Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРОХОР
58, С. 506-509 опубликовано: 5 декабря 2024г. 


Содержание

ПРОХОР

Еп. Прохор оставляет кафедру и удаляется в Богоявленский мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 487 об.)
Еп. Прохор оставляет кафедру и удаляется в Богоявленский мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 487 об.)

Еп. Прохор оставляет кафедру и удаляется в Богоявленский мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 487 об.)
(† Не ранее янв. 1493), еп. Сарский (Сарайский) и Подонский (1471-1493), местоблюститель митрополичьей кафедры всея Руси (1473, 1489-1490). П. впервые упомянут в качестве игумена московского в честь Богоявления мужского монастыря в жалованной грамоте этой обители от 29 сент. 1455 г. (отсюда следует, что П., предположительно, род. в 1420-1425) удельного кн. Юрия Васильевича Дмитровского. Грамота предоставляла мон-рю обширный административно-судебный иммунитет и значимые финансовые привилегии на с. Дятелинское вблизи Дмитрова (в 1-й четв. XV в. оно было одной из пригородных резиденций 1-го дмитровского удельного кн. Петра Дмитриевича; его супруга, кнг.-инокиня Евфросиния (в миру Елена Полиевктовна), внучка последнего московского тысяцского Василия Васильевича из рода Протасьевичей, отдала село в Богоявленскую обитель по приказу мужа в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XV в.; Протасьевичи (с кон. XV в. Воронцовы-Вельяминовы) были тесно связаны с мон-рем с XIV в.). Длительное настоятельство П. в одном из древнейших и высокостатусных столичных мон-рей, основанном на рубеже XIII и XIV столетий, возможно, свидетельствует о его московском происхождении. Несомненны устойчивость и разнообразие его личных связей с верхами московского общества: церковной элитой, старомосковскими боярскими кланами, гостями и крупными купцами (Назаров В. Д. Дмитровский удел в кон. XIV - сер. XV в. // Ист. география России XII - нач. XX в.: Сб. ст. к 70-летию Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 58-62; Он же. Богоявленский монастырь: [Введение к разд.] // АРГ: ММС. М., 1998. С. 94-105; Он же. Акты Богоявленского мон-ря № 28, 29 // Там же. С. 112-114; Он же. Коммент. к актам Богоявленского монастыря // Там же. С. 440-443, 450-451, 470-472).

В летописях имеется 4 варианта известий о поставлении или 1-м упоминании П. в сане Сарского епископа (см. Крутицкая кафедра). В Московском великокняжеском своде 1479 г. (по Уваровскому списку), в Вологодско-Пермской и Симеоновской летописях сообщения о поставлении П. нет; он в сане епископа впервые назван в них в перечне участников церковного Собора в кон. 1471 г. (ПСРЛ. Т. 18. С. 236; Т. 25. С. 292-293; Т. 26. С. 243). Ермолинская летопись, сокращенные своды 1491, 1493 и 1495 гг., офиц. свод 1508 г. относят поставление П. к осени 1470 г.; это известие следует за сообщением о смерти 8 нояб. Новгородского архиеп. свт. Ионы с подзаголовком «тое же осени» (Там же. Т. 23. С. 159; Т. 27. С. 277, 351; Т. 39. С. 148; Новикова. 2019. С. 115). Ростовский владычный свод 1489 г. датирует это событие весной 1471 г. (ПСРЛ. Т. 24. С. 188).

В текстах 2-й редакции митрополичьего свода 1518 г. (отразился в Софийской II и во Львовской летописях) имеется 2 датировки в соответствии с использованными редактором-составителем источниками (об особенностях его работы см., в частности: Клосс, Назаров. 1998. С. 525, 533-540). Ошибочно отнесение факта поставления П. к нояб.-дек. 1471 г. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 208; Т. 20. С. 296). Точную дату содержит 2-е сообщение. Оно следует за известием о редкой природной аномалии («бысть гром и молонья и дождь велик»), зафиксированным по времени года («тое же зимы»), по церковному и светскому календарю, включая недельный счет дней («марта 13, в среду на третьей недели Поста»; Пасха в 1471 пришлась на 14 апр.): «Того же месяца 17 поставиша Сараю Прохора епискупом» (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 169; Т. 20. С. 282). Т. о. учитывая отсутствие ошибки в недельном счете дней по церковному календарю, П. стал Сарским епископом в воскресенье Крестопоклонной недели Великого поста, 17 марта 1471 г.

Можно предполагать решающую роль митр. всея Руси Филиппа I в выборе П. на кафедру епископа Сарайского и Подонского. К весне 1471 г. вдовство Сарской епископии длилось почти 5 лет (предшественник П., Вассиан, ум. 8 апр. 1466 - Там же. Т. 24. С. 186). После переноса резиденции в подмосковную слободу Крутицы в кон. XIV - сер. XV в. Сарские владыки постепенно становились викарными епископами митрополитов. Такой статус обретал еще большую значимость и актуальность накануне войны с Вел. Новгородом (решение о начале военных действий было принято после конфликтных переговоров с новгородскими послами зимой 1470/71 г.) и в связи с планом масштабного строительства нового здания Успенского собора в Кремле. Храм заметно пострадал при сильном пожаре в кон. авг. 1470 г., не позднее зимы 1470/71 - нач. весны 1471 г. митр. Филипп пришел к решению о возведении нового здания собора по образцу владимирского Успенского собора. При таких условиях кандидатура московского игумена была весьма уместной (Клосс, Назаров. 1998. С. 526, 534-535), что определило первоочередность поставления П. в 1471 г. именно на Сарскую епископию.

П. занимал кафедру почти 22 года. Его активное участие во внутрицерковной, а также в светской политической жизни страны (имя П. фигурирует более 20 раз в летописных и документальных текстах; по этому показателю он уступает первенство лишь митр. всея Руси Геронтию) закрепило особый статус епископов Сарских и Подонских в иерархии и структуре Российской Церкви.

Известны неск. вариантов титула П. как владыки. В Ростовском своде 1489 г., как и во 2-й редакции свода 1518 г. (см. выше), говорится, что П. «поставлен бысть епископом Сараю» (ПСРЛ. Т. 24. С. 188). Далее П. называется епископом Сарайским (Там же. С. 194, 197) или Сарским (Там же. С. 204, 206). Это титулование преобладает во всех летописях кон. XV - нач. XVI в., а также в документальных текстах (Там же. Т. 18. С. 236, 238, 240, 243, 246-247 и др.; Т. 25. С. 292, 294-295, 298 и др.; Т. 26. С. 242-243, 245, 247, 252, 258 и др.; Новикова. 2019. С. 126; РФА. 1987. Ч. 2. № 77. С. 253; № 79. С. 258 (отреченные грамоты); АСЭИ. Т. 3. № 18. С. 34-35 (крестоцеловальная грамота кн. Д. Д. Холмского вел. кн. Иоанну III Васильевичу за «порукой» и «молением» чинов церковного Собора, в т. ч. П., от 8 марта 1474, сохр. в списке нач. XVI в.). В редких случаях в ставленых и «повольных» грамотах налицо пространный вариант титула П.- «епископ Сарский и Подонский» (РФА. 1987. Ч. 3. № 37. С. 688; № 38. С. 689). Этот вариант присущ документальным текстам в качестве официального.

По мнению В. Д. Назарова, П. в 1489-1492 гг. был главным редактором-составителем текста Вологодско-Пермской летописи о событиях осени 1479 - зимы 1480/81 г. (Назаров. 2017. С. 257-267). В рассказе этой летописи о событиях осени 1480 г. П. дважды именуется «владыкой Подрельским» (ПСРЛ. Т. 26. С. 263-264). Следует отметить, что в сент. 1495 г. в поставлении митр. Симона участвовал преемник П. на кафедре «Силуян Подрельский и Крутицкий» (Там же. С. 289). Это именование епископа по части подведомственной ему в духовном управлении территории: в Можайском у. в XVI-XVII вв. известен Подрельный стан, располагавшийся к юго-западу от города, ближе к границе с ВКЛ. Можайск, как и Звенигород, Руза, Боровск, Калуга с их уездами, находился под прямым митрополичьим управлением, и выделение части этих территорий «Сарайским и Подонским» епископам вполне объяснимо (ср.: Покровский. 1897. Т. 1. С. 194-195 и др.). Скорее всего эта передача имела место при митр. Филиппе I.

В мае 1471 г. П. участвовал в Соборе в связи с подготовкой похода на Новгород, в июне - в богослужениях при 3-этапной отправке отрядов из Москвы в поход, 1 сент.- в богослужениях и торжественной встрече возвращавшихся с победой войск во главе с вел. кн. Иоанном III Васильевичем. П. здесь прямо не назван (равно как и др. владыки, кроме митр. Филиппа), но его деятельное участие в этих акциях несомненно. В нояб.- дек. П. в составе церковного Собора участвовал в избрании и поставлении 2 епископов (Пермского и Рязанского), а также в хиротонии Новгородского архиепископа (ПСРЛ. Т. 18. С. 227-229, 235-236).

В кон. апр. 1472 г. митр. Филипп начал строительство нового здания Успенского собора в Кремле. Первый его этап занял ок. 3 месяцев, и вплоть до сер. июня единственным деятельным помощником митр. Филиппа среди архиереев был П. (особенно в извлечении в 2 этапа мощей митрополитов всея Руси святителей Петра, Киприана, Фотия, Ионы и в переносе их на приготовленные места в строящемся здании). Аналогичны действия П. как сослужебника митр. Филиппа при скоропостижной смерти дмитровского удельного кн. Юрия Васильевича в Москве 12 сент. 1472 г. в отсутствие в столице вел. кн. Иоанна III. Уже 13 сент. гроб с телом кн. Юрия находился в Архангельском соборе в Кремле, где пелись заупокойные службы, одновременно митрополит срочно отправил гонца к вел. кн. Иоанну III. Тот незамедлительно вернулся, и захоронение состоялось при участии вел. князя, его свиты и москвичей (Там же. С. 237-241, 243). Именно П. организовал похороны и отпевал митр. Филиппа I 7 апр. 1473 г. в присутствии и при участии великокняжеской семьи. Митрополит умер 5 апр.; небольшая задержка с похоронами была вызвана пожаром 4 апр. в Кремле, когда сгорели двор и казна митрополии, а также обнаружением на теле митр. Филиппа тяжелых вериг (Там же. С. 245-246).

Митрополичий престол был свободен ок. 3 месяцев (в митрополиты 29 июня 1473 был поставлен свт. Геронтий). В этот промежуток времени П., несомненно, исполнял обязанности местоблюстителя, что было связано с повседневной жизнью двора и семьи вел. князя, кремлевских соборов, с текущим управлением митрополичьими десятинами. В 70-х гг. XV в. он в составе церковных Соборов поставляет новых епископов в 1473 г. (в Коломну) и в 1477 г. (в Тверь). Вполне традиционно (как и осенью 1471) место Сарского владыки в иерархии российских епископов: он занимает предпоследнее место при наличии Пермского епископа, а в его отсутствие в Москве - последнее. В авг. 1479 г. П. вместе с митрополитом и еще 2 владыками активно участвовал в торжественных процессиях и богослужениях в связи с освящением Успенского собора, воздвигнутого Аристотелем Фиораванти (Там же. Т. 25. С. 324-326; Т. 26. С. 257-260). В период противостояния войскам хана Большой Орды Ахмата (июнь-нояб. 1480) П. наряду со свт. Геронтием и Ростовским архиеп. свт. Вассианом I (Рыло) находился в Кремле и вместе с ними участвовал в богослужениях, в нач. окт.- в переговорах с инокиней Марфой (в миру вел. кнг. Мария Ярославна, мать Иоанна III) о нежелательности ее отъезда из столицы на Белоозеро. Хотя сообщения об этом имеются только в рассказе Вологодско-Пермской летописи (редактором-составителем к-рой есть основания считать П.), они вряд ли могут вызывать сомнение, целиком соответствуя статусу П. как викарного епископа.

Острый конфликт вел. кн. Иоанна III и свт. Геронтия по поводу порядка обхождения здания при освящении Успенского собора, вспыхнувший в сент. 1479 г., возобновился летом и осенью 1481 г.: 24 авг. свт. Геронтий, взяв ризницу, удалился в московский Симонов в честь Успения Пресв. Богородицы мужской мон-рь (см. Московский Симонов монастырь) Большинство иерархов поддержали позицию митрополита, и к нач. 1482 г. вел. князь принес покаяние за вмешательство в церковные дела. П., видимо, в этой ситуации был на стороне митрополита, но в любом случае он на протяжении 2 или 4 месяцев фактически должен был управлять делами Церкви (Клосс, Назаров. 1997. С. 360-375). В кон. июля 1481 г. были замещены Ростовская, Коломенская и, вполне вероятно, Рязанская кафедры (ПСРЛ. Т. 25. С. 329); участие П. в этих хиротониях несомненно.

В июне-июле 1483 г. по инициативе вел. кн. Иоанна III состоялся Собор по вопросу о замещении Новгородской кафедры (она вдовствовала с янв. 1480) с учетом местных традиций жеребьевки кандидатов. П. принял участие в этом событии, а 4 сент.- в акте поставления старца Троице-Сергиева мон-ря Сергия (Там же. С. 330). Менее чем через год, в кон. июня, он покинул кафедру и удалился в свою обитель (Там же. С. 204). В это время вновь обострились отношения вел. кн. Иоанна III со свт. Геронтием, к-рый опять удалился в Симонов мон-рь, а вел. князь попытался подобрать др. кандидата в митрополиты. В результате достигнутого компромисса по распоряжению вел. кн. Иоанна III в нач. нояб. 1484 г. свт. Геронтий вновь был возведен на митрополичью кафедру (Там же. Т. 20. С. 351). П., несомненно, принял участие в 2 поставлениях владык в дек. 1484 г.- в Новгород и в Суздаль (Там же. Т. 18. С. 270; Т. 20. С. 351; Т. 24. С. 204; Т. 26. С. 276). Последнее при свт. Геронтии поставление Ростовского еп. Тихона с участием П. состоялось 15 янв. 1489 г. (Там же. Т. 24. С. 205-206).

В кон. 1487 г. архиеп. Новгородский и Псковский свт. Геннадий (Гонзов) отправил П. свое послание о еретических взглядах и практиках в среде приходского духовенства и городского и сельского населения в Новгороде и новгородских пятинах. Еще ранее Новгородский владыка обращался к вел. князю и митрополиту по этому вопросу и прислал в Москву «подлинники» своего розыска. Не получив желаемого ответа («грозы и обыска» от вел. кн. Иоанна III и «подвига» от свт. Геронтия), свт. Геннадий сообщил о ереси П., видя в нем потенциального союзника в начавшейся борьбе. Этот расчет по меньшей мере частично оправдался: в янв.- нач. февр. 1488 г. на Соборе в Москве еретики были осуждены, отосланы к свт. Геннадию в Новгород, их имущество подлежало конфискации, а сами они должны были быть подвергнуты физическому наказанию. Несомненно, П. участвовал в подготовке и проведении этого Собора (Казакова, Лурье. 1955. С. 117-118 (с неточной датой послания П.), 200, 212-213, 309-312 (текст); из последних работ см.: Цветков. 2003. С. 180-196; Он же. Собор 1488 г. на новгородских еретиков (по Посланию архиеп. Геннадия еп. Нифонту Суздальскому и грамоте вел. кн. Ивана III и митр. Геронтия архиеп. Геннадию) // НИС. СПб., 2005. Сб. 10(20). С. 122-132; Печников. 2018. С. 204-209, 215-239).

В последние годы жизни свт. Геронтия из-за ухудшения здоровья митрополита викарные обязанности П. должны были увеличиться. После смерти первосвятителя 28 мая 1489 г. П. вновь, на этот раз более чем на год, стал местоблюстителем митрополичьей кафедры. Митрополичья вакансия была заполнена лишь в кон. сент. 1490 г. В это время имя П. упоминается нечасто, но его деятельное участие в значимых событиях (связанных с жизнью великокняжеской семьи, государева двора, с началом крупных военных акций, с масштабным строительством в Московском Кремле) несомненно.

В 1489 г. он должен был возглавить заупокойные службы и погребение свт. Геронтия в Успенском соборе (судя по формату известия захоронение произошло в тот же день), 11 июня - молебен при отправке вел. кн. Иоанном III большой рати в поход на Вятку, 9 и 20 авг.- освящение «домовного» храма вел. кн. Иоанна III и всей великокняжеской семьи - Благовещенского собора «на великого князя дворе на сенях» и его придела (ПСРЛ. Т. 18. С. 272; Т. 24. С. 206 (текст об освящении храма); Т. 26. С. 279, только текст Вологодско-Пермской летописи сохр. имена 2 епископов - Вассиана Тверского и П.). 7 марта 1490 г., после кончины вел. кн. Иоанна Иоанновича Молодого, старшего сына и соправителя Иоанна III, П. должен был совершить заупокойные службы и погребение в Архангельском соборе (по-видимому, в тот же день). В июле-авг. того же года состоялись молебствия по поводу завершения строительства 2 башен Кремля и большого фрагмента крепостной стены. 5 авг. род. последний сын вел. кн. Иоанна III от вел. кнг. Софии Палеолог, крещенный 19 авг. во имя св. мч. Андрея Стратилата (Новикова. 2019. С. 125-126; ПСРЛ. Т. 18. С. 273). В сент.-нояб. 1490 г. П. участвовал в 3 сессиях заседаний церковного Собора; на первой (между 2 и 12 сент., 26 сент.) был избран и поставлен митрополитом всея Руси Зосима, бывш. архим. московского Симонова мон-ря, на второй (17 окт.) были отлучены от Церкви и сосланы в заточение новгородские еретики по присланным архиеп. Геннадием «подлинным спискам», причем в сравнении с 1488 г. численность обвиняемых и наказанных заметно возросла (Новикова. 2019. С. 126-128, с датой 16 окт. и подзаголовком «О новых еретицех» на нижнем поле; ПСРЛ. Т. 18. С. 273-274; Т. 26. С. 280-282). На третьей (18 нояб.) епископом Коломенским был поставлен игумен Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Авраамий (Новикова. 2019. С. 128; ПСРЛ. Т. 18. С. 274; Т. 26. С. 285).

Последнее упоминание П. как действующего Сарского владыки относится к янв. 1493 г. (между 11 и 31 янв.), когда П. «соиде с Крутици к Богоявлению в манастырь». Это почти синхронное известие Сокращенного свода 1493 г. и Симеоновской летописи имеется и в других летописях кон. XV - нач. XVI в. (ПСРЛ. Т. 18. С. 277; Т. 24. С. 211; Т. 27. С. 293; Т. 39. С. 167).

Показательно, что ближайшие преемники П. (Силуан Грек (Сильван), Евфимий (Подрез), Трифон (Дубина)) в кон. XV в. (4 мая 1493, в 1496 и 1499) поставляются на кафедру «Сарскую и Подоньскую на Крутицу» (формула незначительно варьирует) (Там же. Т. 18. С. 278; Т. 20. С. 369; Т. 24. С. 211; Т. 27. С. 293, 363, 365; Т. 39. С. 167, 171-172). По всей видимости, именно при П. такое определение местоположения резиденции Сарских и Подонских владык стало привычным для современников, а вскоре закрепилось в их титуле (епископы Крутицкие). Резиденция на Крутицах, вероятно, уже тогда включала необходимый для архиерейского двора комплекс строений: храм, здание для епископа, его канцелярии, покои владычных бояр, причта, хозяйственного персонала, конюшни и т. д.

По наблюдениям С. И. Барановой и Н. А. Мерзлютиной, в подвальной части собора на Крутицах 1516 г. (он превратился в нижний храм в ходе строительства XVII в.) имеются следы 2-й пол. XV в. (в частности, белый камень кладки). Есть основания полагать, что если не весь цикл строительства белокаменного храма, то начало его возведения связано с П. (ПЭ. М., 2015. Т. 39. С. 81-82). Стимулом для П. при начале строительства в резиденции на Крутицах мог послужить перенос великокняжеского Спасского мон-ря летом 1489 г. из Кремля на окраину города, «близ Крутицы», и построение в «Спасе на Новом» мон-ре Преображенского собора итал. мастерами в 1491-1496 гг. (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 462, 505; Назаров В. Д. Введение к разделу «Новоспасский монастырь» // АРГ: АММС. С. 227). Новоспасский московский в честь Преображения Господня ставропигиальный монастырь расположился по соседству с резиденцией Сарских и Подонских епископов.

Материальные возможности епископии были скорее всего невелики, но именно при П. наметились направление и характер их роста. И. М. Покровский показал, что Сарская кафедра получила под свое управление из митрополичьих десятин территории с белым духовенством и мон-рями к западу и юго-западу от Москвы, и притом недалеко от границ с ВКЛ (Покровский. 1897. С. 193-195),- Вязьму, Загородную десятину от Звенигорода до Боровска, часть Можайского у. Вязьма была взята московскими войсками в кон. 1492 г.; массовый выезд с родовыми вотчинами князей Воротынских, Белёвских и др. чернигово-северских Рюриковичей произошел в кон. 1492 - нач. 1493 г. (ПСРЛ. Т. 18. С. 276-277), в последние дни пребывания П. на кафедре. Это определило главное направление в расширении подведомственных Крутицам территорий в кон. XV - нач. XVI в.- это право- и левобережье верхнего Поочья (особенно после договоров 1494 г., а также 1503 г.). Есть основания полагать, что в 70-80-х гг. XV в. десятины Сарских владык охватывали земли к юго-западу от Боровска и до левобережья Угры, возможно включая Калугу. С этим скорее всего были связаны некоторые особенности рассказа Вологодско-Пермской летописи о событиях 1480 г., в т. ч. перечень 12 городов ВКЛ, разоренных ханом Ахматом (Назаров. 2017. С. 252-268).

Точная дата смерти П. неизвестна.

Ист.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2; Т. 18; Т. 20; Т. 23-27; Т. 39; Источники по истории еретических движений XIV - нач. XVI в. // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.; Л., 1955. № 12. С. 309-312; РФА. 1986. Вып. 2. № 78. С. 254-258; 2008. № 78. С. 261-264; Новикова О. Л. «Сокращенный свод» редакции 1491 г. (ГИМ. Син. 963) // ЛиХ: Новые исследования: 2017-2018. М.; СПб., 2019. С. 65-129.
Лит.: Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1897. Т. 1. С. 190-195; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.; Л., 1955. С. 117-118, 200-213; Клосс Б. М., Назаров В. Д. Полемическое сочинение 1481 г. о хождении «посолонь» // Culture and Identity in Muscovy. 1359-1584. М., 1997: (UCLA Slavic Studies: N. S.: Vol. 3). С. 360-379, 383-390; они же. Летописные источники XV в. о строительстве моск. Успенского собора // АРГ: ММС. М., 1998. С. 523-543; Цветков М. А. Послание архиеп. Геннадия Новгородского еп. Прохору Сарскому в контексте с правилами новгородских кормчих кон. XV - нач. XVI в. // НИС. СПб., 2003. Вып. 9(19). С. 179-196; Назаров В. Д. Рассказ Вологодско-Пермской летописи о Стоянии на Угре // Великое стояние на реке Угре и формирование Российского централизованного государства: Локальные и глобальные контексты. Калуга, 2017. С. 251-269; Печников М. В. Иван III и новгородский розыск 1487-1490 гг. Ч. 1 // Средневек. Русь. М., 2018. Вып. 13. С. 187-235.
В. Д. Назаров

Иконография

Изображения П. известны в составе миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (Лицевой летописный свод XVI в.: Русская летописная история. М., 2014. Кн. 15-17). Наиболее раннее событие жизни П. запечатлено под 1471 г. на миниатюре Голицынского тома (РНБ. F.IV.225. Л. 1030 об.): в числе других архиереев он участвует в хиротонии еп. Рязанского Феодосия. Далее следует ряд эпизодов с участием П. из Шумиловского тома (РНБ. F.IV.232. Л. 32-34 об., 35 об., 36 об., 38-40, 41-45, 71 об.- 72 об., 88 об., 90, 291 об., 295-295 об., 374 об.- 375, 434 и др.): композиции из цикла об обретении мощей святителей Московских при закладке Успенского собора в Московском Кремле и о перенесении мощей свт. Петра (П.- один из 2 владык, очевидно в фелони, омофоре и митре, с более длинной бородой, реже - в мантии и черном клобуке с воскрилиями), иллюстрации к рассказам об отпевании кн. Дмитровского Георгия (Юрия) Васильевича, о кончине свт. Филиппа I, митр. Московского (П. в богослужебном облачении или в мантии, верхом на коне), об освящении Успенского собора Московского Кремля в 1479 г. и о возвращении туда мощей свт. Петра, о жребиях на Новгородское архиепископство, о Московском Соборе «на еретиков» 1490 г. Как правило, П. представлен в группе епископов, без подписи и персональных признаков (тип облачения определяется сюжетом), о его участии в событиях известно только из сопроводительного текста. Отдельная миниатюра (на л. 487 об.) посвящена П.: он оставляет епископию и переселяется в Богоявленский мон-рь. Владыка изображен трижды в разных частях композиции: он с длинной окладистой бородой, одет в оливкового цвета рясу, коричневую мантию (с едва заметными источниками), на голове черный клобук с воскрилиями.

Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Иконография (иконы, портретные изображения и фотографии) епископата Русской Православной Церкви Прохор († не ранее янв. 1493), епископ Сарский (Сарайский) и Подонский (1471-1493), местоблюститель митрополичьей кафедры всея Руси (1473, 1489-1490)
См.также:
ГЕДЕОН (Криновский Григорий Андреевич; 1726 - 1763), епископ Псковский и Нарвский
ЕВФИМИЙ Вислень († 1391), еп. Тверской
ЕФРЕМ еп. Суздальский (Ростовский) (рубеж XI и XII вв.?)
КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720 - 1770), еп. Черниговский и Новгород-Северский
КИРИЛЛ (Наумов Василий Николаевич; 1823-1866), еп. Мелитопольский
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии