Прп. Египетский (пам. 9 авг.). Память П. отсутствует в ранних визант. Синаксарях (X-XI вв.) и появляется только в позднейших, из них она переходит в слав. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 12. С. 28), в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 407) и в собрание житий свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского.
Синаксарные заметки называют П. преподобным, но не дают никаких др. сведений, позволяющих его идентифицировать. Греч. стишные Синаксари сообщают только о том, что он «умер в молитве», и приводят похвальное двустишие (см.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 186). Ничего не проясняет и утверждение свт. Димитрия Ростовского, что именно этот подвижник упомянут в 6-й песни канона прп. Феодора Студита в сырную субботу (память всех преподобных отцов; [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 479 об.), поскольку в соответствующем тропаре просто перечисляются имена подвижников, достойных восхваления.
Архиеп. Сергий (Спасский) считал П. учеником прп. Пахомия Великого (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 241), т. к. древнейшая греч. версия Жития прп. Пахомия (Vita prima. § 25, 79) дважды включает в перечень его учеников подвижника с таким именем (рукописи дают разное написание: Ψόεις, Ψώης, Ψόης; см.: Halkin F., ed. St. Pachomii vitae graecae. Brux., 1932. P. 15, 53). Cогласно этим спискам, Псой входил в число 3 первых учеников прп. Пахомия, но в греческой традиции о нем не сохранилось никаких др. сведений.
Сразу неск. гипотез по идентификации П. приводит в «Новом синаксаристе» иером. Макарий Симонопетрский. Во-первых, он тоже указывает на одноименного ученика прп. Пахомия. Во-вторых, он предполагает, что Псой - это фонетическая модификация греч. имени Паисий и, следов., П. можно отождествить с прп. Паисием Великим (см. об этом ниже). Наконец, он признаёт проблематичность выдвинутых гипотез, указывая на распространенность имени Псой среди егип. монахов (Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 12. Σ. 87).
Не получивший точного ответа вопрос об идентификации П. побуждает обратиться к традиции Коптской Церкви, почитающей неск. святых с именем Псой, каждый из которых гипотетически мог бы быть соотнесен с П.
Самый известный среди почитаемых у коптов монахов с этим именем - Псой (копто-араб. , , , ; у арабов-мелькитов ) Скитский (2-я пол. IV - нач. V в.), основатель мон-ря Дейр-Анба-Бишой в Ските (Вади-эн-Натрун). Его память празднуется коптами и эфиопами 8 абиба/хамле (2 июля); в сиро-яковитской традиции встречается также память 30 нояб. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 67, 93, 96, 100, 108, 111). Сохранились полные и синаксарные версии Жития Псоя на арабском, сирийском и эфиопском языках, причем основные сюжеты и имена героев совпадают с греч. Житием прп. Паисия Великого (подробнее см. в ст. Паисий Великий), хотя вопрос о возможном тождестве подвижников остается открытым (заслуживает внимания, что в сиро-яковитском Минологии из ркп. Lond. Brit. Lib. Add. 17261, XIII-XIV вв., Псой тоже именуется Великим).
В наст. время агиографическое «досье» Псоя/Паисия изучено недостаточно: не издана копто-араб. редакция полного Жития Псоя, известная лишь в кратком пересказе по-английски (Evelyn-White. 1932), сирийская издана (Bedjan. Acta. T. 3. P. 572-620), но не изучена и не переведена ни на один европ. язык; не введена в научный оборот арабо-правосл. (мелькитская) традиция, включающая версию из агиографического сборника (Paris. arab. 259. Fol. 57r - 104v, XIV в.) и из Минология (Sinait. arab. 407. Fol. 5v - 26r, 1335 г.) под 2 июля, к-рая имеет параллели как с копто-арабской, так и с греческой версией. Следов., пока невозможно дать ответы на главные текстологические вопросы: на каком языке был написан оригинал; как соотносятся между собой сохранившиеся версии; являются ли они редакциями одного и того же текста, к-рые получили или, наоборот, потеряли свои особенности из-за бытования в разных традициях, и даже посвящены ли они одному и тому же или разным подвижникам.
Не проясняет последней проблемы и анализ имен. Это 2 разных имени, оба по происхождению коптские и теофорные: имя Псой (p1oi, p1ai и др.) происходит от древнеегип. , обозначавшего понятие судьбы и связанное с ним божество (Quaegebeur. 1975. P. 191-200, 255); имя же Паисий может быть переведено как «служитель Исиды» (pa -isi ). Среди подвижников IV-V вв. были распространены имена, берущие начало в егип. язычестве, что свидетельствует об утрате ими религиозной семантики в восприятии христиан-коптов. Поскольку в греч. языке отсутствуют шипящие, греч. заимствования 2 этих имен не различали 2-го согласного. Т. о., было возможным их смешение, хотя его нельзя признать обязательным: в греческих источниках встречаются подвижники и по имени Паисий (Apophthegmata Patrum, «Лавсаик» прп. Палладия, еп. Еленопольского), и по имени Псой (Halkin F., ed. St. Pachomii vitae graecae. Brux., 1932. P. 15, 53, 120). Русские написание и произношение зависят от греческого, хотя могли бы точнее передавать копт. фонетику: Пшой или Пщой.
Расхождения между греческой и копто-арабской традициями, связанными с Псоем/Паисием (общую канву житийного повествования см. в ст. Паисий Великий), касаются гл. обр. топонимики и ономастики. В качестве места рождения святого, не названного в греч. Житии, араб. текст указывает сел. Шанша, к-рое исследователи локализуют в разных совр. мухафазах Египта: Дакахлия, Бухейра, Минуфия (Coquin. Pshoi of Scetis. 1991. P. 2029; Abuliff. 1999. P. 860). Проблемой также является идентификация старца, под чьим руководством Псой начинал монашеский путь. В копт. Житии прп. Макария Великого его имя - апа Амой (Histoire des monastères de la Basse-Égypte: Vies des saints Paul, Antoine, Macaire, Maxime et Domèce, Jean le Nain, etc. / Éd., trad. É. Amélineau. P., 1894. P. 98. (Annales du Musée Guimet; 25)); также в одной из копт. апофтегм об Амое собеседником старца выступает его ученик по имени Шой (1oi ; см.: Chaine M. Le manuscrit de la version copte en dialecte sahidique des «Apophthegmata Patrum». Le Caire, 1960. P. 16. N 74; Изречения египетских отцов. [Гл.] 101. С. 53). В греческой же традиции старца зовут Памво. Среди егип. подвижников известны и Памво, и Амой, неоднократно фигурирующие в монашеской лит-ре, в первую очередь в апофтегмах. Не позволяет решить проблему выбора и копто-араб. вариант имени старца - , к-рый может быть интерпретирован и как фонетическая модификация имени Памво, и как результат соединения в одну лексему словосочетания (a)pa amoi .
Сложности идентификации связаны и с др. героями Жития. Так, в сюжете о переходе Псоя/Паисия из Скита в Антиною (Антинополь) и о его общих подвигах на новом месте с пустынником по имени Павел в греческой традиции не ставится вопрос об идентификации последнего, а в коптской он отождествляется с Павлом Таммским, одним из видных представителей среднеегип. монашества, к-рый известен из ряда др. источников и под чьим именем сохранилось неск. аскетических сочинений. Общая аскеза 2 подвижников подтверждается и синаксарной заметкой о Павле Таммском (под 7 бабеха (4 окт.) - см.: SynAlex. Pt. 1. P. 322). Соответственно другой, не распознанный в греч. традиции подвижник, помогающий обрести мощи Павла, по имени Иезекииль, в коптской может быть отождествлен с учеником Павла Таммского и автором его Жития. Однако не исключено, что здесь нашла отражение характерная практика позднейших копт. агиографов объединять известных святых родственными и дружескими связями, поскольку в араб. Житии Павла Таммского (не изд.) его духовным соратником назван не Псой Скитский, а некий Псой из мон-ря св. Иеремии в Ткоу, а местом их расставания - Сбехт, т. е. Апполинополь Малый (см.: Coquin R.-G. Paul of Tamma, Saint // CoptE. Vol. 6. P. 1923-1925). Эта версия представляется первичной, поскольку города Тамма, Ткоу и Сбехт находятся вблизи друг от друга и тесное знакомство живущих в их окрестностях монахов кажется более естественным.
Идентификации святых могли выполнять и практическую задачу. Так, в сир. безымянном подвижнике, который по повелению Божию посетил Псоя, составитель одной из сир. версий Жития прп. Ефрема Сирина (BHO, N 270) увидел прп. Ефрема Сирина, а в расположенном также в Ските мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) до сих пор показывают дерево, к-рое проросло из посоха прп. Ефрема в честь встречи 2 великих аскетов. Вероятно, это отождествление стало актуальным, когда насельникам сир. происхождения было необходимо подтвердить законность своего пребывания в егип. мон-ре.
Согласно синаксарному Житию Псоя (SynAlex. Pt. 5. P. 634), его и Павла Таммского мощи впосл. были перенесены из Антинои в монастырь, основанный Псоем в Нитрийской пустыне и получивший его имя, т. е. в Дейр-Анба-Бишой, где они почитаются в наст. время. Из доксологии в копт. гимнографическом сб. «Теотокиа» известно, что перенесение состоялось при копт. патриархе Иосифе (Юсабе) I (830-849; см.: Evelyn-White. 1932. P. 302, 471). Во 2-й пол. XI в. мощи Псоя как хранящиеся в Вади-эн-Натрун упоминаются в списке почитаемых в Египте святынь, составленном диак. Мавхубом ибн Мансуром (см. в ст. «История Александрийских патриархов»; History of the Patriarchs of the Egyptian Church / Ed. Y. Abd al-Masih et al. Le Caire, 1959. Vol. 2. Pt. 3. P. 359).
Благодаря совр. практике паломничества в действующие монастыри Вади-эн-Натрун Псой Скитский стал хорошо известен и в РПЦ. В связи с этим получили широкую популярность отдельные сюжеты из его агиографического «досье» - предания о том, как он, имея обычай умывать ноги пришедшим к нему странникам, удостоился омыть ноги Самого Спасителя, и о том, как нищий старик, к-рому ученики Псоя отказали в его просьбе помочь подняться на гору, оказался Самим Христом, когда Псой, сжалившись над ним, понес его на плечах.
Др. известный монах по имени Псой (2-я пол. IV в.; пам. копт. 5 амшира (30 янв.)) был сподвижником знаменитого копт. аскета, писателя и церковного деятеля Шенуте и его дяди Пжоля; ему посвящен (возможно, основан им) Красный монастырь.
Псой Тудский (пам. копт. 25 кихака (21 дек.)) известен лишь из краткой заметки в верхнеегип. редакции копто-араб. Синаксаря (SynAlex. Pt. 2. P. 523). В совр. копт. традиции он отождествляется с одним из 3 первых учеников прп. Пахомия Великого. Особо отмечается его усердие в изучении книг прор. Иеремии, так что тот даже являлся ему. О сугубом внимании святого к этому пророку и о его явлениях говорится также в Житии Псоя/Паисия Скитского. Мон-рь, основанный на месте подвигов Псоя Тудского, предположительно идентифицируется как совр. монастырь Дейр-Анба-Абшай (Coquin R.-G., Martin M. Dayr Anba Absha y // CoptE. Vol. 3. P. 719; др. название - Дейр-эль-Киддисин - мон-рь Святых) у сел. Эт-Туд близ г. Арманта в В. Египте. Возможно, об этой обители говорится в синаксарной заметке о Писентии, еп. Арманта, чья деятельность приходится на время араб. завоевания Египта (639-642); в таком случай Псой Тудский, очевидно, жил ранее VII в.
В копт. традиции перед именами мучеников, как и святых монахов, часто ставится слово «апа» (отец), к-рое в визант. традиции могло быть воспринято как указание на монашеское звание и, следов., на чин преподобных. Возможность того, что именно так произошло в случае с П., нельзя исключать, хотя она крайне мала ввиду существенных расхождений в днях памяти святых, а также поскольку нек-рые из мучеников с именем Псой пострадали и вошли в святцы вместе с родственниками, и остается без ответа вопрос, почему для визант. Синаксарей мог быть выделен один из общей группы мучеников. Мученик апа Псой известен из копт. Мученичества, к-рое сохранилось в столь фрагментарном виде, что извлечь из него к.-л. биографические сведения не представляется возможным (Papaconstantinou. 2001. Р. 234). Др. одноименные мученики известны гл. обр. из араб. источников (прежде всего из копто-араб. Синаксаря XIII-XIV вв.), где имя обычно передается как Абшай/Б(и)шай. Один из них был священником и поминается вместе с братом и матерью, тоже мучениками, в день их кончины 29 бауна (23 июня), хотя в сказании говорится, что он принял мученическую смерть 1 наси (24 авг.; SynAlex. Pt. 5. P. 608-609); в нек-рых версиях Синаксаря его память под этим числом отмечена отдельно (Ibid. P. 771. Not. 1). Под 19 бауна (13 июня) поминается одноименный мученик по прозвищу Ануб, который служил в войске Киприана, правителя г. Атрипе, и был казнен в Гермополе (Ibid. P. 580-581). Наконец, известны мученики Абшай и Петр, двоюродные братья, аскеты и диаконы, пострадавшие в нач. IV в., при имп. Диоклетиане; их память отмечается 5 бауна (30 мая; под этой же датой (5 сане) есть сказание в эфиоп. Синаксаре - PO. T. 1. Fasc. 5. P. 553-557), 26 бауна (20 июня) и 1 бармуда (27 марта, день рождения Абшая). 26 кихака (22 дек.) празднуется освящение церкви, где были положены их мощи, в их родном сел. Буха близ г. Кау, епископ к-рого Моисей (Мисас) составил в их честь пространный энкомий (сохр. в араб. версии; см.: Coquin R.-G., Martin M. Dayr Anba Absha y (Abu Tj) // CoptE. Vol. 3. P. 718-719). В наст. время посвященная им церковь находится в близлежащем г. Сидфа (мухафаза Асьют).