[греч. ᾿Ελισάβετ] (V в.), прп., чудотворица (пам. 24 апр.).
Полное Житие Е. (BHG, N 2121), написанное анонимным автором на греч. языке, сохранилось во флорентийской рукописи Laurent. gr. 50 (Conv. Soppr. B. I. 1214), но до сер. XX в. было неизвестно. Принято считать, что terminus ante quem для составления Жития - XIV в. Исследовательница В. Каррас предложила в качестве terminus post quem 574 г., когда имп. Юстин II (565-578) ввел в литургию Херувимскую песнь, упоминаемую в Житии, однако эту дату следует принимать с осторожностью, т. к. вполне вероятно, что Херувимская песнь неск. древнее. А. Виноградов, сделавший перевод Жития на рус. язык, относит памятник к доиконоборческой эпохе (кон. VI - нач. VIII в.). Др. Житие Е., составленное мон. Харитоном (BHG, N 2122, 2122a), представляет собой Похвальное слово, весь фактический материал заимствован из анонимного Жития. В кратких синаксарных сказаниях точные сведения о происхождении и времени жизни Е. отсутствуют.
Е. род. в Ираклии Фракийской (Перинфе) у благочестивых и знатных родителей, дисипата Евномиана и Евфимии. 16 лет они были бездетны. Однажды во время празднества в честь Гликерии, мц. Ираклийской (пам. 13 мая), к-рое ежегодно совершалось жителями города и окрестных деревень, супруги усердно молились мученице о даровании им чада. Явившись во сне Евномиану и его жене, Гликерия обещала им скорое рождение дочери. Ребенка крестили в честь прав. Елисаветы (пам. 5 сент.), матери св. Иоанна Крестителя. В 3 года Е. была отдана для обучения Свящ. Писанию, в 12 лет она лишилась матери, через 3 года - отца. Тогда Е. раздала имение нищим и отправилась в К-поль в обитель вмч. Георгия (Малый Холм), где настоятельницей была ее тетя. Там Е. приняла постриг и всей душой предалась иноческим подвигам: усиленно постилась, 3 года не поднимала глаз на небо, даже зимой ходила босая, в одном хитоне, никогда не омывала тело водой. Когда настоятельница мон-ря скончалась, св.
В «Житиях святых подвижниц Восточной Церкви» свт. Филарета (Гумилевского), в «Полном Месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) и в комментариях к Четьим-Минеям свт. Димитрия Ростовского Е. названа игуменией монастыря святых Космы и Дамиана, построенного в К-поле имп. Юстином I (518-527) и его женой Софией. Данное указание следует считать ошибочным, поскольку София была супругой имп. Юстина II, к-рый и основал обитель (Janin. P. 284-285), а Е., согласно полному Житию, жила раньше этого времени.
Поклонение мощам Е. продолжалось до захвата К-поля турками в 1453 г. Рус. паломники Стефан Новгородец в 1348-1349 гг. и диак. Зосима в 1419-1420 гг. видели мощи Е. и мц. Фомаиды (пам. 13 апр.). На родине Е., во Фракии, до сер. XX в. почитался чудотворный источник преподобной в Фанари (ныне Фенеркёй, близ Силиври, Турция).
Память Е. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 272) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. отсутствует, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 59) под 24 апр. содержатся посвященные Е. канон (нач.: ), цикл стихир и седален. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 449) малоазийской редакции Студийского устава указывает в день памяти Е. канон, составленный гимнографом Иосифом Песнописцем (Ɨ 886), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир и седален. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 147), представляющий афоно-итал. редакцию Студийского устава, упоминает Е. под 24 апр. без богослужебного последования.
В ранних греч. редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 48) память Е. не указывается. В греч. изданиях богослужебных книг, с первопечатных Типиконов и до изданий наст. времени, Е. упоминается под 24 апр., в рус. редакциях богослужебных книг этого же периода память Е. отсутствует.
Последование Е., содержащееся в совр. греч. Минее (Μηναῖον. ᾿Απρίλιος. Σ. 180-186), включает общий отпустительный тропарь преподобной жене ᾿Εν σο Μῆτερ̇ ( ); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, составленный гимнографом Иосифом (вероятно, этот же канон упоминается в Евергетидском Типиконе), без акростиха, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ̇ ( ), нач.: Ταῖς τῶν παθῶν με τρικυμίαις πάντοθεν (Страстей меня бурями отовсюду) (этот же канон указан в рукописной слав. Минее - ГИМ. Син. № 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 59); цикл стихир-подобнов; седален.
По греч. рукописям известен тот же, что и в совр. греч. Минее, канон Е., содержащий 2-ю песнь и дополнительные тропари в каждой песни (AHG. T. 8. P. 289-301).