[Егип. Pth], в древнеегип. религии и мифологии городской бог Мемфиса и покровитель ремесел. На самых ранних стадиях культ П. ассоциировался «с минеральными элементами созданного мира - металлическими рудами и камнями - и с искусством превращения этих элементов в артефакты» (Allen. 2010. P. 176). В египтологической лит-ре последних десятилетий время создания «Памятника мемфисской теологии» определяется периодом от раннединастического (I-II династии, ок. 3032-2707 гг. до Р. Х.) до письменной фиксации сохранившегося до наст. времени списка в эпоху царствования Шабаки, 3-го царя XXV династии (715-700 гг. до Р. Х.); достаточно распространена версия датировки оригинала текста периодом правления XIX династии (1292-1186 гг. до Р. Х.).
В тексте «Памятника…» П., сближаемый с образом хтонического божества Татенена, предстает в виде верховного божества и демиурга, создающего универсум, а также Атума - главы традиц. гелиопольской Девятки богов. П. предварительно задумал творение в своем сердце («седалище мысли»), а затем произнес сакральные слова, назвав имена богов. Подобная модель теокосмогонии, независимо от варианта датировки создания «Памятника мемфисской теологии», стала реакцией религиозно-теологической мысли Мемфиса на более древнюю и авторитетную гелиопольскую солярную теологию с ее архаически-натуралистичной моделью теокосмогенеза, а также стремлением утвердить высокий статус Мемфиса в религ. и политической иерархии городов Египта. П., выступающий творцом Солнечного бога, главы гелиопольской девятки, претендует, т. о., на роль не только демиурга, но и верховного божества егип. пантеона. Одним из аргументов в пользу датировки «Памятника мемфисской теологии» периодом правления XIX династии может служить, в частности, фрагмент созданного в это же время Лейденского гимна Амону, гласящий, что «всего богов трое: Амон, Ра, Птах, и нет равного им. Скрывающий имя свое как Амон, он (есть) Ра на виду, (а) тело его - (это) Птах, (и) города их - Фивы, Гелиополь, Мемфис - (пребудут) на земле навечно» (Papyrus Leiden. I 350, IV 21-22).
Культ П. как демиурга, покровителя искусств и ремесел, а также верховного божества, распространился за пределы Мемфиса и достаточно рано достиг общеегип. масштабов. В эпоху Нового Царства и в Поздний период он начинает приобретать все более ярко выраженные пантеистические черты, что было вызвано в первую очередь отождествлением П. с Осирисом, Амоном, Атумом, Тотом (Джехути), Сокаром и нек-рыми др. божествами. При этом Мемфис, как и прежде, продолжал оставаться центром культа П., что, в частности, нашло свое отражение в этимологии греч. наименования Египта (древне-греч. αἴγυπος; лат. Aegyptus) от H K Pth (Храм Ка Птаха) - имени главного храма П. в Мемфисе.
Традиционно П. изображали в образе человека в облегающем одеянии с посохом в руках, символизирующим власть и могущество. В качестве супруги П. чаще всего упоминается богиня Сехмет, гораздо реже - богини Маат, Хатхор и Тефнут.