(Херсонской и Таврической епархии УПЦ), находится в пос. Приозерное в 9 км от г. Херсона (Украина), на полуострове, между озерами Белое и Безмен. Основан в 1866-1867 г. потомственным дворянином штабс-ротмистром Л. Б. Скадовским (1814 - ок. 1886) как жен. община. В 1856 г. он выделил 280 дес. плодородной земли близ имения Белозёрка Херсонского у. и губ., где устроил приют для девиц и вдов. Сначала в приюте под рук. «почтенной» мон. Софии проживали 3 монахини и более 100 мирянок, занимавшиеся сельским хозяйством. К 1866 г. здесь насчитывалось 165 насельниц, с 1869 г. служили свящ. Константин Кисловский и диак. Н. Потапенко (впосл. священник; † 1915), выпускник Херсонского ДУ. На территории общины были сооружены жилые помещения и хозяйственные постройки, разбит сад, построена деревянная ц. Благовещения Пресв. Богородицы, а в 1868 г.- небольшой теплый каменный храм, освященный 19 февр. 1869 г. во имя Св. Троицы. С 1881 г. вместо мон. Софии, уволенной по собственному желанию, Благовещенскую общину возглавила мон. Анатолия, благочинной стала послушница Д. Веселовская, а ее помощницей - А. Малютина; служил свящ. Феодор Щербинин (Херсонские ЕВ. 1881. № 12. С. 513; № 14. С. 598; № 23. С. 891).
По ходатайству архиеп. Херсонского и Одесского Димитрия (Муретова) определением Синода от 28 янв.- 9 февр. 1883 г. община была преобразована в 3-классный общежительный мон-рь, «с тем условием, чтобы монастырь этот ни книг для сбора, ни пособий от казны не просил» (Там же. 1883. № 7. С. 245). Обитель существовала на средства благотворителя Л. Б. Скадовского и его родственников. Весной 1883 г. архиеп. Димитрий «нашел нужным вверить... наблюдение» за П. м. викарному еп. Новомиргородскому Далмату (Долгополову; † 1883), чтобы мон. Анатолия обращалась к нему «со всеми делами по монастырскому управлению» (Там же. № 11. С. 415-417). Еп. Далмат возглавил торжества по случаю переименования общины в монастырь, сказал особое слово, обращенное к сестрам (опубл.: Там же. Приб. № 12. С. 289-294); вскоре мон. Анатолия была возведена в сан игумении. Первоначально в обители служили священники Василий Диаковский и Димитрий Крыжановский, с весны 1884 г.- Диомид Фащевский. Осенью 1883 г. духовником сестер был назначен прот. Антоний Пивоваров, настоятель херсонского храма Сошествия Св. Духа на апостолов. 19 окт. 1887 г. указом духовной консистории исполняющей обязанности настоятельницы П. м. была назначена игумения одесского во имя архангела Михаила женского монастыря Миропия; до 1889 г. она руководила 2 обителями. С 1889 г. должность настоятельницы П. м. «исправляла» мон. Арсения.
К 1889 г. при П. м. существовал приют (со школой), в к-ром на средства обители проживали 12 девочек - сироты из дворян Херсонской губ. Впосл. стали принимать и дочерей разночинцев с оплатой «обучения и содержания».
В янв. 1891 г. обязанности настоятельницы П. м. исполняла мон. Евфросиния (впосл. схиигумения), которая обратилась к архиеп. Херсонскому и Одесскому Сергию (Ляпидевскому) с просьбой разрешить возведение храма в честь Благовещения Пресв. Богородицы. После получения архиерейского благословения (6 июня 1891) был создан строительный комитет. В него вошли председатель свящ. Николай Автономов, казначея мон-ря мон. Феофания, благочинная мон. Поликсения и экономка мон. Августа. Каменный 3-престольный 5-купольный Благовещенский храм (1891-1896) в византийском стиле, с правым приделом Рождества св. Иоанна Предтечи и левым приделом вмч. Георгия Победоносца, был освящен 13 окт. 1896 г. архиеп. Херсонским и Одесским Иустином (Охотиным) в сослужении викарного еп. Новомиргородского Мемнона (Вишневского). Определением от 3-9 апр. 1897 г. за строительную и др. деятельность игум. Евфросиния была награждена наперсным крестом, «от Святейшего Синода выдаваемым» (Там же. 1897. № 10. С. 173).
30 июля 1900 г. еп. Новомиргородский Мемнон заложил на внешнем монастырском дворе собор Св. Троицы (1900-1909), рассчитанный на 800 чел. Проект храма выполнил херсонский губ. архит. К. И. Квинто. Длина собора составляла более 23 саж., ширина - 2 саж., высота вместе с куполом - ок. 20 саж.; 17 позолоченных куполов украсили собор. Росписи выполнили живописцы, приглашенные из Москвы. В работе они ориентировались на фрески московского храма Христа Спасителя и киевского Владимирского собора. Освящение Троицкого собора с приделами Владимирской иконы Божией Матери (правый) и прп. Евфросинии Полоцкой (левый) совершил 18 авг. 1909 г. архиеп. Херсонский и Одесский Димитрий (Ковальницкий) в сослужении еп. Новомиргородского Сергия (Петрова), наместника Бизюкова Пропасного во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужского монастыря архим. Вениамина (Тузова-Стрельченко), 12 протоиереев и священников. На торжестве присутствовал сын основателя обители предводитель дворянства Херсонского у. Г. Л. Скадовский (1847-1919), на средства которого возвели собор (только в 1906 он пожертвовал свыше 13 тыс. р.- см: Херсонские ЕВ. 1906. № 4. С. 80). Новая настоятельница обители, поставленная в авг. 1908 г., игум. Раиса (Ильяшевич; † после 1928?), выразила особую благодарность Скадовскому (Торжество. 1909. С. 424-425).
К 1909 г. старый Свято-Троицкий храм был переоборудован в трапезную. За ней находилось кладбище. С правой стороны нового собора была усыпальница Л. Б. Скадовского, с левой - усыпальница настоятельницы мон-ря схиигум. Евфросинии († 1908?). До 1918 г. в собор П. м. ежегодно крестным ходом приносили Касперовскую икону Божией Матери, к которой собиралось множество паломников. Вероятно, в последний раз чудотворный образ торжественно встречали в обители 15 сент. 1917 г. (Херсонские ЕВ. 1917. № 15/16. С. 190).
К нач. XX в. в П. м. имелись также надвратная колокольня (в визант. стиле) с 2 кельями, 2-этажная трапезная, 16 отдельных келейных сооружений, гостиница на 16 помещений, новое здание для монастырской школы-приюта, ограда с башнями по углам, 5 жилых строений за оградой и 4 здания хозяйственных служб. При обители действовала 2-классная церковноприходская школа для девочек (к 1896 было 24 ученицы, к 1906 - 16; воспитанницы обучались шитью, вязанию и др. рукоделиям), приют для 60 сирот, больница, иконописная, белошвейная и золотошвейная мастерские, б-ка. Монастырские изделия, в т. ч. вышивка гладью, «заслужили... известность... изяществом и чистотою отделки» в Херсоне и в Москве, куда послушниц направляли «для изучения золотошвейного дела». Работы мастериц приносили обители доход - 2131 р. 53 к. (Сведения. 1897. С. 144).
К янв. 1897 г. в П. м. числились игумения, 24 монахини, 46 рясофорных послушниц и 48 чел., «состоящих на искусе», в 1919 г.- 450 сестер (из них четверть - монашествующие, остальные - послушницы), в 1922 г.- 180 чел. В 1890 г. в обители служил свящ. Николай Тузенко (выпускник 1883 г. Одесской ДС), к 1897 г.- священники Николай Голоносов и Василий Малявинский, в 1906 г.- священники Димитрий Яхонтов и Лука Штенко († 19 янв. 1906), с мая 1906 г.- свящ. А. А. Потапенко († не ранее 1916; сын свящ. А. Н. Потапенко); каждому из них мон-рь выплачивал штатное жалованье по 300 р. в год.
На берегу Белого оз. У стен П. м. была построена пристань, к которой швартовались суда. Монастырь владел 415 дес. земли, в т. ч. 325 дес. пахотной земли; 3 дес. занимал фруктовый сад, 1/2 дес.- виноградник. Имелась также молочная ферма на 25 коров. Монастырю принадлежало подворье в Сухарной части Херсона. По некоторым сведениям, в 1919 г. на подворье была освящена домовая ц. во имя свт. Николая Чудотворца.
Вероятно, с 1874 г. к обители был приписан Иоанно-Предтеченский скит в с. Чечелиевка Александрийского у. (ныне Вел. Чечелиевка Новгородковского р-на Кировоградской обл.). В скиту находились каменный храм, устроенный из жилого дома помещика И. И. Чечеля (1805-1885), 3 келейных дома для насельниц, дом священника со службами, 5 хозяйственных построек, а также 194 дес. земли, из которых 144 дес. сестры сдавали в аренду. К 1896 г. в скиту под началом мон. Анфии проживали 16 послушниц, богослужения совершал свящ. Иоанн Черниченко. Определением Синода от 5 марта 1899 г. скит получил статус самостоятельной жен. общины, которую возглавила насельница П. м. рясофорная мон. Магдалина (Станиславская). 17-18 сент. того же года торжественное открытие общины возглавил архиеп. Херсонский Иустин (Охотин). В 1904 г. община была преобразована в мон-рь (закрыт ок. 1922 г.).
С 1904 г. П. м. осуществлял пожертвования «на раненых воинов и на нужды армии и флота», с 1906 г.- «на голодающих и бедных города Одессы» (см., напр.: Херсонские ЕВ. 1904. № 9. С. 191; № 11. С. 243; № 15. С. 362; 1906. № 1. С. 8), направлял подарки на фронт, в т. ч. «ящики... с теплыми вещами» (Там же. 1915. № 1. С. 9). 19 февр. 1915 г. еп. Елисаветградский сщмч. Прокопий (Титов) сообщал архиеп. Херсонскому и Одесскому Назарию (Кириллову), что в лазарет при Бизюковом мон-ре откомандированы 20 сестер для ухода за больными и ранеными воинами, инокини изготавливают для лазарета полные комплекты «носильного и постельного» белья, теплые халаты и проч.; в самом мон-ре ок. 40 сестер шили и вязали для солдат шерстяные «шлемы, напульсники, шарфы» и проч.; обитель предоставила помещения своего херсонского подворья для устройства кухни «с раздачей бесплатных обедов нуждающимся семьям» и лазарета (Там же. № 6. Ч. неофиц. С. 129-130; см. также: Маркевич. 1915).
11 нояб. 1915 г. Успенский собор Херсона посетил имп. св. Николай II Александрович, и игум. Раиса преподнесла ему список Касперовской иконы Божией Матери.
В П. м. долгое время проживала дочь основателя обители потомственная дворянка В. Л. Скадовская (род. в 1844), не принимавшая постриг. Сын основателя Г. Л. Скадовский 20 дек. 1918 г. был рукоположен в сан диакона для служения в монастырском Троицком храме. В янв. 1919 г. он был зверски убит в собственном херсонском доме бандой грабителей. Внук основателя сщмч. Иоанн Скадовский ок. 1919-1920 гг. был определен к служению в П. м.; в 1937 г. казнен вместе со сщмч. Прокопием (Титовым).
По преданию, проживавшая в Херсоне старица Феодора, духовная дочь архим. прп. Варсонофия (Юрченко; 1880-1954), при возведении в 1900-1909 гг. монастырского Свято-Троицкого храма предрекала: «Строят собор, а выстроят детский дом».
В 1920-1921 гг. на территории П. м. была размещена детская колония на 500 чел. Одновременно в обители проживали насельницы, зарегистрировавшиеся как земледельческая трудовая артель, сестры взяли монастырское хозяйство в арендное пользование на 5 лет по договору от 26 сент. 1921 г. К дек. 1921 г. на территории П. м. проживали 108 монахинь и 319 послушниц. В распоряжении сестер имелась земля, отведенная волостным земельным отделом. По решению президиума Херсонского политисполкома от 25 марта 1922 г. было предписано мон-рь «освободить под детский городок», выселив всех сестер. К лету 1922 г. на территории обители был создан городок им. Петровского, где воспитывалось 500 детей, и дом отдыха для рабочих Херсона.
После Великой Отечественной войны нек-рые монахини проживали в Херсоне, в т. ч. в домах при Богородице-Рождественской (Греческой) ц., где в 1950-1951 гг. служил архим. Варсонофий, при кладбищенском храме Всех святых, а также при Свято-Духовском, Успенском и Екатерининском соборах. Сестры писали иконы и пели на клиросе. Бывшая насельница П. м. мон. Евфалия (Кухта) написала иконы для боковых приделов Свято-Никольского собора Херсона.
3 июля 1928 г. президиумом ВУЦВК решено здания Благовещенского и Свято-Троицкого храмов П. м. использовать под культурно-просветительские учреждения, но в них разместили склад для хранения зерна, мастерскую по ремонту автомашин и тракторов, кухню, столовую. К 1945 г. все церкви П. м. были разобраны, монастырское кладбище осквернено. В 1945-1957 гг. на территории обители находилась школа механизаторов, с 1957 г.- Белозерское ПТУ.
Решением Синода УПЦ от 31 мая 2007 г. мон-рь был возрожден. 7 дек. 2009 г. Херсонской епархии была возвращена надвратная часовня обители. 7 апр. 2010 г. архиеп. Херсонский и Таврический Иоанн (Сиопко; ныне митрополит) совершил у ее стен 1-ю после закрытия мон-ря Божественную литургию, 29 авг. того же года освятил часовню как храм Благовещения Пресв. Богородицы, в 2014 г. в нем установили резной иконостас. Восстановлены каменные колокольня, ограда и келейные корпуса, в авг. 2018 г. митр. Иоанн (Сиопко) освятил монастырскую пекарню. Обители возвращена икона «Благовещение Пресв. Богородицы», написанная в нач. XX в. в монастырской мастерской и сохраненная насельницами, а затем настоятелем херсонского Морского Свято-Никольского собора прот. В. Г. Пасенко († 2016). Также в мон-ре находится икона прп. Евфросинии Полоцкой с частицей ее мощей, подаренная обители в 2011 г. архиеп. Иоанном.
25 сент. 2013 г. архиеп. Иоанн учредил в пос. Радгоспное (ныне Благодатное) Скадовского р-на монастырский скит, в к-ром 14 янв. 2014 г. освятил ц. во имя блж. Ксении Петербургской (2013-2014). Архиерей подарил храму икону блж. Ксении. Решением Синода УПЦ от 14 марта 2018 г. скит был обращен в самостоятельный Николая Чудотворца святителя женский монастырь (Херсонской и Таврической епархии УПЦ).
В 2012-2014 гг. настоятельницей П. м. была игум. Анастасия (Бернацкая). К нач. 2020 г. в П. м. проживали настоятельница (с 8 марта 2016) игум. София (Битус) и неск. сестер.