[Розвод; древнерус. чаще в сокращениях, под титлами и с выносными буквами: и ], термин древнерус. распевщиков, обозначающий способ раскрытия посредством дробного знамени певч. содержания разноуровневых структурных элементов знаменного распева, каковыми являлись в первую очередь знаки и знаковые комплексы, содержащие тайнозамкненность: а) сложные «гласопеременные» знамена (изменяющие свое певч. значение в зависимости от гласового контекста); б) лица и фиты; в) попевки. В попевках Р. подлежали преимущественно знаки, изменяющие в попевочном контексте алфавитное певч. значение; в лицах и фитах Р. подлежал весь оборот, зашифрованный в условном начертании. С одной стороны, Р. тесно связан с принципом осмогласия и с такими его проявлениями в столповом распеве, как формульность, «гласопеременное» знамя, тайнозамкненность; с другой стороны - данный прием применялся для трактовки графических элементов знаменной нотации также и вне рамок системы осмогласия. В частности, Р. использовался с целью раскрытия алфавитного значения знаков знаменной нотации, особенно многостепенных (таких, как тряска, трясовозводная, трясострельная, два в челну с подверткой и др.). В руководствах по путевой нотации и демественной нотации Р. служил средством интерпретации знаков и знаковых комплексов этих нотаций. С появлением двознаменников в древнерус. теорию церковного пения вошло понятие «нотный розвод». В знаменно-нотолинейных двознаменниках Р. осуществлялся параллельно дробным столповым знаменем и 5-линейной нотацией в цефаутном ключе или только нотной записью.
Вариантное именование лиц и фит как «узлов» в древнерус. азбуках певческих (см., напр., в ркп. ГИМ. Син. певч. № 219 - «Ины фиты и узлы») проясняет назначение Р. как способа раскрытия, «развязывания» сложного «узла», в к-ром «завязан» распев тайнозамкненных гласовых оборотов. Прием Р. широко использовался в древнерус. теоретических руководствах по безлинейным нотациям с целью интерпретации певч. материала и предоставления учебно-справочной информации, а также в рядовых певч. рукописях для расшифровки и облегчения прочтения гл. обр. условной записи мнемонических формул знаменного распева. М. В. Бражников предлагал относить понятие «развод» к графической стороне лицевой или фитной формулы, а «распев» - к явлению мелодического порядка (Бражников. 1984).
Р., являвшийся средством графической фиксации пространных фитных и лицевых мелодий, характеризовался продолжительностью и мог включать до 60 знаков (см., напр., фиту «кобыла» 2-го гласа). Краткие лицевые и фитные формулы являются исключением (напр., фита «со змейцею» 1-го и 4-го гласов имеет Р. из 3 знаков). Поскольку распев лиц и фит обычно содержал от одного (напр., фита «умильна» 2-го гласа) до 6 (напр., фита «кобыла» 2-го гласа) слогов распеваемого текста, Р. подтекстовывался с помощью повтора гласной под каждым новым знаком, или то на месте распеваемой гласной ставился прочерк.
Симиографический состав Р. осуществлялся с помощью основного набора знаков знаменной нотации, употребленных в их алфавитном (нетайнозамкненном) певч. значении. К числу этих знаков принадлежат как однозвучные (крюки, стопицы, запятые, стрелы простые, статьи), так и многозвучные (двузвучные восходящие: скамейцы, переводки, голубчики, стрелы мрачные, громомрачные и мрачнокрыжевые; двузвучные нисходящие: стопицы с очком, подчашия, сложития; многозвучные: два в челну, стрелы светлые, громосветлые, поводные со облачком, хамила) знамена. В Р. исключались сложные знаки: трясовозводная, трясострельная, мечик, труба/дуда, немка, паук, осока, дербица, палка воздернутая, т. е. такие знаки, которые сами являлись объектом Р., а также специальные знаки (фита, рог, кобыла, змейца) и знаковые комбинации, образующие характерный рисунок лицевых, фитных (напр., «скопление» статей и змейц) и попевочных начертаний.
Возникновение Р. как приема транскрипции графических элементов древнерус. нотаций относится, по всей видимости, ко 2-й пол. XVI в.- периоду господства певч. азбук-перечислений «Имена знамению», включавших в свой состав немногочисленные начертания и наименования фит, и азбук-толкований «Како поется». Прием словесно-описательного толкования, направленный на раскрытие певч. значения отдельных знаков, не подходил для трактовки пространных мелизматических распевов фитных и лицевых формул. Общая тенденция ко все более точной письменной фиксации звучащего мелоса (в русле к-рой позднее будут изобретены киноварные пометы) и возникновение во 2-й пол.- кон. XVI в. многораспевности, т. е. разных мелодических версий одного богослужебного текста, в к-рых формулы знаменного распева могли получать свое особое истолкование, несколько отличное от общепринятого, привели к необходимости раскрытия мелодического содержания лиц и фит. Это обусловило появление специальных теоретических руководств - фитников, а эти последние нуждались в новом, более точном и конкретизированном приеме интерпретации фитных и лицевых формул, каким и явился Р. В XVII в. возникает целый ряд теоретических руководств и трактатов, таких как «Розвод знамени мудрому...», Согласник, Грани, «Описание знамени переменному», активно использующих прием Р. «Ключ знаменной» инока Христофора (РНБ. Кир-Бел. № 665/922, 1604 г.) является самым ранним известным рукописным памятником, содержащим полную подборку певч. азбук нового типа, в к-рых принцип трактовки элементов невменных нотаций посредством Р. становится доминирующим. Термин «розвод» и одно из его производных фигурируют в заголовках 2 разделов «Ключа...»: «А се путное знамя розведено столповым» (Л. 1013 об.) и «Розвод знамени мудрому и фитам...» (Л. 1015). В заголовках 2 др. разделов данной азбуки - «Имена путнаго знамени... И решение ему розведено против столповым знаменем» (Л. 1012 об.) и «...И решение путному знамени в коемже гласу» (Л. 1003 об.) - этот термин заменен близким по смыслу термином «решение», проясняющим значение первого. Начиная с «Ключа знаменного», Р. становится универсальным принципом толкования разноплановых графических единиц древнерус. безлинейных нотаций в певч. азбуках и рядовых богослужебных рукописях.
Появляются в посл. четверти XVI в. Раньше всего Р. стали подвергаться строки в песнопениях, содержащих большое количество мелизматики - напр., в евангельских стихирах и воскресных светильнах. Два наиболее ранних известных списка евангельских стихир, в к-рых часть фит и лиц записана в Р., без тайнозамкненных начертаний: ГИМ. Единоверч. № 37 (1584 г.) и РГБ. Ф. 304 № 427 (80-е - 90-е гг. XVI в.) (см.: Тюрина. 2015). В певческих рукописях посл. четв. XVI-XVII в. Р. тайнозамкненных гласовых оборотов или отдельных трудночитаемых знамен могли быть представлены как в самом тексте, так и в виде схолий на полях, или глосс, надписанных над основной знаменной строкой. Так, в Октоихе РНБ. Погод. № 1925 этот прием используется регулярно: напротив основного текста, содержащего начертание попевки, на полях выписывается Р. (напр., в тексте дана формула «мережа с пауком», на полях выписан Р. паука дробным знаменем - стопицей с очком, крюком светлым, стопицей, запятой, статьей мрачной - л. 217; трясогласная стрела 1-го гласа разведена крюком светлым, сложитием, крюком мрачным и стопицей - л. 6 об.). Вариантные разночтения в виде крюковых глосс, надписанные над основной строкой Р. и затрагивающие его непродолжительные участки, присутствуют в фитнике свящ. Феодора Христианина (РНБ. Погод. № 1925). В певч. сборнике наонной поморской редакции РГБ. Барс. № 765, атрибутируемом Иосифу Ловзунскому, одиночные многозвучные знаки или «гласопеременные» знаки сопровождаются киноварным Р., надписанным над основной тушевой строкой знамен: напр., полкулизмы большая обычно разводится скамейцей и сложитием или скамейцей и статьей мрачной, палка с ломкой - скамейцей, полкулизмы - стрелой крыжевой, два в челну - полкулизмой и т. д. Полные и частичные Р. надписываются киноварью над нек-рыми лицами, фитами и попевками (напр., стрельностатийное лицо и попевка стезка - л. 65, колесо 4-го гласа - л. 39, колесо 7-го гласа - л. 80 об., кулизма срединная 2-6-го гласов - л. 36). Иногда Р., выполняющие функцию «подсказки», даются только самым характерным тайнозамкненным знакам попевки: напр., в кулизме срединной 2-6-го гласов над знаком «полкулизмы» надписано подчашие мрачное, в дрябях с помощью знака «два в челну» поясняется стрела поводная, в дербице знак «дербица» разводится стрелой громосветлой с сорочьей ножкой, в рафатке крюк светлый разведен скамейцей. В рукописи прослеживается тенденция к дробной записи тайнозамкненных оборотов, свойственная этому времени. Способ Р., осуществляющийся в виде глосс к отдельным знакам и имеющий целью напоминание их контекстуального значения, в традиции старообрядцев-поморцев носит название «помета подобен»: термин означает, что распев объясняемого знака подобен киноварному Р. (Григорьев. 2001. С. 37).
Появление разводного фитника как типа музыкально-теоретического руководства в отечественной муз. медиевистике связывают с «Ключом...» инока Христофора, где данное руководство помещено под заголовком «Розвод знамени мудрому и фитам...» (Л. 1015). Большинство образцов лицевых и фитных формул, заимствованных из певч. кн. Праздники, представлено в данном фитнике в одних Р., без тайнозамкненных начертаний. В фитнике в слабой мере отражается принцип многораспевности: Р. отдельных лиц и фит в рамках единого текста приводятся в 2, реже в 3 вариантах, существенно различающихся между собой (при этом указания на «ин перевод» отсутствуют). В ранних разводных фитниках подчеркиваются новаторство и значимость приема Р., что видно как из организации самого материала, где лица и фиты излагаются преимущественно в одних Р., без начертаний, так и из заголовков азбучных разделов, обязательно включающих термин «розвод», а иногда содержащих его повтор и «обыгрывание», как, напр., в фитнике 30-х гг. XVII в. РНБ. Солов. № 690/771 (Л. 221 об.): «Строки розводные розведены в розводе». Плеоназм в данном заголовке свидетельствует о необычайной значимости для автора данного принципа, выведшего теорию певч. искусства на новый уровень. В более поздних фитниках (РНБ. Солов. № 690/771. Л. 221 об., 30-е гг. XVII в.; № 690/767. Л. 382, 403 об. (2 фитника), 40-е гг. XVII в.; РНБ. Кир.-Бел. № 642/899. Л. 407, 30-40-е гг. XVII в., и др.), являющихся своеобразными словарями-приложениями с примерами, заимствованными из певч. рукописей, в которых они помещены, продолжается традиция фитника инока Христофора. Названия фитников в разных рукописях незначительно варьируются, но во всех заголовках присутствует термин «розвод»: «Фиты в розводе на Владычны праздники» (ГИМ. Син. № 52), «Того знамени лица и их розводы» (РГБ. Ф. 310. № 176), «Строчки и фитки в розводе знаменем», «Одне фиты борзые розводим» (РГБ. Муз. № 875), «Знаменные строки в розводах» (ГИМ. Син. № 67), «Выписка розводным фитам и мудрым строкам» (ГИМ. Син. № 219). Термин «розвод» становится неотъемлемой частью обиходной терминологии древнерус. распевщиков. Фитники 2-й пол. XVII в., отличающиеся большей информативностью и систематичностью в изложении материала и включающие расширенный круг гимнографических жанров, имеют обобщенный характер справочных пособий, не привязанных к конкретной рукописи. Р. лиц и фит в них, как правило, предваряется тайнозамкненным начертанием, указанием гласа, певч. книги и богослужебного последования, материал для иллюстрации фитных Р. более разнообразен (Октоих, Праздники, Ирмологий, Триоди, Кенаник, Трезвоны), для выборочных формул используются вариантные и авторские Р. (см., напр., фитник свящ. Феодора Христианина 60-х гг. XVII в. РНБ. Погод. № 1925. Л. 183).
Сопоставительный анализ показывает, что в более ранних фитниках инока Христофора (РНБ. Кир-Бел. № 665/922) и свящ. Феодора Христианина (РНБ. Погод. № 1925) Р. отдельных фит и лиц имеют частично или полностью альтернативные прочтения; в более поздних фитниках (напр., мон. Тихона Макариевского РГБ. Ф. 379. № 2, 18), а также в певч. сборниках посл. четв. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 18, 19 и др.) наблюдаются окончательный отбор и закрепление основного варианта Р. за конкретной фитой и лицом, кристаллизация и унификация графики Р., особенно их концовок. Разночтения в Р. минимизируются: сводятся к заменам равнозначных знаков и знаковых пар (напр., стопица заменяется сложитием, стрела поводная - переводкой и подчашием, крюк мрачный и стопица с очком - статьей малозакрытой и др.). В результате к кон. XVII в. графика Р. оказывается более стабильной и унифицированной, чем графика самих лицевых начертаний.
Если тайнозамкненное начертание служило кратким условным шифром, сигнализирующим о появлении в тексте пространной мелизматической формулы, то Р. является непосредственной знаменной записью самой фитной или лицевой формулы, отражающей на графическом уровне ее мелодическую структуру. Р. представляет собой графическую формулу фиты и лица в ее «декодированном», освобожденном от графической условности виде, к-рая, однако, подобно нетайнозамкненной попевке, имеет все структурно-симиографические признаки формулы. Разводная формула является четко организованной синтагмой, элементы к-рой следуют в заданной очередности в согласии с нормами знаменного синтаксиса: графемы распределены по позициям и наделены позиционной функцией. Разводная формула имеет четко очерченные границы и обычно 3-частную структуру, включающую краткий «приступ» из 2 или одного определяющих знамен, к-рые задают начальный тон формулы, центральную часть - «ядро», где происходит основное мелодическое развитие формулы, и заключительный оборот - «концовку». Концовка обычно присуща целой группе фитных или лицевых формул вне зависимости от их гласа (глас может менять ладотональность и опорный тон заключительного оборота, графическая запись остается той же). Напр., заключительный оборот принадлежит следующим фитам: «кобыла» 2-го гласа, «зельносердна» 3-го гласа, «хабува» и «громозельна» 5-го гласа, «спускна», «зилотна», «громна», «хамильна», «сложитна» 6-го гласа и др.; заключительный оборот является общим для фит: «снедна» 1-го гласа, «пятогласна» 1-го и 5-го гласов, «тресветла», «утешительна» и «умильна» 2-го гласа, «громосветла» и «спускна» 3-го гласа, «возводна» 6-го гласа, «подчашна» 8-го гласа и др.; концовка обслуживает фиты: «кудрява» 1-го гласа, «поводна» 1-го и 4-го гласов, «обычна» 4-го гласа и др. С определяющих знамен приступа начинается основной Р. фит и лиц (напр., для фиты «кудрявой» 1-го гласа это, как правило, статья мрачная с пометой «строка»; данной фите в большинстве случаев также предшествует «разбег стопиц»; для фиты «поводной» 1-го гласа определяющие знамена - стрела поводная с пометой «строка» и статья светлая с пометой «равно»; эта фита обычно комбинируется с попевкой «рутва», окончание к-рой служит ее приступом). Концовка является наиболее стабильной частью разводной формулы, тогда как приступ и ядро могут редуцироваться до минимального количества знаков либо вовсе отсутствовать (напр., у фиты «поводная» присутствуют 2 части - приступ и концовка, характерная для целого ряда формул, которая в данной формуле исполняет также функцию ядра). Несмотря на общие закономерности, структура фит и лиц в достаточной мере индивидуальна; она также может варьироваться в зависимости от певч. контекста. В фитниках выбор границ Р. часто остается за составителем, к-рый может включать в Р. конкретного тайнозамкненного оборота - полностью или частично - предшествующие и последующие попевки, а также лица и фиты.
Разводные кокизники появляются значительно позднее разводных фитников - ко 2-й пол. XVII в. Так, в «Ключе знаменном» инока Христофора принцип Р., уже широко используемый для разъяснения фитных и лицевых начертаний, а также путевых знамен и строк, не применяется в разделах, посвященных попевкам,- «Имена попевкам» и «Ведомо же буди како коеждо знамя поется», выдержанных в стиле азбук-перечислений и толкований XVI в. Первый разводный кокизник входит в состав трактата мон. Александра Мезенца (Стремоухова) «Извещение о согласнейших пометах» (1670), представленного в списках кон. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Q.XII.1, 80-е гг. XVII в., и др.). В «Строках из ирмосов», имеющих 2-частное построение,- «В сей части лица», «В сей же разводы» - приведено более 60 попевок в лицевых начертаниях и в полном дробно-знаменном изложении. В комментариях, помещенных на полях, заостряется внимание на распеве ключевых знаков, имеющих в попевках контекстуальное прочтение, а также на сложных знаках-мелодемах (напр.: «зри: труба в четыре степени») с отсылками к статьям разд. «Ино сказание о знамени». Полный Р. попевки заключается в транскрипции всех ее многостепенных знаков - как тайнозамкненных, так и не меняющих своего певч. значения в конкретной формуле. Напр., в строке «яко славно прославися», распетой долинкой, Р. дан как для знаков «два в челну» и «голубчик с ломкой», имеющих рядовое значение в данной попевке, так и для полкулизмы и стрелы громной, исполняющихся в формуле «не своим намерением». В «Строках из ирмосов» прием Р. дробным знаменем совмещается со словесно-описательным способом толкования («Зри: чашку за скамеицу, скамеицу же за стопицу»), перекликающимся с приемом толкования знамен в певч. азбуке 2-й четв. XVII в. «Указ знамени - како что колко ступает и за что ступает и ставится» (РГБ. Ф. 210. № 1). Др. принцип - фрагментарного Р. отдельных «гласопеременных» знаков попевок - отражен в 3-й главе трактата «Ключ разумения» мон. Тихона Макариевского «Описание знамени переменного, что изменяются по гласом в различных попевках и в сокровенно различных лицах» (см. списки трактата нач. XVIII в.: РНБ. Погод. № 376; ОЛДП. Q. 649; Соф. № 182 и др.). В данном двознаменном руководстве прием Р. направлен на раскрытие мелодического значения отдельных «гласопеременных» знаков, изменяющих свое певч. значение в зависимости от контекста гласовой попевки. Главная идея азбуки отражается в ее структуре - подзаголовки носят название трактуемого ключевого знамени.
В рукописях XVII в. Р. фит, «строк мудрых» и попевок в ряде случаев имеют вариантные прочтения. Такие Р. обычно выписаны в отдельных разделах или на полях певч. рукописей и отмечены как «ин перевод», «ин роспев», «ино преводне», «произвол», «усольский», «монастырский», «лукошко». Возникновение вариантных Р. объясняется как особенностью традиций локальных школ, так и индивидуальным творчеством выдающихся мастеров посл. четв. XVI-XVII в.- митр. Варлаама (Рогова), свящ. Феодора Христианина, архим. Исаии (Лукошкова), мон. Логгина (Шишелова), Фаддея Никитина Суботина и др. Авторские Р., созданные мастерами-распевщиками в посл. четв. XVI - 1-й четв. XVII в., в последующие десятилетия вошли в певч. практику и рукописную традицию и воспроизводились с указанием их имен в позднейших фитниках и собраниях попевок, см., напр., фитник 1666-1669 гг. «Выписка строкам мудрым. И мелким дробям» (РГАДА. Ф. 181 № 600. Л. 1-15), который изобилует авторскими Р. свящ. Феодора Христианина и Р., помеченными ремарками «усолской», «лукошко», «исаин глас», а также фитник из рукописи РНБ. Погод. № 1925, неизвестный автор которой собрал и записал Р. свящ. Феодора Христианина через полвека после его смерти (Гусейнова. 2001). В фитниках «Фиты розводные и строки из Охтая...» (РНБ. Ф. 37. № 93. Л. 626 об.- 628; Ф. 201. № 1. Л. 123-125 об.) Р. фиты «зельной» и перевяски 6-го гласа, а также неск. фит 8-го гласа отмечены ремарками «усольские» и «монастырские». Авторские версии, как правило, имеют различия в общей продолжительности (количестве знаков) и выборе знамен преимущественно в начальных частях фитных Р. при неизменности симиографического состава концовки. В фитнике свящ. Феодора Христианина 60-х гг. XVII в. РНБ. Погод. № 1925 ряд фит, подтекстованных одним и тем же сегментом песнопения, имеют 2 вариантных Р., второй из которых маркируется как «ин перевод» или «усольский». «Ин переводы» в одних случаях почти идентичны основным Р. (см., напр., строку «дохнуша ветри» - л. 188), незначительные расхождения касаются кратких участков; в других же случаях (см., напр., в строке «Богоневесто Владычице» - л. 189 об.) симиографические различия основного Р. и «ин перевода» столь значительны, что их можно рассматривать как самостоятельные версии распева одной и той же фитной формулы. В «Строках из ирмосов» «Извещения...» мон. Александра Мезенца есть указания на «усольский» и «христианинов» Р. применительно к попевкам («Зри: лицу розвод христианинов»). Вариантность внутреннего порядка - универсальный и широко применяемый принцип средневек. творчества. В церковно-муз. искусстве принцип ограниченной импровизации давал мастерам возможность создавать авторские распевы, восходящие к локальным певч. школам (см. Местные распевы) и монастырским традициям (см. Монастырские распевы), к-рые они представляли, и в то же время оставаться в рамках незыблемой древней традиции.
В теоретических руководствах по знаменной нотации посл. четв. XVII в. Р. не только применялся к «гласопеременным», сложным знаменам и тайнозамкненным формулам, но и служил средством интерпретации алфавитного певч. значения для всех без исключения знаков столповой нотации (см., напр., азбуку 80-х гг. XVII в. РНБ. Q.12.1. Л. 83-92: «...лица и знамена тайнозамкненны, дробностию же и розводы люботщательных показуются откровены... в пении поются сими розводами»). В знаменной азбуке посл. четв. XVII в. РГБ. Ф. 272. № 429, оформленной в виде таблиц, в правых столбцах представлены Р. дробным знаменем как для рядовых знамен знаменной нотации c целью раскрытия их обычного алфавитного значения, так и для сложных знаков-идиографов, знаковых комплексов, лиц и наиболее трудночитаемых фрагментов попевок, содержащих элементы тайнозамкненности (дополнительным средством детальной транскрипции элементов нотации в данной азбуке служит избыточная опометка в Р.).
Изобретение двознаменных азбук - Граней и Согласника - в совр. музыкознании связывают с именем инока Христофора: обе азбуки в виде разделов входят в состав азбуки «Ключ знаменной». Грани в азбуке инока Христофора предваряются заголовком «Имена путнаго знамени... И решение ему розведено против столповым знаменем» и оформлены в виде таблиц, где путевые знаки выписаны киноварью, а соответствующие им Р.- тушевыми столповыми знаменами. Др. списки Граней нач.- сер. XVII в. (РНБ. Ф. 37. № 240; РГБ. Ф. 247. № 217; ГИМ. Син. певч. № 1240) имеют ту же структуру, но иной заголовок: «Ведомо будет еже кая знамения вместо когождого столпового знамени поется...» Целью Р. в руководствах данного типа является предоставление ключа к прочтению менее известных знаков путевой нотации посредством хорошо известного алфавита столповой нотации. В более поздний период в старообрядческой среде появляются демественные азбуки, построенные по принципу путно-знаменных Граней, в левых колонках к-рых перечисляются знаки демественной нотации, а в правых даны их Р. дробным знаменем столповой нотации (см.: Шабалин. 2003. С. 294). В Согласниках, представляющих собой чередование 3 строк, в первых 2 из к-рых фиксируются знаменная попевка и соответствующая ей по тексту попевка путевого распева, а в 3-й строке дается дробно-знаменный Р. путевой попевке, Р. путевых строк отличаются продолжительностью, что отвечает специфике путевого знамени как певч. стиля с развитым внутрислоговым распевом, где одной графемой может обозначаться мотив или целая мелодема. В остальном для Р., представленных в Гранях и Согласниках, выдерживается общий принцип - стремление к простоте знаменной записи и отдание предпочтения немногозвучным знакам (стопицам, крюкам, скамейцам, сложитиям, стрелам, запятым, переводкам). Самый ранний список Согласника «Согласие знамени с путным знаменем... И решение путному знамени в коемже гласу» входит в состав «Ключа знаменного» инока Христофора. Наличие 3 строк, фиксирующих Р. путевых формул, составляет особенность данного Согласника и подобных ему Согласников «христофоровского» типа (РГБ. Ф. 247. № 217; ГИМ. Син. певч. № 1160 и др.), в Согласниках «большаковского» (РГБ. Ф. 37. № 93) и «соловецкого» (РНБ. Солов. № 690/752) типов Р. путевых формул отсутствует. Назначение Согласника состояло в обучении путевым формулам и показе их связи со столповыми строками.
Смешанный «выборочно-разводный» стиль нотирования песнопений встречается уже в рукописях посл. четв. XVI в. (напр.: ГИМ. Единоверч. № 37; РГБ. Ф. 304. № 427; см.: Тюрина. 2015. С. 45-48). В 1-й пол. XVII в. он является обычным стилем записи, в частности для мелизматических евангельских стихир (см. рукописи РГБ. Ф. 304. № 429; Ф. 379. № 23 и др.). В Праздниках 1676-1682 гг. истинноречной пометной редакции РГБ. Ф. 379. № 18 фиты, лица и сложные знаки (нередко в пределах одних и тех же песнопений) выборочно представлены: а) в одних Р. без начертаний (в некоторых случаях начертания выписаны на полях); б) в одних начертаниях без Р.; в) в начертаниях и Р. одновременно (сначала приведено начертание, а за ним после указания «роз» следует Р.). Принцип выборочного Р., характерный также для рукописей поморского письма, состоял в напоминании распевов редко встречающихся фитных и лицевых начертаний; наиболее же употребительные, визуально хорошо знакомые распевщику и бывшие «на слуху» тайнозамкненные начертания оставляли без Р. Примером частично разводной рукописи являются и поморские Праздники РНБ. Погод. № 1925, где фитные обороты представлены то в виде тайнозамкненных формул, то в виде Р., причем последние могут быть опомечены, а могут иметь беспометную запись. Отсутствие систематичности в проставлении киноварных помет в Р. для певч. рукописей этого периода является нормой. В певч. рукописях XVIII в. Р. начинают вытеснять тайнозамкненные начертания, так что в основном тексте песнопения фиты и лица следуют в Р. дробной записью, а их начертания вынесены на поля либо отсутствуют (см., напр., двознаменный Октоих нач. XVIII в. РНБ. Солов. № 619/647, в к-ром начертания лиц и фит приведены на полях, а в тексте даны их Р. в знаменно-дробном и нотолинейном изложении).
В период повсеместного централизованного введения в знаменную нотацию степенных киноварных помет в певческих азбуках и рядовых рукописях появляются пометные Р. Опометка являлась добавочным средством детализации и конкретизации Р. В ряде рукописных источников этого времени, в частности в многочисленных списках «Извещения…» Александра Мезенца и «Ключа разумения» мон. Тихона Макариевского, в Р. применяется избыточная опометка (см., напр., в азбуке посл. четв. XVII в. РГБ. Ф. 272. № 429. Л. 15 об.- 20, в фитниках: мон. Тихона Макариевского РГБ. Ф. 379. № 2 и 18 и др.), состоявшая в том, что с помощью киноварных степенных помет маркировался не только верхний, но и каждый звук многостепенных знамен (напр., у стопицы с 1 или 2 очками, стрел полукрыжевых, скамейцы проставлялись по 2 степенных пометы; у стрелы светлой - 3 пометы; у стрел громосветлой с сорочьей ножкой и поводной со облачком и у змейцы - по 4 степенных пометы, при этом помета «равно» нередко дополнительно уточнялась степенной пометой, к-рую она заменяла). Пометы проставлялись также у знаков со «вспомогательной» функцией, у которых по правилам проставления степенных помет они должны были отсутствовать - у голубчика борзого и тихого, переводки, хамилы и сложитий.
Понятие «нотный розвод» появляется в кон. XVII - нач. XVIII в., в период внедрения в древнерус. богослужебную практику нотолинейной киевской нотации и знаменно-нотных руководств. В последних графические элементы столповой нотации трактуются с помощью нотных Р. Ярким образцом двознаменной азбуки является «Ключ разумения» мон. Тихона Макариевского (РНБ. Q.XII.1), в 4-й главе к-рого представлен двознаменный фитник с дробным столповым и нотолинейным Р. лиц и фит. В нек-рых нотно-знаменных азбуках наравне с дробно-знаменным Р. избыточной опометкой и нотолинейной транскрипцией Р. продолжает использоваться прием словесно-описательного толкования (см., напр., азбуку 80-х гг. XVII в. РНБ. Q.XII.1). В рукописи сер. XIX в. РГБ. Ф. 379. № 6 находится знаменная азбука, к-рая предваряется заголовком «Посем - развод тайнозамкненным лицам и скрытым узлом. Красныя - значит лица, а черныя - развод. Таже - развод и нотою». Азбука оформлена в виде Граней: в 1-м столбце - «Лицы знамю», во 2-м - «Розвод знамен», в 3-м - «Розвод нотной».
Появление Р. и дробной записи в посл. четв. XVII в., а также введение в знаменную нотацию системы киноварных помет и признаков во 2-й пол. XVII в. объясняются общей тенденцией средневек. искусств и эволюцией муз. логики, выражающейся в постепенной «рассимволизации», переходе от условно-символического идеографического письма (ранняя беспометная знаменная нотация XII в.) к диастематическому (пометно-призначная знаменная нотация XVII в.), а затем - к невменно-линейному и квадратному нотному письму. Смену этих фаз можно сопоставить не только с общей эволюцией письма, но и с общеисторическими процессами и переходом от символической средневек. европ. культуры к культуре Нового времени с ее логическим мышлением и иным восприятием мира.