[Евр. греч. Ρεβεκκα], в ВЗ жена Исаака, мать Иакова и Исава; дочь Вафуила и внучка Нахора, брата Авраама; сестра Лавана. Этимология имени неясна. Корень
от к-рого образовано имя собственное
встречается в Библии (помимо этого имени) лишь в составе существительного
(бычок, телец - Ам 6. 4; 1 Цар 28. 24; Мал 3. 20 (4. 2); Иер 46. 21). Из контекста, в к-ром оно употребляется как «бычок» (1 Цар 28. 24), «бычки» (Мал 3. 20 (4. 2); Иер 46. 21) и «бычки из» (Ам 6. 4), можно заключить, что речь идет об «упитанных бычках». Традиционно (ВDB) корень
связывается с арабским словом
- «привязывать»; возможно семантическое развитие
- привязь =>
- стойло => бычок (
) в смысле «упитанный бычок». Иногда с учетом араб. когнатов евр. имя
трактуется как «привязывающая», т. е. «пленительная». Не исключено, однако, что для времени написания Библии корень
скорее ассоциировался с «упитанностью» или «упитанной коровой». В арам. таргумах
- стандартный эквивалент еврейского
История Р. излагается в главах 22-27 кн. Бытие. Вскоре после смерти Сарры Авраам решает женить Исаака. Не желая, чтобы женой его сына стала местная хананеянка, Авраам отправляет раба (нек-рые комментаторы идентифицируют его как Елиезера из Дамаска, упомянутого в гл. 15) на свою родину в Месопотамию, чтобы тот выбрал Исааку невесту из его племени.
В библейской традиции явно прослеживается обычай (или, быть может, это только лит. топос) искать невесту вдалеке от дома: Иаков отправляется с этой целью в «город Нахора» (Харран), где встречает Рахиль; Иосиф и Моисей также женятся на чужбине. Даже если невеста происходит из того же рода, как в случае Рахили или Р., жениху (или специальному посланнику) приходится ехать за ней в чужие края.
Слуга с 10 верблюдами, навьюченными различными дарами для буд. невесты и ее семьи, прибывает в Харран и останавливается у колодца. Он обращается к Богу с просьбой указать ему жену для Исаака: «...девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет [мне]: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», [пока не напьются,] - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку» (Быт 24. 14). Встреча с девушкой-невестой в библейском повествовании часто происходит неподалеку от колодца.
У колодца же Авраамов слуга встречает Р.; она поит его и верблюдов, демонстрируя свою доброту и гостеприимство. Напоить верблюдов после перехода по пустыне - непростая задача для девушки: одному животному требуется от 5 до 10 ведер воды. Слуга убеждается в правильности своего выбора, когда узнает, что Р.- дочь Вафуила, брата Авраама.
Слугу принимают в доме Вафуила, где он рассказывает о своей миссии. Отец и брат Р. соглашаются отпустить ее в Ханаан, но уговаривают не торопиться покидать Харран. Слуга настаивает на том, что отправляться в путь нужно немедленно, и Р. соглашается с ним; на следующий день они уезжают. Семья благословляет Р.: «Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!» (Быт 24. 60).
Приближаясь к дому Авраама, Р. издалека замечает Исаака, который «вышел в поле поразмыслить». Она сходит с верблюда и прячет лицо под покрывалом. Исаак вводит Р. в шатер своей матери Сарры, и девушка становится ему женой. На момент заключения брака Исааку было 40 лет (Быт 25. 20); о возрасте Р. ничего не говорится.
Р. оставалась бесплодной в течение 20 лет (так же, как Сарра и Рахиль,- частый мотив в повествовании о праотцах). Наконец, Бог услышал молитвы Исаака и Р. родила сыновей - Исава и Иакова. Еще во время беременности Р. Бог открывает ей особое предназначение детей: «...два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт 25. 23). В этом откровении дано предсказание об отношениях и самих братьев, и их буд. потомков: Исав считается прародителем эдомитов, а Иаков впосл. получит имя Израиль (Быт 32. 28) и станет одним из праотцев израильтян.
Мотив борьбы 2 братьев за первенство и как результат - победа младшего характерен для библейского повествования о патриархах: таковы истории Исаака и Измаила, Ефрема и Манассии и сыновей Р.- Иакова и Исава. Иаков хитростью получит от своего старшего брата его право первородства.
Про Р. говорится, что она «была прекрасна видом» (Быт 24. 16). Когда Исаак со всем семейством переселяется в Филистию, он представляет Р. как свою сестру, чтобы местные жители не убили его ради его красивой жены (так же поступает Авраам, когда переселяется с Саррой в Египет). Позже царь Филистии Авимелех узнает, что Р. и Исаак супруги, и обещает им свою защиту.
Когда Исаак уже в преклонном возрасте пожелал дать свое благословение первенцу Исаву, Р. учит Иакова, своего любимого сына, перехитрить отца и получить благословение вместо старшего брата. Вероятно, она делает это не только из любви к Иакову, но и помня об откровении, предрекавшем первенство младшему из ее сыновей.
Сначала Иаков отказывается от плана матери, боясь навлечь на себя проклятие Исаака, но Р. убеждает его, говоря: «...на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих» (Быт 27. 13). Иаков притворяется Исавом и получает благословение отца: ослепший Исаак не замечает обмана. Когда разгневанный Исав обещает убить брата, Р., желая уберечь младшего сына, убеждает мужа отправить Иакова в Харран, чтобы тот выбрал себе жену из дочерей Лавана.
Эта хитрость Р.- одна из многих, предпринятых библейскими жен. персонажами: женщины в Библии часто оказываются более активными и решительными, чем мужчины; они знают чего хотят, но для того чтобы этого добиться, им часто приходится идти на обман. Рахиль крадет у отца идолов (к-рые, вероятно, приносят удачу), Фамарь обманывает Иуду, чтобы произвести от него потомство; дочери Лота - отца, чтобы продолжить род,- подобных примеров множество. Эти действия не получают моральной оценки, но могут считаться скорее положительными, поскольку направлены на благо семьи и рода.
Ни о времени, ни об обстоятельствах смерти Р. в Библии не упоминается. Названо лишь место ее захоронения - пещера Махпела, где были также похоронены все праотцы и их жены, кроме Рахили.
Р. почитается как одна из 4 праматерей евр. народа. В НЗ ап. Павел упоминает Р. и откровение Бога о ее сыновьях в Послании к Римлянам (Рим 9. 10-13).
Представленная еще у Филона Александрийского модель аллегорической интерпретации образа Р. оказала влияние на экзегезу ее образа у христианских авторов. Филон полагал, что имя Р. означает «постоянство» (ἐπιμονή - Philo. De cherub. 47) и символизирует «постоянство в прекрасном» (Ibid. 40) или «стойкость, терпение», позволившие ей разделить еще в своем чреве две враждующие природы - добра и зла (ὑπομονή - Idem. De sacr. 4. 2; Idem. Quod deter. pot. 45). Беременность Р. Исавом и Иаковом говорит о зачатии во чреве знания о добродетели и пороке, к-рые она отделила друг от друга при рождении (Idem. De cong. erud. 129). Р. как прекрасная дева (Быт 24. 16-20) становится для Филона образом незапятнанной добродетели, демонстрируя, что все прекрасное в этом мире является благом (Philo. De poster. Cain. 132-133). Р., сошедшая к источнику наполнить кувшин (Быт 24. 16), символизирует ум, жаждущий обрести смысл из неиссякаемого источника Божественной мудрости (Philo. De poster. Cain. 136). Ее забота об испытывающих жажду рабе Авраама и верблюдах (Быт 24. 18-19) становится символом щедрого дара мудрости, научение в которой происходит благодаря любви Бога к людям (Philo. De poster. Cain. 147).
В христ. экзегезе Р. становится образом благородства, скромной добродетели, благочестивой кротости нравов, страннолюбия (Ioan. Chrysost. In Gen. 48. 4, 6; 50. 1), ее имя интерпретируется как терпение (ὑπομονή, patientia - Orig. In Gen. hom. 10. 2; Ambros. Mediol. De Isaac. 1. 1; Hieron. De nom. hebr. 15. 7; Clem. Alex. Strom. I 30. 3); такое значение указывает на Церковь, потому что она состоит из бесконечно терпеливых членов тела Христова, представляющих собой живое свидетельство таинств христ. веры (Clem. Alex. Paed. I 5. 22).
Ориген, а затем и др. авторы александрийского направления экзегезы, следуют традициям аллегорической интерпретации образа Р., представленной у Филона. Слова о Р., как о деве, которую «не познал муж» (Быт 24. 16), указывают на чистоту души, сохранившейся от диавольского вожделения (Orig. In Gen. hom. 10. 4). Чтобы напоить раба, Р. «спустила кувшин свой на руку свою» (Быт 24. 18) - это означает, отмечал Ориген, что она «отбросила надменное высокомерие эллинского красноречия и предпочла простое пророческое слово», символизируя душу верующего, пришедшего почерпнуть слово жизни из «живых вод Св. Духа» через наставления Свящ. Писания (Orig. In Gen. hom. 10. 2, 5; ср.: Ambros. Mediol. De Isaac. 1. 2). Р. спускается с верблюда (Быт 24. 62), и это трактуется как указание на душу, которая оставила пороки и неразумные чувства (Orig. In Gen. hom. 10. 5), а рассказ о том, что Р. «пошла вопросить Господа» (Быт 25. 22) - как указание на перемену в ее образе жизни, на «совершенствование ее ума» (Orig. In Gen. hom. 12. 2); однако Феодорит, еп. Кирский, полагал, что она ходила к одному из жертвенников (Theodoret. In Gen. 77).
Встреча Р. с рабом Авраама у колодца пророчески предсказывает соединение Церкви с Христом в таинстве Крещения (Сaes. Arel. Serm. 85. 3); Р. идет за рабом и приходит к Исааку (Быт 24. 58-61), тем самым символизируя Церковь, к-рая идет, следуя пророческим словам, к Христу (Orig. In Gen. hom. 10. 5; Сaes. Arel. Serm. 85. 3). Встреча Р. с Исааком (Быт 24. 62-65) напоминает притчу о 10 девах (Мф 25. 1-13) и представляет соединение души с Небесным Женихом - Христом (Ambros. Mediol. De Isaac. 6. 55), а брак Р. с Исааком служит указанием на духовный союз Церкви с Христом (Idem. De Spirit. Sanct. 165; Сaes. Arel. Serm. 85. 4). Свадебные подарки Р., серьги и запястья (Быт 24. 22, 30), указывают на Божественные слова и благие дела, к-рыми Церковь украшается Христом (Сaes. Arel. Serm. 85. 3). Ориген прямо писал о том, что если мы, подобно Р., зачнем от Исаака, т. е. от Слова Божия, то тогда в соответствии со словами Быт 25. 23 в нас плоть будет служить духу и пороки падут перед добродетелями (Orig. In Gen. hom. 12. 2). Слова обращенного к Р. благословения: «Да родятся от тебя тысячи тысяч…» (Быт 24. 60) прообразовательно указывают на Церковь, которая среди «враждебных языческих племен нашла себе сынов», и в то же время говорят о душе, которая «подчиняет себе телесные страсти и обращает их на служение добродетели» (Ambros. Mediol. De Isaac. 3. 7). Беременность Р. Исавом и Иаковом служит символом не только пребывания в Церкви хороших и плохих людей, но и их борьбы между собой (ср.: Рим 9. 10-13; Aug. Tract. in Ioan. XI 10. 15).
Рассказ о том, как с помощью хитрости Р. добивается от Исаака благословения для ее младшего сына Иакова (Быт 27. 5-10), получает положительную оценку: ее поступок был не обманом, а примером «великой мудрости», состоявшей в привлечении действия Божественной благодати, к-рая обращается к нам в случае, если мы не ленимся, а делаем все, что зависит от посильных трудов с нашей стороны (Ioan. Chrysost. In Gen. 53. 2; см. также: Theodoret. In Gen. 80). Поведение Р.- знак ее прозорливости и покорного следования Божественному обетованию (Быт 25. 22-23), его исполнение состоит в предпочтении праведного сына неправедному (Ambros. Mediol. De Iacob. II 2. 6; 4. 14). Являясь прообразом Церкви, Р. предвидит грядущие события, посылая Иакова к стаду, т. е. к погибшим овцам (Мф 15. 24), в то время как Исав идет в поле, т. е. к обращенным из язычников (Hipp. De bened. Is. et Jac. 4). Слова Р. о принятии на себя проклятия (Быт 27. 13) также указывают на Церковь, к-рая, почитая Христа Распятого, подвергается проклятьям и бесчестью со стороны ее противников (Hipp. De bened. Is. et Jac. 5). Р. переодевает сыновей (Быт 27. 15), тем самым символизируя наступление НЗ и смену эпох (Ambros. Mediol. De Iacob. II 2. 9). Возложение Р. на плечи Иакова шкуры козлят (Быт 27. 15-16) указывает на восприятие плоти Спасителем и на принятие на Себя наших грехов на кресте (Hipp. De bened. Is. et Jac. 6).