Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РАФАИЛ
59, С. 363-364 опубликовано: 3 марта 2025г. 


Содержание

РАФАИЛ

Арх. Рафаил. Мозаика парекклисиона мон-ря Панагии Паммакаристос в К-поле. Ок. 1310 г. Фото: А. Ю. Виноградов
Арх. Рафаил. Мозаика парекклисиона мон-ря Панагии Паммакаристос в К-поле. Ок. 1310 г. Фото: А. Ю. Виноградов

Арх. Рафаил. Мозаика парекклисиона мон-ря Панагии Паммакаристос в К-поле. Ок. 1310 г. Фото: А. Ю. Виноградов
[Евр.   греч. ῾Ραφαήλ], арх. В переводе с древнеевр. языка имя Р. означает «Бог исцелил». Служение Р., как и др. архангелов, отражено в его имени (о служении ангельских сил подробнее см. в статьях Архангел, Ангелология). В евр. Библии имя «Рафаил» упоминается единожды и принадлежит одному из сыновей Шемаии (1 Пар 26. 7). Архангел с таким именем упоминается в Септуагинте в неканонической Товита книге. Здесь рассказывается, что Р. был послан Богом для того, чтобы исцелить Товита от слепоты и освободить Сарру, дочь Рагуила, от козней злого духа Асмодея (Тов 3. 16-17). Р. явился Товии, сыну Товита, в образе человека и стал его спутником на пути в Раги Мидийские, верным советником и устроителем его брака с Саррой. После благополучного разрешения бед героев книги Р. открывается им как «один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» (Тов 12. 15). На испуг и изумление Товита и Товии Р. отвечает, что Бог посылает ангела в помощь праведным людям, творящим дела милосердия (Тов 12. 12-18). Р. в числе др. верховных ангелов упоминается в апокрифической Еноха первой книге. Согласно повествованию, Бог поручает Р. связать демона Азазеля и погребсти его в пустыне во мраке, после чего исцелить землю, к-рую развратили падшие ангелы, и возвестить земле исцеление (1 Енох 10. 4-7). В визант. и слав. традициях литургическое почитание Р. совершается вместе с др. небесными силами бесплотными 8 нояб.

Э. П. Б.

Иконография

Арх. Рафаил. Роспись алтарной апсиды ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи, Италия. 1072–1086 гг. Фото: И. А. Орецкая
Арх. Рафаил. Роспись алтарной апсиды ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи, Италия. 1072–1086 гг. Фото: И. А. Орецкая

Арх. Рафаил. Роспись алтарной апсиды ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи, Италия. 1072–1086 гг. Фото: И. А. Орецкая
Древнейшее изображение Р.- иллюстрация эпизода из Книги Товита (Тов 6. 5) в рим. катакомбах Трасоне (Thrasonis ad S. Saturninum) на Виа Салария Нова на фреске (III в.) в нижнем регистре, под погребальной нишей, рядом - образы пророков (Garucci G. Storia dell'arte Cristiana. Prato, 1873. P. 1. P. 292; P. 2. Tav. 73). Р. парит перед юным Товией подобно античному гению (полуобнаженная, в набедренной повязке крылатая фигура, меньше ростом, чем Товия), у Товии на плече весло, архангел протягивает ему рыбу.

Присутствие Р. подразумевается в ангельских чинах и Соборах, иконография к-рых развивалась с раннехрист. времени (см. ст. Ангелология) и засвидетельствована изображениями на стеклянных налепах-фалерах, рельефах саркофагов. В византийской и древнерусской монументальной декорации фигурам архангелов отводились зоны купола, сводов и алтаря, наиболее ранние примеры сохранились в мозаиках храмов и крещален VI в. в Равенне. В отличие от архангелов Михаила и Гавриила надписи имен др. архангелов встречаются только со средневизант. периода. Поименованное изображение Р. представлено: в ангельском чине на пластине в составе Пала д'Оро (визант. эмали X-XII вв., собор Сан-Марко, Венеция), в кафоликоне мон-ря Осиос-Лукас (30-40-е гг. XI в.), на фресках ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (ок. 1080); в храмах Палермо (капеллы 1146-1151 Марторана, ок. 1143 Палатина); на золоченых рельефах раки Трех королей (волхвов) в соборе Кёльна (1181 и 1205, мастер Николай Верденский), на мозаике крестового свода вимы в ц. Панагии Паммакаристос в К-поле (Фетхие-джами, ок. 1315); в росписях копт. ц. Кебран-Габриель у оз. Тана, Эфиопия (XVIII в.), в образе воина. Вероятно, из христ. традиции образ Р. был воспринят мастерами миниатюры на территории ислам. Востока (лицевая рукопись из Газвина с изображениями ангелов - Paris. Smith-Lesouëf (orient.). 221. Fol. 36v, нач. XVII в.).

В русских памятниках Р. представлен в Соборе небесных сил: на ковчеге-ставротеке кн. И. А. Хворостинина (1605-1621, ГММК, образ с подписью); на иконе в резном иконостасе придела во имя св. Василия Блаженного в соборе Покрова на Рву (мастерская О. С. Чирикова, ок. 1895, ГИМ). С Товией и сосудом образ Р. (с подписью) имеется в чине архангелов на живописных иконах-«небесах» в деревянных храмах Русского севера XVII-XIX вв., напр. в Златоустовской ц. дер. Саунино Каргопольского р-на Архангельской обл. В иконописи староверов Р., как правило, изображен с младенцем Товией и рыбой; в компиляции с разными изводами: рядом с почитаемыми образами Божией Матери - на иконе (ок. 1850; частное собрание), в сонме ангельских чинов вокруг Св. Троицы (Сопрестолия) - на иконах невьянского письма ок. 1800 г. (Бенчев. 2005. С. 84-85), ветковского письма 3-й четв. XIX в. (частное собрание, см.: Иконы Ветки и Стародубья из колл. С. и У. Риццо / Сост.: М. А. Чернов. М., 2015. С. 66. Кат. 26).

Вероятно, с покровительством путешествующим (паломникам, купцам), а также с целительством связано распространение образа Р. с Товией в алтарных картинах эпохи Возрождения (работы Антонио дель Поллайоло, Пьетро Перуджино). Под европ. влиянием Р. с Товией-младенцем изображается на иконах извода, соединяющего Собор архангелов с битвой арх. Михаила против сил тьмы, как, напр., на иконе рубежа XVIII и XIX вв. (ГосНИИР; Красилин М. М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство // Духовная среда России: Певч. книги и иконы XVII - нач. XX вв. М., 1996. С. 118. Ил. 30). Известны примеры истории Р. и Товии в украшении рус. иконостасов в академической стилистике: неоконченная живописная работа В. Л. Боровиковского на сев. двери иконостаса из придела арх. Михаила Троицкой ц. на Смоленском кладбище в С.-Петербурге (1824-1825, ГРМ; см.: В. Л. Боровиковский, 1757-1825: Религ. живопись. СПб., 2009. Кат. 40. С. 101. Ил. 43); икона в смешанном стиле ХVIII в. (Новокузнецкий краеведческий музей); икона на холсте, возможно, из храмового убранства рубежа XVIII и XIX вв. (ГВСМЗ); фреска в юго-зап. части Георгиевской ц. в Грузинах, Москва (90-е гг. XX в.).

Почитание Р. как целителя отражено на иконах с его образом и сщмч. Сисинием, побивающим трясовиц; на полях таких икон помещались семейные покровители, напр.: икона XIX в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; Лихачёв Н. П. Мат-лы по истории рус. иконописания. 1906. Табл. 628), икона с меднолитым распятием, складнем и живописными фигурами Р. и мц. Евдокии (XIX в., ЦМиАР). На иконе 1835 г. (ГИМ) Р. подобен арх. Михаилу: он в лоратном облачении, но с присущими ему атрибутами - сосудом и стручцом для обработки ран (об атрибутах см.: Фартусов. Руководство. С. 226); с платом в руках Р. представлен на иконе круга М. И. Дикарёва (кон. XIX в., ЦМиАР). Появление отдельных образов Р. в иконописи и храмовом убранстве носило, как правило, вкладной/обетный или заказной характер - икона 1846 г. с образом Феодоровской иконы Божией Матери в верхней части и молящимися по сторонам Р. Новгородскими св. отроками, прп. Иаковом Боровичским и прав. Артемием Веркольским (НГОМЗ); увековечивало память об имени в монашеском постриге - икона из ц. во имя Р. в московском Скорбященском мон-ре, возведенном по воле мон. Рафаилы (Смирновой) (1897-1900; известна по рисункам худож. П. Н. Максимова 20-х гг. XX в. (ГНИМА)), фреска в нартексе близ мощей преподобноисп. Рафаила (Шейченко) в Преображенской ц. Оптиной пуст. (ок. 2007).

Лит.: Tatić-Đurić M. Image of the Angels. Recklinghausen, 1962; BiblSS. Vol. 11. Sp. 1366-1368; LCI. Bd. 3. Sp. 496; Bussagli M. Storia degli angeli. Racconto di immagini e di idee. Mil., 2003. P. 49-53; Габелiћ С. Византиjски и поствизантиjски цикулуси Араханджела: ХI-ХVIII вв. Београд, 2004; Бенчев И. Иконы ангелов: Образы небесных посланников. М., 2005. С. 99-100, 103, 252.
М. А. М., О. А. З.
Ключевые слова:
Ангелы и архангелы (ангельские чины) Ангеология Иконография небесных сил Рафаил, архангел
См.также:
ВАРАХИИЛ один из архангелов (пам. 8 нояб.)
ГОСПОДСТВА один из ангельских чинов
ПРЕСТОЛЫ ангельский чин, сотворенный Богом, «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли…» (Кол 1. 16)
АНГЕЛОЛОГИЯ учение об ангелах
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ ангелы, исполняющие в вещественном мире определ. виды служения
АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ древнее описание христианского богослужения, памятник (ок. 380)
«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ» икона из Успенского собора Московского Кремля
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)