(Хававини) [араб. ( )
; англ. Raphael (Hawaweeny)], свт. Православной Церкви в Америке (ПЦА) (пам. 27 февр. н. ст.; в Соборе Всех Американских святых - во 2-ю неделю по Пятидесятнице), Антиохийской Православной Церкви (1-я суббота ноября) и Украинской Православной Церкви МП (в Соборе святых КДА - 27 окт.) (1860, Бейрут - 14 февр. 1915, Бруклин (р-н Нью-Йорка), США).
Род. в сиро-араб. семье ткача Михаила Хававини и его 2-й жены Мариам Нажжар, дочери правосл. священника из Дамаска, был 4-м ребенком (3-м сыном) в семье. Из-за Дамасской резни (христ. погромов в Дамаске 9-18 июля 1860) родители Р. бежали в Бейрут, где и родился буд. святитель. Точная дата его рождения неизвестна. На основании того, что Р. получил имя одного из архангелов - Рафаила,- он сам считал временем своего рождения один из дней, близких Собору арх. Михаила и Сил бесплотных (8 нояб.). Мальчик был крещен на праздник Богоявления Господня 6 янв. 1861 г. Весной того же года семья возвратилась в Дамаск. Р. окончил начальную школу и в 1872 г. благодаря ходатайству диак. Афанасия Аталлы (впосл. митрополит Хомский) перед патриархом Антиохийским Иерофеем (1850-1885) стал студентом Дамасской правосл. патриаршей школы (Gabriel. 2015. P. 31). В 1877 г. юноша стал заменять в младших классах учителя, в 1878 г. был назначен учителем араб. и тур. языков. В кон. марта (28 или 29) 1879 г. патриарх Иерофей постриг Рафаила в монашество с тем же именем. Для дальнейшего обучения Р. по предложению Афанасия Аталлы в том же году был направлен в богословскую школу на о-ве Халки (ныне Хейбелиада, Турция): свою богословскую школу в Баламанде (Ливан) Антиохийский Патриархат закрыл в 1840 г., и между К-польским патриархом Иоакимом III (Деведзисом; 1878-1884, 1901-1912) и Антиохийским патриархом Иерофеем существовала договоренность об обучении на Халки одаренных студентов. 8 дек. 1885 г. в семинарском храме Р. был рукоположен во диакона.
В богословской школе Р. учился на средства митр. Аккарского Хрисанфа (Салибы), поэтому по окончании курса (июль 1886) он счел своим долгом поступить на службу именно к нему. Осенью в Аккар прибыл патриарх Антиохийский Герасим (Протопапас; 30 мая 1885 - 28 февр. 1891), к-рый был восхищен красноречием Р. и взял его с собой в архипастырскую поездку по Триполийской епархии. В 1888 г. патриарх Герасим упросил митр. Хрисанфа прислать Р. в Дамаск, где назначил его председателем Об-ва прп. Иоанна Дамаскина (АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 1714. Л. 19 об.). Р. часто сопровождал в поездках патриарха Герасима и, когда этого не мог делать патриарх, проповедовал. Ок. 15 проповедей Р. было напечатано в единственном тогда в Бейруте арабо-православном ж. «аль-Хадийя» (Дар) (Ававини (Хававини) Рафаил Михайлович. 2014. С. 35).
Стремясь углубить свое образование и изучить рус. язык, необходимый в условиях интенсивных отношений между Антиохийским Патриархатом и РПЦ, Р. убедил патриарха Герасима направить его на обучение в духовную школу в России. В сент. 1888 г. Р. был принят в КДА, где учился при поддержке российского ориенталиста араб. происхождения Г. А. Муркоса. В мае 1889 г. Р. был уволен по собственному желанию (протоколы КДА о Р. см.: Петров. 1890. Т. 1. Янв. С. 106; Там же. Февр. С. 58; Там же. Т. 3. Окт. С. 338). Патриарх Герасим назначил Р. главой московского подворья Антиохийского Патриархата. По просьбе патриарха ректор КДА сщмч. Сильвестр (Малеванский), еп. Каневский, 4 июня 1889 г. рукоположил Р. во иерея; 16 июля в московском Христа Спасителя храме митр. Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев) посвятил Р. в сан архимандрита; тогда же Р. был утвержден в должности главы подворья. За время управления Р. уменьшил долги подворья на 7,5 тыс. р. (Рафаил (Хававини). Антиохийское патриаршее подворье. 1891. С. 20). Благодаря его содействию 24 сир. студента получили образование в русских духовных школах.
После перемещения патриарха Герасима на Иерусалимскую кафедру (28 февр. 1891) в Антиохийском Патриархате возникло движение за освобождение престола от более чем 150-летнего предстоятельства греков. Р. и Муркос приняли деятельное участие в этом движении, размещая в российской прессе статьи полемического содержания. После поставления на Антиохийский престол грека - архиеп. Фаворского Спиридона (2 окт. 1891 - 1898) - Р., считавший, как и мн. другие, что Спиридон купил должность за 10 тыс. лир, отказался поминать патриарха за богослужением.
В февр.-марте 1892 г. от лица 5 митрополитов Антиохийского Патриархата Гавриила (Шатиллы), Мелетия (Думани; с 1899 - Мелетий II, патриарх Антиохийский), Афанасия (Аталлы), Григория (Хаддада; с 1906 - Григорий IV, патриарх Антиохийский) и Агапия (Хасбайни), а также общины г. Дамаска Р. обратился к обер-прокурору Синода РПЦ К. П. Победоносцеву и товарищу министра иностранных дел Н. П. Шишкину (министр в 1896-1897) с просьбой не признавать избрание патриарха Спиридона (РГИА. Ф. 797. Оп. 61. Д. 307. Л. 12-18). 24 марта Р. был отстранен от управления подворьем; 25 июня за отказ передать дела архим. Мелетию, настоятелю Иерусалимского подворья в Москве, патриарх Спиридон запретил Р. в служении. 19 июня Победоносцев ходатайствовал перед Антиохийским патриархом об оставлении Р. в должности настоятеля ввиду его полного раскаяния, а также обращался за поддержкой к рус. генконсулу в Бейруте К. Д. Петковичу (РГИА. Ф. 797. Оп. 61. Д. 307. Л. 48 об.- 51), однако патриарх Спиридон остался непреклонен. Р. продолжал активную издательскую деятельность: в течение 1891-1892 гг. анонимно либо с подписью «Русский паломник» он опубликовал в «Московских ведомостях» ок. 50 статей, содержащих критику греч. духовенства в Сирии и Палестине. Это вызвало ожесточение со стороны партии т. н. фанариотов, к-рые не могли простить переход выпускника Халкинской школы, блестяще владевшего греч. языком, на сторону араб. партии и называли его «ренегатом» или «мнимо-арабом» (АВП РИ. Ф. 180. Д. 1345, 1897 г. Л. 92-92 об.). В 1893 г. под псевдонимом Абд аль-Ахад (Раб Единого) Р. издал в Египте на араб. языке соч. «Исторический взгляд на греческое Святогробское братство», в к-ром подвергал критике злоупотребления палестинских греков. Сочинение было отправлено и распространено по всей Сирии и Палестине, способствуя «освобождению Антиохийской Церкви от Святогробского греческого ига» (Ававини (Хававини) Рафаил Михайлович. 2014. С. 37). Избрание на Антиохийский престол впервые за 168 лет араба - патриарха Мелетия II (Думани; 15 апр. 1899 - 8 февр. 1906) - Р. считал одним из самых выдающихся событий в своей жизни (АВП РИ Ф. 180. Д. 1345, 1897 г. Л. 93).
До сер. 1892 г. Р. не признавал своего увольнения от должности настоятеля подворья, продолжая подписывать хозяйственные документы (РГИА. Ф. 797. Оп. 61. Д. 307. Л. 53-54). В дек. 1892 г. патриарх Спиридон в Дамаске публично обвинил Р. в развратном поведении, объясняя этим продление его запрета в священнослужении. Победоносцев поручил насельникам московских мон-рей - архим. Григорию из Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя и архим. Сергию из московского в честь Покрова Пресв. Богородицы - провести расследование; в янв. 1893 г. в рапорте они указали, что Р. «не только не замечен ни в чем предосудительном, но своим благонравием, усердием к богослужению и честностью снискал себе всеобщее уважение и любовь» (РГИА. Ф. 797. Оп. 61. Д. 307. Л. 74 об.- 75). В февр. 1893 г. Победоносцев, указывая на «бедственное положение» Р., вновь обратился к Антиохийскому патриарху с просьбой снять запрещение, и его просьба была исполнена (АВП РИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 322. Л. 496-500). По указу Синода РПЦ от 12 февр. 1893 г. Р. был назначен преподавателем араб. языка в Казанской ДА.
2 нояб. 1895 г. по приглашению сир. общины Нью-Йорка Р. прибыл в США. Он привез с собой церковную утварь, необходимую для устроения прихода, и спустя 2 недели еп. Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров; 29 сент. 1891 - 14 сент. 1898) освятил устроенную Р. в Н. Манхаттане (Н. Манхэттене) в Нью-Йорке ц. свт. Николая Чудотворца. Р. был назначен главой Сиро-араб. миссии РПЦ в Сев. Америке.
Летом 1896 г. Р. совершил 1-ю пастырскую поездку по Сев. Америке, стремясь посетить разбросанные по континенту небольшие общины правосл. араб. иммигрантов, к-рые в отсутствие пастыря переходили в др. Церкви или конфессии либо вовсе утрачивали свою религиозно-национальную идентичность. Р. побывал более чем в 30 городах и поселениях между Нью-Йорком и Сан-Франциско, разыскивая араб. общины и совершая богослужения и требы. Стремясь оградить паству от перехода в неправосл. общины, он рекомендовал главам семейств совершать богослужения мирским чином дома. С мая по нояб. 1898 г. Р. предпринял 2-ю пастырскую поездку. По его ходатайству из Сирии для служения в Сев. Америке прибыло неск. священников.
Значительной для амер. сиро-арабов в деле возможности совершения богослужения на родном языке стала переводческо-издательская деятельность Р. в Сев. Америке. По благословению еп. Алеутского и Аляскинского Николая (Зиорова) в 1898 г. Р. издал араб. служебник «Книга истинного утешения в святых молитвах», предназначенный как для священнослужителей, так и для мирян (англ. перевод - The Book of True Consolation in the Divine Prayers, сделанный архим. Серафимом (Нассаром), используется до сих пор). В 1899 г. Р. составил и издал в Нью-Йорке на араб. языке Молитвослов. В 1908 г. в Нью-Йорке вышел переведенный им со слав. Требника «Чин погребения младенцев»: по признанию Р., в греч. и араб. вариантах Требника этот чин практически не отличался от «Чина погребения мирян»; позже этот перевод был принят к использованию Антиохийской Церковью. Также Р. издал объемный труд «Истинное утешение», в который вошли службы годичного круга с объяснением, примечаниями и словарем (N. Y., 1909).
Р. находился среди духовенства, встречавшего нового еп. Алеутского и Аляскинского - свт. Тихона (Беллавина; назначен 14 сент. 1898; в 1917-1925 патриарх Московский и всея России). 15 дек. 1898 г. свт. Тихон совершил литургию в арабо-правосл. ц. свт. Николая. К этому времени правосл. сир. колония в Сев. Америке насчитывала 20 тыс. чел. (Прибытие Преосвященного Тихона, еп. Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему епархию // Русско-Американский правосл. вестник (далее РАПВ). Н.-Й., 1899. Т. 3. № 1. С. 14; Амер. период жизни. 2011. С. 15-16). Р. часто сослужил свт. Тихону в Свято-Никольском соборе Бруклина (с 1898 в черте г. Нью-Йорка); участвовал в рукоположении сирийца диак. Михаила Хусана во иерея для сир. общины г. Лоуэлл; в освящении в 1901 г. Свято-Никольского собора Нью-Йорка. Также Р. был посредником и переводчиком свт. Тихона в переговорах с сир. духовенством и сиро-арабами, сопровождал его в поездках (напр., в городах Ансония и Йонкерс) (Амер. период жизни. 2011. С. 37, 39-40, 190).
В марте 1899 г. Р. предпринял новую пастырскую поездку по Сев. Америке. За 7 месяцев он посетил 43 города; для строительства постоянной араб. ц. свт. Николая в Нью-Йорке ему удалось собрать более 5 тыс. долл. (ок. 10 тыс. р.) (Рафаил (Хававини). 1900. С. 326; Амер. период жизни. 2011. С. 38, 104). Также Р. ходатайствовал перед Синодом РПЦ о выделении средств на постройку церкви; 9 янв. 1901 г. российский имп. св. Николай II Александрович выделил для храма 2 тыс. р. (и столько же - на строительство правосл. церквей в Питтсбурге и Уилкс-Барре, шт. Пенсильвания) (Отношение Синода на имя свт. Тихона от 19 янв. 1901 г., № 2062; Щедрый дар // РАПВ. 1901. Т. 5. № 5. С. 106; Амер. период жизни. 2011. С. 104). В авг. 1901 г. Р. купил для правосл. сиро-араб. храма и кладбища землю на горе Оливет на Лонг-Айленде. В 1902 г. свт. Тихон освятил построенную здесь церковь; для служения в ней из Сирии по ходатайству Р. был вызван архим. Мелетий (Каррум) (Рафаил (Хававини). 1902. С. 173; Амер. период жизни. 2011. С. 206). В том же году Р. купил здание церкви в Бруклине и переделал ее для правосл. сиро-араб. общины, свт. Тихон освятил храм 27 окт. (впосл. эта церковь стала кафедральным собором Антиохийской архиепископии в Сев. Америке Антиохийского Патриархата). В 1904 г., в условиях русско-япон. войны, Р. собрал среди правосл. сиро-арабов Сев. Америки на нужды Российского об-ва Красного Креста 6 тыс. р.
После того как Антиохийским патриархом стал Мелетий II (Думани), Р. предложили занять кафедру митрополита Латакии, которую до этого занимал Мелетий II. Р. отказался, ссылаясь на то, что не может покинуть свою амер. паству. Летом 1900 г. Мелетий II вновь ходатайствовал о возвращении Р. в Сирию для архиерейской хиротонии, а также о назначении ему Синодом РПЦ пенсии за 10-летнюю миссионерскую деятельность. По мнению российского дипломатического представителя К. Н. Лишина, просьба была вызвана желанием «престарелого патриарха заблаговременно подготовить себе образованного и деятельного преемника из арабов» (АВП РИ. Ф. 151. Оп. 482. Д. 3529. Л. 58-58 об.). Патриарх Мелетий II, российский генеральный консул в Бейруте Лишин и российское Императорское Палестинское Православное общество (ИППО) в лице его главы В. Н. Хитрово считали Р. способным возродить Антиохийскую Церковь и поддерживали его кандидатуру для замещения вакантной с 7 янв. 1901 г. Бейрутской кафедры. Однако под угрозой перехода бейрутской паствы в англиканство патриарх Мелетий II был вынужден согласиться с избранием на эту кафедру Герасима (Месарры); во избежание раскола Р. со своей стороны также отказался от этого предложения. 22 дек. 1901 г. решением Синода Антиохийской Церкви Р. был избран митрополитом Селевкийским (Захле) с правом проживания в Дамаске в качестве «патриаршего советника и наместника», о чем патриарх телеграфировал Р. в США (АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 3438. Л. 118 об.). Р., невзирая на настояние патриарха (неск. епископских кафедр Патриархата были вакантны), отказался (АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 1350. Л. 97 об.). В 1906 г. следующий Антиохийский патриарх Григорий IV (Хаддад; 5 июля 1906 - 12 дек. 1928) предложил Р. занять освободившуюся Тиро-Сидонскую кафедру, однако Р. вновь ответил отказом.
В нач. XX в. в связи с ростом паствы Алеутская и Североамериканская епархия РПЦ была реорганизована: кафедра перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк; образованы Аляскинское викариатство (14 дек. 1903; возглавил Иннокентий (Пустынский), хиротонисанный в Казанском соборе в С.-Петербурге) и для окормления сиро-араб. паствы - Бруклинское викариатство (1 февр. 1904), к-рое 4 февр. возглавил Р., бывший в то время настоятелем сиро-араб. Никольской ц. в Бруклине. 12 марта 1904 г. состоялось наречение Р. во епископа Бруклинского, 2-го викария Алеутской и Североамериканской епархии, 29 февр. (3-е воскресенье Великого поста) свт. Тихон в сослужении еп. Иннокентия хиротонисал Р. в Свято-Никольском соборе в Нью-Йорке. Это событие стало 1-й правосл. архиерейской хиротонией в Сев. Америке. Полное золотое архиерейское облачение для Р. было пошито на сумму, специально выделенную имп. Николаем II (Указ Синода свт. Тихону от 13 февр. 1904 г. см.: РАПВ. 1904. Т. 8. № 5. С. 77; Хотовицкий А. А., прот. Торжество наречения и хиротонии архим. Рафаила во еп. Бруклинского, 2-го викария Алеутской епархии // РАПВ. № 6. С. 106; Амер. период жизни. 2011. С. 245-248, 260).
В 1904 г. Р. учредил офиц. издание Сиро-араб. миссии - арабоязычный ж. «аль-Калима» (Слово), к-рый способствовал объединению арабо-правосл. общины Сев. Америки. В журнале размещались материалы (значительная часть написана Р.), посвященные вопросам правосл. догматики, этики, истории Церкви, а также хроника. Первый номер вышел в янв. 1905 г., журнал издается до сих пор (с 1957 - на англ. языке). Поскольку свт. Тихон находился в Сан-Франциско, в июле 1905 г. Р. освятил Тихона Задонского монастырь в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания), затем председательствовал на собрании епархиального духовенства в Олд-Фордже (шт. Пенсильвания). Понимая, что среди его паствы выросло поколение детей, не знавших родного языка и посещавших из-за этого неправославные англоязычные воскресные школы, Р. рекомендовал использовать во всех приходах миссии правосл. служебник на англ. языке The Service Book of the Holy Orthodox Catholic Apostolic Church (перевод И. Ф. Хапгуд). С 17 окт. 1908 г. Р. был вице-председателем амер. отд-ния об-ва Anglican and Eastern Orthodox Churches Union (Союз Англиканской и Восточных Православных Церквей). В июне 1910 г. он издал распоряжение, позволявшее епископальным священникам в определенных обстоятельствах преподавать таинства православным сиро-араб. происхождения. Однако в сент. 1911 г. Р. вышел из союза и отменил это решение - в пастырском послании он указал на непреодолимые богословские разногласия с Англиканской церковью и на попытки прозелитизма со стороны протестант. епископального духовенства (Namee M. The Reversal of St. Raphael // Orthodox History: The Society for Orthodox Christian History in the Americas // https://orthodoxhistory.org/2010/03/15/the-reversal-of-st-raphael/ [Электр. ресурс]).
В 1908 г. Антиохийский патриарх Григорий IV вновь назначил Р. на кафедру своего Патриархата - Триполийскую, однако Антиохийский Синод не подтвердил это назначение. Архиеп. Алеутский и Североамериканский Платон (Рождественский; 8 июля 1907 - 20 марта 1914) в 1910 г. преподнес Р. драгоценную панагию; на Торжество Православия 1911 г., в честь 15-летия служения Р. в Сев. Америке - серебряную икону Спасителя.
Р. был членом мн. научных, церковных и общественных орг-ций: Об-ва прп. Иоанна Дамаскина в Дамаске (председатель с 1888, почетный член со 2 дек. 1896), Λαϊκὸς Σύλλογος (Народное собрание) в Афинах (почетный член, с 25 февр. 1891), московского Об-ва любителей духовного просвещения (действительный член, с 15 дек. 1893), ИППО (пожизненный член, с 22 янв. 1896). Р. был удостоен наград: золотого миссионерского креста (из кабинета имп. Николая II, 1895), ордена св. Анны 3-й, 2-й и 1-й степени (1896, 6 мая 1898, 6 мая 1909), серебряной медали «В память царствования императора Александра III» (1896), серебряной медали Императорского Православного Палестинского об-ва (1896), тур. ордена Османие 3-й степени (1898), ордена св. кн. Владимира 4-й и 3-й степени (18 сент. 1901, 6 мая 1905), золотого наперсного креста (1902), серебряной медали Российского общества Красного Креста (май 1908).
В 1912 г. Р. перенес сердечный приступ. Он оставил свое обычное служение и старался как можно чаще совершать пастырские поездки. Скончался 14 февр. 1915 г. Отпевание, состоявшееся в Никольском соборе сиро-арабской общины в Бруклине 7 марта, возглавил еп. Аляскинский и Североамериканский Александр (Немоловский) в сослужении митр. Германа (Шехади), представлявшего Антиохийский Патриархат. На протяжении своего 20-летнего служения в Сев. Америке Р. открыл церкви в 17 городах США, 2 городах Канады и одном - Мексики, совершил 6 обширных пастырских поездок; паства Сиро-араб. миссии на момент его кончины насчитывала ок. 25 тыс. чел. (Ававини (Хававини) Рафаил Михайлович. 2014. С. 36).
Принадлежа юрисдикции РПЦ и сохраняя близкие отношения с Антиохийским Патриархатом, Р. создал т. о. двойственное положение, в к-ром находилось Бруклинское вик-ство (в частности, он говорил, что вик-ство было «епархией Антиохии, несмотря на номинальную принадлежность к Российскому Священному Синоду»). В дальнейшем эта ситуация стала одним из факторов, приведших после кончины Р. к разделению сиро-араб. правосл. приходов по юрисдикционному признаку: часть приходов, возглавлявшаяся с 1917 г. еп. Бруклинским Евфимием (Офейшем), сохранила связь с РПЦ; др. часть перешла в подчинение Антиохийского Патриархата и ее первоначально возглавил митр. Герман (Шехади), не имевший на это полномочий от Синода Антиохийской Церкви. В 1924 г. Антиохийский Патриархат основал собственную епархию в Сев. Америке (впосл. Антиохийская правосл. архиепископия Сев. Америки), назначив архиеп. Виктора (Абу-Ассали; † 1934) ее 1-м архиереем (Namee M. Some Thoughts on Russy-Antacky Schism // Orthodox History: The Society for Orthodox Christian History in the Americas // orthodoxhistory.org/2012/04/24/some-thoughts-on-the-russy-antacky-schism [Электр. ресурс]; Idem. Who Was St. Raphael under - Antioch or Russia? // Ibid. // orthodoxhistory.org/2014/10/08/raphael-antioch-russia [Электр. ресурс]).
Р. был канонизирован 29 марта 2000 г. на Синоде ПЦА, после 3-летней подготовки и сбора материалов, работу вели комиссия по канонизации ПЦА и Антиохийская правосл. архиепископия Сев. Америки; акт о канонизации был подписан архиереями ПЦА и представителем Антиохийской архиепископии еп. Селевкийским Антонием (Хури) (Holy Synod Announces. 2000. P. 1; акт о канонизации см.: Ibid. Р. 6). Прославление состоялось в мон-ре свт. Тихона Задонского в Саут-Кейнане 28-29 мая 2000 г. Торжества возглавили предстоятель ПЦА митр. Феодосий (Лазор; 25 окт. 1977 - 22 июля 2002) и предстоятель Польской Православной Церкви митр. Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк; с 31 мая 1998) в сослужении архиереев Антиохийской правосл. архиепископии Сев. Америки - еп. Василия (Эссея) и еп. Димитрия (Хури), РПЦ - митр. Солнечногорского Сергия (Фомина) и еп. Зарайского Меркурия (Иванова), а также 13 архиереев ПЦА, К-польской, Польской и Японской Православных Церквей (Thousands Attend Glorification. 2000. P. 1, 8).
3 нояб. 2000 г. митр. Феодосий передал мощи Р. кафедральному собору свт. Николая в Бруклине, принадлежащему Антиохийской правосл. архиепископии Сев. Америки (Metropolitan Theodosius Presents Relics of St. Raphael to Antiochian Cathedral // www.oca.org/news/archived/metropolitan-theodosius-presents-relics-of-st-raphael-to-antiochian-catedr [Электр. ресурс]). Ныне мощи Р. покоятся под спудом на территории центра «Антиохийская деревня» в Лигонире (шт. Пенсильвания). В 2015 г. в ознаменование 100-летия со дня преставления Р. РПЦЗ в лице митр. Восточноамериканского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала; с 2008) и Антиохийский Патриархат в лице предстоятеля Антиохийской правосл. архиепископии Сев. Америки митр. Иосифа (Зехлауи) учредили орден свт. Рафаила Бруклинского для награждения иерархов, духовенства и мирян за личный вклад в миссионерскую и просветительскую деятельность.
Существуют 2 службы Р., написанные на англ. языке и использующиеся в ПЦА и в Антиохийской правосл. архиепископии Сев. Америки. Служба Р., использующаяся в ПЦА, была составлена в 2000 г. ко времени его прославления в лике святых. Данное последование содержит тропарь 1-го гласа Your proclamation has gone forth throughout North America… (По всей Северной Америке прошло вещание твое…); кондак 1-го гласа You were a guardian and a defender of the Church's teaching… (Ты был хранителем и защитником учения Церкви…) с икосом; канон 6-го гласа, нач.: Free my mind from world lycares, O Lord… (Избави мой ум от мирских забот, Господи...), с ирмосом Crossing the deep on foot... (Яко по суху пешешествовав...); на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна 2-го гласа и 3 стихиры-подобна 1-го гласа со славником 6-го гласа; на литии стихиру 5-го гласа со славником того же гласа; на стиховне вечерни 3 стихиры-подобна 2-го гласа со славником 4-го гласа; по 50-м псалме стихиру 6-го гласа; на хвалитех 4 стихиры-подобна 4-го гласа со славником 5-го гласа; 2 седальна 1-го гласа, седальны 3-го и 4-го гласов; величание; ексапостиларий.
Служба Р., использующаяся в Антиохийской архиепископии, была издана в 2000 г. под рук. еп. Уичитского Василия (Эссея); в ней встречаются параллели со службой, используемой в ПЦА (ирмосы, нек-рые стихиры на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне вечерни, седален после 3-й песни канона), однако по большей части тексты отличаются. Служба содержит малую и великую вечерни. Последование Р. включает тропарь 3-го гласа Rejoice, O Father Raphael, adornment of the Holy Church… (Радуйся, отче Рафаиле, украшение Святой Церкви...); кондак того же гласа Today the memory of blessed Raphael has shone on us… (Днесь память блаженного Рафаила воссияла нам...); канон 6-го гласа, нач. Numbered with the highest choirs, as a holy hierarch… (Будучи причтен к вышним ликам как святитель...) с ирмосом Crossing the deep on foot...; на «Господи, воззвах» 6 стихир-подобнов 1-го гласа со славником 6-го гласа, стихиры на литии 4-го, 2-го, 1-го, 6-го и 8-го гласов со славником 5-го гласа, на стиховне вечерни стихиры-подобны 2-го гласа со славником 4-го гласа, на хвалитех стихиры 4-го гласа со славником 5-го гласа.