Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СВЯТОЕЗЕРСКАЯ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
62, С. 149-151 опубликовано: 20 октября 2025г. 


СВЯТОЕЗЕРСКАЯ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Святоезерская в честь Иверской иконы Божией Матери пуст. Фотография. 2021 г. Фото: Н. А. Мерзлютина
Святоезерская в честь Иверской иконы Божией Матери пуст. Фотография. 2021 г. Фото: Н. А. Мерзлютина

Святоезерская в честь Иверской иконы Божией Матери пуст. Фотография. 2021 г. Фото: Н. А. Мерзлютина
(Преображения Господня) ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ (Шуйской и Тейковской епархии Ивановской митрополии), находится в с. Мугреевский Южского р-на Ивановской обл. Мон-рь расположен на холме, носящем название Грива, в сев. части села на берегу Святого оз. (Сенга-озеро). Первоначально мужской.

По легендарной традиции, основание С. И. п. связывается с именем старца Филарета, поселившегося в этой местности в нач. XIV в. в пещере, вырытой на холме (Веселовский. 1894. С. 3; Добронравов. 1909. С. 2-3; СПАМИР: Ивановская обл. 2000. Ч. 3. С. 671). Считалось, что на месте выкопанного им колодца разлилось озеро.

Первое сведение о наличии церквей в районе Сенга-озера содержится в Никоновской летописи XVI в. в связи с тем, что это были митрополичьи земли. Обустройство здесь храма принято связывать с деятельностью митр. Киевского и всея Руси свт. Киприана, к-рый велел поставить 1-ю деревянную ц. в честь Преображения Господня. Местность относилась к земельным владениям митрополита, где он часто «живал, занеже любливал лесные пустынные места» (ПСРЛ. Т. 11. С. 216). А. М. Ратшин и В. В. Зверинский связывали основание обители с митр. Киприаном без упоминания старца Филарета (Ратшин. Монастыри. С. 50; Зверинский. Т. 1. С. 225). В 1410 г. митр. Киевский и всея Руси свт. Фотий посетил г. Владимир, но был чуть не схвачен отрядом ордынского царевича Талыча. Ему удалось скрыться от татар на берегу оз. Сенга в митрополичьей волости. В память о своем чудесном спасении митрополит построил здесь деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 11. С. 216).

В XVIII-XIX вв. считалось, что на территории С. И. п. похоронен входивший в свиту митр. Фотия священник сщмч. Патрикий, ключарь митрополичьего собора Успения Пресв. Богородицы во Владимире, погибший во время набега царевича Талыча. Так, в «Книге глаголемой Описание о российских святых» утверждалось, что сщмч. Патрикий погребен у Преображенской ц. в «веси Синег на Святе озере» (Описание о российских святых. С. 226; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 171; Зверинский. Т. 1. С. 225).

Служить в небольшой пустыни при церкви с 1410 г. стал священноинок Пахомий Болгарин, один из близких людей митрополита, бывш. послушник старца Акакия (ПСРЛ. Т. 11. С. 217). Согласно Никоновской летописи, иером. Пахомий «начя жити в пустыни у Сенгу озеро, у церкви Рождества», что позволяло считать это упоминание мон-ря первым. Но историки отмечали, что название обители не встречается в письменных свидетельствах с нач. XV до сер. XVII в. (Веселовский. 1894. С. 10; Добронравов. 1909. С. 8). Это давало основание предполагать, что С. И. п. была возобновлена в нач. XVII в., а появление обители было связано с почитанием Иверской иконы Божией Матери (Добронравов. 1909. С. 10).

В 1663 г. обитель упоминается как Святоезерская пуст. в синодике - самой древней рукописи, хранившейся в мон-ре в ц. прп. Афанасия Афонского («Синодик, сиреч поминовение братии Святоезерской пустыни Пречистыя Богородицы Иверская…»). Синодик был известен к кон. XIX в. (Веселовский. 1894. С. 20), но уже в нач. XX в. его местонахождение было неизвестно (Добронравов. 1909. С. 9).

Церкви в честь Преображения Господня (1863) и во имя прп. Афанасия Афонского (1781–1805, 1834). Фотография. Нач. ХХ в.
Церкви в честь Преображения Господня (1863) и во имя прп. Афанасия Афонского (1781–1805, 1834). Фотография. Нач. ХХ в.

Церкви в честь Преображения Господня (1863) и во имя прп. Афанасия Афонского (1781–1805, 1834). Фотография. Нач. ХХ в.
По описи 1680 г., в пустыни, находившейся в ведении Суздальской и Юрьевской епархии, не было старых церквей и вместо них стояли новые деревянные в честь Иверской иконы Божией Матери (теплая) и во имя прп. Афанасия Афонского (холодная); рядом на отдельно стоящих столбах висели 4 колокола. После пожара 1719 г. ц. прп. Афанасия Афонского была перестроена. Помощь в содержании мон-ря в XVII-XVIII вв. оказывали местные землевладельцы, князья Пожарские, владевшие с 1608 г. расположенным поблизости с. Н. Ландех Гороховецкого у. Владимирской губ., а затем, с 1682 г., князья Черкасские. В сер. XVIII в. С. И. п. запустела, число братии сократилось (в 1752 - 5 монахов), 15 дек. 1756 г. обе деревянные церкви и колокольня сгорели, уцелели лишь неск. братских келий, в одной из к-рых временно проводили богослужения. В 1757 г. в обители был возведен деревянный теплый храм в честь Иверской иконы Божией Матери и началось строительство 2-го храма, кирпичного, во имя прп. Афанасия Афонского (1781), затянувшееся из-за недостатка средств на 24 года. К 1764 г. помимо храмов в С. И. п., окруженной деревянным забором, существовали деревянная «на столбах» (очевидно, каркасная) крытая тесом колокольня с 7 колоколами, 6 деревянных келий, 2 житных амбара и скотный двор.

В 1764 (1768?) г. С. И. п. была упразднена, храмы стали приходскими с приписанными к ним неск. деревнями (бывш. приход Н. Ландеха). К кон. XVIII в. рядом с храмами располагались 2 дома - священника и пономаря. К 1831 г. из 2 обветшавших храмов было решено оставить каменный - прп. Афанасия Афонского, пристроив к нему вместо разобранной деревянной церкви юж. Иверский придел, освященный в 1834 г. В 1843 г. на средства крестьянина Н. М. Косарёва при храме бывш. обители был выстроен приют для богомольцев, в 1854 г. шуйским фабрикантом, купцом 1-й гильдии М. С. Посылиным создан и передан Владимирской епархии комплекс зданий для размещения жен. богадельни (в т. ч. одноэтажный дом из 5 комнат с мезонином, кухонный флигель, амбар и погреб). По мнению историков, именно это послужило предпосылкой к возрождению обители как женской (Веселовский. 1894. С. 15; Косаткин. 1906. С. 345).

4 окт. 1860 г. указом Синода здесь был открыт жен. общежительный мон-рь при Афанасиевской ц., первой настоятельницей стала бывш. насельница владимирского Княгинина в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря мон. Платонида. Внутренняя жизнь С. И. п. ориентировалась на устав Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни. На средства жителя Н. Ландеха Фатова в мон-ре были выстроены 2 деревянные церкви, в честь Преображения Господня (1863) и в честь Иверской иконы Божией Матери с полукруглым алтарем и приделом арх. Михаила на хорах (1869), а также новые деревянные здания, в т. ч. два 2-этажных келейных корпуса, 3 флигеля, скотный двор, сарай и баня. Вокруг мон-ря возвели деревянную ограду. При игум. Платониде в 80-х гг. XIX в. С. И. п. приобрела пахотные и сенокосные угодья в окрестностях мон-ря. По поручению настоятельницы свящ. К. А. Веселовский составил книгу об обители. Игум. Платонида совершила паломничество в Иерусалим. После ее кончины в 1892 г. С. И. п. возглавила игум. Августа, происходившая из крестьянской семьи с. Ундол Владимирского у. (в 1867 она поступила в обитель).

Казанский собор. 1904–1907 гг. Фотография. 2021 г. Фото: Н. А. Мерзлютина
Казанский собор. 1904–1907 гг. Фотография. 2021 г. Фото: Н. А. Мерзлютина

Казанский собор. 1904–1907 гг. Фотография. 2021 г. Фото: Н. А. Мерзлютина
8 июля 1903 г. пожар уничтожил все деревянные постройки обители. Возрождение мон-ря в 1904 г. началось со строительства на предполагаемом месте 1-го Преображенского храма мощного 5-главого собора в честь Казанской иконы Божией Матери, рассчитанного на 750 чел. Храм, сооруженный на пожертвования семьи шуйских фабрикантов Терентьевых, был освящен 19 авг. 1907 г. К 1917 г. на территории С. И. п. помимо Казанского и Афанасиевского храмов находились деревянная ц. Преображения Господня, дом игумении, два 2-этажных сестринских корпуса, отдельный хлебный флигель, кельи схимонахинь и деревянная ограда с башнями по углам. За оградой располагались дома для духовенства, гостиница, скотный и конный дворы, мельница и огород. В нач. XX в. в обители проживали 17 монахинь и 58 послушниц.

В нач. XX в. в ц. Преображения Господня находилась чтимая икона митрополитов Киприана и Фотия, к-рые считаются основателями обители, в храме прп. Афанасия Афонского - чудотворный образ Спасителя. В засуху иконы выносили на поля для служения молебна. Также чтимыми были 2 Иверские иконы Божией Матери. Оклад одной из них отличался особым богатством. В Афанасиевской ц. хранились рукописное Евангелие XVI в. и Евангелие XVII в., напечатанное в Москве.

Церковь во имя прп. Афанасия Афонского. 1781–1805 гг., 1834 г. Фотография. 2021 г. Фото: Н. А. Мерзлютина
Церковь во имя прп. Афанасия Афонского. 1781–1805 гг., 1834 г. Фотография. 2021 г. Фото: Н. А. Мерзлютина

Церковь во имя прп. Афанасия Афонского. 1781–1805 гг., 1834 г. Фотография. 2021 г. Фото: Н. А. Мерзлютина
В 12 верстах от С. И. п., в с. Н. Ландех, находилась монастырская каменная часовня во имя свт. Николая Чудотворца, построенная местными крестьянами братьями Елшиными в 1768 г. Первоначально часовня стояла на о-ве на Святом оз., но из-за угрозы подтопления была разобрана и перенесена на берег. По просьбе местных жителей в 1771 г. в часовню были переданы святыни из мон-ря - крест и икона свт. Николая Чудотворца. Местные жители считали, что благодаря святыням в селе прекратилась эпидемия, и в память об этом событии ежегодно совершался крестный ход вокруг села в 9-е воскресенье после Пасхи. Ныне часовня разрушена.

После 1917 г. С. И. п. была разграблена и закрыта, но в 1926 г. сестрам удалось официально зарегистрировать общину, к-рая просуществовала до кон. 1929 г., когда мон-рь был ликвидирован (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 14). После 1929 г. Ивановский музей отказался принять здания обители на баланс, церковная утварь, иконы были утрачены, а памятники зодчества остались без внимания специалистов (Антонов. 2003. С. 210). В советское время постройки мон-ря были приспособлены под склады Мугреевского торфопредприятия и жилье для рабочих.

В наст. время архитектурный комплекс С. И. п. признан памятником истории и культуры и основной достопримечательностью Южского р-на. С 1974 г. ансамбль мон-ря состоял на учете как памятник истории и культуры. 1 дек. 1988 г. решением Ивановского облисполкома утвержден проект охранных зон памятников истории и культуры пос. Мугреевский. Несмотря на утраты XX в., мон-рь сохранил единство облика, где доминантами по-прежнему являются 3 храма. Казанский собор - крупный монументальный памятник зодчества в неорусском стиле. Храм имел приделы во имя арх. Михаила и мц. Клавдии. Масляная роспись на алтарной стене была выполнена бригадой палехских мастеров под рук. Н. М. Парилова одновременно со строительством церкви. К 2021 г. храм находился на реставрации. Ц. прп. Афанасия Афонского перестраивалась в XIX в., является памятником позднего барокко. На западе к ней примыкает колокольня с необычным 4-гранным шатром. К 2021 г. здание находилось на консервации, реставрация не завершена. Церковь Преображения Господня - деревянная постройка клетского типа, имеет сходство с каменными храмами 1-й пол. XIX в., ныне действующая. На территории С. И. п. сохранились деревянные келейные постройки нач. XX в.: дом игумении, сестринский корпус, кельи схимонахинь, гостиница.

В 1993 г. архиеп. Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров) благословил открытие Казанского прихода в приделе в честь Иверской иконы Божией Матери храма прп. Афанасия Афонского. В 1998 г. для ведения работ по восстановлению мон-ря была направлена мон. Георгия (Диркс), управлявшая обителью до 27 июля 2011 г. В 2001 г. состоялось открытие жен. общежительного мон-ря. Идет восстановление храмов и жилых помещений для монахинь. На территории обители находятся каменные Казанский (на реставрации) и Афанасиевский (действующий) храмы и деревянная Преображенская ц. (действующая), деревянные постройки нач. XX в. (дом игумении, сестринский корпус, схимнический дом).

Особо торжественные богослужения совершаются в праздник Преображения Господня (19 авг.), в день памяти прп. Афанасия Афонского (18 июля), в праздники в честь Казанской иконы (21 июля, 4 нояб.), Иверской иконы Божией Матери (26 окт., 25 февр.) и Собора архистратига Михаила (21 нояб.).

К апр. 2021 г. в С. И. п. проживали настоятельница игум. Силуана (Волкова) и 30 сестер.

Арх.: ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 14.
Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 215-217; Т. 23. С. 143; Т. 25. С. 240.
Лит.: Ратшин. Монастыри; Описание о российских святых; Зверинский. Т. 1; Веселовский К. А., свящ. Святоезерская пуст. (девичий мон-рь) Гороховецкого у. Владимирской губ. М., 18942; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1; Денисов; Добронравов В. Г. Святоезерская пуст.: Жен. общежительный мон-рь в Гороховецком у. Владимирской губ. // Тр. Владимирской УАК. 1909. Кн. 11. С. 1-79; СПАМИР: Ивановская обл. 2000. Ч. 3. С. 670-678; Антонов И. П. Южская Карелия. Иваново, 20032;Горский А. А. Москва и Орда. М., 2003.
С. В. Гусева