Болгарский мон-рь во имя Пресв. Богородицы (889 г.- XI в.). Развалины обители находятся в 3 км от с. Равна, в 28 км от г. Провадия (Болгария). Р. была основана в 889 г., в конце правления болг. равноап. кн. Бориса (в крещении Михаила; 852-889; † 907) как первостепенный церковный и просветительский центр, но к ХI в. пришла в запустение. Упоминаний Р. в источниках и преданиях не выявлено. После обнаружения Р. (1978) в 1979-1990 гг. археологи раскрыли фрагменты стен высотой до 2,5 м и фундаменты различных каменных построек.
2 надписи, выполненные греческими и лат. буквами на камнях стены храма, сообщают о его посвящении Пресв. Богородице и об освящении «в месяц апрель 23-й, индикт 17-й, год 6097; см.: Бешевлиев. 1982; Георгиев. 1994). Согласно визант. исчислению, в записи указан 589 г. от Р. Х., поэтому основание обители нек-рые исследователи не связывали с Болгарским гос-вом (Михайлов. 1984), хотя археологические и архитектурные данные однозначно свидетельствуют о ее возведении уже после Крещения Болгарии (865). Исходя из неправильного указания индикта, В. Бешевлиев и К. Попконстантинов предположили, а большинство исследователей поддержали их выводы, что в записи писец пропустил цифру 300 (Τ), и, следов., имел в виду 6397 г., т. е. 889 г. от Р. Х. (Бешевлиев. 1982; Попконстантинов. 1986). Позже Попконстантинов выдвинул гипотезу о том, что запись могла сообщать о переосвящении храма (Попконстантинов. 1992). П. Георгиев полагал, что автор надписи подразумевал 897 г., следуя системе летосчисления, по которой Евсевий Кесарийский относил год Рождества Христова к 5200 г. от Сотворения мира, а 6097 г. являлся 17-м годом в 19-летнем лунном цикле (indictio paschae) свт. Анатолия, еп. Лаодикийского (Георгиев. 1994), однако крайне редкие случаи использования этих систем летосчисления в Византии и тем более в Болгарии опровергают эту версию. На основании дня освящения 23 апр. возникла гипотеза, что мон-рь был посвящен вмч. Георгию Победоносцу, память которого отмечается в этот день, несмотря на прямое указание в записи о посвящении обители Пресв. Богородице.
В год основания Р. болг. кн. Борис уступил престол старшему сыну Владимиру (Расате; 889-893). О княжеском статусе Р. свидетельствуют найденные в ней печати болг. царя Симеона (893-927) и его старшего сына Михаила. Высокое покровительство обитель, вероятно, утратила в 30-х гг. Х в., в разгар династической борьбы после смерти царя Симеона. Но некоторое время Р. действовала, и даже были построены новые, в основном хозяйственного назначения, здания.
О высоком положении Р., подобном статусу Большой базилики при княжеской резиденции в древней болг. столице Плиске, наиболее ярко свидетельствует ее архитектура, нетипичная для др. болг. обителей. Общая площадь комплекса составляла почти гектар. Его окружала каменная стена с 2 башнями на вост. стороне и с одной - на западной, 2 большими воротами - дорога из западных вела в Плиску, из юго-восточных - в г. Овеч (Проватон, ныне Провадия), возле малых юж. ворот с внутренней стороны находилось большое здание, служившее, вероятно, странноприимным домом. В центре комплекса находилась 3-нефная базилика с небольшим наосом, 3-частным алтарем, нартексом и экзонартексом. В вост. части на насыпи возвышалась представительная резиденция, вероятно епископская или княжеская, 4 жилых и хозяйственных здания размещались в юж. части, бани - в северной.
С западной стороны к базилике примыкал просторный атриум, сев. часть которого составляли здания 4-комнатной б-ки, за ней располагались уч-ще и скрипторий, где были обнаружены ок. 30 стилосов и книжных подставок. На стенах храма, б-ки, училища и скриптория сохранились фрагменты надписей 30 греч. абецедариев, текста Пс 144. 13-16 и рисунков с украшениями, характерными для визант. рукописей того периода. Подобным образом на севере от кафоликона располагалась б-ка в Студийском монастыре, поэтому можно предполагать, что Р. в тот период играла в Болгарском гос-ве роль просветительского и книжного центра, в к-ром могли работать ученики равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Особый интерес для исследователей представляют ок. 4 тыс. рунических, древнегреч., лат., глаголических и кириллических граффити кон. IХ - нач. Х в. на стенах и разнообразных предметах, найденных в Р. Характер этих надписей свидетельствует о пестроте этнического и социального состава их авторов, среди них были как монашествующие, так и многочисленные паломники. Разнообразно и содержание надписей: отрывки богослужебных текстов, молитвенные обращения паломников к святым, счета и проч. В рунической системе представлены 40 знаков и 3 надписи, 2 из них имеют параллели с орхоно-енисейской и таласской письменными древнетюркскими системами, с надписями на предметах из клада Надьсентмиклош (найденного близ совр. г. Сынниколау-Маре, Румыния), в скальном мон-ре Басараби (близ совр. г. Мурфатлар, Румыния). Использование рунической системы, особенно в написании «IС ХС NI KA» и имен нек-рых святых, указывает на праболг. происхождение их авторов. Из рунических знаков наиболее часто в Р. встречается IYI - знак, предположительно обозначающий праболг. верховное божество Тангру. Изображения этого знака вместе с крестом свидетельствуют о смешении представлений о христианском Боге и языческом божестве. Среди богослужебных записей часто встречаются 2-язычные. На камне, украшенном изображениями орлов, водоплавающих птиц, масок и драконов, в 5 рядах помещен греческий, а затем старослав. текст (слав. текст взят в рамку) из Пс 53 «Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди мя», читаемый в качестве прокимна на вечерне. Там же, в правой части, между изображениями маски и драконов в греческой надписи упоминается сщмч. Климент, еп. Римский, что свидетельствует о почитании в Р. святого, известного ученикам равноапостольных Кирилла и Мефодия, но мало знакомого жителям Вост. Болгарии.
В надписях, в т. ч. и в греко-славянских, встречаются более 60 имен, в основном женских, часто вместе с именем супруга, с крестом или эпитетами «грешный» или «недостойный». Среди имен есть весьма редкие (Левота) и не упоминающиеся в др. источниках (Ждимир, Точена, Градина, Болнс).
На стенах зданий сохранились рисунки и орнаменты, которые украшают памятники минускульного письма 1-й пол. IХ в. Особое место среди них занимают изображения языческих жрецов, святых и сцен из Евангелий. Так, представлены св. Василий (в полный рост, в островерхой шапке, в облачении с крестом на груди, широких панталонах и полуботинках) и св. Алексий, композиции «Вознесение Господне», «Лазарь во гробе» и «Удавление Иуды». Нек-рые изображения жрецов сопровождают рунические знаки и надписи: вероятно, они являются отголосками магических обрядов и дохрист. религ. представлений праболгар. В украшениях помимо растительной орнаментики встречаются изображения павлина и голубя, имевших христ. символику, орла и ястреба. Христ. смысл, вероятно, имели и изображения на внешних стенах всадников на конях и животных.