[Лат. Priscilliani], сторонники учения, которое получило название по имени его основателя Присциллиана († 385), еп. Абулы (ныне Авила, Испания), и было распространено на территории Зап. Римской империи, прежде всего в Испании и Галлии, во 2-й пол. IV-VI в. Информацию о главных положениях присциллианства, а также биографические сведения о его основателе приводит в своем сочинении Итаций, еп. Оссонобы (ныне Фару, Португалия), который вместе с Идацием Кларом, еп. Эмериты Августы (ныне Мерида, Испания), стал главным борцом с Присциллианом (см. Идаций Клар и Итаций). Именно на это сочинение, ныне утерянное, опирались церковные авторы, критиковавшие П.: блж. Иероним Стридонский, Сульпиций Север, блж. Августин Аврелий, Орозий, свт. Лев I Великий, папа Римский, Проспер Аквитанский, Исидор Севильский и др. Правосл. авторы, характеризовавшие присциллианство как ересь, обвиняли Присциллиана и его приверженцев в исповедании гностицизма и манихейства. Кроме того, епископ Абулы обвинялся в магических практиках и чтении апокрифов. Наиболее вероятной является связь П. с распространенными как на Востоке, так и на Западе тенденциями этического и онтологического дуализма, а также радикального аскетизма, сторонниками которого были, в частности, энкратиты. Возможно, имелось и определенное сходство присциллианства с доктриной и практикой мессалиан (см.: Quispel. 2008. P. 355-363).
В послании к папе Римскому св. Дамасу I (366-384) Присциллиан отверг любые обвинения в ереси и указал на то, что Собор в Цезаравгусте (ныне Сарагоса, Испания), созванный в 379/80 г. по инициативе епископов Идация Клара и Итация, не только не осудил епископа Абулы и его сторонников, но и не выдвинул против них к.-л. ясных обвинений (Priscillianus. Liber ad Damasum episcopum (Tractatus II) // CSEL. 18. P. 34-43). Кроме того, Присциллиан подчеркнул свое полное согласие с Апостольским Символом веры, в т. ч. в сфере триадологии. Отмечая, что версия Символа, приводимая в письме, отличается от той, к-рую в 404 г. цитировал Руфин Аквилейский, нек-рые исследователи высказали предположение о близости взглядов Присциллиана к монархианству в форме модализма. Действительно, Присциллиан добавляет к формулам «Верую в Бога Отца», а также «и в Господа Иисуса Христа» слово «единого» (unum), причем в христологическом члене Символа опускает фразу «Сына Его Единcтвенного» (Filium eius unicum). В 1-м случае ересиарх, однако, ориентировался на 1 Кор 8. 6 («но у нас один Бог Отец... и один Господь Иисус Христос»), что соответствовало и традиции Никейского Символа веры. Несмотря на то что Присциллиан не именовал в данном случае Христа «Сыном», он делал это в др. сочинениях. Еще одним основанием для критики Присциллиана послужила употреблявшаяся им фраза «Нерождаемый / Нерожденный рождается» (innascibilis nascitur - Priscillianus. Tractatus Exodi (VI) // CSEL. 18. P. 74), относившаяся к Воплощению Христа, в то время как в рамках правосл. учения нерожденность рассматривается в качестве ипостасного свойства Бога Отца.
I Толедский Собор (400), утвердивший исповедание веры, к-рое было составлено в никейском духе и содержало при этом доктрину о двойном исхождении Св. Духа (см. Filioque), принял 18 анафематизмов против сторонников различных ересей, в т. ч. против учения П. Необходимость повторного осуждения П. была вызвана активным распространением этого учения на территории Зап. Римской империи после казни Присциллиана. В частности, в 6-м анафематизме осуждаются все считающие, что Христос не может быть рожден (Christum innascibilem esse). Т. зр., согласно к-рой епископ Абулы, будучи модалистом, отождествлял Лица Св. Троицы, широко распространена среди исследователей (см., напр.: Chadwick. 1976). Впрочем, в совр. лит-ре высказываются и сомнения в приведенных выводах (Toom. Marcellus of Ancyra. 2014; Idem. Was Priscillian. 2014), поскольку Присциллиан мог использовать термин innascibilis в контексте споров со сторонниками арианства для указания на нетварность Сына (ср.: греч. ἀγέν[ν]ητος), Который, как и Отец, не имеет начала во времени. Формула «Для нас же Бог есть Христос Иисус» (nobis autem Deus Christus Iesus est) дополняется в «Апологии» Присциллиана формулой «истинного Отца и Христа Бога, Сына Божия» (verum Patrem et Christum Deum Dei Filium), что, по всей видимости, предполагает различение Первого и Второго Лиц Св. Троицы (Priscilliani Liber apologeticus (Tractatus I) // CSEL. 18. P. 16-17). Кроме того, Присциллиан анафематствовал патрипассиан, отождествлявших Отца и Сына (Ibid. P. 6-7).
В 407 и 410 гг. западнорим. имп. Гонорий (395-423) издал эдикты, к-рые предусматривали принятие строгих мер в отношении еретиков, в т. ч. П. (CTh. XVI 5. 40, 43, 48). В 20-х гг. V в. визант. имп. Феодосием II (402-450) были инициированы аналогичные меры (Ibid. XVI 5. 59, 65), в результате чего присциллианство, по всей видимости, прекратило существование на территории Вост. Римской империи. В Испании учение Присциллиана сохранялось вплоть до кон. VI в., о чем свидетельствуют постановления I и II Бракарских Соборов (561 и 572).