Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕН-МЕДАР
62, С. 433-443 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕН-МЕДАР

[франц. Saint-Médard], католич. бенедиктинское аббатство в г. Суасон (совр. деп. Эна, Франция).

VI-VIII вв.

Аббатство Сен-Медар. Гравюра М. Жермена в сб. «Matériaux du Monasticon gallicanum». XVII в. (Paris. lat. 11820)
Аббатство Сен-Медар. Гравюра М. Жермена в сб. «Matériaux du Monasticon gallicanum». XVII в. (Paris. lat. 11820)

Аббатство Сен-Медар. Гравюра М. Жермена в сб. «Matériaux du Monasticon gallicanum». XVII в. (Paris. lat. 11820)
История мон-ря связана с погребением св. Медарда († не позднее 560), еп. Виромандского, который еще при жизни был известен как праведник и чудотворец. После его кончины франк. кор. Хлотарь I (511-561) похоронил его за пределами Виромандского диоцеза, в окрестностях г. Свессиона (ныне Суасон), на противоположном (правом) берегу р. Эна. Согласно средневек. преданиям, это место называлось Кровиак (франц. Круи) и относилось к королевским земельным владениям; некогда там якобы находилось языческое капище (ActaSS. Iun. T. 2. P. 84), а затем - церковь с усыпальницей еп. Онезима (Онисима; IV-V вв.- ActaSS. Mai. T. 3. P. 204). Позднейшие авторы полагали, что в Кровиаке находилась резиденция франк. короля (Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 405; Poquet. 1849. P. 10-11).

Кор. Хлотарь I, объединивший в 558 г. франк. Галлию под своей властью, попытался сделать Свессиону религ. центром королевства: св. Медард стал почитаться как небесный покровитель монарха и франк. державы, а его храм должен был стать королевской усыпальницей (Krüger. 1971; Souche-Hazebrouck. 2020. P. 75-78). На месте деревянного оратория над могилой святого кор. Хлотарь I заложил базилику, в к-рой вскоре был похоронен. При разделе сыновьями его владений Свессиона досталась Хильперику I (561-584), но уже в 561 г. город захватил Сигиберт I (561-575), он и завершил строительство базилики. Свессиона вернулась под власть Хильперика только после убийства Сигиберта, к-рого впосл. похоронили рядом с отцом (Greg. Turon. Hist. Franc. IV 19, 21, 51; Idem. Glor. conf. 93; Venant. Fort. Carm. 2. 16; Vita sancti Medardi // MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 71-73). Еще в 60-х гг. VI в. св. Ницетий, еп. Треверский (Трирский), называл Медарда в числе галльских святых, прославленных чудесами (MGH. Epp. T. 3. P. 121). Его гробница, от к-рой исходила целительная сила, привлекала паломников (Greg. Turon. Hist. Franc. IV 19; Idem. Glor. conf. 93; MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 71-72). В 580 г. к ней в надежде на исцеление привезли больного королевича Хлодоберта, но он скончался (Greg. Turon. Hist. Franc. V 34). Базилика служила убежищем для гонимых (Ibid. V 49; IX 9), сложилась традиция приносить там клятвы (Fredegarii Scholastici Chronicae. IV 54 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 147). Св. Венанций Фортунат завершил написанную им поэму о чудесах св. Медарда молитвой за кор. Сигиберта I (BHL, N 5863). Кор. Хильперик I составил хвалебный гимн в честь святого (CPL, N 1520; Kindermann. 2002). Житие св. Медарда (BHL, N 5864; CPL, N 1049), составленное скорее всего после 602 г., завершается молитвой за кор. Теодеберта II (596-612).

Средневек. монахи приписывали основание монастырского патримония королям Хлотарю I и Сигиберту I (Die Urkunden. 2001. Tl. 2. S. 511, 520-521). По преданию, во время погребения Медарда Хлотарь I преподнес щедрые дары святому (Liber Historiae Francorum. 28 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 288). Согласно более поздней легенде, святой не позволял совершить погребение, пока король не передал клирикам местность Кровиак (ActaSS. Iun. T. 2. P. 84). Более значительные пожертвования сделал Сигиберт I (PL. 132. Col. 632; ActaSS. Iun. T. 2. P. 86; см.: Barbier. 1997. P. 217, 228-229, 239-240). Сохранившиеся тексты королевских грамот VI-VIII вв. из С.-М. в основном являются подложными или существенно отредактированы. Однако св. Григорий Турский упоминал о виллах в окрестностях Свессионы, к-рые в 575 г. подарил кор. Хильперик I (Greg. Turon. Hist. Franc. V 3). Известно также о дарениях кор. Брунхильды († 613) (Die Urkunden. 2001. Tl. 2. S. 554, 667). В кон. VI в. в Свессионе чеканили золотую монету с именем св. Медарда (сохр. единственный образец достоинством в 1/3 солида - Hourlier, Dhénin. 1998. P. 250). Пожертвования в пользу базилики делали не только короли, но и епископы (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. II 5-6 // Flodoard von Reims. 1998. S. 145-148; Actus pontificum Cenomannis in urbe degentium / Éd. G. Busson, A. Ledru. Le Mans, 1901. P. 132).

Служители базилики св. Медарда подчинялись епископу Свессионскому. «Апостольский муж» еп. Ансерик получил грамоту в пользу храма от кор. Теодориха II (ок. 612 - Die Urkunden. 2001. Tl. 2. S. 554). При кор. Хлодвиге II (639-657) или Хлотаре III (657-662) по инициативе кор. Бальтхильды «старшие базилики святых», в т. ч. храм св. Медарда, получили привилегии (иммунитет и освобождение от власти епископа) при условии соблюдения монашеского устава (MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 493-494). Вероятно, клирики храма приняли одно из т. н. смешанных правил, в которых сочетались элементы монашеских традиций святых Бенедикта и Колумбана (см. в ст. Колумбан). От кор. Хлотаря III община получила судебный иммунитет (Die Urkunden. 2001. Tl. 2. S. 610-611); епископ Свессионский, по-видимому, признал автономию общины и разрешил свободное избрание аббата (Semmler. 1974. S. 320-321; Barbier. 2020. P. 54-55). После этого общину при базилике иногда именовали мон-рем, а ее членов - монахами. По преданию, 40 монахов совершали богослужения и молились за франк. короля, его семью и королевство (Krüger. 1971. S. 132-133). Впосл. монахи утверждали, что при базилике с самого начала якобы жили бенедиктинцы, к-рых возглавлял аббат Даниил, ученик св. Мавра (Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 405, 410). В действительности 1-м аббатом С.-М. скорее всего был Аудоберт (60-е гг. VII в.- Barbier. 1997. P. 198).

Во 2-й пол. VII в. положение общины зависело от борьбы за власть в Нейстрии: франк. правители назначали аббатов и дарили С.-М. земельные владения, над к-рыми желали сохранить контроль. Так, от кор. Хлодвига IV (691-694/5) обитель получила укрепленную резиденцию майордома Эброина († 680/1) в Свессионе, фактически городскую цитадель (Die Urkunden. 2001. Tl. 2. S. 639, 644-645). Во владение С.-М. перешли нек-рые королевские резиденции и поселения, позволявшие контролировать границу Нейстрии и Австразии (Barbier. 1997); у обители были также земельные владения в Ценоманском (Ле-Манском) и Виндоцинском (Вандомском) пагах и в Арвернии (Оверни) (Ibid. P. 241). В этот период нек-рые аббаты С.-М. были также епископами Свессионскими (Semmler. 1974. S. 321-324; Barbier. 1997. P. 220-221; Eadem. 2020. P. 55-56). Варимберт, аббат С.-М. и епископ Свессионский, в монастырской традиции был изображен как алчный и жестокий человек, которого св. Медард наказал смертью за дурные поступки. Возможно, он был заказчиком т. н. реликвария Варнеберта, предназначенного для хранения реликвий Пресв. Девы Марии и ап. Петра (VII в.; ризница коллегиальной ц. св. Михаила, Беромюнстер, Швейцария). На рубеже VII и VIII вв. аббат Номедий заказал для базилики унциальную рукопись с проповедями свт. Кесария Арелатского, лат. переводом Apophthegmata Patrum (CPG, N 5570) и другими сочинениями - самый ранний известный манускрипт из Свессионы (Brux. 9850-9852; см.: Hen Y. A Merovingian Commentary on the Four Gospels (Ps.-Theophilus, CPL 1001) // REAug. 2003. T. 49. P. 167-187). Аббат Хугоберт (упом. между 716 и 720/1), возможно, был также епископом и пользовался доверием майордома Карла Мартелла (Barbier. 1997. P. 202-205, 222-223; ср.: Kaiser. 1974. P. 121); его имя упоминается в дарственных грамотах королей и частных лиц, а также в судебных решениях (Die Urkunden. 2001. Tl. 1. S. 437-439; Tl. 2. S. 650, 655-658). Последним известным епископом-аббатом был Хильдегауд (Хильдеганг), возглавлявший С.-М. в 40-х гг. VIII в., при майордоме св. Карломане (Dierkens. 1984).

В VIII в. центр франк. гос-ва под властью династии Каролингов переместился в Австразию, поэтому С.-М. утратил свое политическое значение. Возможно, в 727 г. в С.-М. была составлена «Книга истории франков» (Liber Historiae Francorum), в к-рой история гос-ва Меровингов описывалась с т. зр. нейстрийской аристократии (Gerberding R. A. The Rise of the Carolingians and the «Liber Historiae Francorum». Oxf., 1987. P. 146-172). Майордом Карломан (742-747) подарил обители 3 виллы в Австразии (Dierkens. 1984). Высказывалось мнение, что после Лифтинского Собора (744) в С.-М. был введен бенедиктинский устав (см.: Delanchy. 1997. P. 44-45). Согласно позднему преданию, именно в С.-М. был низложен и окончил жизнь Хильдерик III (743-751), последний король из династии Меровингов (Chronicon. 1723. P. 487; MGH. SS. T. 13. P. 228; T. 26. P. 519); в 751 г. Пипин Короткий был провозглашен королем франков якобы в С.-М. (Chronicon. 1723. P. 487; MGH. SS. T. 26. P. 519). В действительности С.-М. не пользовался вниманием королей Пипина Короткого и Карла Великого (768-814, император с 800). Известна лишь грамота Карла Великого с подтверждением иммунитета, некогда дарованного кор. Хлотарем III; в ней упоминаются аббат Урсион и община монахов при базилике (между 769 и 774 - MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 108-109). В 804 г. в С.-М. останавливался папа Римский Лев III (795-816), прибывший с визитом к имп. Карлу Великому (Annales Mettenses priores / Ed. B. de Simson. Hannover; Lpz., 1905. P. 92. (MGH. Script. Rer. Germ.; 10)). В 814 г. архиеп. Лейдрад Лионский выражал намерение удалиться на покой в С.-М., но, по-видимому, этого не произошло (PL. 123. Col. 134).

IX-X вв.

В отличие от предшественников имп. Людовик Благочестивый (814-840) покровительствовал С.-М. Обитель возглавил влиятельный сановник, архикапеллан Хильдуин (Гильдуин), который управлял также аббатствами Сен-Дени и Сен-Жермен-де-Пре близ Парижа. Хильдуин заботился о благополучии С.-М., собирал реликвии и привлекал в мон-рь пожертвования. В 824 г. Берта, дочь Карла Великого, передала аббатству виллу Бернёй (ныне Бернёй-сюр-Эн, деп. Уаза); согласно грамоте, она также построила в С.-М. ц. Св. Троицы, Пресв. Девы Марии и Всех святых (Recueil des historiens des Gaules et de la France. P., 1870. T. 6. P. 661). В 826 или 827 г. Берта посетила аббатство, чтобы поклониться мощам мч. Севастиана (Себастиана) (PL. 132. Col. 601); в монастырской хронике XIII в. сообщается, что она подарила С.-М. замок Вик (ныне Вик-сюр-Эн, деп. Эна).

Среди важнейших событий в истории С.-М. было перенесение мощей мч. Севастиана (826), о к-ром сообщается в анналах и хрониках IX в. и в стихотворении, посвященном этому событию (Lanéry. 2012. P. 94-100). Согласно более позднему подробному сказанию, препозит Родоин, управлявший С.-М. от имени Хильдуина, воспользовался влиянием аббата, чтобы получить из Рима важную святыню (первоначально речь шла о мощах св. Сильвестра I, еп. (папы) Римского, но окончательное решение приняли после явления мч. Севастиана). В Риме Родоин заручился поддержкой сторонников франк. власти и, невзирая на сопротивление римлян, заставил папу Евгения II (824-827) дать согласие на перенесение мощей. После торжественной встречи святыни в Суасон стали стекаться многочисленные паломники, их щедрые пожертвования помогли упрочить благополучие аббатства. Чтобы распространить почитание мученика, аббат Хильдуин подарил частицы его мощей др. франк. мон-рям (PL. 132. Col. 579-622; см.: Smith J. M. H. Old Saints, New Cults: Roman Relics in Carolingian Francia // Early Medieval Rome and the Christian West: Essays in Honour of D. A. Bullough / Ed. J. M. H. Smith. Leiden etc., 2000. P. 323, 336). В память о перенесении мощей было установлено празднование 9 дек. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1573-1574. (MGH. Mem.; 2)). На Пасху 827 г. имп. Людовик Благочестивый и его супруга Юдифь посетили С.-М. и подарили драгоценную утварь из золота и серебра, а также, вероятно, иллюминированное Четвероевангелие (Paris. lat. 8850), выполненное в придворном скриптории. По-видимому, император подчинил С.-М. мон-рь Сент-Этьен в Шуази (ныне Шуази-о-Бак, деп. Уаза); соответствующая грамота является подложной, но сведения о дарении скорее всего достоверны (Die Urkunden Ludwigs des Frommen / Bearb. T. Kölzer. Wiesbaden, 2016. Tl. 2. S. 658-661. (MGH. Dipl. Kar.; 2); Müller. 1909. S. 704-705). Вдохновленный этими достижениями, в 827 г. аббат Хильдуин договорился с рим. диак. Деусдоной, торговцем реликвиями, о похищении мощей мч. Тибурция; на обратном пути из Рима его посланник выкрал часть мощей мучеников Марцеллина и Петра, к-рые предназначались для Эйнхарда. Узнав об этом, Эйнхард заставил Хильдуина отдать реликвии (см.: Heinzelmann M. Einhards «Translatio Marcellini et Petri»: Eine hagiographische Reformschrift von 830 // Einhard: Studien zu Leben u. Werk / Hrsg. H. Schefers. Darmstadt, 1997. S. 269-298).

После перенесения мощей мч. Севастиана имп. Людовик Благочестивый велел перестроить и расширить монастырские здания. На месте меровингской базилики возвели просторный и величественный храм, рядом с ним - имп. дворец и капеллу Св. Софии (PL. 132. Col. 614-616, 618, 631; ActaSS. Iun. T. 2. P. 85; см.: Defente. 1994. P. 668; Barbier. 1997. P. 225-226; Eadem. 2020. P. 57-58). Аббат Хильдуин разделил владения С.-М. между аббатом и монашеской общиной; доходов, отведенных для братии, было достаточно для содержания 130 монахов (Die Urkunden Ludwigs des Frommen. Wiesbaden, 2016. Tl. 2. S. 1154).

Во время конфликта между Людовиком Благочестивым и его сыновьями аббат Хильдуин принял сторону старшего сына, Лотаря I, и был за это лишен должностей (830). Вскоре он получил прощение, но неизвестно, остался ли он аббатом С.-М. В 833 г. Лотарь I захватил отца в плен и привез в С.-М., где императора заставили совершить публичное покаяние и отречься от власти (церемония состоялась в базилике Пресв. Девы Марии, перед гробницами св. Медарда и мч. Севастиана; см.: Booker C. M. The Public Penance of Louis the Pious: A New Edition of the «Episcoporum de poenitentia, quam Hludowicus imperator professus est, relatio Compendiensis» (833) // Viator. Turnhout, 2008. Vol. 39. N 2. P. 1-19).

Кор. Карл Лысый (840-877, с 875 император) уделял особое внимание С.-М. и неоднократно посещал аббатство (Barbier. 2020. P. 58-60). По просьбе монахов король присутствовал при освящении нового храма и участвовал в перенесении мощей св. Медарда и мч. Севастиана (27 авг. 841) (Nithard. Histoire des fils de Louis le Pieux / Éd. Ph. Lauer. P., 19642. P. 86, 88; Tessier. 1952). Вскоре монахи с разрешения короля вывезли из Руана мощи св. епископов Романа и Ремигия, а также св. Гильдарда, к-рого считали братом-близнецом св. Медарда (BHL, N 3540; Lifshitz. 1992). С этого времени С.-М. обычно возглавляли светские аббаты: в 848 г. аббатом был некий гр. Конрад (Barbier. 2020. P. 61), затем клирик Вульфад, приближенный Карла Лысого (архиепископ Буржский в 866-876). В 860 г. аббатом стал королевич-клирик Карломан; содержание его свиты требовало больших средств и доставляло неудобства монахам (MGH. Epp. T. 6. P. 179-180). В 870 г. Карломан был смещен и арестован по обвинению в заговоре против отца. С 852 г. кор. Карл Лысый содержал под стражей в С.-М. своего племянника Пипина II Аквитанского, к-рого заставили стать клириком, а после попытки его освобождения - дать монашеские обеты. В 854 г. Пипин II бежал в Аквитанию и возглавил борьбу против Карла Лысого.

Архиеп. Гинкмар Реймсский (845-882) неоднократно проводил в С.-М. провинциальные Соборы. Так, на Соборе 853 г. были осуждены клирики, принявшие рукоположение от архиеп. Эббона, предшественника Гинкмара (MGH. Conc. T. 3. P. 264-266). Заботясь о соблюдении уставной дисциплины, Гинкмар обращался с посланиями к Ротаду, еп. Суасонскому, и к монахам С.-М. (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. III 18, 25 // Flodoard von Reims. 1998. S. 280, 329). По инициативе Карла Лысого архиепископ составил чин помазания на царство его супруги Эрментруды, к-рое состоялось 25 авг. 866 г. в С.-М. Возможно, тогда же Карл Лысый утвердил состав владений монашеской общины (сохр. подлинник грамоты; изд.: Recueil des actes de Charles II le Chauve / Éd. G. Tessier. P., 1952. T. 2. P. 248-254). В 871 г. епископы во главе с Гинкмаром подтвердили распоряжение короля (MGH. Conc. T. 4. P. 570-572). Впосл. по просьбе имп. Карла Лысого состав владений утвердил также папа Римский Иоанн VIII (2 янв. 876 - Jaffé. RPR. 20163. T. 3. N 6429; PL. T. 126. Col. 660-662). Еще одно подтверждение издал в 879 г. кор. Людовик Заика (Recueil des actes de Louis II le Bégue, Louis III et Carloman, rois de France (877-884) / Éd. F. Grat et al. P., 1978. P. 88-92). В этих грамотах упоминаются монастырские церкви Св. Софии и Св. Троицы; с особой торжественностью в С.-М. отмечали дни памяти св. Медарда и мч. Севастиана, праздник перенесения мощей святых Тибурция и Гильдарда (Gaiffier. 1959. P. 403-406). Монахи регулярно поминали короля, членов его семьи и его предков, молились о благополучии королевства. Возможно, в С.-М. был создан Компьенский антифонарий, предназначенный для придворной капеллы Карла Лысого (Paris. lat. 17436 - Jonsson R. Historia: Études sur la genèse des offices versifiés. Stockh., 1968. P. 30-76, 206-210; Goudesenne J.-F. Hagiographie et historiographie mérovingienne dans la musique liturgique en Gaule septentrionale, VIIIe et IXe siècles // Revue du Nord. Lille, 2001. N 3(341). P. 498-499). В нем приведены песнопения вигилии св. Медарда, возможно составленные при аббате Хильдуине. По свидетельству Амалария Мецского (1-я пол. IX в.), антифоны оффиция св. Медарду использовались только у франков (Amalarii episcopi Opera liturgica omnia / Ed. I. M. Hanssens. Vat., 1950. T. 3. P. 64). Среди насельников С.-М. был бриттский еп. Марк, прославившийся благочестием и ученостью (PL. 124. Col. 1245).

Согласно монастырскому преданию, С.-М. получил право чеканить монету от имп. Людовика Благочестивого (Die Urkunden Ludwigs des Frommen. Wiesbaden, 2016. Tl. 2. S. 1156-1157). В 871 г. эту привилегию якобы подтвердил кор. Карл Лысый. Хотя эти сведения вызывают сомнения, в С.-М. действительно чеканили монету: известны серебряные денарии с легендами «св. Медарда» и «св. Себастиана», выпущенные в годы правления Карла Лысого и Карломана II (879-884) (Hourlier, Dhénin. 1998. P. 261-265).

В условиях ослабления королевской власти, междоусобиц и борьбы с норманнами положение С.-М. значительно ухудшилось. Осенью 886 г. норманны напали на Суасон, разграбили С.-М. и сожгли «монастыри, селения и королевские усадьбы» (Annales Xantenses et Annales Vedastini / Ed. B. de Simson. Hannover; Lpz., 1909. P. 62-63. (MGH. Script. Rer. Germ.; 12)). Перед этим из С.-М. бежал имп. Карл Толстый, не сумевший организовать оборону. В 887 г. он подарил аббатству виллу Доншери (совр. деп. Арденны), где монахи могли найти убежище от норманнов (Die Urkunden Karls III / Bearb. P. Kehr. B., 1937. S. 264-265. (MGH. Dipl. Kar. Germ.; 2)). Вскоре имп. Карл Толстый был низложен, власть перешла к Одону (Эду; 888-898). Согласно монастырскому преданию, кор. Одон подтвердил дарения прежних монархов и принял меры для возмещения ущерба, причиненного норманнами, окружил С.-М. крепостной стеной и восстановил замок Вик. Об этом сообщается в подложной грамоте, датированной 893 г. (Recueil des actes d'Eudes, roi de France (888-898) / Éd. R.-H. Bautier. P., 1967. P. 199-204), и в монастырской хронике XIII в. Однако в 901 г. из-за угрозы нападения норманнов или венгров монахи вновь покинули С.-М.; мощи св. Медарда были вывезены в Дижон и, по-видимому, остались там (ActaSS. Iun. T. 2. P. 76-77, 95-99; Chaume M. Les comtes de Dijon de la seconde race: Étude sur la translation des reliques de St. Médard // Mémoires de l'Académie des sciences, arts et belles-lettres de Dijon. Sér. 2. 1923. Vol. 2. P. 27-62).

В 899 г. аббатом С.-М. был гр. Альтмар, который передал обитель архиеп. Фульку Реймсскому (883-900) в обмен на мон-рь Сен-Ва в Аррасе (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. IV 10 // Flodoard von Reims. 1998. S. 402). После гибели архиеп. Фулька должность аббата скорее всего занял Герберт I, граф Вермандуа († 900/6). В 907 г. аббатом был его сын Герберт II († 943). С этого времени могущественные сеньоры использовали должность аббата, чтобы распоряжаться земельными владениями, замками и вассалами С.-М. (Barbier. 2020. P. 63-64). В 923 г. с разрешения Герберта II в аббатстве состоялась коронация Рауля (923-936). После кончины графа монастырские владения были разорены гр. Рагенольдом, приближенным кор. Людовика Заморского (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. IV 30 // Flodoard von Reims. 1998. S. 422). В 951 г. гр. Герберт III женился на кор. Эдгиву, матери Людовика Заморского, и в качестве брачного дара передал ей некоторые владения С.-М. (Barbier. 2020. P. 64). Считается, что в 970 г. граф позволил монахам избрать регулярного аббата, возможно по настоянию архиеп. Адальберона Реймсского (969-989). При этом Герберт III и его преемники, графы Блуа, сохранили контроль над С.-М. в качестве «адвокатов» (защитников) аббатства (Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 413; Barbier. 2020. P. 64-65). Монастырские авторы изображали Герберта III как тирана и расхитителя церковного имущества: когда его похоронили в храме С.-М., св. покровители мон-ря выразили монахам недовольство, а останки графа бесследно исчезли (ActaSS. Mart. T. 2. P. 750). В 978 г. С.-М. посетил имп. Оттон II (967-983); в 1005 г. герм. кор. Генрих II (1002-1024, император с 1014) разрешил аббату Бозону устраивать ярмарки в Доншери (Die Urkunden Heinrichs II. und Arduins. Hannover, 1900-1903. P. 120-121. (MGH. Dipl. Germ.; 3)).

В IX-X вв. в С.-М. было составлено неск. агиографических сказаний. Т. н. дополнение к Житию св. Медарда (расширенная и дополненная редакция Жития) датируется скорее всего кон. IX в. (BHL, N 5865; ActaSS. Iun. T. 2. P. 82-87; см.: Lanéry C. Un légendier de Cologne conservé dans une collection privée: Analyse et comment. // AnBoll. 2018. T. 136. N 2. P. 272-274; Souche-Hazebrouck. 2020. P. 69). Творчество агиографа мон. Одилона предположительно относится к 20-м гг. X в. (по др. версии, ок. 900; см.: Lifshitz. 1992). Он составил пространное сказание о перенесении мощей и чудесах мч. Севастиана, посвященное препозиту Инграмну (BHL, N 7545; PL. 132. Col. 579-622; MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 377-391). Одилон использовал записку Родоина, к-рый руководил перенесением мощей, и монастырские предания; он добавил сведения о мощах свт. Григория I Великого, которые Родоин якобы выкрал из Ватиканской базилики (возможно, это вымысел мон. Одилона; см.: Judic B. Le culte de St. Grégoire le Grand et les origines de l'abbaye de Munster en Alsace // L'hagiographie du haut Moyen Âge en Gaule du Nord: Manuscrits, textes et centres de production / Éd. M. Heinzelmann. Stuttg., 2001. P. 287-288). Одилон составил также 3 проповеди о святых Медарде и Гильдарде (PL. 132. Col. 623-642). Возможно, он был автором Жития св. Гильдарда и сказания о перенесении его мощей (BHL, N 3539-3540; см.: Lifshitz. 1992. P. 334-337). Согласно одной из версий, мон. Герард из С.-М. в X в. составил Житие св. Романа Руанского (BHL, N 7312; см.: Bourgin. 1908. P. XIII; Misonne D. Mises à jour bibliographiques // RBen. 2001. T. 111. N 1/2. P. 288). Сказания о св. Медарде, мч. Севастиане, св. Гильдарде и свт. Григории Великом включены в агиографический сборник Paris. lat. 13345, созданный, вероятно, в X в. в С.-М. В аббатстве скорее всего была выполнена рукопись «Истории» Нитхарда и анналов Флодоарда Реймсского (Paris. lat. 9768; кон. X - нач. XI в.), которая содержит интерполяцию, связанную с освящением монастырского храма в 841 г.: в ней названы имена 13 святых, чьи мощи кор. Карл Лысый собственноручно перенес в новую церковь (Müller. 1909; Tessier. 1952; Gaiffier. 1953. P. 110-111; Idem. 1959. P. 401-403). Возможно, монастырский архив погиб во время нападения норманнов, поэтому монахи «восстанавливали» утраченные документы, составляя подложные грамоты; одним из фальсификаторов скорее всего был агиограф Одилон (Müller. 1909. S. 705-708; Barbier. 1997. P. 213, 228).

Представляют интерес предания об истории С.-М., изложенные в агиографических сказаниях. Основателем аббатства считали кор. Хлотаря I, которому св. Медард якобы разрешил похоронить его в Свессионе (ActaSS. Iun. T. 2. P. 83, 91). Во время погребения святого король заложил основу монастырского патримония (Ibid. P. 83-84, 91-92). Монахи хранили память о строительстве базилики и погребении королей Хлотаря и Сигиберта (PL. 132. Col. 582, 629-631; ActaSS. Iun. T. 2. P. 85, 93), о благодеяниях имп. Людовика Благочестивого (PL. 132. Col. 631). В лице алчного Варимберта, который притеснял монахов и был наказан страшной смертью, подвергались осуждению недостойные аббаты (PL. 132. Col. 631-633; ActaSS. Iun. T. 2. P. 85-86, 94). Описывая богатую историю С.-М., агиографы в то же время прославляли святых, чьи мощи хранились в обители.

XI-XIII вв.

Стремление монахов освободиться от юрисдикции епископа Суасонского проявилось при аббате Рихарде (до 1019 - после 1038). Монахи обвиняли еп. Фулька в намерении раздать монастырские владения своим вассалам (ActaSS. Mart. T. 2. P. 750). Еп. Фульберт Шартрский, призывая монахов повиноваться епископу, упоминал о вооруженной схватке в С.-М. и о нежелании аббата приглашать епископа для повторного освящения храма, оскверненного пролитием крови (PL. 141. Col. 244-245). В письме турским каноникам св. Мартина аббат жаловался на трудности и предлагал заключить договор о взаимопомощи (Thesaurus novus anecdotorum / Ed. E. Martène, U. Durand. P., 1717. T. 1. Col. 125-126).

Монахи С.-М. защищали владения аббатства от посягательств королей и крупных сеньоров. Когда франц. кор. Генрих I (1031-1060) передал виллу Доншери герц. Готелону Лотарингскому, монахи провели обряд «унижения реликвий»: опустили мощи святых на пол церкви и прекратили богослужения. Через год святые явились герцогу и заставили его вернуть имение монахам (MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 771-773). В 1047 г. Генрих I принудил местных сеньоров отдать С.-М. фьефы и др. владения (Catalogue des actes d'Henri Ier, roi de France (1031-1060) / Éd. F. Soehnée. P., 1907. P. 79-80). На Соборе в Санлисе (1048) король принял С.-М. под защиту и отстранил монастырского «адвоката» Стефана II, графа Шампани, повелев ему вернуть аббатству замок Вик (Ibid. P. 84-85). Начиная с XI в. насельники С.-М. постоянно вели тяжбы со светскими сеньорами и с др. мон-рями. В качестве покровителя С.-М. король разрешал споры между аббатством и знатными семействами Куси и Шуази (Ibid. P. 91-92; Pécheur. 1868. T. 2. P. 30-34; Barthélemy. 1986). Т. о., С.-М. и его земельные владения перешли под контроль короля Франции (Dauverné. 1907. P. 62; Bourgin. 1908. P. 70-71).

Аббат Райнальд бежал с Реймсского Собора 1049 г. (см. в ст. Лев IX), чтобы не быть низложенным за симонию, но был отлучен от Церкви и до кончины (ок. 1076) боролся за сохранение должности настоятеля (Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 413-414; Pécheur. 1868. T. 2. P. 84-86; Bourgin. 1908. P. 84). Его преемник, аббат Понтий, поссорился с монахами, которые, заручившись поддержкой графа Шампани, ок. 1077 г. избрали настоятелем затворника св. Арнульфа († 1087). Но поведение аскета Арнульфа также не удовлетворило монахов, и они начали интриговать против него. Отказавшись участвовать в военных действиях во главе монастырских вассалов, Арнульф оставил должность и вернулся в затвор (в 1081-1084 он был епископом Суасонским) (см.: Vitae, miracula, translatio et alia hagiographica S. Arnulphi episcopi Suessionensis / Ed. R. A. Nip. Turnout, 2015. (CCCM; 285)). Новый аббат, св. Геральд († 1095), был известен как сторонник строгой дисциплины. Однако бывший аббат Понтий при поддержке кор. Берты Голландской добился смещения Геральда, чтобы занять его место (тот удалился в Аквитанию и в 1079/80 основал аббатство Ла-Сов-Мажёр близ Бордо). Рено дю Белле, архиеп. Реймсский (1083-1096), провел в С.-М. Собор епископов, на котором был провозглашен «Божий мир» (Bonnaud-Delamare R. La Paix en Flandre pendant la Première Croisade // Revue du Nord. 1957. T. 39. N 154. P. 147-152).

Аббат Рауль III (после 1093 - 1119) отказывался принять посвящение от епископа Суасонского, пока не был за это отлучен от Церкви (Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 415; Pécheur. 1868. T. 2. P. 152-153; Bourgin. 1908. P. 84). Благодаря его усилиям папа Римский Каллист II (1119-1124) освободил С.-М. от епископской юрисдикции; избранный монахами аббат мог принять посвящение от папы Римского или от любого епископа (1 нояб. 1119 - Jaffé. RPR. T. 1. N 6775; Robert U. Bullaire du Pape Calixte II, 1119-1124: Essai de restitution. P., 1891. T. 1. P. 137). Привилегии С.-М. издавали и др. Римские понтифики, принявшие аббатство под защиту Папского престола: Иннокентий II (в 1132 и 1139), Александр III (в 1175), Целестин III (в 1192), Иннокентий III (в 1199) (см.: Delanchy. 1997. P. 110-111).

Аббат Жоффруа Оленья Шея (1119-1131) был переведен в С.-М. из мон-ря Сен-Тьерри близ Реймса по инициативе кор. Людовика VI Толстого, к-рый заставил монахов С.-М. принять клюнийские обычаи (Herimannus abbas. Liber de restauratione ecclesie S. Martini Tornacensis / Ed. R. B. C. Huygens. Turnhout, 2010. P. 135. (CCCM; 236)). Для восстановления дисциплины Жоффруа пригласил реформатора св. Госвина из Аншена († 1165) и назначил его клаустральным приором. Недолгое время в С.-М. жил Петр Абеляр (1079-1142), осужденный на Суасонском Соборе (1121). В то же время аббат Жоффруа поддерживал хорошие отношения с католич. св. Бернардом Клервоским († 1153), к-рый рекомендовал его в качестве кандидата на епископскую кафедру Шалона (Pycke J. Geoffroy // DHGE. T. 20. Col. 538-540). Став епископом, Жоффруа скорее всего присутствовал на собрании бенедиктинских аббатов, которое состоялось осенью 1131 г. в Реймсе: было решено укреплять монашескую дисциплину и вводить единообразные правила поведения в мон-рях, чтобы противостоять влиянию клюнийцев (см. ст. Клюнийская конгрегация). На 2-м собрании, состоявшемся через год в С.-М., вероятно, под рук. Вильгельма из Сен-Тьерри, аббаты подтвердили неприятие клюнийских обычаев и ответили на возражения кард. Матфея Альбанского (Guillelmi a Sancto Theodorico Opera omnia / Ed. P. Verheyden et al. Turnhout, 2005. Pars 4. P. 83-112. (CCCM; 89); Vanderputten S. The First «General Chapter» of Benedictine Abbots (1131) Reconsidered // JEcclH. 2015. Vol. 66. N 4. P. 715-734). Несмотря на антиклюнийскую позицию аббатов, преемником Жоффруа во главе С.-М. стал Одон (1131-1134), бывш. настоятель клюнийского приората Сен-Мартен-де-Шан в Париже.

Отстаивая автономию С.-М., монахи нуждались в старинных грамотах, подтверждавших дарованные им привилегии, но у них не было таких документов. Фальсификация грамот, развернувшаяся в аббатстве в 1-й пол. XII в., привела к появлению множества подложных актов (Brunel. 1951), в т. ч. привилегий Римских понтификов; в этих документах С.-М. провозглашен главным мон-рем Галлии, находившимся под защитой франк. монархов и подчиненным непосредственно Папскому престолу (привилегии пап Римских Иоанна III от 562 г. (Jaffé. RPR. 20163. T. 1. N 2014), Григория I Великого от 594 г. (Ibid. N 2339), Евгения II (Ibid. T. 2. N 5118) и Бенедикта VIII (Ibid. T. 3. N 8814)). Мон. Гвернон из С.-М. составлял фальшивые грамоты для крупных монастырей, стремившихся освободиться от юрисдикции епископов (Berkhofer R. F. Guerno the Forger and His Confession // Anglo-Norman Studies. Woodbridge, 2014. Vol. 36: Proc. of the Battle Conference, 2013 / Ed. D. Bates. P. 53-68).

В XII в. благодаря папским привилегиям С.-М. был изъят из юрисдикции епископа и подчинялся непосредственно папе Римскому (PL. 180. Col. 1118; Dauverné. 1907. P. 63-66). Король Франции следил за соблюдением прав и привилегий С.-М., утверждал аббатов. Во время военных действий мон-рь был обязан предоставлять королю 200 пехотинцев (эта повинность сохр. до кон. XVI в.- Martin, Jacob. 1837. T. 2. P. 95). С.-М. широко пользовался привилегией чеканить монету (после XII в. чеканка прекратилась; см.: Hourlier, Dhénin. 1998. P. 280-282). В XII-XIII вв. вокруг аббатства выросло укрепленное поселение-бург. По более поздним данным, С.-М. принадлежали пригородные сеньории Круи и Сен-Ва, до 220 сельских сеньорий, 7 приписных мон-рей, 7 препозитур и 4 замка (Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 406-410; Poquet. 1849. P. 17; Pécheur. 1863. T. 1. P. 348). Однако только в диоцезе Суасон было 5 приоратов и не менее 10 препозитур С.-М. (Becquet. 1986. T. 17. P. 183-187; 1989. T. 18. P. 198, 206, 210, 220). При монастырской ц. Св. Софии существовал капитул из 12 каноников (впервые упом. в 1119). Владения С.-М. были в основном сосредоточены в Суасоне и в соседних областях. Аббатство контролировало их через сеть приоратов (небольших «филиальных» мон-рей), препозитур и грангий (гранжей), в к-рых представители С.-М. отдавали распоряжения, вершили суд и собирали доходы (Dauverné. 1907. P. 66-68). Грангии состояли из жилых помещений, складов продукции, мастерских; в препозитурах были и капеллы. Некоторые препозитуры имели крепостные башни-донжоны (Ancien. 1971. P. 92; Corvisier, Rolland. 1999; Mecquenem. 1990). Один из важнейших приоратов был основан в 1196 г. в замке Вик, в нем хранились мощи св. Леокадии (Rolland. 1984. P. 143; Becquet. 1986. T. 17. P. 186). Попытка С.-М. подчинить мон-рь Ауденбюрг во Фландрии, где покоились мощи св. Арнульфа Суасонского (его почитание было установлено в 1121), оказалась безуспешной (см.: Müller. 1930). Ок. 1185 г. С.-М. лишился подчиненного капитула каноников в Лонпре (совр. деп. Эна), к-рый по инициативе Элеоноры, графини Вермандуа, был заменен жен. мон-рем конгрегации Фонтевро (Becquet. 1986. T. 17. P. 206-207). После XI в. аббатство редко получало крупные дарения, имущественные споры велись вокруг сравнительно небольших владений. Самая серьезная угроза интересам С.-М. исходила от городской коммуны Суасона, к-рая с 1148 г. пыталась установить контроль над пригородами, принадлежавшими аббатству. Горожане неоднократно вступали в конфликты с подданными С.-М. и подавали судебные иски против мон-ря. Лишь в 1290 г. было заключено соглашение между аббатством и коммуной о разделении судебно-полицейских полномочий на спорной территории (Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 417-418; Delisle L. Catalogue des actes de Philippe-Auguste. P., 1856. P. 11; Bourgin. 1908. P. 134-135, 150-153, 435; Mayer-Martin. 2005. P. 157-158).

В XI-XIII вв. архитектурный ансамбль С.-М. был полностью обновлен. Еще в 1082 г. еп. Арнульф освятил малую ц. Св. Софии (в 1119 при ней упом. капитул каноников). Главный храм перестраивали аббаты Рауль III и Жоффруа Оленья Шея; 15 окт. 1131 г. папа Иннокентий II освятил его во имя Пресв. Девы Марии, апостолов Петра и Павла, первомч. Стефана, святых Медарда и Гильдарда (Bonenfant P. St.-Jean de Bruxelles ou St.-Médard de Soissons?: À propos des prétendues lettres d'Innocent II de 1131 // Bull. de la Commission royale d'histoire. Brux., 1927. T. 91. P. 17, 19; ср.: Chronicon. 1723. P. 489; MGH. SS. T. 26. P. 520). Однако работы еще не были завершены: об освящении малых алтарей сообщается в монастырской хронике под 1133 и 1142 гг. (Chronicon. 1723. P. 489). В XIII в. в крипте храма были установлены гробницы и статуи королей Хлотаря I и Сигиберта I (Erlande-Brandenburg A. Le roi est mort. Gen., 1975. P. 55, 119-120, 137-138). После церкви были заново возведены др. монастырские здания, известные в основном по изображениям и чертежам XVI-XVIII вв. (см.: Defente. 1997). Важнейшие строения размещались вокруг клуатра, примыкавшего к юж. стене храма. С.-М. был окружен тройным кольцом крепостных стен, восстановленных в 1210 г. по распоряжению кор. Филиппа II Августа (Chronicon. 1723. P. 490; Defente. 1994. P. 669). Собственно мон-рь располагался во внутреннем кольце укреплений; внешнее кольцо, бург С.-М., охватывало площадь ок. 18 га с приходской ц. св. Лаврентия и жилищами слуг и ремесленников. За пределами стен находился пригород Сен-Ва, также принадлежавший С.-М.

Почитание монастырских святынь получило отражение в агиографических произведениях. Радбод II, епископ Нуайона и Турне (1068-1098), составил прозаическое Житие св. Медарда (BHL, N 5866; ActaSS. Iun. T. 2. P. 87-94); стихотворное Житие написал Фулькой из Бове († ок. 1110) (BHL, N 5869c). Спорной остается датировка т. н. 3-го Жития св. Медарда (BHL, N 5867): одни исследователи относили его к XIII в. (Souche-Hazebrouck. 2020. P. 70), другие - к X-XI вв. (Lanéry C. Un légendier de Cologne // AnBoll. 2018. T. 136. N 2. P. 272-273). Особое внимание уделялось прославлению более чем 20 святых, мощи к-рых хранились в аббатстве. В рукописи Vat. Reg. Christin. lat. 1864 (XI-XII вв.; из С.-М.) содержатся чтения для общего оффиция монастырским святым (Gaiffier. 1953. P. 113-116, 124-132); сохранился также гимн в их честь (Ibid. P. 116-118). Предположительно в XI в. были составлены сказание о перенесении мощей Тибурция и мн. др. мучеников из Рима в С.-М. в 828 г. (BHL, N 8286; Gaiffier. 1953. P. 111-112), а также краткое Житие св. Онезима (BHL, N 6333; Bourgin. 1908. P. XIII; Müller. 1909. S. 710-711; Ott. 2006. P. 249). Получило развитие почитание свт. Григория Великого, мощи к-рого якобы хранились в С.-М. начиная с эпохи Каролингов, хотя самые ранние достоверные упоминания о них относятся лишь к X в. (Müller. 1909. S. 699-702; Delanchy. 1997. P. 117). Известно неск. сборников сказаний о чудесах мч. Севастиана и свт. Григория Великого, к-рые создавались со 2-й пол. XI в. В самый ранний сборник включены предания о помощи святых монахам С.-М. в отстаивании прав и привилегий мон-ря: о посмертном наказании гр. Герберта III, о явлении еп. Фульку, о возвращении С.-М. имения Доншери. Приведено также предание о том, как свт. Григорий Великий явился кор. Констанции Арльской († 1032) и повелел украсить его гробницу (ркп. Rouen. Bibl. municip. 1394; см.: Fuchs. 2008. S. 208-212). В сер. XII в. была составлена др. редакция сборника (BHL, N 7546; Fuchs. 2008. S. 255-269). В нее включено описание процессии с мощами свт. Григория Великого в 1128 г., во время эпидемии эрготизма. Некоторые чудеса, в т. ч. связанные с зубом Христа, были исключены из сборника; добавлены объяснения духовного смысла чудес, библейские параллели, сделан акцент на бескорыстии монахов. Непосредственной причиной составления 2-й редакции могла быть критика Гвиберта Ножанского, к-рый обвинил насельников С.-М. в злоупотреблении культом святых и реликвий, в использовании веры в чудеса ради привлечения паломников и укрепления престижа и обогащения аббатства (Fuchs. 2008. S. 213-218). В трактате «О реликвиях святых» (ок. 1120) Гвиберт утверждал, что монахи, движимые гордыней и алчностью, выставляли для поклонения молочный зуб Христа и распространяли вымышленные рассказы о чудесах (Guibertus. De sanctis et eorum pigneribus // Guibert de Nogent. Quo ordine sermo fieri debeat / Éd. R. B. C. Huygens. Turnhout, 1993. P. 79-175. (CCCM; 127)). Однако в самой полной редакции сборника, составленной ок. 1158 г., нет признаков влияния критики Гвиберта (BHL, N 7547; Fuchs. 2008. S. 221-225). Составители сборников стремились доказать подлинность мощей свт. Григория Великого и др. святых (Müller. 1909. S. 717-721), обосновать превосходство С.-М. над другими суасонскими мон-рями, в к-рых хранились почитаемые реликвии. В этом проявлялось соперничество между храмами и мон-рями Суасона. Монахи аббатства Сен-Крепен-ле-Гран отказались участвовать в процессии вместе с монахами С.-М. и выразили сомнения в подлинности мощей (ActaSS. Mart. T. 2. P. 751). В одних источниках избавление города от эпидемии приписывалось свт. Григорию Великому, в других - Пресв. Деве Марии, чья туфля хранилась в жен. аббатстве Нотр-Дам (Ott. 2006. P. 225-231; Clark A. L. Guardians of the Sacred: The Nuns of Soissons and the Slipper of the Virgin Mary // Church History. Chicago etc., 2007. Vol. 76. N 4. P. 724-749). В 1167 г. архиеп. католич. св. Фома Бекет поклонился реликвиям Пресв. Девы Марии, св. Драусия и свт. Григория Великого, «основателя Английской Церкви» (Materials for the History of Thomas Becket, Archbishop of Canterbury / Ed. J. C. Robertson. L., 1881. Vol. 5. P. 382). Многочисленные святыни, привезенные еп. Нивелоном де Кьерзи из К-поля в 1204-1205 гг., были распределены между храмами Суасона. Чтобы укрепить престиж С.-М., монахи посылали реликвии в др. монастыри. Так, в 1090 г. голову св. Романа и частицы мощей др. святых перенесли в аббатство Сент-Уан в Руане (BHL, N 7319). В 1113 г. часть мощей мч. Севастиана передали в аббатство Сен-Виктор в Париже (Mills L. R. Une Vie inédite de St. Sébastien // Biblioth. d'Humanisme et Renaissance. Gen., 1966. T. 28. N 2. P. 410-418).

Последний период лит. творчества в С.-М. представлен трудами монахов Гобера и Готье из знатного семейства Куэнси. С 1193 г. в С.-М. жил трувер Готье де Куэнси († 1236); в 1214 г. он стал преемником своего дяди во главе приората св. Леокадии в Вике; с 1233 г. был великим приором С.-М. Самое известное его сочинение - старофранц. сборник куртуазных и мистических стихотворений, гимнов и песен «Чудеса Девы Марии» (Les Miracles de Nostre Dame). Гобер де Куэнси попытался объединить сведения об истории С.-М. в хронике, которая охватывает события с 497 г. (крещение кор. Хлодвига) до 1254 г., когда Гобер стал великим приором (после этого Гобер дополнил текст записями о конфликтах между монахами и о своем отказе от должности в 1260) (ркп. Paris. lat. 4998; см.: Bourgin. 1908. P. XVII).

Несмотря на внешнее благополучие С.-М., значение аббатства в религиозной жизни Франции уменьшилось. Этому способствовало ослабление монашеской дисциплины (эта проблема была общей для многих крупных бенедиктинских монастырей). С.-М. превратился в замкнутое аристократическое сообщество, т. к. в мон-рь принимали гл. обр. членов местных знатных родов; в 1209 г. папа Римский Иннокентий III убеждал монахов принять сына бедной женщины (PL. 216. Col. 35-36). Еще в 1203 г. понтифик поручил Одону де Сюлли, епископу Парижскому, провести визитацию С.-М. и при необходимости ввести правила поведения для монахов (PL. 212. Col. 52). В 1232 г. папа Римский Григорий IX (1227-1241) назначил комиссию во главе с Матфеем, аббатом цистерцианского мон-ря Фуаньи, для реформы С.-М. и др. экзимированных бенедиктинских мон-рей в церковных провинциях Реймса и Руана. Аббат Рено де Нантёй (1237-1246) ввел в С.-М. «статуты для поддержания доброго порядка» (Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 417-418). Тем не менее в 1269 г. папский легат Рауль Гропарми, кардинал-епископ Альбано, отстранил аббата Жерома де Куси от управления имуществом С.-М. и назначил комиссию из старших монахов. Легат велел монахам проводить общий капитул 4 раза в год, но это распоряжение, по-видимому, не выполнялось, т. к. в 30-х гг. XIV в. его повторил аббат Пьер II. В 1272 г. аббат Роберт объединил менсы аббата и монашеской общины (Ibid. Col. 418-419). Вероятно, с разногласиями по поводу управления монастырскими владениями во 2-й пол. XIII в. было связано составление 2 картуляриев - «старого» (Laon. Archives dép. de l'Aisne. H 477) и «нового» (Paris. lat. 9986); в них почти нет актов, составленных ранее сер. XII в. (Bourgin. 1908. P. XXVIII-XXXI).

XIV-XVIII вв.

Благосостояние С.-М., основанное гл. обр. на эксплуатации сельскохозяйственных угодий, оказалось под угрозой из-за экономических трудностей в регионе. Неэффективное ведение хозяйства привело к учреждению комиссии из 12 монахов, которая контролировала действия аббата (Dauverné. 1907. P. 67-68). Церковные и светские власти использовали доходы С.-М. в своих интересах. Так, в 1294 г. папа Римский Целестин V велел монахам ежегодно выплачивать 100 марок Югу Эйслену де Бийому, кардиналу-епископу Остии (Paris. Baluze. T. 382. N 111-112). Материальные трудности заставляли монахов прибегать к займам. Так, в 1309 г. аббат Пьер I получил разрешение папы Римского взять в долг до 8 тыс. парижских ливров на неотложные нужды монастыря (Bourgin. 1908. P. 187; ср.: Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 419). Аббатство постоянно вело тяжбы с соседними сеньорами и с держателями земельных наделов.

Положение С.-М. ухудшилось во время Столетней войны (1337-1453). Эпидемия чумы («черная смерть», 1348), крестьянское восстание Жакерия (1358) и его жестокое подавление привели к резкому сокращению численности населения. Сельские владения были разорены во время военных действий, с церковных сеньоров взимали поборы на ведение войны, на выкуп из плена кор. Иоанна II Доброго (1350-1364) и т. д. К 1367 г. аббатство находилось в бедственном положении (Gasnault. 1960). В то же время монахи восстановили крепостные стены С.-М., укрепили приораты и грангии; им было предписано содержать гарнизон в замке Вик (Ancien. 1971). Военные действия возобновились в 1-й пол. XV в., во время конфликта арманьяков и бургиньонов при участии англичан. Когда положение стабилизировалось, аббат Жан Гитон стал посылать монахов с реликвиями для сбора пожертвований по всей Франции (в 1451 и 1457; см.: Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 420; Poquet. 1849. P. 19-20, 46).

В 1502 г., с назначением Шарля Люксембургского, еп. Ланского, на должность аббата С.-М., в мон-ре был введен режим комменды. После этого С.-М. обычно возглавляли кардиналы или епископы, обладавшие неск. бенефициями и нередко занимавшие придворные должности. Заметным событием в жизни С.-М. был праздник в честь заключения мира в Камбре (1529) и возвращения из испан. плена сыновей франц. кор. Франциска I. В 1530 г. по инициативе аббата Жана Оливье (1510-1532; впосл. епископ Анже) была устроена процессия прелатов, чиновников и монастырских вассалов, к-рые несли 33 драгоценных реликвария с мощами святых. На торжествах присутствовало огромное количество паломников (якобы более 300 тыс. чел.- Petit J. La procession de Soissons pour la délivrance des Enfants de France en 1530 / Éd. P.-L. Jacob. P., 1877r; Dormay C. Histoire de la ville de Soissons. Soissons, 1664. Vol. 2. P. 419-437). В 1539 г. должность аббата С.-М., приносившая годовой доход 5,5 тыс. ливров, стала одним из многочисленных франц. бенефициев кард. Ипполито д'Эсте (1540-1574) (Vidori G. The Path of Pleasantness: Ippolito II d'Este between Ferrara, France and Rome. Firenze, 2020. P. 61-62). В сент. 1544 г., когда Суасон был захвачен войском имп. Карла V (1519-1556), С.-М. пострадал от военных действий. Катастрофические последствия для С.-М. имел захват города гугенотами в 1567-1568 гг., в ходе религиозных войн во Франции: ценности были похищены, здания повреждены, уничтожено убранство церквей, в т. ч. надгробные памятники, витражи и колокола. Удалось спасти только мощи святых Медарда, Григория Великого и Севастиана (Defente. 1994. P. 669; Dormay C. Histoire de la ville de Soissons. Soissons, 1664. Vol. 2. P. 474-475, 487-488; Les Vies de tous les saints de la France / Éd. Ch. Barthélemy. Versailles, 1861. T. 2. Col. 723-727). Чтобы улучшить положение разоренного мон-ря, в 1571 г. комиссия Парижского парламента сократила число монахов до 18 и установила размер содержания, к-рое монахи получали от аббата (Martin, Jacob. 1837. T. 2. P. 445-446). Вероятно, из-за этого кард. Луиджи д'Эсте (аббат с 1574) договорился с монахами о разделе имущества и доходов (Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 421). Работы по реконструкции зданий продолжались более 20 лет, но так и не были окончены, в 1578 г. в С.-М. перенесли сохраненные мощи святых; в 1580 и 1582 гг. еп. Шарль де Руси освятил алтари в монастырской церкви; в 1589 г. был отремонтирован большой дормиторий (Defente. 1994. P. 669; Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 406). Подвергались разграблению владения С.-М. Так, замок Вик занимали то солдаты короля, то сторонники Католической лиги; был разорен приорат св. Леокадии (Rolland. 1984). В 1593 г. была сделана попытка ликвидировать аббатство, возможно по инициативе еп. Жерома Эннекена: глава Католической лиги герц. Карл Гиз велел разобрать монастырские здания, которые мешали оборонять Суасон от королевского войска (Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 409, 421; Martin, Jacob. 1837. T. 2. P. 471-474; Poquet. 1849. P. 20-21; Defente. 1994. P. 669).

К нач. XVII в. здания С.-М. были полуразрушены, общежительный уклад пришел в упадок. Чтобы сохранить привилегии, в 1607 г. аббатство вступило во франц. конгрегацию экзимированных бенедиктинских мон-рей (Congregatio Benedictinorum Exemptorum), но это не привело к возрождению монашеской жизни. В 1621 г. обрушилась церковь, поврежденная гугенотами и частично разобранная в 1593 г. Храм был заново построен по инициативе аббата Франсуа Отмана (1594-1636), к-рый воспользовался этим, чтобы присвоить часть средств, выделенных кор. Людовиком XIII (1610-1643) и полученных от продажи монастырского леса (Gallia Christiana. 1751. T. 9. Col. 409; Martin, Jacob. 1837. T. 2. P. 526-528; Defente. 1994. P. 669).

Ввиду тяжелого положения С.-М. монахи решили вступить в конгрегацию св. Мавра (см. Мавристы), но соглашение было достигнуто только после смерти Отмана. Мавристы прибыли в С.-М. 11 марта 1637 г. (Martène E. Histoire de la Congregation de St.-Maur / Éd. G. Charvin. Ligugé; P., 1929. T. 2. P. 148-150). По их свидетельству, к тому времени в аббатстве было 8 монахов; бенедиктинский устав не соблюдался, бóльшая часть зданий была заброшена, церковная утварь почти отсутствовала (Martène E., Durand U. Voyage littéraire de deux religieux bénédictins de la Congrégation de St.-Maur. P., 1724. T. 2. P. 16). С включением С.-М. в конгрегацию мавристов положение мон-ря упрочилось: выросло число монахов (состав общины не был стабильным, т. к. монахов, особенно должностных лиц, часто перемещали из одной обители в другую); велась подготовка новициев, им преподавали философию и др. предметы; началась реконструкция зданий. Мавристы, занимавшиеся научными исследованиями, были разочарованы плохой сохранностью б-ки и архива, отсутствием старинных рукописей (Bourgin. 1908. P. XXIV-XXV). Однако ученые монахи составили неск. трудов по истории С.-М. (не были опубл.); наиболее содержательны работы П. Н. Гренье (1725-1789) (см.: Dierkens. 1984. S. 637; Defente. 2020. P. 14). Возрождение С.-М. способствовало укреплению почитания монастырских святых. Неоднократно устраивались торжественные процессии с реликвиями, особенно во время эпидемий, когда С.-М. посещало множество паломников. Перенесение частицы мощей св. Медарда в ц. Сен-Медар в Париже (1659) вызвало недовольство горожан, опасавшихся, что монахи вывезут мощи из Суасона. В 1705 г. мон-рь получил в дар серебряный бюст-реликварий для мощей св. Медарда. Сохранялся режим комменды: должность аббата занимали кард. Джулио Мазарини (1639-1661), Филипп Савойский (1667-1693), Анри Шарль Арно де Помпонн (1693-1756) и кард. Франсуа Жоашен де Берни (с 1756). Арно де Помпонн, гос. деятель и дипломат, редко посещал С.-М., но выделял средства на реконструкцию обители; в 1765 г. было окончено строительство 3-этажного жилого корпуса. Кард. Ф. Ж. де Берни перестроил замок Вик в качестве сельской резиденции.

В 80-х гг. XVIII в. в С.-М. было 13 монахов, годовой доход достигал 110 тыс. ливров. Аббатству принадлежали 128 сельских сеньорий и приписные мон-ри Сен-Пьер-де-Ретонд и Ла-Круа-Сент-Уан в еп-стве Суасон (Houllier P. État ecclésiastique et civil du diocèse de Soissons. Compiègne, 1783. P. 464-465; Attal R., Blanchard A. Le clergé du Soissonnais pendant la Révolution 1789-1791 // Mémoires de la Fédération des Sociétés d'histoire et d'archéologie de l'Aisne. 1989. T. 34. P. 182, 189-190). В 1789-1790 гг. во Франции было ликвидировано церковное землевладение, отменены монашеские обеты и распущены религ. общины. Кард. Ф. Ж. де Берни отказался присягнуть на верность Гражданской конституции духовенства (принята 12 июля 1790) и эмигрировал из страны († в 1794 в Риме). В янв. 1791 г. церковные ценности, в т. ч. серебряные реликварии святых Медарда, Тибурция и мч. Севастиана, были вынесены из закрытого мон-ря и впосл. уничтожены (Le procès-verbal de l'argenterie des églises de Soissons en 1792 // Bull. de la Société archéologique, historique et scientifique de Soissons. 1853. T. 7. P. 35-47; Ancien B. Soissons: Le roman de deux colonnes // Mémoires de la Fédération des Sociétés d'histoire et d'archéologie de l'Aisne. Laon, 1962. T. 8. P. 129-136). В Париж были вывезены старинные рукописи, отмеченные Б. де Монфоконом (Montfaucon B., de. Bibliotheca bibliothecarum manuscriptorum nova. P., 1739. T. 2. P. 1196): каролингское Четвероевангелие (Paris. lat. 8850); «Церковная история» Евсевия Кесарийского в лат. переводе Руфина Аквилейского (Paris. lat. 8961, нач. XIII в.); трактаты Аристотеля во франц. переводе Никола Орема (Paris. fr. 9106, кон. XIV в.). В нояб. 1791 г. здания С.-М. были проданы частным лицам и почти полностью разрушены. В 1803 г. промышленник Н. Жеслен приобрел остатки аббатства и устроил в них усадьбу с парком. В 1840 г. в зданиях была размещена школа-приют для детей-инвалидов, основанная аббатом Жаном Фредериком Дюпоном, преобразованная в 1967 г. в социальную школу-интернат Ла-Корде; с 1985 г.- также благотворительный центр «Restaurants du Cœur». В XIX в. остатки средневек. построек, прежде всего крипты, стали объектом внимания специалистов (напр.: Lefèvre-Pontalis. 1888). После второй мировой войны проводились реставрационные работы и археологические раскопки, были обнаружены следы средневек. храма. В 2016 г. для сохранения и изучения памятников основана ассоциация «Королевское аббатство Сен-Медар в Суасоне» (Association Abbaye Royale Saint-Médard de Soissons). Во время исследований, возобновленных в 2019 г. под рук. Д. Дефанта, было обнаружено захоронение аббата Альберика де Брена († 1206).

Архитектура

Сохранившийся ансамбль С.-М. включает фрагменты рефектория XIII в. (2 травеи главного зала и погреб, перекрытые нервюрными сводами), незначительные остатки клуатра и др. средневек. сооружений, жилой корпус XVIII в., фрагменты стен и башен, перестроенных в XVII-XVIII вв. От монастырской церкви сохранилась крипта, к-рая в XIX в. была надстроена учебным корпусом; в 1944 г. из-за взрыва боеприпасов надстройка была разрушена, крипта повреждена. Начиная с 1946 г. проводились работы по реконструкции крипты и археологические раскопки (Defente. 2020. P. 19-23). В совр. состоянии крипта (33×26 м) состоит из 10 прямоугольных сводчатых помещений, вытянутых по оси «запад-восток» и соединенных поперечным коридором (длина 19,7 м). С зап. стороны к коридору примыкают 3 помещения, по-видимому confessio (усыпальница св. Медарда, свт. Григория Великого и мч. Севастиана); с вост. стороны - 5 помещений; еще 2 помещения находятся в концах коридора. Стены толщиной до 2,8 м (в confessio) сложены из массивных блоков с использованием рим. сполий. К более позднему времени относятся 5-гранная готическая апсида (XII в.), пристроенная к юго-вост. капелле; многочисленные полуциркульные ниши в стенах 7 вост. помещений; часть сводчатых перекрытий, в т. ч. крестовые своды центрального коридора. Начиная с XIX в. крипту обычно рассматривали как сооружение эпохи Каролингов (Lefèvre-Pontalis. 1888), но др. исследователи датировали ее 1-й пол. XI в. (Jacobsen. 1983). Определение первоначального облика и датировка крипты затруднены неоднократными перестройками и реконструкцией XX в. (Defente. 1994. P. 667; Crook. 2000).

Крипта С.-М. была возведена одновременно с главным храмом монастыря, фрагменты к-рого были изучены в 80-х гг. XX в. Первоначально храм представлял собой 3-нефную базилику (длина не менее 96 м, ширина ок. 33 м) с «блок-фасадом» (ширина 45 м) (Defente. 1994). Судя по толщине стен, прямоугольный хор и «блок-фасад» (вестверк) были многоярусными сооружениями, увенчанными башнями. Широкое использование сполий и отсутствие архитектурного декора позволяют отнести храм С.-М. и к памятникам каролингского зодчества (IX в.), и к сооружениям архаичного романского стиля (XI в.) (Idem. 2020. P. 22-23). Возможно, храм был возведен примерно в сер. X в. и неоднократно перестраивался до сер. XII в. (Mecquenem. 2020). Эта гипотеза не согласуется с данными монастырских источников: известно о возведении храмов во 2-й пол. VI в. (меровингская базилика) и в 1-й пол. IX в. (храм аббата Хильдуина, освященный в 841); история С.-М. в сер.- 2-й пол. X в. характеризуется как период упадка и «тирании» светских аббатов. Работы 1-й пол. XII в., с к-рыми было связано освящение 1131 г., существенно изменили облик храма. Крипта подверглась перепланировке; возможно, была уменьшена длина храма, так что половина крипты оказалась за пределами здания (Defente. 1994. P. 666; Idem. 2020. P. 19). Но не исключено, что вост. часть крипты изначально выступала из-под стены храма. На рисунках и планах XVI-XVII вв. представлена 3-нефная базилика (11 травей) без трансепта, с 4 башнями, увенчанными высокими шпилями (2 по сторонам зап. фасада и 2 по сторонам хора). Храм был частично разобран в 1593 г. и обрушился в 1621 г. На его фундаменте была возведена позднеготическая церковь (1630-1636), которая существовала до Французской революции 1789-1799 гг.,- прямоугольное 3-нефное здание (10 травей); широкий центральный неф имел деревянный потолок, боковые нефы были перекрыты крестовыми сводами; по сторонам хора возвышались 2 башни. Мавристы отрицательно отзывались о храме, возведенном по проекту архит.-протестанта Саломона де ла Фона: по их мнению, здание мало подходило для католич. богослужения и «напоминало скорее кирху (prêche), чем церковь» (Martène E., Durand U. Voyage littéraire de deux religieux bénédictins de la Congrégation de St.-Maur. P., 1724. T. 2. P. 16).

Ист.: Chronicon S. Medardi Suessionensis // Spicilegium, sive Collectio veterum aliquot scriptorum qui in Galliae bibliothecis delituerant / Ed. L. d'Achéry. P., 1723. T. 2. P. 486-495; Ex annalibus S. Medardi Suessionensibus // MGH. SS. T. 26. P. 518-522; Actes et documents anciens intéressant la Belgique / Éd. Ch. Duvivier. Brux., 1898. P. 271-277; Les Annales de Flodoard / Éd. Ph. Lauer. P., 1905; Flodoard von Reims. Die Geschichte der Reimser Kirche / Hrsg. M. Stratmann. Hannover, 1998. (MGH. SS; 36); Die Urkunden der Merowinger / Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1-2. (MGH. Dipl. Mer.).
Лит.: Gallia Christiana. P., 1751. T. 9. Col. 405-422; T. 10; Martin H., Jacob P.-L. Histoire de Soissons. Soissons; P., 1837. 2 t.; Poquet A.-E. Pélérinage à l'ancienne abbaye de St.-Médard-lès-Soissons. P., 18492; Pécheur L. V. Annales du diocèse de Soissons. Soissons, 1863. T. 1; 1868. T. 2; Lefèvre-Pontalis E. Étude sur la date de la crypte de St.-Médard de Soissons // Congrès archéol. de France: 54e session, 1887. P.; Caën, 1888. P. 303-324; Dauverné J. L'abbaye de St.-Médard de Soissons, dès origines au XIVe siècle // Positions des thèses / École nat. des chartes. P., 1907. P. 57-69; Bourgin G. La commune de Soissons et le groupe communal soissonnais. P., 1908; Müller E. Die Nithard-Interpolation und die Urkunden- und Legendenfälschungen im St. Medardus-Kloster bei Soissons // NA. 1909. Bd. 34. S. 681-722; idem. Der Bericht des Abtes Hariulphe von Oudenburg über seine Prozessverhandlungen an der römischen Kurie im Jahre 1141 // Ibid. 1930. Bd. 48. S. 97-115; Brunel C. Les actes mérovingiens pour l'abbaye de St.-Médard de Soissons // Mélanges d'histoire du Moyen Âge dédiés à la mémoire de L. Halphen. P., 1951. P. 71-81; Tessier G. Un diplôme inédit de Charles le Chauve pour St.-Médard de Soissons // Bull. philologique et historique (jusqu'à 1715) du Comité des travaux hist. et scient.: Années 1948-1950. P., 1952. P. 75-90; Gaiffier B., de. Les sources latines d'un miracle de Gautier de Coincy: L'apparition de S. Léocadie à S. Ildephonse // AnBoll. 1953. T. 71. P. 100-132; idem. Le calendrier d'Héric d'Auxerre du manuscrit de Melk 412 // Ibid. 1959. T. 77. N 3/4. P. 392-425; Gasnault P. Les malheurs de l'abbaye St.-Médard de Soissons au début de la guerre de Cent Ans // Revue Mabillon. P., 1960. T. 50. P. 69-80; Ancien B. La grande campagne de reconstruction rurale monastique, en Soissonnais, au XIVe siècle // Mémoires de la Fédération des Sociétés d'histoire et d'archéologie de l'Aisne. Laon, 1971. T. 17. P. 83-96; Krüger K. H. Königsgrabkirchen der Franken, Angelsachsen und Langobarden bis zur Mitte des 8. Jh. Münch., 1971. S. 125-133; Kaiser R. Aspects de l'histoire de la «Civitas Suessionum» et du diocèse de Soissons aux époques romaine et mérovingienne // Cahiers archéol. de Picardie. Amiens, 1974. N 1. P. 115-122; Semmler J. Episcopi potestas und karolingische Klosterpolitik // Mönchtum, Episkopat und Adel zur Gründungszeit des Klosters Reichenau / Hrsg. A. Borst. Sigmaringen, 1974. S. 305-395; Jacobsen W. Die ehemalige Abteikirche St.-Médard bei Soissons und ihre erhaltene Krypta // ZfK. 1983. Bd. 46. N 3. S. 245-270; Dierkens A. Note sur un acte perdu du maire du palais Carloman pour l'abbaye St.-Médard de Soissons // Francia. Sigmaringen, 1984. Bd. 12. S. 635-644; Rolland D. Le château et les châtelains de Vic-sur-Aisne // Mémoires de la Fédération des Sociétés d'histoire et d'archéologie de l'Aisne. 1984. T. 29. P. 139-176; Barthélemy D. Les sires de Coucy et St.-Médard de Soissons // Ibid. 1986. T. 31. P. 135-142; Becquet J. Abbayes et prieurés de l'ancienne France. Ligugé, 1986. T. 17: Province ecclésiastique de Reims. [Pt. 2:] Diocèse actuel de Soissons; 1989. T. 18. [Pt. 3:] Diocèse actuel de Beauvais. (Revue Mabillon; T. 299-304, 315-318); Gueugnon Y. La ferme de l'abbaye St.-Médard // Bull. de la Société archéol., hist. et scient. de Soissons. Sér. 4. 1989/1993. T. 19. P. 249-268; Mecquenem C., de. Montgru-Saint-Hilaire: Un édifice de la première moitié du XIe siècle // Mémoires de la Fédération des Sociétés d'histoire et d'archéologie de l'Aisne. 1990. T. 35. P. 119-136; idem. Relecture archéologique des cryptes orientales de l'église abbatiale de St.-Médard de Soissons: Propositions pour une chronologie relative et une contextualisation morpho-stylistique // RHEF. 2020. T. 106. N 1. P. 27-47; Lifshitz F. The «Exodus of Holy Bodies» Reconsidered: The Translation of the Relics of St. Gildard of Rouen to Soissons // AnBoll. 1992. T. 110. N 3/4. P. 329-340; Defente D. St.-Médard de Soissons et son église principale // Congrès archéol. de France: 148e session, 1990. P., 1994. T. 2. P. 651-672; idem. Étude topographique et architecturale // St.-Médard: Trésors d'une abbaye royale / Éd. D. Defente. P.; Soissons, 1997. P. 273-361; idem. L'ancienne abbaye St.-Médard de Soissons, un vaste chantier archéologique // RHEF. 2020. T. 106. N 1. P. 11-25; Barbier J. Les actes mérovingiens pour St.-Médard de Soissons: Une révision // St.-Médard: Trésors d'une abbaye royale. 1997. P. 179-241; eadem. L'abbaye St.-Médard de Soissons du milieu du VIe au milieu du XIe siècle: Les premiers siècles d'une puissance, religieuse, politique et économique // RHEF. 2020. T. 106. N 1. P. 49-65; Brunel G. Patrimoine et économie d'un monastère bénédictin: St.-Médard de Soissons aux XIe, XIIe et XIIIe siècles // St.-Médard: Trésors d'une abbaye royale. 1997. P. 259-271; Delanchy M. Étude historique // Ibid. P. 17-174; Hourlier M., Dhénin M. Monnaies médiévales de Soissons // Revue numismatique. Sér. 6. P., 1998. T. 153. P. 245-295; Corvisier C., Rolland D. La prévôté de Favières, dépendance de l'abbaye St.-Médard de Soissons: Un exemple de programme domestique d'établissement rural monastique // Bull. monumental. P., 1999. T. 157. N 1. P. 115-136; Beaujard B. Le culte des saints en Gaule: Les premiers temps: D'Hilaire de Poitiers à la fin du VIe siècle. P., 2000. P. 179, 231, 342, 389; Crook J. The Architectural Setting of the Cult of Saints in the Early Christian West: C. 300-1200. Oxf., 2000. P. 109-116; Kindermann U. König Chilperich als lateinischer Dichter // Sacris erudiri. Turnhout, 2002. Vol. 41. P. 247-272; Mayer-Martin D. Soissons and the Royal Abbey of St.-Médard: Historical Contexts for the Life and Works of Gautier de Coinci // Medieval Paradigms: Essays in Honor of J. D. Adams. N. Y., 2005. Vol. 2. P. 147-167; Ott J. S. Educating the Bishop: Models of Episcopal Authority and Conduct in the Hagiography of Early 12th-Cent. Soissons // Teaching and Learning in Northern Europe, 1000-1200 / Ed. S. N. Vaughn, J. Rubenstein. Turnhout, 2006. P. 217-253; Fuchs K. Zeichen und Wunder bei Guibert de Nogent. Münch., 2008; Lanéry С. La tradition manuscrite de la Passio Sebastiani (Arnobe le Jeune, BHL 7543) // RHT. N. S. 2012. T. 7. P. 37-116; Souche-Hazebrouck V. De St. Médard de Noyon à St.-Médard de Soissons: Hagiographie latine et culte // RHEF. 2020. T. 106. N 1. P. 67-79.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Монастыри Римско-католической Церкви. Франция Сен-Медар, католическое бенедиктинское аббатство в г. Суасон
См.также:
ГОРЦЕ бенедиктинское аббатство близ г. Мец (совр. деп. Мозель, Франция)
ГОСЛИН († 1053), прп. (пам. зап. 12 февр.), аббат мон-ря мч. Солютора в Турине
ЖУАР бенедиктинский мон-рь во имя Богоматери и святых апостолов Петра и Павла (Франция)
ЖЮМЬЕЖ мон-рь в архиепископстве Руан (Нормандия, Франция)