Дмитрий Васильевич (22.10.1821, с. Шекшово Суздальского у. Владимирской губ.- 21.06.1899, Киев), проф. КДА, правосл. библеист, богослов, философ, психолог. Род. в семье священника, окончил Суздальское ДУ (1835) и Владимирскую ДС (1841). В 1841-1845 гг. обучался в КДА. В 1845 г. за соч. «Критическое обозрение устава Св. Владимира о церковных судах» получил в КДА степень магистра богословия и словесных наук. По инициативе Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) был оставлен в КДА и определением Синода от 24-29 сент. 1845 г. назначен преподавателем философии. С 4 окт. 1851 г. экстраординарный профессор, с 28 сент. 1853 г. ординарный профессор, с 20 нояб. 1870 г. заслуженный профессор. 13 дек. 1895 г. вышел в отставку, после чего до конца жизни читал в КДА лекции как внештатный профессор.
В первые годы педагогической деятельности читал лекции по истории философии, гносеологии, логике и метафизике, однако больше всего внимания уделял психологии, преподавание которой велось на кафедре философии. В 1864-1867 гг. преподавал также франц. язык. После введения в действие Устава Духовных Академий 1869 г. по собственному желанию избрал в качестве предмета преподавания психологию. В 1848-1849 гг. был помощником инспектора, в 1869-1884 гг.- помощником ректора по богословскому отделению. В 1870 и 1872 гг. временно исполнял обязанности ректора КДА. В 1878-1881 гг. был выпускающим редактором ж. «Труды Киевской Духовной Академии». 6 дек. 1873 г. успешно защитил в КДА докт. дис. «Книга премудрости Соломона, ее происхождение и отношение к иудейско-александрийской философии: Историко-критическое исследование». 11 апр. 1874 г. утвержден Синодом в ученой степени доктора богословия. Был награжден орденами св. Анны 3-й (1863), 2-й (1869) и 1-й (1889) степени, св. Владимира 3-й (1879) и 2-й (1895) степени, св. Станислава 1-й степени (1885). В 1851, 1859 и 1864 гг. получал благословения Синода за усердную службу. С 1875 г. действительный статский советник, с 1888 г. действительный член Московского психологического об-ва. С 1895 г. почетный член КДА, МДА и КазДА. Был женат, имел 4 сыновей и 2 дочерей. Умер на 78-м году жизни в Киеве и был похоронен на Щекавицком кладбище (уничтожено в 50-х гг. XX в.).
Наиболее весомым вкладом П. в богословскую науку стала его монография о Книге премудрости Соломона, где был рассмотрен широкий круг вопросов: о каноническом достоинстве этой книги, ее происхождении, времени написания, об авторстве, о соотношении с др. библейскими книгами и с античной философской традицией. П. полагал, что эта книга безусловно «не имеет значения и достоинства, свойственного книгам… каноническим». Он предлагал рассматривать ее «как продукт рефлективного мышления, руководствующегося началами религиозной веры». Поскольку П. считал Книгу премудрости Соломона философским произведением, созданным автором, исповедующим веру в Единого Бога, он анализировал текст, исходя «из начал естественных» и следуя «приемам общей сравнительно-исторической критики» (С. 38). П. признавал ошибочным взгляд на эту книгу как на сборник отрывков, написанных разными авторами, и настаивал на ее внутренней цельности, при этом считая неверным приписывание ее авторства царю Соломону. Также он отвергал мнение о том, что книга была написана уже в христ. эпоху, полагал, что она была создана в среде эллинизированных евреев в Александрии. Исследуя вопрос о влиянии античной философии на иудейское сообщество, П. пришел к выводу о том, что Книга премудрости Соломона стала плодом первоначального знакомства иудеев рассеяния с греч. философией, поэтому время ее написания не может быть отнесено к эпохе Филона Александрийского, когда эллинистическое влияние на иудеев рассеяния уже привело к формированию их целостной мировоззренческой системы. П. относил написание книги к кон. III - нач. II в. до Р. Х. и высказывал предположение о том, что намеки автора книги на положение евреев в Египте дают основания думать, что, вероятно, книга была создана в царствование Птолемея IV Филопатора (ок. 221 - ок. 204 г. до Р. Х.), когда иудеи впервые подверглись притеснениям на религ. почве.
П. также известен как переводчик сочинений франц. историков Ф. Гизо («Размышление о христианской религии») и А. Тьери («Несторий и Евтихий, ересиархи V века»). Под редакцией П. были изданы переводы книги франц. философа П. Жане «Конечные причины, или Целесообразный порядок вещей в природе и его причина» и австр. теолога Й. Н. Эрлиха «Нравственное назначение человека». П. также сделал важный вклад в изучение наследия профессоров КДА по кафедре философии прот. И. М. Скворцова, архим. Феофана (Авсенева), С. С. Гогоцкого. В Национальной б-ке Украины им. В. И. Вернадского сохранились рукописные курсы П. по логике, гносеологии, истории философии, психологии, древней истории стран Востока.