[греч. Βισαρ\\ ων] (2-я пол. IV в.?), прп., чудотворец егип. (пам. копт. 25 месора (18 авг.), пам. рус. 6 июня). Сведения о нем содержатся в Apophthegmata Patrum, пространной версии «Лавсаика» и копто-араб. и эфиоп. синаксарях. Был современником прп. Иоанна Ликопольского. Согласно копто-араб. синаксарю, В. род. в христ. семье. Желая вести «ангельскую жизнь», В. много лет получал наставления у подвижника Антония, а затем ушел в Скит к прп. Макарию (вероятно, прп. Макарию Великому). Известно, что у В. был, по крайней мере, один ученик по имени Дула. Apophthegmata Patrum изображают В. как молитвенника и чудотворца: он превратил морскую воду в пресную, остановил заходящее солнце, ходил по водам как посуху, молитвой излечил бесноватого, мог провести ок. 40 суток стоя, без сна. В пространной версии «Лавсаика» есть рассказ о его нестяжании: В. накрыл плащом мертвеца, нищему на рынке отдал хитон и сидел нагой с Евангелием под мышкой, пока проходящий мимо чиновник не одел его. Затем В. продал Евангелие, чтобы отдать вырученные деньги неимущим. По мнению Л. Реньё, рассказ из «Лавсаика» относится не к В., а к егип. подвижнику Серапиону (Regnault. P. 379).
Почитание В. распространилось за пределы Египта. В визант. минеях он упомянут под 20 и 28 февр., 6 и 17 июня, в визант. синаксарях - под 27 и 29 нояб. В рим. Мартирологе Ц. Барония упомянут под 17 июня и ошибочно приписан к святым Фригии (Sauget. P. 141). В честь В. гимнографом Иосифом был составлен канон, а кард. Виссарионом - энкомий. В. не следует путать с прп. Пассарионом, архиеп. Палестинским, упомянутым у Кирилла Скифопольского, а также с Виссарионом Египетским, предполагаемым учеником прп. Исидора Пелусиота.
Память В. с памятью прп. Илариона 6 июня указывается во всех списках Иерусалимского устава, начиная с древнейших (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) и до греч. и слав. печатных изданий (Типикон. Венеция, 1577. Fol. 52; старопечатные московские Типиконы - 1610, 1633, 1641). Их памяти сопровождаются указанием «Аллилуия», т. е. в этот день совершалась будничная служба с поклонами, на утрене вместо «Бог Господь» пели «Аллилуия», тропаря у В. не было. В реформированном тексте Типикона 1682 г. появляется ремарка: «Аллилуия или тропарь», выписывается общий тропарь преподобных. Это изменение произошло в связи с общим процессом добавления тропаря для всех святых, не попадающих в период Великого поста. В совр. греч. Минее приводится только последование прп. Илариона.
Совр. последование В. включает в себя: общий тропарь В. и прп. Илариону ( ); кондак 2-го гласа на подобен «Твердыя»: ( ); канон 2-го гласа творение Иосифа ( ) ( ).
В рукописях встречаются также др. каноны В.: 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, без акростиха, ирмос: «Κύματι θαλάσσης» ( ), нач.: «Χάριτος τῆς θείας ῥανίδα μοι στάξον» (Благодать божественной капли мне пролей); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Βισαρίων (sic), ἆρον νόσους ᾿Αρσενίου» (Арсения), с именем Арсения в 8-й песни канона, ирмос: «̀λδβλθυοτεΙππον καὶ ἀναβάτην» ( ), нач.: «Βλέμματι ἀκοιμήτῳ ὁ βλέπων πᾶσαν τὴν γῆν» (Взору неусыпающему, видящему всю землю) (Ταμεῖον. Σ. 212).