Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПИЙ XI
56, С. 418-423 опубликовано: 29 мая 2024г.


ПИЙ XI

Пий XI, папа Римский. Фотография. 1930 г.
Пий XI, папа Римский. Фотография. 1930 г.

Пий XI, папа Римский. Фотография. 1930 г.
(31.05.1857, Дезио, близ Монцы, Ломбардо-Венецианское королевство, Австрийская империя - 10.02.1939, Рим, Ватикан; до избрания папой - Акилле Ратти), папа Римский (с 6 февр. 1922). Сын Франческо Ратти, директора ткацкой фабрики в Пузиано, и Терезы Галли. Начальное образование получил в школе в Дезио. Продолжил учебу в малой (начальной) семинарии во имя св. Петра Мученика в Севезо, затем в малой семинарии в Монце, учился в архиепископской коллегии католического св. Карла Борромео в Милане, с 1875 г.- в Миланской высшей семинарии. В 1879 г. продолжил образование в Риме в Ломбардском атенеуме и папском Григорианском университете. 20 дек. 1879 г. генеральный викарий Рима кард. Раффаэле Монако Ла Валлетта рукоположил Ратти во пресвитера. В 1882 г. получил степени д-ра богословия (13 марта), д-ра канонического права (9 июня) и д-ра философии (23 июня). В том же году вернулся в Милан, неск. месяцев служил викарным священником в деревенском приходе Барни, затем преподавал богословие и церковную риторику в Миланской высшей семинарии (1882-1888). Хранитель (с нояб. 1888) и префект (8 марта 1907 - 26 сент. 1914) Амброзианской б-ки в Милане. Духовник конгрегации сестер Пресв. Девы Марии Сионской горницы (1888-1914). С 1907 г. каноник миланского кафедрального капитула и прелат папского двора. Сопровождал в Вену (1891) и Париж (1893) аблегата Джакомо Марию Радини-Тедески, к-рый отвозил туда биретты для новых кардиналов (в Австрийской империи биретту новому кардиналу должен был вручать император, во Франции - президент республики). Вице-префект (с 8 нояб. 1911) и исполняющий обязанности префекта (с 20 февр. 1912) Ватиканской б-ки. 14 сент. 1914 г. стал каноником ватиканской базилики св. Петра. 27 сент. 1914 г. утвержден в должности префекта Ватиканской б-ки и окончательно переехал в Рим. С 28 окт. 1914 г. сверхштатный апостольский протонотарий.

С 1918 г. находился на дипломатической службе Папского престола: с 25 апр. 1918 г.- апостольский визитатор в Польше и Литве, с 31 мая 1919 г.- апостольский нунций в Польше, в связи с чем 3 июля того же года был назначен титулярным архиепископом Лепанто. Рукоположен 28 окт. 1919 г. в Варшаве в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя (св. Яна) архиеп. Александром Каковским (1913-1938). Участвовал в переговорах с представителями Советской России об освобождении католич. архиепископа Могилёвского Эдуарда фон Роппа (1917-1939; подробнее о нем см. в ст. Могилёвское католическое архиепископство). В авг. 1920 г. Ратти был единственным дипломатическим представителем, кто остался в Варшаве (город находился под угрозой захвата Красной Армией). У Ратти сложились непростые отношения с польск. епископами (особенно с Адамом Стефаном Сапегой, еп. Краковским (1911-1951, с 1925 архиепископ)), считавшими вмешательство нунция в дела католич. Церкви в Польше чрезмерным. Вместе с тем Ратти пользовался поддержкой папы Римского Бенедикта XV (1914-1922), к-рый в итоге отозвал его с поста нунция и поставил на титулярную архиепископскую кафедру Аданы (19 апр. 1921), а 13 июня 1921 г. возвел в достоинство кардинала-пресвитера и назначил архиепископом Миланским. 16 июня Ратти получил титулярную рим. ц. Санти-Сильвестро-э-Мартино. Он был назначен членом 4 Конгрегаций: дисциплины таинств, Собора, чрезвычайных церковных дел, семинарий и ун-тов (образования). 17 июня Бенедикт XV вручил новому архиепископу Миланскому паллий.

29 авг.- 2 сент. 1921 г. Ратти возглавил национальное паломничество в Лурд. 8 сент. состоялся ингресс (вступление в должность) нового архиепископа в миланском кафедральном соборе Рождества Пресв. Девы Марии. 7 дек. 1921 г. Ратти торжественно открыл Католический ун-т Милана.

После смерти папы Римского Бенедикта XV (22 янв. 1922) на конклаве, начавшемся 2 февр., соперничали партии «ревнителей» (zelanti) во главе с кард. Рафаэлем Мерри дель Валем (1865-1930) и «политиков» (politicani) во главе с кард. Пьетро Гаспарри (1852-1934). Ратти, рассматривавшийся как компромиссная фигура, 6 февр. был избран папой Римским. После избрания он - впервые после папы Римского Пия XI (1846-1878) - вышел благословить собравшихся на пл. св. Петра на внешнюю лоджию базилики св. Петра. Ратти взял имя Пий XI в честь папы Римского Пия Х (1903-1914), подчеркнув т. о. свое намерение продолжать политику религиозного консерватизма, но вместе с тем подтвердил полномочия Гаспарри как гос. секретаря, что означало продолжение внешнеполитического курса папы Бенедикта XV. 12 февр. 1922 г. в базилике св. Петра состоялась папская коронация; тиару на голову П. возложил кардинал-перводиак. Гаэтано Бислети (1856-1937). Ближайшими помощниками П. в вопросах внешней политики были кард. П. Гаспарри и сменивший его (в февр. 1930) на посту гос. секретаря кард. Эудженио Пачелли (папа Римский Пий XII в 1939-1958), во внутрицерковных вопросах - кард. Р. Мерри дель Валь. Как Римский понтифик, П. был префектом Верховной конгрегации Sanctum officium, Конгрегации Восточной Церкви и Консисториальной конгрегации, с сент. 1937 г. также Конгрегации образования. В своей 1-й энциклике - «Ubi arcano Dei» от 23 дек. 1922 г. П. сделал акцент на необходимости установления мира во Христе и «социального царства» Христа сначала в личной, затем в семейной, а потом и в общественной жизни. По словам папы Римского, это позволит преодолеть главные опасности совр. общества: агрессию, классовое неравенство, противостояние партий, распад семей, обмирщение, снижение активности приходского духовенства и католич. миссий (AAS. 1922. Vol. 14. P. 673-700).

Важнейшим событием понтификата П. стало заключение Латеранских соглашений с Итальянским гос-вом (11 февр. 1929), урегулировавших «римский вопрос» и определивших статус гос-ва Ватикан (AAS. 1929. Vol. 21. P. 209-274). Границей суверенного гос-ва Ватикан стала окружавшая Ватиканский холм крепостная стена, а в том месте, где она отсутствовала,- внешняя стена дворцового комплекса, внешняя линия обрамляющей пл. св. Петра колоннады Бернини и полукруг, соединяющий оба крыла колоннады в начале пл. св. Петра. Площадь нового гос-ва составила 44 га. За пределами Ватикана право экстерриториальности получили: Латеранская базилика, Латеранский дворец (см. Латеранский комплекс), базилика Санта-Мария-Маджоре, базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, дворцы, занимаемые Апостольской датарией, канцелярией, Конгрегациями Sanctum officium, пропаганды веры, Восточной Церкви и ряд других комплексов, в частности загородная папская вилла в Кастель-Гандольфо. Восемь комплексов зданий, находящихся в ведении Папского престола, не получили права экстерриториальности, но имели отныне гарантию неприкосновенности и были освобождены от налогов: папский Григорианский ун-т, Папский библейский институт и др.

Финансовой конвенцией предусматривалась выплата Италией 750 млн лир Папскому престолу в обмен на отказ с его стороны от финансовых претензий в связи с ликвидацией Папского гос-ва в 1870 г.

7 июня 1929 г. состоялся обмен ратификационными грамотами, впервые с 1870 г. были открыты бронзовые ворота у официального входа в Апостольский дворец Ватикана. В этот же день П. утвердил 6 конституционных законов гос-ва Ватикан. Конституцией «Ex Lateranensi pacto» от 30 мая 1929 г. П. определил порядок духовного окормления в государстве Ватикан, территория которого с этого момента была выведена из-под управления генерального викария Рима (AAS. 1929. Vol. 21. P. 309-311). Создавалась особая должность - генерального викария для государства Ватикан (совмещена с должностью папского ризничего). Первым генеральным викарием Ватикана стал Агостино Дзампини, титулярный епископ Порфиреона (1910-1937). Этой же конституцией был учрежден для окормления на территории Ватикана приход св. Анны.

Светская власть на территории Ватикана делегировалась губернатору Камилло Серафини (1864-1952; впоследствии должность упразднена). 18 нояб. 1929 г. губернатор Ватикана подписал конвенцию с Правительством Италии об обеспечении нового гос-ва телеграфной и телефонной связью. 28 нояб. 1929 г. была подписана конвенция об автомобильной связи Ватикана с Римом. В 1932 г. в юж. части Ватикана открылась железнодорожная станция, соединенная с итал. сетью железных дорог. Motu proprio «Con l'art» от 31 дек. 1937 г. П. установил начисление пенсий служащим в Ватикане сотрудникам, как духовенству, так и мирянам (гражданским и военным) (AAS. 1938. Vol. 30. P. 33-34).

Бреве «Spectat ad Romanum Pontificem» от 24 июня 1929 г. П. учредил апостольскую нунциатуру 1-го класса при короле Италии (AAS. 1929. Vol. 21. P. 762-763). 30 июня апостольским нунцием в Италии был назначен титулярный архиеп. Франческо Боргонджини Дука (1929-1954; с 1953 кардинал). 5 дек. того же года король Италии Виктор Эммануил III (1900-1946) и кор. Елена Черногорская нанесли офиц. визит П. (Ibid. P. 772). В 3-ю годовщину подписания Латеранских соглашений, 11 февр. 1932 г., папа принял на аудиенции возглавлявшего правительство Италии Б. Муссолини (1922-1943).

Несмотря на нормализацию отношений с властями Италии, П. негативно относился к политике Муссолини, в энциклике «Non abbiamo bisogno» от 29 июня 1931 г. осудил фашистский режим за тоталитаризм и «языческий культ» гос-ва, защитил от нападок властей организацию «Католическое действие» (AAS. 1931. Vol. 23. P. 285-312). Проведя полную реорганизацию «Католического действия», папа поддерживал его деятельность и в др. странах (Аргентина, Португалия, Колумбия, Польша). В июне 1938 г. П. поручил амер. иезуиту Дж. Лафаржу подготовить тезисы энциклики с осуждением расизма и антисемитизма. В янв. 1939 г. понтифик работал над окончательным текстом этого документа, но не успел завершить его.

П. уделял большое внимание миссионерской деятельности. В энциклике «Rerum Ecclesiae» от 28 февр. 1926 г. он указал на важную роль, к-рую играют местные представители клира в евангелизации своих народов (AAS. 1926. Vol. 18. P. 65-83). 8 сент. 1928 г. папа Римский обратился к католическим епископам с энцикликой «Rerum Orientalium», призвав к углубленному изучению жизни христиан на Востоке с целью привлечь их в Римско-католическую Церковь; для этого было необходимо хорошо знать местную культуру и отказаться от навязывания зап. культурных ценностей (AAS. 1928. Vol. 20. P. 277-288). По инициативе П. в Риме открылось несколько коллегий для подготовки католич. духовенства как римского, так и восточных обрядов. В 1928-1929 гг. в Риме собирались синод Армянской католической Церкви и епископская конференция укр. греко-католиков. В понтификат П. началась работа по подготовке Кодекса канонического права Восточных Церквей (см. в ст. Восточные католические Церкви). 23 нояб. 1929 г. П. создал независимую от Конгрегации по делам Восточной Церкви кардинальскую (с 17 июля 1935 папская) комиссию, которую возглавил кард. П. Гаспарри, ранее руководивший работой по составлению «Codex iuris canonici».

Продолжив политику папы Римского Пия Х по противодействию религ. модернизму, энцикликой «Mortalium animos» от 6 янв. 1928 г. П. осудил экуменизм (AAS. 1928. Vol. 20. P. 5-16). Папа утвердил декрет Конгрегации Sanctum officium «Cum Supremae» от 25 марта 1928 г. о роспуске и запрете орг-ции «Друзья Израиля» (Opus sacerdotale Amici Israel; основана в 1926), члены к-рой выступали за удаление молитвы о «коварных иудеях» из богослужения Великой пятницы (Ibid. P. 103).

Энцикликой «Casti Connubii» от 31 дек. 1930 г. П. подтвердил традиц. католич. учение о неразрывности супружеских уз, осудил идею о неограниченной свободе в сексуальной жизни человека, контрацепцию и контроль рождаемости (AAS. 1930. Vol. 22. P. 539-592). Motu proprio «Qua cura quave» от 8 дек. 1938 г. папа учредил в Италии церковные трибуналы по вопросам аннулирования браков (AAS. 1938. Vol. 30. P. 410-413).

Значительным вкладом в развитие социального учения католицизма стала энциклика «Quadragesimo anno» от 15 мая 1931 г., посвященная 40-летию энциклики папы Римского Льва XIII «Rerum novarum». Выступив с критикой капиталистического общества, признав его отдельные недостатки, П. отметил, что умеренные сторонники социалистических идей выдвигают и справедливые требования, к-рые Церковь может принять. Наряду с этим было осуждено радикальное течение в социализме, обозначенное термином «коммунизм», с присущими ему материалистической идеологией и требованием огосударствления экономики. Папа выдвинул идею о возможном участии рабочих в управлении предприятиями в формах совладения, соуправления и получения прибыли. Акцент он сделал на деятельности посреднических структур, наилучшей формой к-рых считал корпорации, построенные по профессиональному и межпрофессиональному принципам. В основе деятельности корпораций должен лежать, согласно П., принцип сотрудничества классов (AAS. 1931. Vol. 23. P. 177-228).

Большое внимание П. уделял вопросам образования, созданию католич. ин-тов и ун-тов. Деятельность католич. учебных заведений регламентировалась конституцией «Deus scientiarum Dominus» от 24 мая 1931 г. (AAS. 1931. Vol. 23. P. 241-262). Motu proprio «I primitivi cemeteri» от 11 дек. 1925 г. Папская археологическая комиссия (основана в 1851) и Римская академия священной археологии (основана в 1754) были объединены в Папский ин-т христианской археологии (открыт 15 нояб. 1926) (AAS. 1925. Vol. 17. P. 619-624). Motu proprio «Quod maxime» от 30 сент. 1928 г. П. учредил консорциум Григорианского ун-та, Папского библейского ин-та и Восточного папского ин-та (AAS. 1928. Vol. 20. P. 309-315). Motu proprio «In multis solaciis» от 28 окт. 1936 г. был утвержден новый статут папской АН (AAS. 1936. Vol. 28. P. 421-446). 12 февр. 1931 г. папа торжественно открыл созданную по его инициативе радиостанцию Ватикана (аллокуция «Qui arcano Dei» - AAS. 1931. Vol. 23. P. 65-70).

Важной задачей П. стало урегулирование статуса католич. структур в гос-вах, образовавшихся после распада Российской и Австро-Венгерской империй. До кон. 20-х гг. ХХ в. делались неоднократные попытки наладить диалог с советскими властями и обеспечить функционирование Римско-католической Церкви в СССР. Апостольским посланием «Annus fere iam est» от 10 июля 1922 г. П. призвал верующих к сбору средств в помощь голодающим в Советской России (AAS. 1922. Vol. 14. P. 417-419; средства распределяла особая папская миссия). В 1923-1924 гг. папа смог организовать кампанию в поддержку католического архиеп. Яна Феликса Цепляка и добиться замены вынесенного ему смертного приговора высылкой из страны (см. в ст. Могилёвское католическое архиепископство). Апостольской конституцией «Semper Romani Pontifices» от 2 февр. 1923 г. П. учредил католич. еп-ство Владивостока, включавшее территории Приморской и Амурской областей (AAS. 1923. Vol. 15. P. 443-444). Для координации деятельности Римско-католической Церкви в СССР была создана комиссия «Pro Russia» (20 июня 1925). В 1926 г. папа направил в СССР с тайной миссией апостольского делегата с чрезвычайными полномочиями еп. М. д'Эрбиньи, к-рый совершил 4 тайных епископских рукоположения с целью восстановить католич. иерархию. Были учреждены апостольские администратуры в Москве (во главе с еп. Пием Эженом Невё), Ленинграде (во главе с еп. Антонием Малецким), Могилёве (во главе с еп. Болеславом Слоскансом) и Одессе (во главе с еп. Александром Фризоном). Конституцией «Quam curam» от 15 авг. 1929 г. П. учредил папскую коллегию «Russicum» для подготовки рус. католич. клира (AAS. 1929. Vol. 21. P. 577-581); motu proprio «Nostra animarum» от 28 окт. 1932 г. передал верующим рим. ц. Сант-Антонио-Абате-аль-Эсквилино для служения по визант. обряду на церковнослав. языке.

В 1930 г., признав невозможность диалога с коммунистической властью, П. в хирографе (рукописном послании) «Ci commuovono profondamente» на имя генерального викария Рима кард. Базилио Помпили призвал весь мир к молитвам в поддержку преследуемых в СССР христиан (AAS. 1930. Vol. 22. P. 89-93). Энцикликами «Divini Redemptoris» от 19 марта 1937 г. и «Ingravescentibus malis» от 29 сент. того же года папа Римский осудил коммунизм (AAS. 1937. Vol. 29. P. 65-106, 373-380).

Более успешными были отношения Папского престола со странами Вост. и Центр. Европы. При П. были заключены конкордаты с Латвией (30 мая 1922), Польшей (10 февр. 1925), Румынией (10 мая 1927), Литвой (27 сент. 1927), Австрией (5 июня 1933). Учреждались новые церковные структуры. В Латвии Рижское епископство получило статус архиепископства (декрет Консисториальной конгрегации «Quum dioecesis Rigensis» от 25 окт. 1923 - AAS. 1923. Vol. 15. P. 585-586); в 1937 г. из его состава было выделено еп-ство Лиепаи, в связи с чем Рижское архиеп-ство получило статус митрополии (буллы «Aeterna animarum salus» и «Plurimum sane» от 8 мая 1937 - AAS. 1937. Vol. 29. P. 384-388). В Польше буллой «Vixdum Poloniae unitas» от 28 окт. 1925 г. П. возвел Краковское и Виленское архиеп-ства в ранг митрополий и учредил новые диоцезы в Ченстохове, а также в Катовице (Краковская митрополия) и Ломже (Виленская митрополия) (AAS. 1925. Vol. 17. P. 521-528). 14 дек. 1925 г. 1-м архиепископом-митрополитом Виленским был назначен освобожденный из заключения в СССР Ф. Цепляк. Буллой «Universa christifidelium cura» от 30 дек. 1925 г. учреждался диоцез в Данциге (Гданьск), имевшем статус «вольного города» (AAS. 1926. Vol. 18. P. 38-39). В Литве буллой «Lituanorum gente» от 4 апр. 1926 г. П. образовал Каунасскую митрополию, охватывавшую территорию всей независимой Литвы и включавшую помимо Каунасского архиеп-ства еще 4 еп-ства (с кафедрами в Тельшяе, Вилкавишкисе, Кайшядорисе и Панявежисе), а также Клайпедскую прелатуру nullius, объединенную с Тельшяйским еп-ством (Ibid. P. 121-123). Буллой «Solemni Conventione nuperinita» от 5 июня 1930 г. была проведена реорганизация латинских и греко-католических (греко-румынских) диоцезов на территории Румынии (AAS. 1930. Vol. 22. P. 381-386). Также П. создал апостольскую администрацию в Эстонии (1 нояб. 1924) и апостольскую делегатуру в Болгарии (26 сент. 1931; апостольским делегатом в Болгарии стал находившийся там с 1925 в качестве визитатора титулярный архиеп. Анджело Джузеппе Ронкалли (папа Римский Иоанн XXIII в 1958-1963)). Бреве «Insula Islandia» от 12 июня 1923 г. П. вывел католиков Исландии, добившейся в 1918 г. независимости от Дании, из-под юрисдикции датского апостольского викариата и учредил исландскую апостольскую префектуру, духовное окормление которой поручил священникам из Общества Пресв. Девы Марии (Societas Mariana Monfortana), созданного католическим св. Л. М. Гриньоном де Монфором (1673-1716) (AAS. 1923. Vol. 15. P. 489-490).

Политику Папского престола в Германии в понтификат П. координировал архиепископ, а затем кардинал Э. Пачелли, подписавший конкордаты с Баварией (1924) и Баденом (1932), а затем и со всей Германией (20 июля 1933). По условиям конкордата на территории Германии Римско-католической Церкви гарантировались свобода вероисповедания, возможность образовательной религ. деятельности и свободного окормления верующих в гос. учреждениях, в т. ч. в больницах и тюрьмах (подробнее см. в ст. Германия). П. отрицательно относился к антихрист. политике Третьего рейха. В 1933-1939 гг. Папский престол направил герм. правительству 55 нот протеста по поводу нарушений конкордата, связанных в т. ч. с ликвидацией светских католич. орг-ций (прежде всего молодежных) и ограничениями в сфере религ. образования. По поручению папы Римского кард. Э. Пачелли подготовил черновик энциклики «Mit brennender Sorge» (обнародована 14 марта 1937 - AAS. 1937. Vol. 29. P. 145-167), осудившей герм. нацизм. Когда шла подготовка к офиц. визиту в Рим А. Гитлера (3-8 мая 1938), П. демонстративно покинул Ватикан 30 апр. и отбыл в летнюю резиденцию Кастель-Гандольфо.

П. продолжил политику папы Римского Бенедикта XV по налаживанию отношений Папского престола с Францией, отказал в поддержке праворадикальной орг-ции «Аксьон франсез» (L'Action française), что вызвало недовольство консервативных кругов католич. Церкви. Дружественный характер носили связи с Великобританией. 9 мая 1923 г. П. принял в Ватикане кор. Георга V (1910-1936) с супругой (поскольку на тот момент папа Римский не рассматривался как глава независимого государства, встреча носила характер частной аудиенции). Аудиенции у папы получили канцлер казначейства У. Черчилль (19 янв. 1927) и премьер-министр Дж. Р. Макдональд (19 марта 1933) и Н. Чемберлен (13 янв. 1939). Тесными в 20-х гг. ХХ в. были и отношения с властями Испании. 19 нояб. 1923 г. визит папе нанес кор. Альфонсо XIII (1886-1931) в сопровождении кор. Виктории Евгении Баттенбергской и главы военной директории ген. М. Примо де Риверы (1923-1930). После революции 1931 г. в Испании и введения республиканским правительством антирелиг. законодательства П. в энциклике «Dilectissima Nobis» от 3 июня 1933 г. осудил испан. политику по отношению к католич. Церкви (AAS. 1933. Vol. 25. P. 261-274). Впосл. он дважды принимал в Ватикане изгнанного из Испании кор. Альфонсо XIII (27 мая 1933 и 12 нояб. 1934).

Из стран Лат. Америки наибольшее внимание П. уделял Мексике, где антикатолические гонения привели к временному прекращению богослужений в церквах (с 1 авг. 1926) и восстанию «кристерос» (1926-1929). Участники восстания выступали против властей, сжигали светские школы и т. д. (подробнее см. в ст. Мексика). 2 февр. 1926 г. П. обратился к мекс. епископам с энцикликой «Paterna sane», указав на навязанное мекс. обществу антикатолич. законодательство, на высылку из страны в янв. 1923 г. апостольского делегата и на препятствия, чинимые правительством новому папскому представителю, который должен был прибыть в Мексику. Папа отметил, что правительство Мексики рассматривает католич. епископов как своих врагов лишь на том основании, что епископы защищают неприкосновенность католич. веры. Папа призвал мексиканское духовенство воздерживаться от участия в политической деятельности и не позволять врагам Папского престола представить католич. Церковь в Мексике как противостоящую им политическую силу: католики не должны объединяться в политическую партию по религ. принципу, а духовенству запрещено участвовать в каких бы то ни было политических партиях (AAS. 1926. Vol. 18. P. 175-179). С целью привлечь внимание мирового сообщества к гонениям на католич. Церковь в Мексике и заставить мекс. власти одуматься и не забывать, какую исключительную роль играла Церковь в становлении и развитии этого гос-ва, П. посвятил энциклику «Iniquis afflictisque» от 18 нояб. 1926 г. положению католиков в г. Мехико (Ibid. P. 465-477). После уступок, на к-рые пошло мекс. правительство, богослужения в храмах возобновились (лето 1929), однако непрекращавшаяся антиклерикальная политика в Мексике вынудила П. обратиться к мекс. верующим с новыми энцикликами - «Acerba animi» от 29 сент. 1932 г. (AAS. 1932. Vol. 24. P. 321-332) и «Firmissimam constantiam» от 28 марта 1937 г. (AAS. 1937. Vol. 29. P. 189-199). В этих энцикликах папа призвал мекс. католиков сосредоточиться на семейном христ. воспитании, необходимом при отсутствии возможности получать регулярное пастырское окормление и церковное образование.

Отношения Папского престола с др. странами Латиноамериканского региона были более успешными. П. установил постоянные дипломатические отношения с Панамой (21 сент. 1923), учредил нунциатуры 2-го класса в Боливии (26 июня 1925), Коста-Рике, Гондурасе, Никарагуа и Сальвадоре (30 сент. 1933), на Кубе (11 сент. 1935), в Гватемале (15 марта 1936). Когда в дек. 1928 г. Боливия и Парагвай оказались на грани войны, П. обратился с личным посланием к президентам обеих стран, что позволило избежать вооруженного столкновения.

Бреве «Late iam» от 9 авг. 1922 г. П. учредил апостольскую делегатуру в Китае, что стало началом офиц. дипломатических контактов между Китаем и Папским престолом (AAS. 1922. Vol. 14. P. 635). 28 окт. 1926 г. в ватиканской базилике св. Петра П. совершил хиротонию 6 кит. епископов. В 1928 г., во время перемирия в гражданской войне в Китае, папа направил кит. католикам послание «Il Santo Padre», выразив надежду на то, что они внесут вклад в укрепление гражданского мира, пожелал католич. духовенству страны продолжать работу по евангелизации и формированию структур «Католического действия» (AAS. 1928. Vol. 20. P. 245-246).

30 окт. 1927 г. в базилике св. Петра П. рукоположил 1-го в истории япон. католич. епископа - Ианнуария Кюносукэ Хаясаку (1883-1959), назначенного 16 июля 1927 г. на кафедру Нагасаки.

За время понтификата П. принял в Ватикане 18 действующих глав гос-в (нек-рых дважды или трижды) и 30 действующих глав правительств. Среди них были и лидеры нехрист. стран, в т. ч. король Египта и Судана Ахмад Фуад I (7 авг. 1927), король Афганистана Аманулла-хан (12 янв. 1928).

На 17 консисториях П. возвел в кардинальское достоинство 76 чел., в т. ч. своего буд. преемника, Э. Пачелли. Motu proprio «Cum proxime» от 1 марта 1922 г. скорректировал нек-рые положения в правилах проведения конклава, в т. ч. установил собирать конклав спустя 15-18, а не 10 дней после смерти папы, чтобы обеспечить приезд кардиналов из отдаленных стран (AAS. 1922. Vol. 14. P. 145-146).

П. учредил 35 архиеп-ств, 120 еп-ств, 25 прелатур nullius, 19 апостольских администратур, 111 апостольских викариатов, 148 апостольских префектур и 37 миссий. Совершил канонизацию 34 чел., в т. ч. кармелитки Терезы из Лизьё, иезуита Петра Канизия, пресв. Жана Мари Батиста Вианнея, канадских мучеников - иезуита Жана де Бребёфа и 7 его сподвижников, кард. Роберта Беллармина, Альберта Великого, Бернадетты Субиру из Лурда, основателя салезианского ордена Джованни Боско, английского лорда-канцлера мч. Томаса Мора, «апостола Полесья» сщмч. Андрея Боболи; беатифицировал 496 чел. (впосл. нек-рых из них сам канонизировал), в т. ч. неск. групп мучеников: 32 мучениц, погибших в Оранже в 1794 г., 79 корейских мучеников, 191 чел., к-рые пострадали в Париже в сент. 1792 г. П. добавил в список учителей Церкви (см. Doctor Ecclesiae) иезуита Петра Канизия, Иоанна Креста (Хуана де ла Круса), Роберта Беллармина и Альберта Великого. Открыл в Ватикане памятники папе Римскому Пию Х (28 июня 1923, в базилике св. Петра) и швейцарским гвардейцам, которые погибли в 1527 г., во время разграбления Рима наемными войсками, защищая папу Римского Климента VII (20 окт. 1923).

Энцикликой «Quas Primas» от 11 дек. 1925 г. П. учредил в Римско-католической Церкви праздник Христа Царя (в последнее воскресенье окт.) (AAS. 1925. Vol. 17. P. 593-610). Энциклику «Miserentissinius Redemptor noster» от 8 мая 1928 г. папа Римский посвятил почитанию Святейшего Сердца Иисуса (AAS. 1928. Vol. 20. P. 165-178). Публикация документа сопровождалась текстом особой молитвы-посвящения Святейшему Сердцу Иисуса - «Iesu dulcissime» (Ibid. P. 179). В энциклике «Caritate Christi compulsi» от 3 мая 1932 г. содержался призыв молиться Святейшему Сердцу Иисуса во время тяжелых испытаний: в условиях экономического кризиса, атеистической пропаганды и др. 25 дек. 1931 г. папа посвятил 1500-летию Эфесского Собора (449) энциклику «Lux Veritatis» (AAS. 1931. Vol. 23. P. 403-517) и установил праздник Материнства Пресв. Девы Марии (11 окт.).

14 февр. 1939 г. П. был похоронен в крипте базилики св. Петра.

Соч.: Actes de S.S. Pie XI. P., 1927-1939. 18 vol.; Scritti storici / Ed. P. Bellezza. Firenze, 1932; Discorsi agli universitari. R., 1932; Папские послания Льва XIII, Пия XI и Пия XII о положении трудящихся. Рим, 1942; Le encicliche e i messaggi sociali di Leone XIII, Pio XI e Pio XII / Ed. F. Vito. Mil., 1945; Le encicliche sociali dei papi: Da Pio IX a Pio XII / Ed. I. Giordani. R., 19564; Discorsi / Ed. D. Bertetto. Torino, 1960-1961. Vat., 19852. 3 vol.; Cavalleri O. L'archivio di Mons. A. Ratti visitatore apostolico e nunzio a Varsavia (1918-1921): Inventario / Ed. G. Gualdo. Vat., 1990; Lettere dalla Polonia di Mons. Achille Ratti / Ed. N. Storti. Lissone, 1990.
Лит.: Olgiati F. La questione romana e la sua soluzione. Mil., 1929; Bertola A. Attività concordataria e codificazione del diritto della Chiesa. Modena 1934; Bendiscioli M. La politica della Santa Sede: Direttive, origini, realizzazioni: (1918-1938). Firenze, 1939; Galbiati G. Papa Pio XI. Mil., 1939 [Библиогр.: P. 253-335]; Salvatorelli L. Pio XI e la sua eredità pontificale. Torino, 1939; Confalonieri C. Pio XI visto da vicino. Torino, 1957, 19933; Aradi Z. Pius XI: The Pope and the Man. N. Y., 1958; Margiotta Broglio F. Italia e Santa Sede dalla grande guerra alla Conciliazione: Aspetti politici e giuridici. Bari, 1966; idem. Pio XI // Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 617-632; Falconi C. I papi del XX sec. Mil., 1967. P. 169-251; Pio XI nel trentesimo della morte: (1939-1969). Mil., 1969; Anderson R. Between Two Wars: The Story of Pope Pius XI (Achille Ratti): 1922-1939. Chicago, 1977; Chiesa, Azione cattolica e fascismo nell'Italia settentrionale durante il pontificato di Pio XI (1922-1939): Atti del V Convegno di Storia della Chiesa (Torreglia, 25-27 marzo 1977) / Ed. P. Pecorari. Mil., 1979; Raem H.-A. Pius XI. und der Nationalsozialismus: Die Enzyklika «Mit brennender Sorge» vom 14. März 1937. Paderborn, 1979; Repgen K. I Patti Lateranensi e il Reichskonkordat: Pio XI e la politica concordataria con Russia, Italia e Germania // RSChIt. 1979. Vol. 33. P. 371-419; Григулевич И. Р. Папство: Век ХХ. М., 1981. С. 170-227; Della Rocca F. I papi della Questione Romana: Da Pio IX a Pio XI. R., 1981; Pius XI. und Mussolini, Hitler, Stalin: Seine Weltrundschreiben gegen Faschismus, Nationalsozialismus und Kommunismus / Hrsg. A. Fitzek. Eichstätt, 1986; Agostino M. Le pape Pie XI et l'opinion: (1922-1939). R., 1991; Bianchi G. e. a. Il pontificato di Pio XI a cinquant'anni di distanza. Mil., 1991; Puricelli C. Un «papa brianzolo»: Le radici culturali di Achille Ratti, Pio XI. Mil., 1991; Morozzo della Rocca R. Le nazioni non muoiono: Russia rivoluzionaria, Polonia indipendente e Santa Sede. Bologna, 1992; Pizzuti G. M. Da Benedetto XV a Pio XI: Il Conclave del febbraio 1922 nel suo significato politico-religioso e nei suoi riflessi sulla storia dell'Europa del ventesimo secolo // Humanitas. Brescia, 1992. Vol. 47. P. 99-115; Trinchese S. La Repubblica di Weimar e la Santa Sede tra Benedetto XV e Pio XI, 1919-1922. Napoli, 1994; Passelecq G., Suchecky B. L'encyclique cachée de Pie XI: Une occasion manquée de l'Église face à l'antisémitisme. P., 1995; Vecchio G. A. Ratti, il movimento cattolico, lo stato liberale // Achille Ratti, pape Pie XI: Actes du colloque organisé par l'École Française de Rome (15-18 mars 1989). R., 1996. P. 69-88; Токарева Е. С. Фашизм, Церковь и католич. движение в Италии: 1922-1943. М., 1999; Fattorini E. Pio XI, Hitler e Mussolini: La solitudine di un Papa. Torino, 2007; Крысов А. Г. Верховная Свящ. конгрегация Св. службы под рук. кард. Р. Мерри-дель-Валя в 1922-1930 гг. // Вестн. МГОУ. Сер.: История и полит. науки. М., 2011. № 3. С. 189-199; Chiron Y. Pie XI, 1857-1939. Versailles, 2013; Le gouvernement pontifical sous Pie XI: Pratiques romaines et gestion de l'universel / Éd. L. Pettinaroli. R., 2013.
А. Г. Крысов
Ключевые слова:
Папы Римские Пий XI (1857 - 1939; до избрания папой - Акилле Ратти), папа Римский (с 6 февр. 1922)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)