[от лат. seminarium - питомник], образовательное учреждение по подготовке духовенства. С. как тип учебного заведения возникли в католич. Церкви в эпоху Контрреформации в результате реформы системы образования католич. священнослужителей. Тридентский Собор на 3-й сессии (1562-1563) инициировал создание специализированных духовных школ, предназначенных гл. обр. для воспитания буд. пастырей; при этом в части образовательного процесса С. не противопоставлялись ун-там. Впосл. как название, так и образовательная модель католич. С. были восприняты др. христ. конфессиями.
В Русской Церкви духовные учебные заведения семинарского типа на регулярной основе были введены в результате реформ имп. Петра I Алексеевича. «Духовный регламент» (1721) делал обязательным обучение сыновей священнослужителей в учрежденных в каждой епархии духовных школах. Изначально С. назывались общежития при этих епархиальных уч-щах, впосл. название закрепилось за самими школами. Историю развития С. в России до 90-х гг. XX в. см.: Козлов М., свящ. Духовное образование в России (XVII-XX) // ПЭ. Т.: РПЦ. С. 407-426.
Со времени возникновения в России С. имели статус среднего специального учебного заведения, тогда как высшее духовное образование давали академии духовные православные в России. После революции 1917 г. духовное образование в России было маргинализировано, по существу не соотносилось с советской образовательной системой, дипломы выпускников не имели гос. признания. К 1988 г. на территории СССР действовали лишь 3 С.: Московская, Ленинградская (см. в ст. Санкт-Петербургская Духовная Академия), Одесская. После 1988 г. отношение властей СССР к Церкви изменилось, ей были предоставлены определенные свободы. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9-11 октября 1989 г. было принято решение о реорганизации духовного образования РПЦ т. о., чтобы обеспечить священнослужителям возможность получать высшее духовное образование на базе С. Вслед. принятой установки при епархиях стали открываться духовные уч-ща, взявшие на себя функции средних специальных учебных заведений, а С. стали рассматриваться как вузы. Намеченная программа не была реализована так быстро, как планировали ее инициаторы. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 г. постановил завершить реформу духовного образования, в рамках к-рой С. должны были стать вузами, к 2000 г. Можно считать, что данный этап реформирования духовного образования был завершен в 2007 г., когда Священным Синодом РПЦ были приняты «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)».
Следующим этапом реформирования духовного образования РПЦ стала его интеграция в европейское и отечественное образовательное и научное пространство в рамках Болонского процесса. В результате преобразований наименование «семинария» сохранилось за соответствующими духовными учебными заведениями, однако перестало обозначать конкретную образовательную программу, как это было ранее. С 2010 г. 2-частная структура высшего духовного образования (С. и академия) была заменена 3-частной (бакалавриат, магистратура, аспирантура), причем аналогом семинарской ступени образования стал бакалавриат. Учебные программы духовных С. были адаптированы к гос. стандарту «Теология» (031900). По окончании бакалавриата выпускники получают дипломы гос. образца со степенью «бакалавр богословия». На нач. 2021 г. на территории России действовали 38 С.