Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОКРОВСКИЙ
57, С. 99-103 опубликовано: 25 июля 2024г. 


ПОКРОВСКИЙ

Николай Николаевич (20.06.1930, Ростов-на-Дону - 13.10.2013, Новосибирск), российский историк, археограф, источниковед, организатор науки, акад. РАН (1992; чл.-кор. АН СССР с 1987).

Биография

Н. Н. Покровский. Фотография. Нач. 10-х гг. XXI в.
Н. Н. Покровский. Фотография. Нач. 10-х гг. XXI в.

Н. Н. Покровский. Фотография. Нач. 10-х гг. XXI в.
Предки П. по отцовской линии были священно- и церковнослужителями Ярославской епархии, дед ученого вышел из духовного звания. Отец П.- Николай Ильич Покровский (1 марта 1897 - 12 марта 1946), историк-кавказовед, 1-й декан историко-филологического фак-та (1941-1946), зав. кафедрой истории народов СССР (1941-1946) Ростовского гос. ун-та. Мать - Татьяна Андреевна Прасолова (1897-1987), врач-невропатолог.

П. с отличием окончил исторический фак-т МГУ (1952), в 1952-1955 гг. учился там же в аспирантуре под рук. акад. АН СССР (с 1953) М. Н. Тихомирова, с к-рым у П. сложились доверительные отношения (Шмидт. 1990. С. 369-374). С 1954 г. работал ассистентом, с 1955 г.- младшим преподавателем на организованной и возглавлявшейся Тихомировым кафедре источниковедения исторического фак-та МГУ. Выступал ассистентом своего учителя при чтении им специальных лекционных курсов (Там же. С. 370-371).

Участник неформального кружка молодых историков МГУ, к-рый возглавляли аспирант кафедры истории КПСС Л. Н. Краснопевцев, сотрудник Ин-та востоковедения АН СССР В. Б. Меньшиков, преподаватель истории Л. А. Рендель и ассистент кафедры Новой и новейшей истории Н. Г. Обушенков. 30 авг. 1957 г. арестован по «делу Московского университета» наряду с др. участниками кружка. 12 февр. 1958 г. на основании п. 10, ч. 1 («пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти») и п. 11 («всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению... контрреволюционных преступлений») 58-й ст. УК РСФСР приговорен Московским городским судом к 6 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь с последующим пожизненным запретом на проживание в Москве. Отбывал наказание в Мордовских лагерях. Участник 24-дневной голодовки в лагерном штрафном изоляторе. Голодавшие требовали переквалификации своего дела на др. статьи. В 1963 г. вышел на свободу (полностью реабилитирован Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 3 мая 1989, к-рым приговор отменен за отсутствием состава преступления).

В 1964-1965 гг. работал во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике: первоначально зав. отделом в Суздале, затем - зам. директора по науке.

В 1965 г. П. переехал в Новосибирск, где по рекомендации Тихомирова был принят на работу в отдел гуманитарных исследований Ин-та экономики и организации промышленного производства Сибирского отд-ния (СО) АН СССР. На базе отдела в 1966 г. создан Ин-т истории, филологии и философии СО АН СССР (в 1990-2006 существовал как Объединенный ин-т истории, филологии и философии, до 2000 включавший в себя 4, затем - 3 самостоятельных ин-та, в т. ч. Ин-т истории, ставший в 2006 наряду с прочими самостоятельным). П. возглавлял образованную в нояб. 1970 г. решением Президиума СО АH СССР археографическую группу при секторе истории дооктябрьского периода, в 1975 г. преобразованную в сектор археографии и источниковедения, к-рым П. руководил вплоть до своей кончины. Зам. председателя (1971-1981) и председатель (1981-1991) СО Археографической комиссии АН СССР, зам. председателя Археографической комиссии АН СССР (с 1991 РАН) (1981-2013). Зам. директора Ин-та истории СО РАН по научной работе (1992-2003). Член Президиума СО РАН и председатель его Научно-издательского совета (1997-2001). Советник РАН (с 2003).

Параллельно с работой в СО АН СССР (РАН) П. в 1965-1998 гг. преподавал на гуманитарном фак-те Новосибирского гос. ун-та (профессор с 1977). Читал базовый курс «История России с древнейших времен до конца XVI в.», до 1988 г. также вел общеуниверситетский курс «История древнерусского искусства». В 2009-2010 гг. по приглашению Православной гимназии во имя прп. Сергия Радонежского прочитал лекционный курс, посвященный истории взаимоотношений гос-ва и Церкви на Руси в XIII-XVI вв.

Член Совета Российского фонда фундаментальных исследований (1992-1994), зам. председателя (1994-2001) и член Высшего экспертного совета (2001-2013) Российского гуманитарного научного фонда.

Основатель научной школы, главная проблематика исследований которой - история старообрядчества, история РПЦ различных периодов, ее миссионерская, миротворческая деятельность, творческое наследие иерархов Русской Церкви. Среди учеников - А. Т. Шашков, Н. Д. Зольникова, Н. П. Матханова, Т. А. Опарина, А. И. Мальцев, А. И. Плигузов, С. Г. Петров, О. Д. Журавель. О роли Новосибирской школы в изучении старообрядчества написал Р. О. Крамми во вводной статье к публикации на англ. языке работ П. (Crummey R. O. Popular Orthodoxy and Resistance // Russian Studies in History. Armonk (N. Y.), 2010. Vol. 49. N 3. P. 3-7). Под рук. П. сформировалась особая источниковедческая школа, к-рую отличает общий подход к публикации исторических источников, когда совокупность приемов и правил, применяемых медиевистами, стала использоваться при подготовке к научному изданию памятников письменности и документов разных эпох.

Награжден орденами Почета (1998) и Дружбы (2005); орденами РПЦ: св. митр. Макария 3-й степени (2002), прп. Сергия Радонежского 3-й степени (2009). Лауреат Демидовской премии (1995), в 1998 г. удостоен благодарности патриарха Алексия II.

Был дважды женат. Первая жена (с 1950) - Зоя Васильевна Бородина (28 июля 1929 - 26 авг. 1988), выпускница исторического фак-та МГУ, зав. б-кой Ин-та истории, филологии и философии СО АН СССР (1970-1988), участница мн. археографических экспедиций мужа. Вторая жена (с 1997) - Наталья Дмитриевна Зольникова (8 апр. 1949 - 9 апр. 2018), выпускница гуманитарного фак-та Новосибирского гос. ун-та (1971). С 1977 г. работала в секторе П., главный научный сотрудник (2002-2018); преподавала в Новосибирском гос. ун-те (1992-1998). Специалист в области истории РПЦ и старообрядчества Сибири XVII-XX вв., общественного сознания, социальной истории Сибири кон. XVII в., археографии и источниковедения. Автор монографий «Сословные проблемы во взаимоотношениях Церкви и государства в Сибири (XVIII в.)» (Новосиб., 1981; в 1979 защитила по этой теме канд. дис.), «Сибирская приходская община в XVIII в.» (Новосиб., 1990; в 1991 защитила по этой теме докторскую дис.). Соавтор мн. работ П., в т. ч. книги о часовенном согласии в азиат. части России (Староверы-часовенные. 2002).

П. похоронен на Южном кладбище в Новосибирске. 16 окт. 2018 г. на здании гуманитарных ин-тов СО РАН в Академгородке открыт барельеф П.

В Гос. архиве Новосибирской обл. сформирован личный фонд П. (Ф. Р-2475).

Научные труды

Первой крупной темой, изучавшейся П., стали русские средневек. актовые источники. В канд. дис. «Актовые источники по истории феодальной собственности в России XIV - нач. XVI в.» (1955; опубл. с изменениями в 1973) провел типологический анализ актового материала, к-рый стал основой изучения П. сути процессов феодализации в Центр. России и в Двинской земле (Зольникова. Н. Н. Покровский как исследователь. 2015. С. 8). В этой работе проявилась склонность П. к междисциплинарным исследованиям. Ему удалось убедительно показать пути развития феодальных отношений, датировать динамику этих процессов, обрисовать роль нелигитимных способов захвата феодалами черных земель, картину борьбы за земли как отдельных крестьян, так и крестьянских общин (Там же). Анализируя судебные акты, П. выявил земли индивидуального и общинного владения, разные способы распоряжения земельными участками и установил состав органов самоуправления в черных общинах (Швейковская. 2016. С. 27-28). В числе прочего в этой работе П. рассматривал и функции Русской Церкви, крупных мон-рей, а в ряде случаев также «мирских» и приходских храмов с т. зр. процессов феодализации (Зольникова. Н. Н. Покровский как историк Церкви. 2017. С. 111-112). П. подробно изучил различные способы приобретения земель церковными феодалами, объем и состав жаловавшегося иммунитета, а также протесты крестьян в связи с имевшими место захватами мон-рями, архиерейскими домами и нек-рыми приходскими храмами крестьянских земель (Там же. С. 112). П. рассматривал процесс эволюции земельной собственности выстроенных сев. мирами мон-рей и приходских церквей, к-рая лишь в кон. XVII в. полностью стала принадлежать архиепископской кафедре.

После переезда в Новосибирск в центре исследований П. оказалась социально-политическая и религ. история Урала и Сибири, и прежде всего история старообрядчества. В монографии об антифеодальных протестах старообрядцев (Покровский. 1974) П. ввел в научный оборот новые виды документов, в т. ч. материалы исповедального и старообрядческого учета, ведомости фискального учета старообрядцев, данные ревизий и проч. (Швейковская. 2016. С. 29). П. выступил как представитель исторической антропологии: создал галерею ярких образов прошлого (Зольникова. Н. Н. Покровский как исследователь. 2015. С. 11), провел анализ закономерностей коллективного поведения социальных групп, впервые зафиксировал факт участия в гарях членов правосл. общин наряду со староверами, отметив, что в Урало-Сибирском регионе старообрядческому протесту был присущ «общекрестьянский» характер (Швейковская. 2016. С. 30). П. показал формирование течения в рамках борьбы власти и Церкви со старообрядчеством, интересы представителей к-рого тесно переплетались с интересами складывавшихся на Урале крупных торгово-промышленных слоев (Там же). П. отмечал неоднозначность протеста старообрядцев, сложное переплетение в нем социальных, религиозных и политических мотивов (Покровский. 1974. С. 388-390). Проанализировал некоторые парадоксы поведения староверов, в частности протест вплоть до самосожжений как против введения двойного подушного оклада, так и против его отмены (Там же. С. 365, 385-386).

В книге, написанной совместно с Н. Д. Зольниковой (Староверы-часовенные. 2002), авторы на материале широкого круга источников раскрыли процесс оформления и эволюции идеологии часовенного согласия в азиат. части России.

П. особенно интересовал процесс превращения внутрицерковной оппозиции в широкое религиозно-общественное движение, оформление идеологии согласий. Он обратил внимание не только на протестные явления, но и на особенности многовекового существования старообрядчества в изменяющемся мире. На большом новом материале документальных и повествовательных источников П. удалось показать богатство и интенсивность духовной жизни в общинах, обусловленную борьбой различных течений не только между согласиями, но часто и внутри каждого из них. В результате ученому удалось наметить новые подходы к изучению феномена старообрядчества и более объективно оценить суть движения. Изучение старообрядчества сочеталось у П. с исследованием крестьянской урало-сибир. письменности XVIII-XX вв. Все это существенно изменило представления о духовной жизни рус. крестьянства, выявив ее богатство и многообразие. П. открыты неизвестные до того времени произведения сибирских и уральских крестьянских писателей М. И. Галанина, Г. С. Украинцева, беглого холопа Максима (Ромодановская. 1992. С. 176).

Ряд работ П. посвятил проблемам взаимоотношения власти, Русской Церкви и общества в мирный период и во время социальных потрясений XVII в. Он заново проанализировал материалы следственного дела по Томскому восстанию, придя к выводу о том, что восстание было «бунтом во имя царя», что привело к не слишком суровому по меркам того времени наказанию бунтовщиков (Покровский. 1989. С. 17, 94-95, 267, 368). Анализируя роль Русской Церкви в событиях в Томске, П. показал, что духовенство на протяжении восстания занималось активным посредничеством между противостоящими сторонами, стремясь восстановить гражданский мир (Слово о юбиляре // Проблемы истории, рус. книжности, культуры и обществ. сознания. Новосиб., 2000. С. 5). В работе 1991 г. П. и его соавтор, В. А. Александров, предложили рассматривать всю структуру общественного управления и самоуправления в системе сословно-представительной монархии (Там же).

Под рук. П. и при его участии подготовлены фундаментальные обобщающие коллективные исследования: «Крестьянство Сибири в эпоху феодализма» (Новосиб., 1982), «Очерки русской литературы Сибири» (Новосиб., 1982. Т. 1: Дорев. период).

Прочитанные П. лекции в Православной гимназии во имя прп. Сергия Радонежского были положены в основу подготовленного им учебного пособия «Русская Церковь и государство в XIII-XVI вв.» (Новосиб., 2013). Четыре века рус. истории рассмотрены через призму взаимоотношений 2 институтов - гос-ва и Церкви. Убедительность выводов П. обусловлена использованием разнообразных источников, к-рые (наряду с собственно цитированием) также рассмотрены в работе.

Основатель научно-исследовательской сер. «Археография и источниковедение Сибири» (1975; к 2019 изд. 38 выпусков).

Археографическая деятельность

В 1964 г. П. привлекался Тихомировым к описанию своего рукописного собрания, к-рое в 1965 г. по завещанию владельца было передано в Новосибирск. В 1968 г. «Описание Тихомировского собрания рукописей» было опубликовано за авторством Тихомирова и с указанием П. как редактора книги. По инициативе автора П. выступил редактором последней книги Тихомирова - «Средневековая Россия на международных путях» (М., 1966; см.: Шмидт. 1990. С. 368).

В СО АН СССР П. возглавил большой научный проект, к-рый Д. С. Лихачёв и А. М. Панченко очень точно назвали «археографическим открытием Сибири» (Лихачёв Д. С. Новые открытия памятников рус. письменности и лит-ры // Вестн. АН СССР. 1972. № 4. С. 57; Панченко А. М. «Археографическое открытие» Сибири // ПКНО, 1974. М., 1975. С. 156). С 1966 г. стал организатором, руководителем и участником археографических экспедиций, благодаря к-рым на гос. хранение поставлено 1500 уникальных рукописей и старопечатных книг. Экспедиции открыли дотоле неведомый богатейший мир письменной духовной культуры рус. крестьян на территориях от Урала до Дальн. Востока. Опыт экспедиционной работы П. нашел отражение в выдержавшей 3 издания кн. «Путешествие за редкими книгами».

Среди первых уникальных археографических находок П.- обнаруженный им летом 1968 г., во время экспедиции в Горный Алтай, сборник кон. XVI в., к-рый предоставил возможность исследователям получить полное представление о тексте т. н. Судного дела Максима Грека. В научный оборот был введен особого вида источник, в к-ром широко использовались подлинные документы о Соборах 1525 и 1531 гг. В обстоятельной вступительной статье к публикации судных списков (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 10-89) содержались детальный источниковедческий и текстологический анализ сложного и противоречивого памятника, обоснование датировки его создания периодом между 1544 и 1548 гг., подробный разбор содержания и характеристика научного значения сведений, заключенных в тексте источника. Введение в научный оборот сибир. рукописи помогло по-новому взглянуть на роль Максима Грека в идейной борьбе того времени, снять с него догматические и политические обвинения, что позволило в 1988 г. РПЦ причислить его к лику святых. В 2008 г. при поддержке и участии П. Н. В. Синицына начала публикацию нового научного издания трудов Максима Грека.

Принцип сочетания научной публикации источника с его исследованием стал характерной чертой для основанной П. в 1993 г. сер. «История Сибири: первоисточники». В 16 вышедших из печати к 2019 г. выпусках опубликованы ценнейшие источники сведений по истории Сибири. Пять из них посвящены изданию текстов, в к-рых нашли отражение деятельность Русской Церкви в регионе, духовная культура правосл. населения. Особое внимание уделено введению в научный оборот документов, памятников письменности, относящихся к Тобольскому архиерейскому дому, а также сочинений русских старообрядцев, отразивших духовную культуру крестьян. В рамках этой серии под рук. П. подготовлена антология «Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв.» (Новосиб., 1999-2011. Т. 1-3). Совместно с коллегами П. подготовил к изданию вышедший уже после его смерти Урало-Сибирский старообрядческий патерик (см.: Урало-Сибирский патерик. М., 2014-2016. Кн. 1-2).

В ходе «архивной революции» нач. 90-х гг. XX в. П. получил возможность одним из первых ознакомиться со сверхсекретными кремлевскими архивами и применить используемые медиевистами приемы анализа и публикации к хранившимся там документам. В результате этой работы, проделанной совместно с С. Г. Петровым, был издан сборник документов, в к-ром нашли отражение особенности проведения антирелиг. политики большевиков в отношении РПЦ (Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922-1925 гг. М.; Новосиб., 1997-1998. Т. 1-2). Особую ценность изданию придают подробные научные комментарии и обширная аналитическая статья, написанная П. (Предисловие // Архивы Кремля. М.; Новосиб., 1997. Т. 1. С. 5-105).

Еще одним крупным проектом, которым П. руководил совместно с Г. Д. Ленхофф, стало новое научное издание «Книги степенной», ставшее возможным благодаря найденному П. в Томске ее древнейшему списку (М., 2007-2012. Т. 1-3). В сопровождающих текст комментариях и исследовательских статьях решены мн. проблемы изучения памятника, обозначены задачи и намечены перспективы его исследования. Совместно с А. В. Сиреновым П. подготовил и осуществил издание Латухинской Степенной книги 1676 г. (М., 2012), отразившей на своих страницах общность судеб 3 восточнослав. народов, а также важную роль в их истории Русской Церкви.

Соч.: Антифеод. протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосиб., 1974; Путешествие за редкими книгами. М., 1984, 19882. Новосиб., 20053; Томск, 1648-1649 гг.: Воеводская власть и земские миры. Новосиб., 1989; Власть и общество: Сибирь в XVII в. Новосиб., 1991 (совм. с В. А. Александровым); Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв.: Проблемы творчества и обществ. сознания. М., 2002 (совм. с Н. Д. Зольниковой); Рос. власть и общество XVII-XVIII вв.: Избр. тр. Новосиб., 2005.
Публ.: Тобольский архиерейский дом в XVII в. Новосиб., 1994 (совм. с Е. К. Ромодановской).
Библиогр.: Хронол. указ. трудов [за 1952-2009 гг.] // Н. Н. Покровский. М., 2010. С. 30-69; Список трудов акад. РАН Н. Н. Покровского за 2009-2014 гг. // Археогр. и источниковед. аспекты в изуч. истории России. Новосиб., 2016. С. 309-311.
Ист.: «Дело» молодых историков (1957-1958 гг.) // ВИ. 1994. № 4. С. 106-135; Покровский Н. Н., Покровская С. Н. Мемуары // Обществ. мысль и традиции рус. духовной культуры в ист. и лит. памятниках XVI-XX вв. Новосиб., 2005. С. 525-579; Устные мемуары С. Н. и Н. Н. Покровских: (К 75-летию акад. Н. Н. Покровского) // АЕ за 2005 г. М., 2007. С. 534-551; Краснопевцев Л. Н. Хранитель Истории: Зап. участника «Дела Моск. ун-та». М., 2015.
Лит.: Шмидт С. О. К предыстории издания последних книг акад. М. Н. Тихомирова // Обществ. сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 368-376; Ромодановская Е. К. Н. Н. Покровский как археограф и источниковед // АЕ за 1990 г. М., 1992. С. 174-178; она же. Акад. Н. Н. Покровский - организатор и руководитель археогр. работ в Сибири // АЕ за 2000 г. М., 2001. С. 245-246; Н. Н. Покровский / Сост.: З. В. Бородина и др.; вступ. ст.: Н. Д. Зольникова. М., 2010. (Мат-лы к биоблиографии ученых: История; 34); Зольникова Н. Д. Выдающийся археограф // Universum Humanitarium. Новосиб., 2015. № 1. С. 214-221; она же. Н. Н. Покровский как исследователь // Религ. и полит. идеи в произведениях деятелей рус. культуры XVI-XXI вв. Новосиб., 2015. С. 4-13; она же. Н. Н. Покровский по письмам коллег и друзей: Личность в обществ. среде (1970-1980-е гг.) // Археогр. и источниковед. аспекты в изуч. истории России. Новосиб., 2016. С. 8-24; она же. Н. Н. Покровский как историк Церкви и православия: Начало пути // Вестн. Екатеринбургской ДС. 2017. Вып. 3(19). С. 111-146; она же. Н. Н. Покровский как организатор науки: (2-я пол. 1960-х - 1980-е гг.) // Гуманит. науки в Сибири. Новосиб., 2017. Т. 24. № 1. С. 32-39; Швейковская Е. Н. Судебно-следственные мат-лы XVI-XVIII вв. в творчестве акад. Н. Н. Покровского: Источниковед. аспект // Археогр. и источниковед. аспекты в изуч. истории России. Новосиб., 2016. С. 25-34.
Н. С. Гурьянова
Ключевые слова:
Археографы российские Историки российские История науки Источниковедение Покровский Николай Николаевич (1930 - .2013), российский историк, археограф, источниковед, организатор науки, академик РАН (1992; чл.-кор. АН СССР с 1987)
См.также:
БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Дмитрий Николаевич (1778-1850), гос. деятель, историк, писатель, археограф
БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Николай Николаевич (1737-1814), историк, археограф, переводчик, издатель
БАРСУКОВ Николай Платонович (1838-1906), историк, археограф, библиограф
БАРТЕНЕВ Петр Иванович (1829-1912), историк, археограф, библиограф
БЕЛОКУРОВ Сергей Алексеевич (1862-1918), историк, археограф, архивист
БЕРЕДНИКОВ Яков Иванович (1793-1854), историк, археограф
БЫЧКОВЫ рус. ученые, археографы, историки
ВИКТОРОВ Алексей Егорович (1827 - 1883), археограф, историк книги, библиограф
ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон
ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф