[Греч. ἰσαπόστολοι, лат. аequales apostolis], наименование одного из ликов (чинов) святости, на к-рые принято разделять святых при их почитании. В лике Р. почитаются святые, обратившие в христианство целые народы или способствовавшие их воцерковлению, отличившиеся широкой проповедью Евангелия, миссионерской деятельностью. Иногда Р. называют также апостолами (в значении «просветитель») тех или иных стран или народов, напр. свт. Патрикий (Патрик), «апостол Ирландии», или свт. Стефан Пермский, «апостол зырян».
По значению термин Р. тесно связан с термином «апостол» (ἀπόστολος - посланник, вестник), к-рым назывались ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви (подробнее см. в ст.: Апостолы). Однако содержание подвига Р. отличается от апостольского, уникального гл. обр. из-за того, что апостолы были призваны Самим Богом и отправились на проповедь после долгого личного общения со Христом, хотя в памятнике кон. I - нач. II в. «Дидахе» апостолами называются все христиане, подвизающиеся в качестве проповедников. Одним из главных аспектов апостольского служения является пастырство, тогда как Р. часто не наделены пастырской функцией,- в числе Р. почитаются не только мужчины, но и женщины, не только священники, но и миряне. Главные составляющие служения Р.- проповедь, миссионерская деятельность и труды по утверждению христ. веры там, где она уже была проповедана.
Первой святой в лике Р. является св. Мария Магдалина, ученица Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля). К 1-м векам христианства относится также служение первомц. Феклы (пам. 7 окт.), ученицы ап. Павла и свт. Аверкия, еп. Иерапольского (пам. 22 окт.), почитаемых в лике Р.
В качестве правителя, утвердившего христианство во вверенном его власти гос-ве, в лике Р. почитается имп. Константин I Великий (пам. 21 мая), один из императоров, от имени к-рых был выпущен Медиоланский эдикт (313), положивший конец систематическим гонениям на христиан, инициатор проведения I Вселенского Собора (325), 1-й император, по чьему приказу строились христ. храмы. В лике Р. также почитается мать Константина I Елена (пам. 21 мая), чьими трудами был обретен Крест Господень и благодаря к-рой началось паломничество на Св. землю. Но если при имп. Константине Великом христианство стало гос. религией в империи, где оно уже существовало неск. столетий, то ряд др. правителей просветили истинной верой свои народы, введя христианство в качестве новой религии. Это Ростислав, блгв. кн. Великоморавский († 870; пам. 11 мая), Борис (в крещении Михаил) Болгарский († 907; пам. 2 мая), креститель Болгарии. На Руси в лике Р., крестивших свой народ, почитаются св. Владимир, князь киевский (978-1015) (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых), а также его бабка кнг. Ольга (в крещении Елена) (пам. 11 июля), 1-я из крестившихся правительниц Руси.
Святые Р., чей подвиг связан с проповедью христианства среди народов, не просвещенных евангельским учением: Нина, просветительница Грузии (IV в.; пам. 14 янв.; пам. груз. 19 мая), Патрикий (Патрик), просветитель Ирландии (V в.; пам. 17 марта), первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий (пам. 11 мая) (в лике Р. почитаются и 5 учеников Кирилла и Мефодия; см. в ст. Седмочисленники) и мн. др. Среди миссионеров Нового времени как Р. почитается Николай (Касаткин) (1836-1912; пам. 3 (16) февр.), архиеп. Японский, и др. (не все канонизированные миссионеры прославлены как Р.) .
Особое место среди Р. занимает Косма Этолийский (1714-1779; пам. 24 авг.), греч. проповедник и миссионер, внесший огромный вклад в дело просвещения народов Балкан и возрождения христ. традиций и церковной жизни в областях исторически христианских, но долгое время находившихся под игом Османской империи и в существенной степени подвергшихся исламизации.
На литургии в РПЦ во время проскомидии за св. равноап. кн. Владимира, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (наряду с праведными Иоакимом и Анной и святым, чья память совершается в этот день или к-рому посвящен храм) вынимается 8-я частица девятичинной просфоры.