Древнерус. певч. книга, содержащая преимущественно песнопения двунадесятых праздников, иногда дополненная службами великим святым. Книга П. сложилась как сборник избранных песнопений из певч. книги Стихирарь (из 2 его разновидностей - месячного и постного); ее формирование следует относить к 1-й пол. XVII в. Название «Праздники» в заголовке книги может отсутствовать, в таких случаях киноварью или вязью выделен только инципит последования 1-й службы (напр., «Месяца сентября в 8-й день Рожество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы» (РГБ. Ф. 379. № 34. Л. 223, 3-я четв. XVII в.); иногда название обозначено следующим образом: «Начало господьским праздником и богородичным…» (РГБ. Ф. 379. № 33. Л. 350, сер. XVII в.). Во владельческих записях или монастырских описях может встретиться и собственно название «Праздники», напр. в рукописи сер. XVII в. РНБ. Соф. № 184 присутствует запись: «продал сию книгу праздницы двунадесятые с святой горы дьячок федька андреев дьячку же артему данилеву».
Песнопения П. могут включаться в певч. сборник непоследовательно, напр., в рукописи 1613-1638 гг. ГИМ. Син. певч. № 1225 отдельно выписаны славники (Л. 292 об.: «Славники на Владычни праздники»), а затем следует особый раздел с циклами стихир двунадесятых праздников (Л. 378).
Иногда дополнительные песнопения помещены отдельно, после изложения соответствующих циклов праздничных песнопений (напр., в ркп. нач. XIX в. РНБ. НСРК. F. 640: тропари, кондаки и светильны - л. 241 об. и далее); в нек-рых случаях песнопения всех праздников на малой вечерне объединены в один раздел (напр., в «Книге Иосифа Ловзунского» РГБ. Ф. 17. № 765, 2-я пол. XVII в. (Л. 1-31об.)).
П. одного и того же периода могут быть включены в состав певч. сборников (напр.: РГБ. Ф. 379. № 34, 3-я четв. XVII в., с л. 223) или представлять собой отдельную книгу (РГБ. Ф. 379. № 68, 3-я четв. XVII в.)
Разделяют П. полного и сокращенного состава. П. 1-го типа содержат полные циклы стихир вечерни и утрени соответствующего праздника, дополненные также величаниями (напр.: РГБ. РНБ. Q. I. 185, кон. XVII - нач. XVIII в.) или тропарями и кондаками (напр.: РГБ. Ф. 379. № 71, кон. XVII - 1-я четв. XVIII в.). Н. Б. Захарьина кроме П. полного состава выделяет стандартный тип, который содержит цикл стихир на «Господи, воззвах» великой вечерни, по 1 стихире и славнику стихир на литии, на стиховне, на хвалитех и стихиру по 50-м псалме, а также краткий состав П., предполагающий наличие только славников (Захарьина. 2003. С. 72, 73).
П. первоначально представлены в певч. книгах со знаменной нотацией, по типу соответствующей периоду (как правило, частично или полностью опомеченная - см. в ст. Пометы).
Также были распространены П. казанской нотации как полного, так и более краткого составов; напр., в рукописи 2-й четв. XVII в. ГИМ. Син. певч. № 1192 содержится партия низа строчного многоголосия, в рукописи сер. XVII в. РГБ. Ф. 173/II. № 33 - двустрочные П., в рукописи кон. XVII - нач. XVIII в. РГБ. Ф. 379. № 84 - троестрочные П. Троестрочные П. в нотолинейной киевской нотации известны по спискам РГБ. Ф. 210. № 24, 1-я четв. XVIII в., ГИМ. Муз. № 564, 1-я четв. XVIII в. П. излагались также в виде двознаменников, совмещающих изложение песнопений в знаменной нотации и киевской нотации (напр., РГБ. Ф. 304/I. № 450, 2-я пол. XVII в.; МДА. Инв. 235163, XIX в.).
П. знаменного распева в киевской нотации в целом повторяют содержание знаменных П. (напр.: МДА. Инв. 234787, кон. XVII-XVIII в.; РГБ. Ф. 379. № 100, посл. четв. XVII в.).
Нередко одна стихира распета в различных мелодических стилях, с обозначением «ин распев», «преводне» или указанием конкретного распева (напр.: большого путевого, греческого, киевского).
П. греческого распева имеют особенности в составе: стихиры на Успение Пресв. Богородицы на «Господи, воззвах» изложены в 2 распевах - «большом» и «малом» (или с указанием «ин роспев») (Захарьина. 2003. С. 123). Н. Ю. Плотникова также отмечает наличие в П. этого распева запевов к стихирам «Господи, воззвах» (Плотникова. 2015. С. 63). П. постоянного партесного многоголосия иногда разделялись на отдельные тетради, содержащие песнопения только одного праздника (Там же).
В 1772 г. в Синодальной типографии в Москве вышли «Праздники нотного пения», в основу к-рых была положена рукопись П. знаменного распева (вероятно, XVIII в. в киевской нотации) из Успенского собора Московского Кремля; эта книга, в состав к-рой вошли гл. обр. стихиры двунадесятых праздников, была переиздана в 1786, 1800, 1806 и 1817 гг. В издание 1888 г. (переизд.: 1900, 1914, 2002) были оставлены песнопения только праздников годового неподвижного круга и добавлены тропари, кондаки, величания, ирмосы канонов, прокимны, задостойники и причастны; вносились уточнения по рукописям со знаменной нотацией.
В старообрядческой книжности установился полный тип П.; печатные П. поповского согласия в дополнение к циклам стихир содержат тропарь, кондак и светилен знаменного распева (см.: Праздники / Изд.: Л. Ф. Калашников, С. Д. Чистов. К., 1910; Круг церковного древнего знаменного пения / Изд.: А. И. Морозов: В 6 ч. М., 1885. Ч. 4: Праздники двунадесятые).
В украинско-белорусских Ирмологионах 4-я часть может быть условно названа «Праздниками», поскольку содержит песнопения Минеи праздничной, преимущественно каноны (напр., Львовский Ирмолой кон. XVI - нач. XVII в. (см. изд.: Das Lemberger Irmologion: Die Älteste Liturgische Musikhandschrift Mit Fünfliniennotation aus dem Ende des 16. Jh. / Hrsg. J. Jasinovs'kyi, C. Lutzka. W. etc., 2008); РГБ. Ф. 379. № 101, 1-я четв. XVIII в. и др.).