(† Между 11.06 и 10.07.1005, К-поль), патриарх Иерусалимский (с янв./февр. 986). В научной лит-ре иногда упоминается как Иеремия, исходя из лат. перевода его имени (Ieremias) в издании хроники копто-араб. историка XIII в. аль-Макина Старшего (см. ст. Макин) (в араб. оригинале такая форма имени могла возникнуть как результат описки при передаче имени Орест). Главный источник сведений об О.- летопись его младшего современника Яхьи Антиохийского († после 1034). Конец X в. был исключительно благоприятным временем для правосл. общины Сиро-Египетского региона, в значительной степени ввиду того, что фатимидский халиф аль-Азиз (975-996) был женат на правосл. христианке, сестре О. Халиф обеспечил братьям своей жены О. и Арсению блестящую церковную карьеру, сделав 1-го предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви, а 2-го - митрополитом Каира. О предшествующем периоде жизни О. точных сведений нет. Арабо-испан. историк XIV в. Ибн аль-Хатиб повествует о том, что халиф аль-Азиз отправил брата своей жены-христианки, к-рый был монахом и идентифицируется исследователями как О. или Арсений, с миссией к эмиру Сицилии Джафару ибн Мухаммаду аль-Кальби (983-985), чтобы добиться получения 3 крепостей, захваченных у византийцев сицилийскими мусульманами. Однако Джафар отказался отдавать крепости и грубо обошелся с послом, к-рый через неск. месяцев отправился в К-поль, откуда писал аль-Азизу о провале миссии (Contribution à l'histoire de l'Afrique du Nord et de la Sicile / Éd. H. H. Abdul-Wahab // Centenario della nascita di M. Amari. Palermo, 1910. Vol. 2. P. 478-479).
Возведение О. на Патриарший престол датируется рамаданом 375 г. хиджры, что соответствует 15 янв.- 13 февр. 986 г. по Р. Х. Похоже, до того Иерусалимский престол некоторое время оставался вакантным после кончины патриарха Иосифа II († 984/5). Характерно, что Иосиф, как и один из его предшественников - Христодул II († 969), скончался и был погребен в Каире,- очевидно, Иерусалимские патриархи считали нужным пребывать в Египте, ближе к политическому центру мусульм. династий, владевших Палестиной. По-видимому, О. также длительное время жил в столице халифата.
Ок. 993 г. Лев, аббат мон-ря святых Вонифатия и Алексия в Риме, в письме франк. кор. Гуго Капету сообщал, что годом ранее О. и «архиепископ Египта Феодор» (возможно, речь идет о митр. Каира (Мисра) Арсении; Александрийским патриархом в это время был Илия I) отправили легатов к папе Римскому Иоанну XV. Они хотели узнать, можно ли принимать в клир обратившихся в Православие яковитов (см. Монофизитство), а также получить разрешение освящать антиминс и использовать его вместо престола там, где это необходимо в связи со сложностями, вызванными мусульм. владычеством (Leonis abbatis et legati ad Hugonem et Rotbertum reges epistola // MGH. SS. T. 3. P. 689). Факт отправки такого посольства исследователи считают возможным, хотя его цели (как и имя 2-го инициатора), очевидно, превратно переданы в источнике, поскольку подобные вопросы могли быть решены без участия папы Римского (Zimmermann. 1966. S. 340-343).
Пользуясь покровительством фатимидской администрации, О. продолжил восстановление архитектурного комплекса Гроба Господня (Воскресения Христова) храма в Иерусалиме, пострадавшего во время антихрист. выступлений 966 г., когда был убит Иерусалимский патриарх Иоанн VII. Строительными работами еще со времен Патриаршества Иосифа II руководил синкелл Садака ибн Бишр, к-рый завершил возведение купола над базиликой и устранение ряда др. повреждений. Оставалась невосстановленной (в силу материальных или технических сложностей) только большая 2-скатная крыша над ц. св. Константина. Одним из источников средств для реставрации церкви являлась финансовая помощь со стороны Византии. Известно о посольстве имп. Василия II Болгаробойцы ко двору халифа аль-Азиза в 987/8 г., к-рое среди прочего доставило деньги для поддержания храма Воскресения.
Десятилетнее перемирие, заключенное по результатам переговоров этого посольства, сменилось новым витком военного противостояния в 998 г., когда фатимидский наместник Дамаска разбил под Апамеей дуку Антиохии Дамиана Далассина и подступил к стенам Антиохии. Тогда имп. Василий отправил в Каир новое посольство для переговоров о мире, но вслед за этим осенью 999 г. неожиданно вторгся в Сирию, овладел Шайзаром, Хомсом, разорил ряд крепостей на Ливане. Фатимидское правительство сочло за благо примириться с сев. соседом. Визант. посол, находившийся в Каире, был отправлен обратно с мирными предложениями, а вместе с ним в К-поль как представитель Фатимидского халифата поехал О. На прощальной аудиенции в нач. 1000 г. везир Барджеван от имени молодого халифа аль-Хакима (996-1021), племянника О. по матери, пообещал принять все условия перемирия, о которых сможет договориться Иерусалимский патриарх. Ввиду того что имп. Василий в это время вел военные действия на Кавказе и возвратился в столицу только в следующем году, новое 10-летнее перемирие между Византией и Фатимидским халифатом было заключено весной или летом 1001 г. Очевидно, что его условия были гораздо более благоприятны для империи ромеев, чем положения перемирия 987/8 г., подписанного в разгар мятежа Варды Фоки, когда имп. Василию было важно любой ценой обезопасить южную границу. После заключения мирного договора О. оставался в К-поле 4 года, до своей смерти, которую Яхья датирует рамаданом 395 г. хиджры (11 июня - 10 июля 1005). В отсутствие О. делами Иерусалимской Церкви управлял его брат Арсений, вступивший в июне 1000 г. на Александрийский престол и сосредоточивший в своих руках власть над всеми правосл. общинами Фатимидского халифата.
Поскольку конец Патриаршества О. совпал с началом гонений на христиан халифа аль-Хакима, ознаменовавшихся впосл. убийством патриарха Арсения и репрессиями против мн. др. христ. иерархов, в том же ключе стал трактоваться и образ О. в средневек. лат. лит-ре (хотя эти предания могут иметь вост. происхождение). Уже современник О. лат. хронист Адемар Шабанский († 1034) отмечал, что О. был умерщвлен по приказу аль-Хакима (эти и ряд др. сведений Адемар, возможно, получил от мон. Симеона Трирского, который провел юность в Иерусалиме). Хронисты Уильям из Малмсбери (XII в.) и Альберик из Труа-Фонтена (XIII в.) сообщали, что в 1012 г. по приказу халифа О. был ослеплен, отправлен в «Вавилон» (Каир) и там умерщвлен. У фламанд. хрониста Теодориха Паули (кон. XV в.) этот сюжет еще более заостряется: О., некогда обратившийся в христианство из ислама (при этом его отцом якобы был наместник Авеллино (Юж. Италия)), за отказ отречься от веры был подвергнут бичеванию и др. пыткам, после чего усечен мечом. Теодорих также указывал на празднование памяти О. как мученика 17 мая, а современный ему рукописный календарь (Florarium sanctorum) отмечает эту память под 15 мая. Большинство этих сведений в нач. XVIII в. собрал франц. церковный историк М. Лекьен, и данная трактовка сохранялась до тех пор, пока в кон. XIX в. не была введена в научный оборот летопись Яхьи Антиохийского.
О. считается автором греч. Житий семьи южноитал. святых X в.- прп. Саввы Нового с Сицилии († после 986; BHG, N 1611), с к-рым О. встречался (очевидно, во время дипломатической миссии на острове в нач. 80-х гг. X в.), его отца Христофора и младшего брата Макария из Калабрии (BHG, N 312), кондаков в честь этих святых (Саввы и Макария) и вмч. Пантелеимона, а также богородичных. Брату О. Арсению тоже приписывается неск. церковных песнопений, причем одно - в честь просветителя Сицилии сщмч. Филиппа Агирского (Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. 319): именно в посвященном ему мон-ре приняли монашество прп. Савва Новый и его отец. Имя почившего О. упоминается в тексте Литургии апостола Иакова в созданных в Юж. Италии т. н. Мессинском свитке (Messin. gr. 177) и Россанском кодексе (Vat. gr. 1970), что служит основанием для датировки в 1-м случае самой рукописи, а во 2-м - ее протографа. По мнению В. фон Фалькенхаузен, эти упоминания, а также факт написания О. Житий местночтимых южноитал. святых позволяют предположить, что между 1000 и 1005 гг. он нек-рое время находился в Юж. Италии, о чем мог не знать Яхья Антиохийский, живший в тот период в Египте (Falkenhausen. 2007. С. 593).