Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРИСЦИЛЛИАН
58, С. 243-244 опубликовано: 2 ноября 2024г. 


ПРИСЦИЛЛИАН

[Лат. Priscillianus] († 385), еп. Абулы (ныне Авила, Испания), христ. писатель, богослов, основоположник присциллианства (см. Присциллиане). О П. кратко сообщает блж. Иероним Стридонский († 419/20) в соч. «О знаменитых мужах», однако основным источником сведений о деятельности П. и о спорах, к-рые были связаны с его учением, является Хроника, составленная в нач. V в. Сульпицием Севером. П. происходил из богатого испан. рода, возможно, принадлежавшего к сенаторской знати. Точное время рождения П. неизвестно; принятая в лит-ре дата (ок. 340) является условной. Очевидно, он получил хорошее образование, был весьма начитан и владел искусством ведения спора. Сульпиций отмечает очевидные достоинства П.: несмотря на наличие большого состояния, он довольствовался малым, легко переносил голод и жажду, хотя и был чрезмерно тщеславен. Согласно Хронике, во 2-й пол. IV в. в Испанию стал проникать гностицизм, принесенный с Востока неким Марком, выходцем из Египта. Ученики Марка - знатная женщина Агапа и ритор Елпидий - обучили ереси П. В результате П. силой своего авторитета стал способствовать распространению этого «пагубного учения» среди представителей знати, а также простого народа (Sulp. Sev. Chron. II 46. 1-5). Блж. Иероним Стридонский указывает на обвинения П. «грехе гностицизма», т. е. в следовании ереси Василида и Марка, о к-рых писал еще сщмч. Ириней, еп. Лионский. Впрочем, Иероним приводит и мнение сторонников П., отрицавших подобные обвинения (Hieron. De vir. illustr. 121).

Сульпиций Север не уточняет основных положений присциллианства, однако за обвинениями в гностицизме скрывается, по всей видимости, приверженность П. крайнему аскетизму, что вполне соответствует распространенным в IV в. тенденциям (см. в ст. Энкратиты). Сторонниками П., к-рое охватило значительную часть Испании, были гл. обр. миряне - как мужчины, так и женщины, причем последние преобладали. Среди сторонников были и епископы: Сульпиций сообщает об Инстанции и Сальвиане, вступивших в сговор с П. (Sulp. Sev. Chron. II 46. 6-7). При этом помимо проповеди аскетического образа жизни и критики обмирщения Церкви присциллиане, вероятно, ставили под сомнение необходимость церковной иерархии как таковой. Описанная аскетическая группа типологически сходна с аналогичными течениями на Востоке: евстафианами (см. в ст. Евстафий, еп. Севастии) и мессалианами (Brennecke H. Ch. Priscillian, Priscillianismus // LTK. 1999. Bd. 8. Sp. 599-601).

Гигин, еп. Кордубы (ныне Кордова, Испания), придерживавшийся правосл. учения, сообщил о новой ереси Идацию Клару, еп. Эмериты Августы (ныне Мерида, Испания), к ним вскоре присоединился Итаций, еп. Оссонобы (ныне Фару, Португалия) (см. Идаций Клар и Итаций). В 380 г. по их инициативе в Цезаравгусте (ныне Сарагоса, Испания) был созван Собор для рассмотрения обвинений против П. и его сторонников; последние не явились на заседания. Среди отцов Собора были и епископы из Аквитании, в т. ч. св. Дельфин, еп. Бурдигалы (ныне Бордо, Франция). Согласно Сульпицию Северу, Собор отлучил от церковного общения епископов Инстанция и Сальвиана, мирян П. и Елпидия, а также объявил, что это наказание постигнет всех, кто примут указанных лиц в общение (Sulp. Sev. Chron. II 46. 6 - 47. 3). При этом в сохранившихся соборных постановлениях, к-рые затрагивают гл. обр. дисциплинарные вопросы (в частности, запрещают пост в воскресенье), П. и его сторонники напрямую не упоминаются (Mansi. T. 3. P. 633-636).

В любом случае принятые меры не остановили распространения ереси. Вскоре еп. Гигин перешел на сторону П., а еп. Инстанций рукоположил П. во епископа (не позднее 381). Еп. Идаций Клар, к-рому было поручено обнародовать одобренные Собором решения, осознал необходимость более решительных действий и обратился за помощью к западнорим. имп. Грациану (375-383). Последний в 381 г. издал рескрипт об удалении еретиков из городов Испании. В результате П., Инстанций и Сальвиан в поисках поддержки папы св. Дамаса I (366-384) отправились в Рим, причем их путь пролегал через Аквитанию, где проживало значительное число сторонников присциллианства. Вскоре после прибытия П. и его ближайших соратников в Бурдигалу они были изгнаны из города по инициативе св. Дельфина. Впрочем, еретикам удалось найти прибежище в имении Евхротии (Euchrotia // PLRE. Vol. 1. P. 289), вдовы ритора и поэта Аттия Тирона Дельфидия. В Хронике Сульпиция Севера отразились слухи, согласно к-рым дочь Евхротии Прокула якобы зачала от П. ребенка, а затем «вытравила плод» (Sulp. Sev. Chron. II 48. 3).

После прибытия в Рим П., Инстанцию и Сальвиану не удалось привлечь на свою сторону папу Дамаса, чему во многом поспособствовал свт. Авмросий, еп. Медиолана (ныне Милан, Италия), убежденный противник ереси. Тем не менее П. добился поддержки магистра оффиций Македония (Macedonius 3 // PLRE. Vol. 1. P. 526), к-рый убедил имп. Грациана отменить рескрипт против присциллиан. Согласно новому имп. решению, приверженцев П. надлежало вновь принять в церковное общение. В результате Сальвиан остался в Риме, а П. и Инстанций вернулись в Испанию, где они пользовались покровительством проконсула Лузитании Волуенция (Volventius // Ibid. P. 975). При содействии последнего еп. Итаций был привлечен к суду и признан виновным в церковной смуте. Итаций апеллировал к суду префекта Галлии Григория (Proculus Gregorius // Ibid. P. 404), под властью к-рого находилась и Испания, однако еретикам при содействии Македония удалось добиться изъятия дела из юрисдикции префекта и его возвращения в канцелярию проконсула. В результате должностные лица, подчинявшиеся магистру оффиций, прибыли в Августу Треверов (ныне Трир, Германия), где находился тогда Итаций, и доставили последнего в Испанию на Собор. Здесь Итаций, которого поддержали и брит. епископы, смог доказать свою невиновность (Sulp. Sev. Chron. II 48. 4-49. 4).

После того как в 383 г. имп. Грациан был убит и на престол вступил Магн Максим (см. Максим, рим. имп.), еп. Итаций обратился к новому императору за поддержкой. В 384 г. в Бурдигале был созван Собор галльских и испанских епископов, который принял решение осудить П. Последний апеллировал к суду имп. Магна Максима. На состоявшемся при имп. дворе в Августе Треверов Соборе (384/5) П. повторно признали виновным, причем Идаций Клар и Итаций добились передачи П. и его ближайших сторонников (Фелициссима и Армения, бывш. правосл. клириков, отпавших в присциллианство, а также Латрониана и Евхротии) в руки светского суда, к-рый приговорил их к смертной казни. Менее значимые деятели присциллианства были подвергнуты конфискации имущества и ссылке (Ibid. II 49. 5-51. 5).

Сожжение П., ставшее 1-м случаем казни христ. духовного лица по обвинению в ереси, было крайне неоднозначно воспринято в Церкви. В частности, свт. Амвросий, еп. Медиолана, и св. Мартин, еп. Туроны (ныне Тур, Франция), осудили действия Итация и Идация Клара. Положение последних пошатнулось после свержения имп. Максима и прихода к власти Валентиниана II (375-392). В ходе неск. церковных процессов еп. Итаций был лишен сана, а еп. Идаций Клар сам добровольно отказался от него, хотя впосл. пытался вернуть себе кафедру, что привело к его отлучению от Церкви. Несмотря на продолжавшее действовать осуждение П., его учение получило с кон. IV в. еще более широкое распространение (Ibid. II 51. 5-10).

П. принадлежат 11 догматико-полемических и экзегетических текстов, объединяемых в одну группу трактатов: «Апология», «К папе Дамасу», «О вере и об апокрифах», «О Пасхе», толкования на Бытие, Исход, Пс 1 и 3, два трактата «К народу» и соч. «Благословение верных» (Tractatus XI; CPL, N 785; изд.: CSEL. 18. Р. 1-106). Кроме того, П. является автором «Канонов посланий апостола Павла» (Canones epistularum Pauli apostoli; CPL, N 786; CSEL. 18. Р. 109-147). Эти каноны представляют собой 90 вероучительных положений, каждое подкреплено по меньшей мере неск. ссылками на конкретные места из посланий ап. Павла. Незначительные по объему фрагменты писем П. приведены Орозием (кон. IV - нач. V в.) в соч. «Предостережение о заблуждении присциллиан и оригенистов» (Commonitorium de errore Priscillianistarum et Origenistarum; CPL, N 573, 787; CSEL. 18. Р. 151-157).

Соч.: CPL, N 785-796; CSEL. 18.
Ист.: Mansi. T. 3. Col. 633-640; CCSL. 148. P. 46-48; Hieron. De vir. illustr. 121; Sulp. Sev. Chron. II 46. 1-51. 9.
Лит.: Babut E.-Ch. Priscillien et le priscillianisme. P., 1909; Cowell M. B. Priscillianus and Priscillianism // A Dictionary of Christ. Biography and Literature to the End of the 6th Cent. A. D. / Ed. H. Wace, W. C. Piercy. L., 1911. P. 857-860; Healy P. J. Priscillianism // The Catholic Encyclopedia. N. Y., 1911. Vol. 12. P. 429-430; Bardy G. Priscillien // DTC. 1936. T. 13. Pt. 1. Col. 391-400; D'Alés A. Priscillien et l'Espagne Chrétienne à la fin du IVe siècle. P., 1936; Menéndez Pelayo M. Historia de los heterodoxos españoles. Madrid, 1956. Vol. 1: España romana y visigoda; Barbero de Aguilera A. El priscillianismo: Herejía o movimento social? // Cuadernos de historia de España. Buenos Aires, 1963. Vol. 37/38. Р. 5-41; Chadwick H. Priscillian of Avila: The Occult and the Charismatic in the Early Church. Oxf., 1976; Cabrera J. Estudio sobre el priscilianismo en Galicia antigua: Diss. Granada, 1983; Díaz y Díaz M. C. L'expansion du christianisme et les tensions épiscopales dans la Péninsule ibérique // Miscellanea historiae ecclesiasticae. Louvain, 1983. Vol. 6. N 1. P. 84-94; Escribano Paño M. V. Iglesia y Estado en el certamen priscilianista: Causa ecclesiae y iudicium publicum. Zaragoza, 1988; Breukelaar A. Priscillian // BBKL. 1994. Bd. 7. Sp. 952-956; Burrus V. The Making of a Heretic: Gender, Authority, and the Priscillianist Controversy. Berkeley etc., 1995; Ramos-Lisson D. Instantius // LTK. 1996. Bd. 5. Sp. 541-542; Brennecke H. Ch. Priscillian, Priscillianismus // LexMA. 1999. Bd. 7. Sp. 220; McGuckin J. A. The Westminster Handbook to Patristic Theology. Louisville; L., 2004. P. 284.
Е. А. Заболотный
Ключевые слова:
Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Еретические течения в христианстве Присциллиане, сторонники учения, которое получило название по имени его основателя Присциллиана Богословы раннехристианские Присциллиан († 385), епископ Абулы (ныне Авила, Испания), христианский писатель, богослов, основоположник присциллианства
См.также:
ДИКТИНИЙ († ок. 440), св. (пам. зап. 24 июля; впосл. 2 июня), еп. г. Астурика (совр. Асторга, Испания), богослов
ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)
НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет
ПРИСЦИЛЛИАНЕ сторонники учения, которое получило название по имени его основателя Присциллиана
АБДИШО армянский епископ, настоятель Сарептского монастыря в области Тарон
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)
АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.)