Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВИССАРИОН
8, С. 539-540 опубликовано: 27 мая 2009г.


Содержание

ВИССАРИОН

[греч. Βισαρ\\ ων] (2-я пол. IV в.?), прп., чудотворец егип. (пам. копт. 25 месора (18 авг.), пам. рус. 6 июня). Сведения о нем содержатся в Apophthegmata Patrum, пространной версии «Лавсаика» и копто-араб. и эфиоп. синаксарях. Был современником прп. Иоанна Ликопольского. Согласно копто-араб. синаксарю, В. род. в христ. семье. Желая вести «ангельскую жизнь», В. много лет получал наставления у подвижника Антония, а затем ушел в Скит к прп. Макарию (вероятно, прп. Макарию Великому). Известно, что у В. был, по крайней мере, один ученик по имени Дула. Apophthegmata Patrum изображают В. как молитвенника и чудотворца: он превратил морскую воду в пресную, остановил заходящее солнце, ходил по водам как посуху, молитвой излечил бесноватого, мог провести ок. 40 суток стоя, без сна. В пространной версии «Лавсаика» есть рассказ о его нестяжании: В. накрыл плащом мертвеца, нищему на рынке отдал хитон и сидел нагой с Евангелием под мышкой, пока проходящий мимо чиновник не одел его. Затем В. продал Евангелие, чтобы отдать вырученные деньги неимущим. По мнению Л. Реньё, рассказ из «Лавсаика» относится не к В., а к егип. подвижнику Серапиону (Regnault. P. 379).

Почитание В. распространилось за пределы Египта. В визант. минеях он упомянут под 20 и 28 февр., 6 и 17 июня, в визант. синаксарях - под 27 и 29 нояб. В рим. Мартирологе Ц. Барония упомянут под 17 июня и ошибочно приписан к святым Фригии (Sauget. P. 141). В честь В. гимнографом Иосифом был составлен канон, а кард. Виссарионом - энкомий. В. не следует путать с прп. Пассарионом, архиеп. Палестинским, упомянутым у Кирилла Скифопольского, а также с Виссарионом Египетским, предполагаемым учеником прп. Исидора Пелусиота.

Ист.: ActaSS. Iunii. T. 3. P. 299-303; PG. 34. Col. 1219-1220 (рус. пер.: Палладий. Лавсаик. С. 158-159) [пространная версия «Лавсаика»]; PG. 65. Col. 137-144 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 45-47) [алф. собр. Apophthegmata Patrum]; PL. 73. Col. 783, 807, 808, 809, 893, 1000-1001, 1037, 1197-1198 [лат. перевод Apophthegmata Patrum]; PO. T. 17/3. P. 749-751 [копто-араб. синаксарь]; Joannou P. Un opuscule inédit du card. Bessarion: Le panégyrique de s. Bessarion, anachorète égyptien // AnBoll. 1947. T. 65. P. 107-137.
Лит.: David J. Bessarion // DHGE. T. 8. Col. 1080-1081; Sauget J.-M. Bessarione // BiblSS. T. 3. Col. 140-141; Παπαδόπουλος Σ. Τ. Βησσαρ\\ ων // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 846-847; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 81; Regnault L. Bessarion, Saint // CoptE. Vol. 2. P. 379.
А. А. Войтенко

Гимнография

Память В. с памятью прп. Илариона 6 июня указывается во всех списках Иерусалимского устава, начиная с древнейших (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) и до греч. и слав. печатных изданий (Типикон. Венеция, 1577. Fol. 52; старопечатные московские Типиконы - 1610, 1633, 1641). Их памяти сопровождаются указанием «Аллилуия», т. е. в этот день совершалась будничная служба с поклонами, на утрене вместо «Бог Господь» пели «Аллилуия», тропаря у В. не было. В реформированном тексте Типикона 1682 г. появляется ремарка: «Аллилуия или тропарь», выписывается общий тропарь преподобных. Это изменение произошло в связи с общим процессом добавления тропаря для всех святых, не попадающих в период Великого поста. В совр. греч. Минее приводится только последование прп. Илариона.

Совр. последование В. включает в себя: общий тропарь В. и прп. Илариону (   ); кондак 2-го гласа на подобен «Твердыя»: (         ); канон 2-го гласа творение Иосифа (      ) (          ).

В рукописях встречаются также др. каноны В.: 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, без акростиха, ирмос: «Κύματι θαλάσσης» (  ), нач.: «Χάριτος τῆς θείας ῥανίδα μοι στάξον» (Благодать божественной капли мне пролей); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Βισαρίων (sic), ἆρον νόσους ᾿Αρσενίου» (Арсения), с именем Арсения в 8-й песни канона, ирмос: «̀λδβλθυοτεΙππον καὶ ἀναβάτην» (   ), нач.: «Βλέμματι ἀκοιμήτῳ ὁ βλέπων πᾶσαν τὴν γῆν» (Взору неусыпающему, видящему всю землю) (Ταμεῖον. Σ. 212).

А. А. Л.
Ключевые слова:
Чудотворцы Святые Коптской Церкви Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Гимнография преподобных Преподобные Коптской Церкви Виссарион (2-я пол. IV в.?), преподобный, чудотворец египетский (пам. копт. 25 месора (18 авг.), пам. рус. 6 июня)
См.также:
АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 354-449), егип. подвижник, прп. (пам. 8 мая, копт. 13 пашонс, пам. зап. 19 июля)
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ († 376), прп. (пам. 3 марта, копт. 15 апр., зап. 2 окт., сир. 1 февр.)
АНИН прп., чудотворец Халкидонский (пам. 13 и 18 марта, пам. греч.16 марта)
АНУВИЙ (Ануб, Нуб, Ануф; IV в.), прп. Египетский, исп. (пам. 5 июня, греч. 6 июня, копт.17 июня)
АПОЛЛОНИЙ ФИВАИДСКИЙ (IV в.), прп. (пам. 31 марта, копт. 22 янв.)
ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ (2-я четв. XVI), прп., (пам. 6 нояб., в Соборе Карельских святых, в Соборе Кольских святых)
ЕЛИСАВЕТА (V в.), чудотворица, прп. (пам. 24 апр.)
ЗАХАРИЯ И КАРИОН (IV в.), преподобные (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.; пам. копт. 13 бабеха)
ОНИСИМ (III-IV вв.?), прп., исп. (?) Магнисийский, чудотворец (пам. 14 июля)
ОНУФРИЙ ВЕЛИКИЙ (IV в.?), прп. (пам.: 12 июня; пам. копт. 16 паоне/бауна (10 июня)), егип. пустынник
ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.)
ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 292 - ок. 346), прп. (пам. 15 мая; пам. копт. и зап. 9 мая)