(1390 - 8.09.1480), прп. (пам. 7 сент. и 15 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, 18 нояб.- в Соборе Эстонской земли святых), Псковский, Спасо-Елеазаровский, ученик прп. Евфросина (Елеазара) Псковского.
Древнейшими источниками сведений о С. являются 2 редакции Жития прп. Евфросина Псковского: Житие, составленное неизвестным автором (непсковичом) ранее 1510 г. (Первая редакция, или «Повесть о сугубой аллилуии» (РГБ. Унд. № 306, XVI в.)), и Житие, написанное псковским свящ. Василием (в монашестве Варлаамом) в 1547 г. (2-я редакция). Рассказ о С. во 2-й редакции выделен заголовком «О прихожении Серапионове к преподобному и о исцелении его» (Охотникова. 2007. С. 157-159). Он помещен в самом начале повествования о жизни прп. Евфросина в пустыни и отличается от «Повести о сугубой аллилуии» небольшими стилистическими изменениями. История жизни С. также кратко излагается в Службе прп. Евфросину, составленной свящ. Василием (Варлаамом) (Там же. С. 316-317, 321-322). Святой упоминается и в нек-рых кратких редакциях Жития прп. Евфросина (Там же. С. 255, 273, 279).
В 1874 г. архим. Платон, настоятель (1867-1878) Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста женского монастыря, опубликовал в ж. «Странник» Житие прп. Серапиона Псковского, составленное на основе хранившегося в обители Жития святого (далее - Елеазаровский список). При публикации он сделал свободное переложение рукописного текста, внеся в него собственные исторические и богословские комментарии, но не цитировал текст Жития.
Елеазаровский список является единственным источником об этом периоде. В тексте сообщается, что С. был «житель града Юрьева», прихожанин храма во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия, «яже беша в русском конце града». Католики притесняли правосл. христиан, С. ревностно обличал «зловерия латин», за что претерпел бесчестие и побои и был вынужден покинуть Юрьев. Он пришел на р. Толву к прп. Евфросину (в лит-ре XIX в. называется дата прихода С. в пустынь к прп. Евфросину - 1424 г. (Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262; Иосиф (Баженов). 2006. С. 180; Толстой. 1861. С. 81)). Повествование Елеазаровского списка о пребывании С. в пустыни распространено по сравнению с рассказом игум. Памфила множеством этикетных дополнений, характерных для Житий преподобных (о прощении обид, о любви к церковной молитве, об истязании обнаженного тела оводами и комарами и т. д.). И лишь некоторые из них можно считать биографическими. Так, в списке говорится, что С. знал латышский и эстонский языки и занимался миссионерской деятельностью. В мон-ре он исполнял послушание пекаря. Святой получил исцеление от болезни («двадесять дней недвижим лежаше») по молитве явившегося ему прп. Онуфрия Великого (во имя этого святого был устроен придел в монастырском храме). В Елеазаровском списке помещены рассказы о чудесах святого: 2 - прижизненных, 7 - посмертных. В 1476 г. С. исцелил латыша от мучительной гнойной раны; в 1479 г. он явил дар прозорливости, предсказав, что в год его кончины придет на Псков сильный враг из Ливонии, но город и мон-рь будут спасены молитвами Псковских чудотворцев. С. был погребен прп. Евфросином и братией. В Житии по Елеазаровскому списку сообщается, что С. скончался 8 сент. 1480 г. в возрасте 90 лет, подвизался в обители 55 лет (в справочных работах XIX в. указывается год преставления С.- 1480 г. (Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262; СИСПРЦ. С. 210)). Текст Жития в Елеазаровском списке дополняли тропарь и кондак преподобному (опубл.: Минея (МП). Сент. С. 229-230). Служба С. неизвестна. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых и в Собор святых земли Эстонской, установленные в 1987 и 2002 гг.
Единственная древняя икона, на к-рой присутствует образ С.,- «Явление преподобных Ефросина и Серапиона Псковских автору «Повести о сугубой аллилуии»» (ПИАМ), к-рую И. С. Родникова считала клеймом житийной иконы прп. Евфросина и датировала кон. XVI - нач. XVII в. (Родникова. 2008. С. 481). Более точная датировка относится к периоду между 1549 (годом прославления прп. Евфросина) и 1585 (первое упоминание иконы прп. Евфросина «в чудесехъ» в описи Елеазарова монастыря 1585-1587 гг.- РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Д. 830. Л. 401 об.) годами. То, что на иконе прп. Евфросина было клеймо с таким сюжетом, отмечено во мн. описаниях его гробницы: «К сожалению, лживые рассказы клирика Василия увековечены живописью на иконе Преподобнаго, стоящей близ гроба его. Икона писана новгородским пошибом XVI в.» (Толстой М. В. Древности и святыни Пскова. М., 1861. С. 91), «большая икона, на коей, к сожалению, легковерием старины, в лицах изображены неверные рассказы клирика Василия» (Иосиф (Баженов), иером. Описание Спасо-Елеазаровского мон-ря. СПб., 1858. С. 17), «икона, изображающая происшествия жизни Святаго, как они описаны в житии его, не вполне достоверном» (Миротворцев М. Спасо-Елеазаров мон-рь // Памятная кн. Псковской губернии на 1860 г. Псков, 1860. С. 59). Последний раз икона прп. Евфросина «с 24-мя чудесами» упоминается в монастырской ведомости от 22 дек. 1880 г. (Ведомости о состоянии Спасо-Елизаровского монастыря за 1880-1889 гг. // ГА Псковской обл. Ф. 567. Оп. 1. Д. 13. Л. 13). Скорее всего эта икона, как и икона с житием прп. Саввы Крыпецкого из Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова мон-ря (нач. XVII в., ПИАМ), в кон. XIX в. попала к старообрядцам, к-рые сделали из клейма отдельную икону, т. к. представленный сюжет имел для них важное полемическое значение.
Икона (32×36,2 см) представляет собой врезок в доску XIX в. с полями, с поновлениями живописи кон. XIX - нач. ХХ в. Надпись на верхнем поле иконы кон. XIX - нач. ХХ в. ошибочно называет С. прп. Саввой Крыпецким: «Образъ преподобных отец Евфросина и Саввы Псковских чюдотворцев», такое же ошибочное именование дано над фигурой сподвижника прп. Евфросина. По всей лузге идет надпись, описывающая момент видения автором повести (начало на верхней лузге почти полностью утрачено; «восприяхъ писало и хартию и отяготеша ми ся сном очи, и главу мою на колену преклонихъ, и внезапу предсташа два старца, глаголаху пр[есвятыя] тайны пресвятыя аллилуйя, и возбнувъ не виде ник[огож]»). Текст взят из описания 1-го явления преподобных Евфросина и С. Псковских, но отличается от него в деталях (ср.: Повесть об аллилуйе // Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 2. С. 89-90). Рассказ об этом чудесном явлении мог присутствовать в рукописных сборниках отдельно от повести. Так, напр., в рукописи «Сборник толкований, поучений, житий и выписей» посл. четв. XVIII в. он именуется «Чудо о списатели первое, како явися ему преподобный Евфросин Псковский со версником своим Серапионом» (РГБ OР. Ф. 178.1 № 3431. С. 394-400). Внутри ковчега на первом плане слева изображен автор «Повести об аллилуии», спящий сидя в кресле, склонив голову к коленям. Перед ним стол, на котором стоит чернильница и лежат две «хартии». С правой стороны стоят 2 преподобных, жестом правой руки указывая на раскрытые свитки на столе. С. представлен, как и прп. Евфросин, в 3/4-ном развороте влево, с чуть наклоненной вперед головой, в подряснике терракотового цвета, поверх к-рого надеты темно-голубая схима и темно-коричневая мантия. У С. не такой высокий лоб и отсутствует залысина, какие обычно изображаются на иконах у прп. Саввы Крыпецкого; волнистые волосы заправлены в опущенный куколь, усы сливаются с волнистой бородой округлой формы с проседью. Вокруг головы нимб. На 2-м плане представлены монастырские строения с одноглавым Трехсвятительским собором в центре.
На рубеже XIX и XX вв. в Елеазаровом мон-ре появились парные иконы преподобных Евфросина и С. Псковских, о чем известно из клировых ведомостей за 1909 и 1910 гг. Иконы находились в монастырских часовнях вне стен мон-ря - Богородичной (в честь Цареградской иконы Божией Матери), у источника в версте от мон-ря по дороге к Пскову, и в Зосимо-Савватиевской, на пасеке, построенной в 1909 г. (ГА Псковской обл. Ф. 567. Оп. 1. Д. 15. Л. 109, 128). Вероятно, такие же иконы могли быть и в самом мон-ре.
К рубежу XIX и XX вв. относится хромолитография с единоличным изображением С. На ней святой представлен в полный рост, в монашеских одеяниях и схиме на голове, с изможденным лицом, впалыми щеками, темными кругами вокруг глаз, длинной седой окладистой бородой и сливающимися с ней длинными усами. Он стоит в 3/4-ном развороте вправо на берегу озера у одинокого дерева, на дальнем плане колокольня за лесным массивом. В руках у него раскрытая книга с надписью: «Терпите братъе скор(би)». В правом верхнем углу в полукруглом сегменте представлено изображение Спасителя, благословляющего святого.
На иконе «Собор Псковских святых» («Собор Елеазаровских святых», кон. XIX в., с поновлениями 2-й пол. ХХ в., происходит из ц. Сошествия Св. Духа в дер. Толбица Псковского р-на и обл., в наст. время хранится в Елеазаровом мон-ре) изображен прп. Евфросин Псковский со своими учениками (с преподобными, вышедшими из стен Елеазаровой обители), в центре показаны постройки Елеазарова мон-ря, а наверху - Иисус Христос в облачном сегменте. С. представлен в левой половине иконы, рядом с прп. Саввой Крыпецким. На нем монашеское облачение, красная епитрахиль, на голове куколь; лицо худое, с заостренными чертами, длинные седые усы сливаются с длинной и широкой бородой. Его взгляд опущен к раскрытой книге, к-рую он держит в руках; на развороте книги надпись: «се удалися бегая и водворися въ пустыню».
На иконах «Собор русских святых», иконография к-рых сложилась в старообрядческой среде в кон. XVIII - нач. XIX в., изображения С. отсутствуют. Учитывая, что на иконе, переделанной из клейма, святой назван не Серапионом, а прп. Саввой Крыпецким, вероятно, в это время С. не почитался даже старообрядцами.
В церковном искусстве ХХ в. образ С. включен в группу Псковских святых на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и 50-х гг. XX в., написанных мон. Иулианией (Соколовой) (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ); представлен в иконографии Собора Псковских святых (на иконе 1987-1988 гг. в Троицком соборе в Пскове и на др. более поздних аналогичных иконах).
В 80-90-х гг. ХХ в. была написана икона «Преподобные Евфросин и Серапион Псковские, с Цареградской иконой Божией Матери», находящаяся в придельном храме во имя прмц. Елисаветы в Елеазаровом мон-ре (передана из ц. Сошествия Св. Духа дер. Толбица в 2000). Фигуры святых представлены в рост, в традиц. монашеских одеждах и в схимах. Они поддерживают Цареградскую икону Божией Матери, к-рая находилась в местном ряду иконостаса главного собора мон-ря. По центру иконы, у ног преподобных, изображена часовня на берегу реки. Скорее всего это та самая Богородичная часовня, посвященная Цареградской иконе Божией Матери, в которой в нач. ХХ в. находилась парная икона этих святых.
С возрождением Елеазарова монастыря начали писать парные иконы преподобных Евфросина и С. Псковских для храмов обители. В иконостасе Трехсвятительского собора находится икона 2009 г., где святые представлены в полный рост, фронтально, с благословляющими жестами, а над ними в небесном сегменте благословляющий обеими руками Спаситель; в иконостасе придельного храма во имя прмц. Елисаветы - икона 2000 г., написанная мон. Алипием (Оборотовым), где 2 преподобных изображены в молении ко Спасителю в небесном сегменте, а между ними в нижней части иконы расположены постройки Елеазарова мон-ря.
В нач. ХХI в. образ С. вошел в иконографию Собора святых земли Эстонской (икона 2005 г., иконописец Н. В. Масюкова, в ц. Нарвской иконы Божией Матери, г. Нарва, Эстония). Традиционно С. изображается в композициях «Собор Елеазаровских святых» (икона 2006 г. в иконостасе придела в честь Рождества Пресв. Богородицы Трехсвятительского собора Елеазарова мон-ря, где преподобный представлен 1-м в правой группе нижнего ряда; икона 2016 г. из частного собрания, где образ святого находится 1-м в ряду 5 преподобных).