Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРОХОР ГРУЗИН
58, С. 512-514 опубликовано: 6 декабря 2024г. 


ПРОХОР ГРУЗИН

Преподобные Прохор Грузин и Лука Иерусалимский. Роспись кафоликона Крестового мон-ря в Иерусалиме. 1644 г. (ц. Светицховели, Мцхета, Грузия)
Преподобные Прохор Грузин и Лука Иерусалимский. Роспись кафоликона Крестового мон-ря в Иерусалиме. 1644 г. (ц. Светицховели, Мцхета, Грузия)

Преподобные Прохор Грузин и Лука Иерусалимский. Роспись кафоликона Крестового мон-ря в Иерусалиме. 1644 г. (ц. Светицховели, Мцхета, Грузия)
[Груз. პროხორე ჟართველი] († 1066), прп. (пам. груз. 12 февр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ); возобновитель и настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме.

Источники

Сведения о П. Г. сохранились в синаксарном Житии, нач.: ხოლო იყო ღმერთშემოსილი ესე მამა(?)ბულლეტ ჩუენი პროხორი ნათესავით ჟართველი: (Был богоносец отец наш Прохор родом из грузин...) (Hieros. Patr. iver. 24-25, XI в. Fol. 151v - 152; НЦРГ. Н 886, XII в.; Н 1661, 1156 г.; Q 105а, XVII в.; Q 75, XVIII в.- Кипшидзе. 1927. С. 32; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 253-255; Метревели. 1962. С. 30; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 345-346). Текст Жития П. Г. на основе т. н. Джручского синаксаря впервые опубликовал Ф. Жордания (НЦРГ. H 1661, 1155 г.- Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 523-524). В 1902 г. в хранилищах древностей Иерусалима Н. Я. Марр обнаружил и переписал еще один текст (Hieros. Patr. iver. 24-25, XI в. Fol. 151v - 152). На основании этих 2 рукописей Д. А. Кипшидзе опубликовал критически установленный текст, не учитывавший, однако, данных других рукописей (Кипшидзе. 1927. С. 32). Э. П. Габидзашвили, опираясь на все существующие рукописи, подготовил текст вместе с исследованием (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 345-346). По мнению Кипшидзе, синаксарное Житие было написано в 1066-1155 гг. на основе обширного агиографического произведения (Кипшидзе. 1927. С. 37). Е. П. Метревели считала, что Житие П. Г. могло быть составлено вскоре после его кончины, на основании чего она датировала Житие 1066-1070 гг. (Метревели. 1962. С. 31). Габидзашвили считал местом возникновения произведения Крестовый монастырь, поскольку Житие могло быть создано только с разрешения и по благословению настоятеля и с согласия насельников обители (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 107). Метревели и Габидзашвили независимо друг от друга пришли к выводу, что насельник Крестового монастыря первым написал именно синаксарный текст, а расширенный текст так и не был создан (Там же. С. 111).

Также о П. Г. говорится в Житии прп. Георгия Святогорца, написанном Георгием Мцире в 1066-1068 гг.; в колофонах (завещания и приписки) к различным рукописям Крестового монастыря сер. XI в.; в поминальной книге Крестового монастыря; в надписях на фресках Крестового монастыря с изображением святого (ростовое изображение П. Г. находилось над входным проемом на западной стене кафоликона Крестового мон-ря (утрачено), другое изображение - в вост. части юго-зап. столба); на мраморной плите на полу в алтаре кафоликона Крестового монастыря (трудноразличимую надпись А. А. Цагарели прочитал как Прохор) (Hieros. Patr. iver. 14 и 48, X-XI вв.; Hieros. Patr. iver. 17, 1061 г.; Метревели. 1962. С. 72, 94). Имя П. Г. упоминается в колофонах переписанных в Саввы Освященного лавре в 1038 г. Евангелиях от Иоанна и от Матфея; в колофонах переписанного в Крестовом монастыре в 1039-1040 гг. сборника сочинений свт. Василия Великого, а также в приписке-завещании в сборнике Житий 1055 г. Эти приписки неск. раз издавали, на сложность прочтения текстов, вызванную, очевидно, восстановлением поврежденных мест и восполнением лакун более поздними переписчиками, указывала В. И. Имнаишвили (Имнаишвили. 1975. С. 321). В 1757-1758 гг. в Иерусалиме побывал еп. Руис-Урбнисский Тимофей (Габашвили), собравший сведения о П. Г. (Тимофей (Габашвили). 1956).

Вопрос имени и идентификации П. Г.

В Житии П. Г. и мн. др. источниках упомянуто единственное имя святого - Прохор. Однако в научной лит-ре он часто фигурирует как Георгий-Прохор, что, по мнению Э. Мамиствалишвили, стало результатом неверного толкования первоисточников.

Впервые П. Г. как Георгия-Прохора упоминает Метревели, несмотря на то что в рассматриваемом ею источнике («Путешествие» еп. Тимофея) П. Г. фигурирует только как Прохор (Тимофей (Габашвили). 1956. С. 0172). То же можно обнаружить и в сочинениях К. С. Кекелидзе и Л. В. Менабде: называя П. Г. Георгием-Прохором, они ссылались на источники (Кекелидзе - на Житие прп. Георгия Святогорца, приписку в найденной в Иерусалиме рукописи «Балавариани» и др.; Менабде - на Житие П. Г., Житие прп. Георгия Святогорца, завещания-приписки Крестового мон-ря и др.), в к-рых настоятель Крестового монастыря упоминается только под одним именем - Прохор (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 144-145; Кекелидзе. 1962. С. 47; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 81-86, 281, 424).

По мнению Мамиствалишвили, до кон. 50-х гг. XI в. в Крестовом мон-ре 3 настоятеля подряд сменили друг друга: Георгий, затем П. Г. и после опять Георгий, и размещение в рукописях первых двух имен рядом привело к неверному представлению о том, что речь идет об одном человеке. Также он обратил внимание на одно место в завещании, которое ученые прочитывали по-разному (Цагарели, Метревели и Т. Мгалоблишвили - как «Удостой меня, грешника и убогого Георгия Прохора...», Жордания - как «...Георгия настоятеля (წინამმღვარი)...», Марр - как «..Г-и Прохора...»), что дало возможность исследователям неоправданно приписать П. Г. второе имя. Настоятель Крестового мон-ря Георгий неоднократно упоминается в рукописях. В некоторых случаях исследователи на неизвестных основаниях идентифицировали его с П. Г. Напр., в приписке к Четвероевангелию 1038 г. сказано: создавший рукопись в лавре св. Саввы Микел Чихуарели указал, что выполнил работу по благословению Георгия Джварели (т. е. из Крестового монастыря, от грузинского ჯვარი - крест), который и пожертвовал ее в Крестовый монастырь (по мнению Кекелидзе, здесь речь идет о Георгии-Прохоре, хотя имя Прохор нигде не упоминается: Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 108-109). В приписках к рукописи Житий отцов, созданной в тот же период в Крестовом мон-ре, упоминается «отец» (т. е. настоятель) Крестового мон-ря Георгий (Л. 1, 56 об., 136, 210, 285 об.; Имнаишвили. 1975. С. 322-324; Метревели. 1984. С. 91). Интересна приписка к заглавию Жития папы св. Сильвестра I, которое нашел Марр: «Господи, упокой душу отца Прохора. Христос, величай душу отца Георгия. Аминь» (Марр. 1955. С. 85) - очевидно, речь идет о П. Г. и его ученике Георгии, к-рого П. Г. назначил настоятелем Крестового мон-ря после себя.

Жизнь

Известно, что П. Г. был уроженцем исторической южногруз. пров. Шавшети (ныне на территории Сев. Турции), его отца звали Иоване, мать - Риануш. Возмужав, юноша отправился в соседнюю провинцию Кларджети и поступил в мон-рь Цкаростави, где подвизался его старший брат. Вскоре он принял постриг, был рукоположен во диакона и иерея. П. Г. был учеником груз. книжника и церковного деятеля Евфимия Грдзели (Иерусалимского). Приблизительно в 1015-1025 гг. (по мнению ряда др. ученых, значительно раньше) он прибыл в Иерусалим и поступил в лавру св. Саввы, где существовала значительная груз. община; там он подвизался под рук. Иоанна Синайского. Спустя некоторое время П. Г. построил к западу от Иерусалима «монастырь Креста... и окончил, и украсил всякими украшениями, и собрал в нем братьев подвижников… числом восемьдесят, и определил им чин и устав наподобие монастыря св. Саввы». В груз. историографии на основании этих данных из Жития П. Г., а также мнения еп. Тимофея (Габашвили) долгое время считалось, что П. Г.- основатель Крестового монастыря. Однако в современной историографии доказано, что речь идет о возобновлении монастыря П. Г. и о строительстве им монастырского кафоликона, который, как выявили археологические исследования, стоит на фундаменте V в. (Мамиствалишвили. 2016. С. 36-77) (подробнее см. в ст. Крестовый монастырь).

Согласно припискам и завещаниям, к 1038 г. Крестовый мон-рь уже функционировал, его строительство можно разделить на 2 периода: период настоятеля Георгия и период настоятеля П. Г. Особого внимания заслуживает то место в приписках, где указано, что Георгий настоятель (Джварели), «несмотря на немощь», смог построить мон-рь «на месте Святого и Животворящего Креста» (Цагарели. 1888. С. 22. N 36; Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 178; Марр. 1955. C. 85; Метревели. 1984. С. 79-91), т. е. начал восстанавливать древний (возможно, руинизированный) мон-рь, к-рый основал еп. Маюмский Петр Ивер. На Георгия как на строителя Крестового мон-ря ссылается переписчик Иоанн Чёрный (Lond. Brit. Mus. Add. 11281. Fol. 1, 369v; Имнаишвили. 1975. С. 322, 325). По мнению Жордании, Георгий Джварели строил Крестовый мон-рь до 1039 г., а завершил строительство П. Г. (Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 178); это же выявили и дальнейшие исследования (Мамиствалишвили. 2016). В Житии П. Г. возведение Крестового мон-ря полностью приписано П. Г. как главному строителю обители и организатору монастырской жизни братии. В росписи кафликона П. Г. был также представлен как единственный основатель мон-ря (Там же. С. 118). Сложно определить причины, побудившие братию мон-ря забыть имя предшественника П. Г.- Георгия. Возможно, внутри братии возникли разногласия - аналогичные примеры известны в истории Крестового мон-ря и позже (напр., при настоятеле Никифоре Ирбахе (Ирубакидзе-Чолокашвили; католикос-патриарх Зап. Грузии в 1657-1658)), а также в истории др. мон-рей (Там же. С. 207-210).

Окончательно строительство Крестового мон-ря было завершено к кон. 50-х - нач. 60-х гг. Также П. Г. построил в Иерусалиме гостиницу для груз. паломников. Из Жития прп. Георгия Святогорца известно, что значительную материальную помощь в строительстве оказали П. Г. царь Грузии Баграт IV (1027-1072) и его мать царица Мариам; средства в 1056 г. передал посещавший Иерусалим прп. Георгий. Кроме того, по просьбе П. Г. прп. Георгий снабдил мон-рь своими переводами церковных книг. Также известны созданные по заказу П. Г. рукописи, приписки к к-рым содержат интересные сведения об истории Крестового мон-ря и истории ГПЦ. Очевидно, помимо церковно-адм. обязанностей П. Г. и сам занимался книжной деятельностью: известен переписанный им объемный агиографический сборник, к-рый хранится в б-ке Оксфорда (Bodl. 1).

Ок. 1058 г. (по мнению др. ученых, в 1061), когда благоустройство Крестового мон-ря было окончено, П. Г., «ослабший от старости», поставил настоятелем мон-ря своего ученика мон. Георгия, а сам с 2 учениками удалился в пустыню Арнона (Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 81) или Шехана (Метревели. 1975. С. 42-43), где вел отшельническую жизнь и вскоре скончался.

Габидзашвили дает следующую хронологию жизни П. Г.: родился приблизительно в 985-990 гг., в 1010-1015 гг. отправился в Иерусалим, где до 1025 г. подвизался в лавре св. Саввы, в 1025-1061 гг. жил в Крестовом мон-ре и в 40-50-х гг. XI в. занимался строительством мон-ря, скончался в 1066 г. в возрасте 76 лет - 81 года (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 111).

Память П. Г. особенно чтилась в Крестовом мон-ре: в агапе за 4 янв. (память небесного покровителя П. Г.- ап. Прохора) указано, что в этот день совершалось поминовение П. Г.; положено было совершать бдение всю ночь, настоятель монастыря должен был приготовить братии трапезу (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 100-101). Практически те же сведения о порядке совершения агапы 4 янв. содержатся и в Житии П. Г., в к-ром также объясняется, что дата была установлена в этот день из-за того, что день кончины П. Г. (12 февр.) часто приходился на период Великого поста (Там же. С. 101). Позже ГПЦ перенесла день памяти П. Г. на день его кончины, 12 февр.

Ист.: Цагарели А. А. Памятники груз. старины в св. Земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1(10)); Кончошвили П. Поездка в св. город Иерусалим и на св. гору Афон. Тб., 1901. С. 74 (на груз. яз.); Кипшидзе Д. Житие Прохора, Мученичества Луки и Николая Двали // ИзвКавИАИ. 1927. Т. 2. С. 31-68, здесь 32-37; Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие. Тб., 1956; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 96-111; Метревели Е. Материалы по истории груз. колонии в Палестине, XI-XVII вв. Тб., 1962. С. 30-36; Имнаишвили В. Жития святых отцов: Груз. рукопись XI в. Британского музея. Тб., 1975 (на груз. яз.).
Лит.: Марр Н. Краткое описание груз. рукописей б-ки греч. Патриархата в Иерусалиме / Сост.: Е. Метревели. Тб., 1955 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Роман «Балавариани» в христ. литературе // Он же. Этюды. 1960. Т. 6. С. 41-71; он же. Житие и подвиги Иоанна, католикоса Урhaйского // Там же. 1961. Т. 7. С. 102-135; он же. Неизвестная редакция груз. гимнографической Минеи // Там же. 1962. Т. 8. С. 377-382; он же. Др.-груз. лит-ра 1980. Т. 1. С. 103-104; Метревели Е. Материалы из истории груз. колонии Иерусалима XI-XVII вв. Тб., 1962. С. 30-36 (на груз. яз.); она же. Пустыня Шехана - неизвестный скрипторий XI в. в Палестине // Мравалтави (Многоглав). Тб., 1975. Т. 5. С. 22-44 (на груз. яз.); она же. О понимании завещания рукописи Ier. 14 // Мацне (Вестник). Сер. языка и лит-ры / АН Груз. ССР. Тб., 1984. Вып. 4. С. 79-91 (на груз. яз.); она же. Филологическо-ист. исследования. Тб., 2007. Т. 1. С. 287-300 (на груз. яз.); Икономопулос А. Новые данные археол. раскопок Крестового мон-ря в Иерусалиме: Предварительные отчеты // Труды ТГУ. Тб., 1999. № 328. С. 271-280 (на груз. яз.); Мгалоблишвили Т. Иерусалимский Крестовый мон-рь: Легенды и реальность // 20 веков христианства в Грузии. Тб., 2004. С. 176-192 (на груз. яз.); Джапаридзе Г. Основание Крестового мон-ря в Иерусалиме в 30-е гг. XI в. в контексте ближневост. дипломатии // Ближний Восток и Грузия. Тб., 2005. Вып. 4. С. 135-146 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Древнегруз. оригинальная духовная лит-ра. Тб., 2015. С. 73, 105-106 (на груз. яз.); Мамиствалишвили Э. Мон-рь Св. Креста в Иерусалиме. Тб., 2016 (на груз. яз.).
Э. Мамиствалишвили, Н. Сулава
Ключевые слова:
Преподобные Грузинской Православной Церкви Святые Грузинской Православной Церкви Прохор Грузин († 1066), преподобный (пам. груз. 12 февр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ); возобновитель и настоятель грузинского Крестового монастыря в Иерусалиме
См.также:
АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ (сер. VI в), столпник, основатель Марткопского мон-ря (Грузия), прп. (пам. 19 янв., 7 мая)
АНТОНИЙ МЕСХ (2-я пол. XIII в.), просветитель лезгин, прп. Грузинской Правосл. Церкви (пам. 16 марта)
АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт
АРСЕНИЙ УЛУМБОЙСКИЙ (IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 3 мая)
ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) (ХI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля)
ГЕОРГИЙ ЗАРЗМСКИЙ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных)