[Лат. Ravennius], архиеп. г. Арелат (ныне Арль, Юж. Франция) (лето 449 - после 452), ученик свт. архиеп. Арелатского. Основными источниками сведений о Р. являются переписка папы свт. Льва I Великого и Житие свт. Илария, написанное между 475 и 480 гг. также учеником свт. Илария, еп. Гоноратом Массилийским.
О начале жизни Р. ничего не известно. В 445 г. он упоминается в источниках впервые как пресвитер в Арелате, приближенный к свт. Иларию. Во время конфликта с Римской курией свт. Иларий поручил Р. отправиться с миссией в Рим и умолять свт. Льва I смирить свой гнев в отношении Арелатской кафедры (Honor. Massil. Vita Hilair. 1995. P. 140). Посольство Р. имело нек-рый успех и позволило наметить условия примирения архиеп. Илария с папой Львом I, к-рое было окончательно достигнуто спустя нек-рое время, хотя уже и без участия Р. Папа Лев I в послании к галльским епископам называл Р. человеком, ему известным (Leo Magn. Ep. 40). Во 2-й раз Р. появляется в Житии свт. Илария в рассказе о предсмертном видении святому, когда тот увидел Р., приступавшего к совершению таинства. Из этого видения свт. Иларий понял, что Р. должен стать его преемником на кафедре (Honor. Massil. Vita Hilair. 1995. P. 146). Вероятно, свт. Иларий († 5 мая 449) перед смертью указал на Р. как на достойную кандидатуру.
Избрание и поставление Р. состоялись на Соборе митрополии летом 449 г. 22 авг. того же года папа Лев I отправил послание к Собору галльских епископов, в к-ром выражал удовлетворение единодушным поставлением Р. во епископа, назвав его достойным человеком (Leo Magn. Ep. 40). Тогда же папа обратился с посланием к Р., поздравил его с избранием и просил почаще писать ему о положении галльских епархий (Idem. Ep. 41). Уже 26 авг. 449 г. датировано 2-е послание папы Льва I к Р., в котором папа предупреждает Р. о том, что в Галлии объявился некий Петрониан, он выдает себя за римского диакона, но является самозванцем (Idem. Ep. 42).
В 450 г. Р. на правах митрополита поставил епископом в г. Вазион (ныне Везон-ла-Ромен) Фонтея. Это вызвало недовольство архиепископа Вьенны (ныне Вьен), к-рый счел данное событие вторжением в его митрополичьи полномочия. Еще в 445 г., во время конфликта Арелатской кафедры с Римом, папа Лев I передал права митрополита во всей Вьеннской пров. архиепископу этого города, хотя и в ограниченных масштабах, т. к. проводить Соборы этой митрополии было поручено старейшему по рукоположению епископу. В 445-450 гг. неизвестно о к.-л. деятельности Вьеннской кафедры для утверждения своей юрисдикции. Вьеннские архиепископы этого времени, Клавдий и Никита, были сторонниками свт. Илария. Но в 450 г. кафедру занял более властный архиеп. Мамерт, к-рый счел действия Р. узурпацией его митрополичьих прав. Он отправил делегацию в Рим с жалобой на Р. Одновременно в Арелате состоялся Собор, к-рый составил обширную петицию к папе Льву I с доказательством древности и обоснованности привилегий Арелатской кафедры над всеми другими на всей территории старой римской пров. Нарбоннская Галлия. Папа Лев I, рассмотрев доводы обеих сторон, принял решение, которое в основном строилось на закреплении положения галльской церковной иерархии кон. IV в., периода Тавринского Собора 398 г. (Conciles gaulois du IVe s. / Ed. J. Gaudement. P., 1977. P. 136-140. (SC; 241)). Как и тогда, папа Лев I разделил епархии провинции между 2 митрополиями по принципу их территориальной близости к ним. За Вьенной закреплялся север с кафедрами Генавы (ныне Женева), Валенции (ныне Валанс), Грацианополя (ныне Гренобль) и Тарантазии; за Арелатом - все остальные кафедры юга, включая и спорный Вазион (Leo Magn. Ep. 65-66).
В это же время с особым посланием от 5 мая 450 г. папа Лев I передал Р. через галльских послов пресв. Петрония и диак. Регула свой «Томос к Флавиану», чтобы Р. распространил его в Галлии и, рассмотрев на провинциальном Соборе, одобрил бы (Idem. Ep. 67). Однако созыв галльских епископов затянулся, и ответное послание Р. и Галльского Собора в Рим датируется уже 451 г. В нем епископы извиняются за задержку, выражают свое согласие с верой, изложенной в «Томосе...». Епископы также планировали послать делегацию в К-поль в поддержку папы Льва I, но пришедшие с Востока вести удержали их от поездки. В этот период в К-поле неожиданно умер имп. Феодосий II (июль 450), а его преемник имп. Маркиан объявил о полной смене курса церковной политики (Idem. Ep. 99). Если офиц. соборный ответ и заставил себя ждать долгое время, то «Томос к Флавиану» Р. распространил по Галлии сразу. На это указывает послание к папе Льву I с одобрением «Томоса...», написанное епископами Керетием Границанопольским, Салонием Генавским и Вераном Винцийским (Idem. Ep. 68). В послании от 27 янв. 452 г. (Idem. Ep. 102) папа извещал галльских епископов о решениях Халкидонского Собора (IV Вселенского). Еще одно послание, написанное вскоре после этого, было адресовано уже только Р. и епископам Рустику Нарбонскому и Венерию Массилийскому. В нем папа специально рассмотрел тему осуждения Диоскора Александрийского и приложил текст соборного приговора ему (Idem. Ep. 103).
Последнее событие, связанное с деятельностью Р.,- председательство на Арелатском Соборе, к-рый проходил в ризнице местной базилики св. Стефана. Собор решал взаимные претензии, к-рые накопились у настоятеля Леринского мон-ря Фауста и еп. г. Форум Юлия (ныне Фрежюс) Феодора. Собор утвердил исключительные права епархиального епископа над мон-рем в совершении таинств, таких как поставление низших клириков и пресвитеров для мон-ря, освящение хрисмы, совершение конфирмации. Также клирики, поступившие в мон-рь или прибывшие на время, могли допускаться к священнослужению только с разрешения местного епископа. Вместе с тем все вопросы монашеской дисциплины и экономической жизни мон-ря были предоставлены на усмотрение настоятеля, без права епископа вмешиваться в них. Известен день проведения этого Собора - 30 дек., но определение года, в к-ром состоялся Собор, колеблется между 452 и 461 гг. В янв. 462 г. переписку с новым папой, Иларием, уже вел еп. Леонтий Арелатский (Hilar. Ep. 1). Фауст был настоятелем Леринского монастыря до 462 г., когда стал епископом г. Регия (ныне Рьез). В собрании писем папы Льва I все хронологические указания относительно Р., а также еп. Феодора обрываются в 452 г.