[Аль-Макин; полностью - аш-Шайх аль-Макин; араб. - властительный старец], имя 3 известных представителей копто-араб. лит-ры XIII-XIV вв., находившихся в отношениях родства или свойства с западносир. (яковитским) семейством Бану Амид, которое ассимилировалось с егип. христианами, по-видимому, примкнув к Коптской Церкви. Родоначальник Бану Амид в Египте, купец ат-Тайиб ибн Юсуф, прибыл туда с торговым караваном из месопотамского Тикрита при фатимидском халифе аль-Амир би-ахкам-Аллахе (1101-1130), удостоился его расположения, получил в дар селение в дельте Нила и поселился в Каире. Его сын Карвина занял должность катиба (писца) в одном из диванов (ведомств), а внук Абу-т-Тайиб дослужился до поста начальника дивана нижнеегип. наместничества Гарбия. Пять сыновей Абу-т-Тайиба стали архиереями; один из них, Абу-ль-Макарим Ильяс (Ɨ 1209/10), в миру состоятельный землевладелец, принял постриг после смерти своей жены - сестры Симана ибн Калиля.
(Микаиль-Башу, дельта Нила, ок. 1150 - Вади-эн-Натрун, между 1237 и 1240). С 1173/74 г.- распорядитель войскового дивана при Салах-ад-Дине, неоднократно награждался за усердную службу. При аль-Адиле I Абу Бакре, ок. 1206/07 г., удалился в монастырь св. Иоанна Колова (Дейр-Юханнис-эль-Касир) в Вади-эн-Натрун, где провел как затворник последние 30 лет жизни. Здесь помимо экзегетических трудов (толкование на Евангелие от Матфея и введение в Псалтирь) он составил в 10-20-х гг. XIII в. 2 богословских сочинения: «Рассуждение о единственности Всевышнего Творца и троичности Его Ипостасей» (M B ) и «Луг уединенного и утешение одинокого» (R ). Первое из них (изд.: Sbath. 1929) содержит краткое изъяснение учения о триединстве Бога и о сущностных атрибутах, которые соответствуют каждой из Ипостасей: существование ( ) - Отцу, жизнь ( ) - Сыну, речь ( ) - Св. Духу, в противоположность Божественным атрибутам, также выводимым из Свящ. Писания, но не считающимся самодостаточными: зрению, слуху, могуществу, щедрости и знанию. Написанное простым, но изящным языком с вкраплениями рифмованной прозы (садж), сочинение имеет апологетическую направленность в контексте дискуссий, актуальных для умозрительного богословия ислама - калама. «Луг уединенного...» представляет собой обширный богословско-аскетический трактат, свидетельствующий о доскональном знании автором Библии и творений отцов Церкви. В тексте преобладает садж; стилистические особенности демонстрируют влияние коранической образности и фразеологии. Трактат состоит из 12 глав: о сотворении человека (отрывок: Samir. 2007); о единстве, вечности и щедрости Бога; о страхе Божием; о постоянной молитве; об умерщвлении плоти, посте и воздержании в речах; о терпении; о благотворительности и милосердии; о целомудрии; о смирении и послушании; о прощении грешников; об умеренности и самоограничении; об упражнении в добродетельном житии. Большое количество сохранившихся рукописей трактата свидетельствуют о том, что в XVI-XVIII вв. сочинение имело широкое хождение по всему арабо-христианскому Востоку (в антихалкидонитской и в халкидонитской среде) как в оригинале, так и в переработанной редакции кон. XIII - нач. XIV в. под названием «Блаженные нравы и духовные образцы» (A ). Лат. перевод в сер. XVII в. сделал кармелитский мон. Целестин св. Лидвины (Петер ван Гол; сохр. в ркп. Paris. arab. 194). О популярности «Луга уединенного...» в Новое время говорит и то, что он дважды издавался в Египте в XIX в. (Каир, 1873 и 1886 (электр. переизд.- Бонн, 2011)).
[Лат. Georgius Elmacinus, откуда европ. формы Elmacin, Macine] (Каир, 18.02.1206 - Дамаск, после 1280). Отец М., Абу-ль-Ясир, был средним сыном Абу-ль-Макарима Ильяса и племянником Симана ибн Калиля; заступив на место дяди, он прослужил более 40 лет при аль-Адиле и его родственниках аз-Захире Гази (в Дамаске, 1186-1216) и аль-Камиле Мухаммаде (в Каире, 1218-1238). М.-старший был принят катибом в войсковой диван благодаря отцу, после кончины к-рого (1239) выдвинулся на важный пост в войске сир. правителя из династии Айюбидов ан-Насира Юсуфа (1237-1260). Вторжение орд Хулагу-хана в Вост. Средиземноморье заставило М.-старшего в дек. 1259 - янв. 1260 г. по примеру ряда чиновников-христиан из дамасского дивана перебраться с семьей в Тир, где он провел полгода. В начале царствования аз-Захира Рукн ад-Дина Бейбарса аль-Бундукдари (Бейбарса I; 1260-1277) в связи с беспорядками, возникшими в Сирии после разгрома монголов при Айн-Джалуте, М.-старший, как и нек-рые др. высокопоставленные чиновники-христиане, попал под подозрение в сотрудничестве с захватчиками (эти обвинения передает, в частности, свидетель событий халебский катиб Шихаб ад-Дин Гази ибн аль-Васити, ум. в 1312). В 1262 г. зять Бейбарса и его наместник в Сирии эмир аль-Хадж Ала ад-Дин Тайбарс аль-Вазири, благосклонностью к-рого пользовался М.-старший, оказался в опале и все подведомственные ему должностные лица были вызваны в Египет и брошены в тюрьму. Ок. 1273 г., после более чем 10-летнего заточения, М.-старший получил свободу и переехал в Дамаск, где и провел последние годы жизни (сведения о числе заключений М.-старшего, их продолжительности и причинах в источниках разнятся).
После смерти Бейбарса (1277) М.-старший написал всемирную историю - «Благословенный сборник» (A лат. Syntagma benedictum; др. названия: «Всеобщая летопись» - A «Книга летописей» - K чаще просто «Летопись аль-Макина» - T M ), состоящий из 2 частей (возможно, по аналогии с сочинением Агапия Манбиджского). Первая часть охватывает период от сотворения мира до переселения (хиджры) Мухаммада (622) и включает 166 последовательных жизнеописаний пророков и других великих людей (от Адама до визант. имп. Ираклия, включая Моисея и Иисуса Христа). В начальных разделах (до вавилонского пленения иудеев) автор опирается на текст Библии, в последующих (о древних державах Азии, об имп. Александре Великом, о Римско-Византийской и Сасанидской империях) - на целый ряд источников, в т. ч. на араб. герметический трактат «A I » (из него приводятся прямые цитаты). Текст завершается списком копт. патриархов, к-рый был продолжен переписчиками до 1320 г.
Вторая часть, «Летопись мусульман от законодателя ислама Абу-ль-Касима Мухаммада», охватывает период от хиджры Мухаммада до восхождения на престол Бейбарса (1260). В начальных разделах автор, по его собственному признанию, черпает сведения прежде всего из «Летописи посланников и царей» ат-Табари (ум. в 923); данные по Египту и Сирии дополнены скорее всего благодаря переработке «Салихийской летописи» Джамаль ад-Дина ибн Василя (ум. в 1298), а также добавлению датировок по коптской «эре мучеников» (эре Диоклетиана) и эпизодов из церковной истории. Не исключено, что оба историка пользовались общим источником: соответствия между повествованиями ибн Василя и М.-старшего заканчиваются на смерти Салах-ад-Дина, при том что «Салихийская летопись» доведена до 1238 г., а в «Благословенном сборнике» события кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIII в. освещены особенно скудно. Еще одним источником сведений, относящихся к первым векам ислама, послужили для М.-старшего работы аль-Якуби (2-я пол. IX - нач. X в.). Многое заимствовал он и из трудов христ. историков: православных Х в.- Евтихия, патриарха Александрийского (Саида ибн аль-Битрика), и Агапия, еп. Манбиджского, а также копта - своего современника Бутроса ибн ар-Рахиба.
В состав «Благословенного сборника» М.-старший включил повествование о прошлом собственной семьи, которое легло в основу его жизнеописаний в арабских биографических справочниках, дополнявших образцовый труд Ибн Халликана (ум. в 1282) «Кончины знаменитых людей и вести о современниках»,-христианина Фадлаллаха ибн ас-Сукаи (Ɨ 1325/26; Ibn aṣ-Ṣuḳā‘ī. Tālī kitāb wafayāt al-a‘yān: Un fonctionnaire chrétien dans l'administration mamelouke / Éd., trad. J. Sublet. Damas, 1974. P. 110-111, 136-138) и мусульман Халиля ас-Сафади (ум. в 1363) и Таки ад-Дина Ахмада аль-Макризи (ум. в 1442) (рус. пер. отрывков см.: Селезнев. 2012. С. 123-128).
Не являясь в полном смысле оригинальным трудом, «Благословенный сборник» достаточно быстро получил признание не только в восточнохристианском, но и в ислам. мире. Материалами летописи широко пользовался биограф султанов Бейбарса и Калауна Насир ад-Дин Шафи ибн Али аль-Аскалани (ум. в 1330). Ибн Хальдун (ум. в 1406) обращался к ее главам, посвященным античности; аль-Калькашанди (ум. в 1418) и аль-Макризи заимствовали из нее сведения о егип. христианах.
М.-старший поддерживал тесные отношения с копт. интеллектуалами и, судя по всему, передал список своего труда одному из виднейших их представителей - Мутаман ад-Дауле Абу Исхаку Ибрахиму ибн аль-Ассалю (60-70-е гг. XIII в.; см. в ст. Ассалиды). Старейшая сохранившаяся рукопись полного текста «Благословенного сборника» (возможно, автограф) датируется 1280 г. (Lond. Brit. Lib. Orient. 7564). Г. Вьет, планировавший совместно с кард. Э. Тиссераном критическое издание «Благословенного сборника» в нач. XX в., выделил наряду с общераспространенной редакцией (т. н. вульгатой) и другую, засвидетельствованную в рукопиcи Paris. arab. 4729 и отмеченную широким использованием труда Евтихия Александрийского (см.: Maspero J., Fortescue A., Wiet G. Histoire des Patriarches d'Alexandrie depuis la mort de l'empereur Anastase jusqu'à la reconciliation des Eglises jacobites: 518-616. P., 1923. P. 219-222. Not. 2). По мнению М. Диеца, эти редакции отражают разные стадии работы М.-старшего с текстом (Diez. 2013. P. 127-134). Однако в целом генеалогия рукописей остается неразработанной, что препятствует помимо прочего установлению степени оригинальности содержащейся в источнике информации. При эфиоп. царе Лебна Денгеле (1508-1540) был сделан близкий к оригиналу полный перевод хроники на геэз (Lond. Brit. Lib. Orient. 814; издание главы об Александре Великом: Budge Е. А. W. Тhе Life and Exploits of Alexander the Great. L., 1896. Vol. 1. P. 207-225 (эфиоп. текст); Vol. 2. Р. 355-385 (англ. пер.)).
Типографское издание большей части «Летописи мусульман...» (до 20-х гг. XII в.) с параллельным лат. переводом подготовил Т. ван Эрпе (Эрпениус), а осуществил его ученик Я. ван Гол (Голиус) в 1625 г., после смерти учителя. Будучи 1-й по времени публикацией памятника араб. историографии в Европе, оно изобиловало как текстологическими, так и смысловыми ошибками и неточностями. Однако уже в 1626 г. в Лондоне появился сокращенный англ. перевод издания, сделанный С. Перчасом («The Saracenical historie» в приложении к 4-му изданию его соч. «Purchas his Pilgrimage»), а в 1657 г. в Париже - франц. перевод П. Ватье («L'Histoire mahometane, ou les Quarante-neuf califes du Macine»). Тем не менее, несмотря на заметную роль, к-рую «Благословенный сборник» и его переводы сыграли в развитии зап. арабистики и исламоведения, а также достаточное количество рукописей (как полных, так и частичных списков), его полное критическое издание отсутствует. Первая часть «Благословенного сборника» остается в рукописях, за исключением небольших фрагментов, изданных в оригинале и/или переводе (их перечень см.: Селезнев. 2014. С. 152-153).
Заключительные разделы 2-й части «Благословенного сборника» («Известия об Айюбидах», 1205-1260), отличающиеся наибольшей оригинальностью как первоисточник (на фоне преимущественно компилятивного характера предшествующего повествования), были изданы в 1958 г. К. Каэном (франц. перевод с рядом исправлений: Chronique des Ayyoubides. 1994). По его мнению, они «с интеллектуальной точки зрения сопоставимы с работами крупнейших историков того периода, представляя наибольший интерес в плане военной администрации», а также наряду с фрагментами хроники Ибн Муйассара (ум. в 1278), воспроизведенной в энциклопедии Шихаб ад-Дина ан-Нувайри (ум. в 1332), являются единственным свидетельством урожденного египтянина об эпохе поздних Айюбидов по контрасту с подавляющим большинством записей хронистов-сирийцев (Cahen, Coquin. 1991. P. 144). С 1249 г. «Известия об Айюбидах» содержат множество сообщений первостепенной важности (о 7-м крестовом походе, мамлюкском перевороте, вторжении монголов, завершившемся битвой при Айн-Джалуте, захвате престола Бейбарсом после убийства его предшественника Кутуза), часто не имеющих аналогов у др. современников (напр., информация о происхождении 1-го султана-мамлюка Айбека ат-Туркумани).
Продолжением «Благословенного сборника» (с 1260) служит хроника копта аль-Муфаддаля ибн Аби-ль-Фадаиля «Надежная тропа и несравненный жемчуг в продолжение Летописи Ибн аль-Амида» (А T I A ) (изд.: Moufazzal ibn Abi l-Fazail. Histoire des sultans mamlouks / Éd., trad. E. Blochet // PO. 1919. T. 12. Fasc. 3; 1920. T. 14. Fasc. 3; 1929. T. 20. Fasc. 1; Kortantamer S. Aegypten und Syrien zwischen 1317 und 1341 in der Chronik des Mufaddal b. Abi l-Fada 'il. Freiburg i. Br., 1973). Ее уникальная рукопись Paris. arab. 4525, датируемая сент. 1358 г., очевидно, составлялась для личного пользования и служит единственным достоверным источником сведений об авторе, к-рый, как предполагается (на основании косвенного указания Ибн аль-Васити), приходился М.-старшему внучатым племянником по жен. линии. Дед аль-Муфаддаля, Абу-ль-Муфаддаль, имел церковный сан, а отец, Абу-ль-Фадаиль, составитель несохранившегося сборника христ. преданий «Рай» (F ), в 1260 г. ездил к Хулагу-хану с посольством для переговоров об обеспечении безопасности представителей различных вероисповеданий в захваченной монголами Сирии. Последнее обстоятельство отчасти объясняет хорошую осведомленность его сына о событиях, разворачивавшихся в пределах Великого монгольского улуса. Хроника аль-Муфаддаля охватывает период правления мамлюкских государей-бахритов до 1341 г., коптских патриархов - до 1348 г., а также современных им мусульм. династий в Хиджазе, Йемене и Индии и чингисидских хаганов. Хотя аль-Муфаддаль в значительной мере опирался на труды современников-мусульман ан-Нувайри, Шамс ад-Дина аль-Джазари (ум. в 1338), Абу Бакра ибн ад-Давадари (20-30-е гг. XIV в.) и Бейбарса аль-Мансури (ум. в 1325), его хроника содержит уникальные сведения относительно положения Египта при единоличном правлении ан-Насира Мухаммада (1310-1341) и походов хулагуидского ильхана Газана (1295-1304) на Сирию. Однако сугубо христ. сюжеты затронуты у аль-Муфаддаля лишь вскользь. Приложение ( ) к «Летописи аль-Макина» составил и Ибн ас-Сукаи.
(Окрестности Ст. Каира, вероятно, 1-я пол. XIV в.- Тура, после 1398), свящ., врач, чиновник в гражданской администрации Мамлюкского султаната. Брат аль-Асада Ибрахима, катиба войскового дивана. К концу жизни принял постриг в мон-ре св. Арсения (см. Кусайр) близ Каира. В 1398 г. составил доксографический трактат «Краткое изложение исследования о вере, именуемое Всеобъемлющим пособием, почерпнутым из дара самостоятельного суждения» (M H ), известный также как «Разрешение сомнений» (H ). Трактат, написанный на классическом арабcком языке и сохранившийся в автографе и других многочисленных рукописях, состоит из 2 частей. Первая включает введение, посвященное вопросам христологии, и 5 глав, в к-рых систематически освещаются различные аспекты христ. теологии, антропологии, аксиологии, ангелологии, демонологии и др.; 2-я часть состоит из 6 глав, посвященных гл. обр. экзегетическим вопросам и полемике с иудеями и диофизитами. Эта богословская энциклопедия пользовалась популярностью как в коптской, так и в эфиоп. среде, где получила известность в переводе на геэз к кон. XV в. под названием «Ученик» ( ) и с атрибуцией «Георгию, ученику Антония Сирийца».