1989 г. По представлению Московской епархии причислен к лику святых Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г.

Соч.: «Год скорби и печали»: Дневник за 1928 г. / Публ.: прот. А. Салтыков, Н. Д. Егоров // Мир Божий. 2003. № 1(9). С. 36-45; Послание ко всей Церкви, от 20 янв. 1929 г. / Публ.: О. В. Косик // БСб. 2003. Вып. 11. С. 281-305; «В единении Вы с митр. Сергием или в отделении?»: Переписка сщмч. архиеп. Угличского Серафима (Самойловича) и сщмч. еп. Романовского Вениамина (Воскресенского), 1928-1929 гг. / Публ.: диак. С. Николаев, М. М. Гар // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2017. Вып. 79. С. 121-144.
Лит.: Каплин П. В. Архиеп. Серафим (Самойлович) и Е. А. Тучков: Подробности взаимоотношений // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2006. Вып. 3(20). С. 129-135; Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006. С. 200-242; он же. Ярославская оппозиция митр. Сергию (Страгородскому) и митр. Агафангел (Преображенский) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2006. Вып. 3(20). С. 71-110; он же. Легализация Московской Патриархии в 1927 г.: Скрытые цели власти // ОИ. 2008. № 4. С. 114-124; [Косткевич Г. А.] Обзор главнейших событий церковной жизни России за время с 1925 г. до наших дней / Публ., вступ. ст., примеч.: О. В. Косик // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2007. Вып. 2(23). С. 104-130; Проект сщмч. архиеп. Угличского Серафима (Самойловича) декларации об отделении Ярославской епархии от митр. Сергия (Страгородского) / Публ.: диак. С. Николаев // Там же. 2014. Вып. 5(60). С. 149-166.
М. М. Гар
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Архиепископы Русской Православной Церкви Собор Ростово-Ярославских святых (23 мая) Собор Кемеровских святых Серафим (Самойлович Семен Николаевич; 1881 - 1937), архиепископ, священномученик (пам. 22 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
См.также:
АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)
ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
ПЕТР Петр Алексеевич Попов (1895-1937), свящ., сщмч. (пам. 12 мая, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)
АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской)
АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918), свящ., сщмч., (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСИЙ Великосельский (1865–1918), свящ., сщмч. (пам. 17 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)