Присутствие Р. подразумевается в ангельских чинах и Соборах, иконография к-рых развивалась с раннехрист. времени (см. ст. Ангелология) и засвидетельствована изображениями на стеклянных налепах-фалерах, рельефах саркофагов. В византийской и древнерусской монументальной декорации фигурам архангелов отводились зоны купола, сводов и алтаря, наиболее ранние примеры сохранились в мозаиках храмов и крещален VI в. в Равенне. В отличие от архангелов Михаила и Гавриила надписи имен др. архангелов встречаются только со средневизант. периода. Поименованное изображение Р. представлено: в ангельском чине на пластине в составе Пала д'Оро (визант. эмали X-XII вв., собор Сан-Марко, Венеция), в кафоликоне мон-ря Осиос-Лукас (30-40-е гг. XI в.), на фресках ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (ок. 1080); в храмах Палермо (капеллы 1146-1151 Марторана, ок. 1143 Палатина); на золоченых рельефах раки Трех королей (волхвов) в соборе Кёльна (1181 и 1205, мастер Николай Верденский), на мозаике крестового свода вимы в ц. Панагии Паммакаристос в К-поле (Фетхие-джами, ок. 1315); в росписях копт. ц. Кебран-Габриель у оз. Тана, Эфиопия (XVIII в.), в образе воина. Вероятно, из христ. традиции образ Р. был воспринят мастерами миниатюры на территории ислам. Востока (лицевая рукопись из Газвина с изображениями ангелов - Paris. Smith-Lesouëf (orient.). 221. Fol. 36v, нач. XVII в.).
В русских памятниках Р. представлен в Соборе небесных сил: на ковчеге-ставротеке кн. И. А. Хворостинина (1605-1621, ГММК, образ с подписью); на иконе в резном иконостасе придела во имя св. Василия Блаженного в соборе Покрова на Рву (мастерская О. С. Чирикова, ок. 1895, ГИМ). С Товией и сосудом образ Р. (с подписью) имеется в чине архангелов на живописных иконах-«небесах» в деревянных храмах Русского севера XVII-XIX вв., напр. в Златоустовской ц. дер. Саунино Каргопольского р-на Архангельской обл. В иконописи староверов Р., как правило, изображен с младенцем Товией и рыбой; в компиляции с разными изводами: рядом с почитаемыми образами Божией Матери - на иконе (ок. 1850; частное собрание), в сонме ангельских чинов вокруг Св. Троицы (Сопрестолия) - на иконах невьянского письма ок. 1800 г. (Бенчев. 2005. С. 84-85), ветковского письма 3-й четв. XIX в. (частное собрание, см.: Иконы Ветки и Стародубья из колл. С. и У. Риццо / Сост.: М. А. Чернов. М., 2015. С. 66. Кат. 26).
Вероятно, с покровительством путешествующим (паломникам, купцам), а также с целительством связано распространение образа Р. с Товией в алтарных картинах эпохи Возрождения (работы Антонио дель Поллайоло, Пьетро Перуджино). Под европ. влиянием Р. с Товией-младенцем изображается на иконах извода, соединяющего Собор архангелов с битвой арх. Михаила против сил тьмы, как, напр., на иконе рубежа XVIII и XIX вв. (ГосНИИР; Красилин М. М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство // Духовная среда России: Певч. книги и иконы XVII - нач. XX вв. М., 1996. С. 118. Ил. 30). Известны примеры истории Р. и Товии в украшении рус. иконостасов в академической стилистике: неоконченная живописная работа В. Л. Боровиковского на сев. двери иконостаса из придела арх. Михаила Троицкой ц. на Смоленском кладбище в С.-Петербурге (1824-1825, ГРМ; см.: В. Л. Боровиковский, 1757-1825: Религ. живопись. СПб., 2009. Кат. 40. С. 101. Ил. 43); икона в смешанном стиле ХVIII в. (Новокузнецкий краеведческий музей); икона на холсте, возможно, из храмового убранства рубежа XVIII и XIX вв. (ГВСМЗ); фреска в юго-зап. части Георгиевской ц. в Грузинах, Москва (90-е гг. XX в.).
Почитание Р. как целителя отражено на иконах с его образом и сщмч. Сисинием, побивающим трясовиц; на полях таких икон помещались семейные покровители, напр.: икона XIX в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; Лихачёв Н. П. Мат-лы по истории рус. иконописания. 1906. Табл. 628), икона с меднолитым распятием, складнем и живописными фигурами Р. и мц. Евдокии (XIX в., ЦМиАР). На иконе 1835 г. (ГИМ) Р. подобен арх. Михаилу: он в лоратном облачении, но с присущими ему атрибутами - сосудом и стручцом для обработки ран (об атрибутах см.: Фартусов. Руководство. С. 226); с платом в руках Р. представлен на иконе круга М. И. Дикарёва (кон. XIX в., ЦМиАР). Появление отдельных образов Р. в иконописи и храмовом убранстве носило, как правило, вкладной/обетный или заказной характер - икона 1846 г. с образом Феодоровской иконы Божией Матери в верхней части и молящимися по сторонам Р. Новгородскими св. отроками, прп. Иаковом Боровичским и прав. Артемием Веркольским (НГОМЗ); увековечивало память об имени в монашеском постриге - икона из ц. во имя Р. в московском Скорбященском мон-ре, возведенном по воле мон. Рафаилы (Смирновой) (1897-1900; известна по рисункам худож. П. Н. Максимова 20-х гг. XX в. (ГНИМА)), фреска в нартексе близ мощей преподобноисп. Рафаила (Шейченко) в Преображенской ц. Оптиной пуст. (ок. 2007).