Владимир Иванович (19.05.1866, Красноярск - 3/4.08. 1920, Ялта), рус. композитор. Отец Р. был горным инженером из дворянского рода татар. происхождения, мать - из укр. казачества. В 1868 г. семья Р. переехала в Москву. Его мать, одаренная пианистка, стала 1-й учительницей буд. композитора. С 1878 г. он учился в Коммерческом уч-ще на Остоженке, с 1880 г.- в реальном уч-ще К. П. Воскресенского, где продолжил заниматься музыкой, также брал частные уроки у Н. С. Кленовского.
Не принятый в 1885 г. в Московскую консерваторию из-за того, что комиссия во главе с С. И. Танеевым нашла в представленных им сочинениях «дерзостные» диссонантные гармонии, Р. поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та, но продолжил самостоятельно заниматься музыкой: купил и тщательно изучил почти все сочинения П. И. Чайковского. Окончив ун-т, в 1891-1893 гг. продолжил муз. образование в Берлине и Вене. По возвращении преподавал в муз. учебных заведениях Москвы, Киева, Одессы (1893-1896), Кишинёва (1897-1901). В 1896-1897 гг. посетил Вену и Мюнхен, где изучал философию и новейшие тенденции в лит-ре и искусстве. В 1898 г. в Москве стал инициатором создания Общества русских композиторов, в Кишинёве - отд-ния Русского музыкального об-ва, на базе к-рого создал муз. уч-ще (1900), организовал там ряд концертов, в т. ч. духовный - из сочинений А. Д. Кастальского и С. В. Смоленского, к-рые поддерживали Р. в его поиске новых путей в музыке. С 1901 г. концертировал в различных городах в России и Европе. На 1900-е гг. приходится период наивысшего творческого расцвета Р. как композитора. С 1910 г. Р. жил в Ялте, преподавал игру на фортепиано и хоровое пение, устраивал концерты, но основное время по-прежнему отдавал творчеству.
Наследие композитора включает 10 опер, 2 балета, симфоническую сюиту «На Востоке», мн. инструментальные пьесы и вокальные сочинения. Самой известной оперой Р. стала «Елка» (1900) на либретто С. И. Плаксина по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Хоровая музыка Р. представлена произведениями на тексты А. К. Толстого, А. Н. Плещеева (в т. ч. «Легенда» («Был у Христа младенца сад»), 1902), А. В. Кольцова и др., а также духовно-муз. сочинениями.
В творчестве Р. противоречиво сочетаются традиц. черты, связанные с рус. бытовой лирикой и музыкой Чайковского, и новаторские, «модернистские» тенденции, отражающие влияние импрессионизма, символизма - прежде всего в гармоническом языке (атональность, политональность, целотоновость). Р. явился создателем жанровых типов (меломимика, мелопластика, мелопоэза, ритмодекламация), основанных на синтезе искусств. Р. видел задачу музыки в том, чтобы «фиксировать тончайшие душевные переживания, едва уловимые психологические состояния» (ГЦММК. Ф. 68. № 78. С. 44). В психологическом ключе он рассматривал и церковную музыку: по его мнению, возникшая в раннехрист. времена как непосредственное выражение чувства веры всеми молящимися, она впосл., с охлаждением этого чувства, стала делом только певчих, а затем - композиторов; совр. церковная музыка, с его т. зр., может создать только «тепленькое религиозное настроение», к-рое недостаточно для человека, пришедшего в храм в поисках веры в Бога (Мысли о музыке. 1916).
Стиль Литургии и отдельных песнопений Р. (датированы 1899) ориентирован на традиции Придворной певческой капеллы сер. XIX в.: 4-голосный хоральный склад, диссонирующие гармонии, иногда Р. прибегает к солирующим построениям («Благообразный Иосиф»), доминантовому органному пункту на протяжении всего песнопения (Тропарь Рождеству Христову). Нетрадиционно решение заупокойных песнопений в мажоре: «Со святыми упокой» (А-dur) и «Вечная память» (G-dur).
Всенощная Р. охарактеризована Кастальским как «выдающаяся по смелости изложения» (РДМДМ. 2006. Т. 5. С. 59). В 13 песнопениях цикла Р. представил новаторские гармонические и фактурные приемы, несвойственные рус. духовной музыке: целые номера или большие фрагменты песнопений изложены только параллельными трезвучиями с различными удвоениями и divisi параллельными секстаккордами (в разном расположении: от исходного созвучия с-a-e1-a1 в Предначинательном псалме или f-a-d1-a1 в «Блажен муж», в трехголосии в тесном расположении в «Благословен еси, Господи»), параллельными квартсекстаккордами («Благословен еси, Господи»), квартоктавами, удвоенными квартами (h-e1-h1-e2 в «Блажен муж»), квинтами (Великое славословие), квинтоктавами, во всех номерах - чистыми октавами. Наиболее органично заключительное «Взбранной Воеводе», где пустоту параллелизмов сглаживает органный пункт на g. Это господство параллельного движения скорее всего является стилизацией под архаическое многоголосие, в частности под параллельный органум западноевроп. средневековья. Но к ладовой стилизации Р. не стремится, хотя в нек-рых номерах есть диатонические фрагменты, иногда возникает колорит миксолидийского мажора («Буди имя Господне», «Преблагословенна еси, Богородице Дево» и др.). Также использованы и средства хроматики, акцентирование диссонирующих интервалов - тритона, увеличенной секунды, напр. в дважды гармоническом мажоре и миноре («Ныне отпущаеши», «Величит душа моя Господа»). Р. нередко использует соло, а краткие «Ныне отпущаеши» и «Богородице Дево, радуйся» - полностью сольные номера с соответствующими текстам тембрами голосов («старческий» и «молодой»). Единство циклу придают некоторые интонационные арки, особенно явные в 1-м и последнем номерах.