Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РАВНА
59, С. 199-201 опубликовано: 28 января 2025г. 


РАВНА

Болгарский мон-рь во имя Пресв. Богородицы (889 г.- XI в.). Развалины обители находятся в 3 км от с. Равна, в 28 км от г. Провадия (Болгария). Р. была основана в 889 г., в конце правления болг. равноап. кн. Бориса (в крещении Михаила; 852-889; † 907) как первостепенный церковный и просветительский центр, но к ХI в. пришла в запустение. Упоминаний Р. в источниках и преданиях не выявлено. После обнаружения Р. (1978) в 1979-1990 гг. археологи раскрыли фрагменты стен высотой до 2,5 м и фундаменты различных каменных построек.

2 надписи, выполненные греческими и лат. буквами на камнях стены храма, сообщают о его посвящении Пресв. Богородице и об освящении «в месяц апрель 23-й, индикт 17-й, год 6097; см.: Бешевлиев. 1982; Георгиев. 1994). Согласно визант. исчислению, в записи указан 589 г. от Р. Х., поэтому основание обители нек-рые исследователи не связывали с Болгарским гос-вом (Михайлов. 1984), хотя археологические и архитектурные данные однозначно свидетельствуют о ее возведении уже после Крещения Болгарии (865). Исходя из неправильного указания индикта, В. Бешевлиев и К. Попконстантинов предположили, а большинство исследователей поддержали их выводы, что в записи писец пропустил цифру 300 (Τ), и, следов., имел в виду 6397 г., т. е. 889 г. от Р. Х. (Бешевлиев. 1982; Попконстантинов. 1986). Позже Попконстантинов выдвинул гипотезу о том, что запись могла сообщать о переосвящении храма (Попконстантинов. 1992). П. Георгиев полагал, что автор надписи подразумевал 897 г., следуя системе летосчисления, по которой Евсевий Кесарийский относил год Рождества Христова к 5200 г. от Сотворения мира, а 6097 г. являлся 17-м годом в 19-летнем лунном цикле (indictio paschae) свт. Анатолия, еп. Лаодикийского (Георгиев. 1994), однако крайне редкие случаи использования этих систем летосчисления в Византии и тем более в Болгарии опровергают эту версию. На основании дня освящения 23 апр. возникла гипотеза, что мон-рь был посвящен вмч. Георгию Победоносцу, память которого отмечается в этот день, несмотря на прямое указание в записи о посвящении обители Пресв. Богородице.

В год основания Р. болг. кн. Борис уступил престол старшему сыну Владимиру (Расате; 889-893). О княжеском статусе Р. свидетельствуют найденные в ней печати болг. царя Симеона (893-927) и его старшего сына Михаила. Высокое покровительство обитель, вероятно, утратила в 30-х гг. Х в., в разгар династической борьбы после смерти царя Симеона. Но некоторое время Р. действовала, и даже были построены новые, в основном хозяйственного назначения, здания.

О высоком положении Р., подобном статусу Большой базилики при княжеской резиденции в древней болг. столице Плиске, наиболее ярко свидетельствует ее архитектура, нетипичная для др. болг. обителей. Общая площадь комплекса составляла почти гектар. Его окружала каменная стена с 2 башнями на вост. стороне и с одной - на западной, 2 большими воротами - дорога из западных вела в Плиску, из юго-восточных - в г. Овеч (Проватон, ныне Провадия), возле малых юж. ворот с внутренней стороны находилось большое здание, служившее, вероятно, странноприимным домом. В центре комплекса находилась 3-нефная базилика с небольшим наосом, 3-частным алтарем, нартексом и экзонартексом. В вост. части на насыпи возвышалась представительная резиденция, вероятно епископская или княжеская, 4 жилых и хозяйственных здания размещались в юж. части, бани - в северной.

С западной стороны к базилике примыкал просторный атриум, сев. часть которого составляли здания 4-комнатной б-ки, за ней располагались уч-ще и скрипторий, где были обнаружены ок. 30 стилосов и книжных подставок. На стенах храма, б-ки, училища и скриптория сохранились фрагменты надписей 30 греч. абецедариев, текста Пс 144. 13-16 и рисунков с украшениями, характерными для визант. рукописей того периода. Подобным образом на севере от кафоликона располагалась б-ка в Студийском монастыре, поэтому можно предполагать, что Р. в тот период играла в Болгарском гос-ве роль просветительского и книжного центра, в к-ром могли работать ученики равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Особый интерес для исследователей представляют ок. 4 тыс. рунических, древнегреч., лат., глаголических и кириллических граффити кон. IХ - нач. Х в. на стенах и разнообразных предметах, найденных в Р. Характер этих надписей свидетельствует о пестроте этнического и социального состава их авторов, среди них были как монашествующие, так и многочисленные паломники. Разнообразно и содержание надписей: отрывки богослужебных текстов, молитвенные обращения паломников к святым, счета и проч. В рунической системе представлены 40 знаков и 3 надписи, 2 из них имеют параллели с орхоно-енисейской и таласской письменными древнетюркскими системами, с надписями на предметах из клада Надьсентмиклош (найденного близ совр. г. Сынниколау-Маре, Румыния), в скальном мон-ре Басараби (близ совр. г. Мурфатлар, Румыния). Использование рунической системы, особенно в написании «IС ХС NI KA» и имен нек-рых святых, указывает на праболг. происхождение их авторов. Из рунических знаков наиболее часто в Р. встречается IYI - знак, предположительно обозначающий праболг. верховное божество Тангру. Изображения этого знака вместе с крестом свидетельствуют о смешении представлений о христианском Боге и языческом божестве. Среди богослужебных записей часто встречаются 2-язычные. На камне, украшенном изображениями орлов, водоплавающих птиц, масок и драконов, в 5 рядах помещен греческий, а затем старослав. текст (слав. текст взят в рамку) из Пс 53 «Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди мя», читаемый в качестве прокимна на вечерне. Там же, в правой части, между изображениями маски и драконов в греческой надписи упоминается сщмч. Климент, еп. Римский, что свидетельствует о почитании в Р. святого, известного ученикам равноапостольных Кирилла и Мефодия, но мало знакомого жителям Вост. Болгарии.

В надписях, в т. ч. и в греко-славянских, встречаются более 60 имен, в основном женских, часто вместе с именем супруга, с крестом или эпитетами «грешный» или «недостойный». Среди имен есть весьма редкие (Левота) и не упоминающиеся в др. источниках (Ждимир, Точена, Градина, Болнс).

На стенах зданий сохранились рисунки и орнаменты, которые украшают памятники минускульного письма 1-й пол. IХ в. Особое место среди них занимают изображения языческих жрецов, святых и сцен из Евангелий. Так, представлены св. Василий (в полный рост, в островерхой шапке, в облачении с крестом на груди, широких панталонах и полуботинках) и св. Алексий, композиции «Вознесение Господне», «Лазарь во гробе» и «Удавление Иуды». Нек-рые изображения жрецов сопровождают рунические знаки и надписи: вероятно, они являются отголосками магических обрядов и дохрист. религ. представлений праболгар. В украшениях помимо растительной орнаментики встречаются изображения павлина и голубя, имевших христ. символику, орла и ястреба. Христ. смысл, вероятно, имели и изображения на внешних стенах всадников на конях и животных.

Лит.: Бешевлиев В. Гръцки надпис с дата от старобълг. ман-р при Равна // ИНМВн. 1982. Кн. 18(33). С. 118; Попконстантинов К., Смядовски Т. За почитанието на Климент, папа Римски в средновек. България: По епиграфски данни от IХ-Х в. // Palaeobulgarica=Старобългаристика. София, 1983. Год. 7. № 4. С. 86-92; Михайлов С. За автентичността на надписа за освещаването на манастирската църква край с. Равна // ИНМВн. 1984. Кн. 20(35). С. 83-89; Попконстантинов К. Двуезични надписи и абецедари от старобълг. ман-р при с. Равна, Варненски окръг // Там же. С. 65-81; он же. Старобългарската епиграфика през последните 10 години (1974-1984) // Археология. София, 1984. № 4. С. 33-45; idem (Popkonstantinov K.). Die Verbreitung des altbulgarischen Schrifttums // Die slavischen Sprachen. B.; N. Y., 1985. Bd. 5. S. 167-200; он же. Още веднъж за надписа с дата от старобълг. ман-р при с. Равна, Варненски окръг // Археология. 1986. № 1. С. 8-19; idem. Traditionen von Kyrill und Methodius im altbulgarischen Literatur- und Ausbildungszentrum des 9. und 10 Jh. beim Dorf Ravna, Bezirk Varna: Nach epigraphischen Angaben // Symposium Methodianum: Beiträge der Intern. Tagung in Regensburg zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Method. Neuried, 1988. S. 491-511; он же. За два паметника от IХ-Х в. с псалтирни текстове от Равна // Приноси към бълг. археология. София, 1992. Т. 1. С. 113-119; он же. Епиграфски бележки за Иван, Царсимеонови син // Българите в Сев. Причерноморие: Изслед. и мат-ли. Вел. Търново, 1994. Т. 3. С. 71-80; idem. Das altbulgarische Kloster bei Ravna: Das Schrifftums- und Kulturcentrum // La vie quotidienne des moines et chanoines réguliers au Moyen Âge et temps moderne. Wrocław, 1995. Vol. 2. P. 691-701; он же. Прабългарските имена от ман-рите при Мурфатлар и Равна // Българите в Сев. Причерноморие. Вел. Търново, 1996. Т. 5. С. 101-108; он же. Рунически надписи и знаци от ман-ра при Равна, Провадийско и техните аналози // Проблеми на прабълг. история и култура. Шумен, 1997. Т. 3. С. 110-111; он же. Равненският храм Св. Богородица: Осветен или обновен в 889 г.? // Образ и слово: Юбил. сб. по случай 60 годишнината на А. Джурова. София, 2004. С. 369-380; Георгиев П. Манастирската църква при с. Равна, Провадийско // ИНМВн. 1985. Кн. 21(36). С. 71-98; он же. Оловни печати от ман-ра при с. Равна, Провадийско // Там же. 1990. Кн. 26(41). С. 103-109; он же. Историята на Равненския ман-р // Епохи. Вел. Търново, 1993. Т. 1. Бр. 2. С. 57-68; он же. Хронологически проучвания върху датирания надпис от Равна // Сб. в чест на Д. Ангелов. София, 1994. С. 273-280; idem (Georgiev P.). La significations historique et architecturale de l'église prés de Ravna // La culture matérielle et l'art dans les terres Bulgares VI-e - XVII s. Sofia, 1995. P. 48-58; он же. Надписът «Климент папа Римски» от ман-ра при Равна, Провадийско: За книжовния прототип на надписа // Преславска книжовна школа. София, 2017. Т. 17. С. 225-241; Бояджиев Р. Някои аспекти на християнската символика в рисунките-графити от старобълг. ман-р край с. Равна, Провадийско // Studia protobulgarica et mediaevalia europensia: В чест на В. Бешевлиев. Вел. Търново, 1993. С. 261-270; Костова Р. За библейския смисъл на един ранносредновек. символ // Българите в Сев. Причерноморие. Вел. Търново, 1994. Т. 3. С. 81-101; она же. Една хипотеза за поклонничеството в България през Х в. // Там же. 1996. Т. 5. С. 149-173; она же. Представата за Бог в прехода езичество - християнство в средновек. България: По мат-ли от ман-ра при с. Равна // Бог и Цар в бълг. история. Пловдив, 1996. С. 63-69; она же. Център и периферия в Равненския ман-р: По рисунки-графити // Светогорска обител Зограф. София, 1996. Т. 2. С. 221-242; она же. Апокрифи и рисунки графити в бълг. средновек. култура: По мат-ли от ман-ра при с. Равна // Изв. на ист. музей, 93. Кюстендил, 1998. Т. 5. С. 325-351; eadem (Kostova R.). A Tenth-Century Graffito of St. Basil the Great in the Light of His Cult in Eastern Monasticism // Palaeobulgarica=Старобългаристика. 1998. Год. 22. № 1. С. 75-95; eadem. Topography of Three Early Medieval Monasteries in Bulgaria and the Reasons for Their Foundation: A Case of Study // Archaeologia Bulgarica. Sofia, 1998. T. 2. N 3. P. 108-125; eadem. Bulgarian monasteries IX to X cent.: Interpreting the archaeological Evidence // Плиска-Преслав: Проучвания и мат-ли. Шумен, 2000. Кн. 8. С. 190-202; Popkonstantinov K., Kronsteiner O. Altbulgarische Inschriften. Salzburg; W., 1994. Bd. 1. S. 207-233; Попконстантинов К., Костова Р. Скрипторият в Равненския ман-р: Още веднъж за украсата на старобълг. ръкописи от IХ-Х в. // Средновек. християнска Европа: Изток и Запад: Ценности, традиции, общуване. София, 2002. С. 719-726; они же. Манастирите на Покръстителя // Християнската култура в средновек. България: Мат-ли от нац. науч. конф. по случай 1100 години от смъртта на св. княз Борис-Михаил (ок. 835-907). Шумен, 2-4 май 2007 г. Вел. Търново, 2008. С. 173-185; Попконстантинов К., Костова Р., Плетньов В. Манастирите при Равна и Караачтеке до Варна в манастирската география на България през IХ-Х в. // Българските земи през средновековието (VII-ХVIII в.): Междунар. конф. в чест на проф. А. Кузев. Варна, 2005. С. 107-121; Рашев Р. Съчетанията от графична рисунка и рунообразен надпис в Равна и Мурфатлар // Културните текстове на миналото: Носители, символи и идеи. София, 2005. Кн. 3. С. 140-148.
Д. Чешмеджиев
Ключевые слова:
Монастыри Болгарской Православной Церкви Равна, болгарский монастырь во имя Пресвятой Богородицы (889 г.- XI в.)
См.также:
АЛАДЖА, ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, МОНАСТЫРЬ расположен на северо-востоке Болгарии
АЛИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Софийской епархии Болгарской Православной Церкви
АРАПОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ НЕДЕЛИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Болгарской Православной Церкви
АРБАНАССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Велико-Тырновской митрополии Болгарской Православной Церкви