[Греч. Πελαγία] (кон. III - нач. IV в.), мц. Антиохийская (пам. 8 окт.), дева. Сведения о П. содержатся в Похвальном слове свт. Иоанна Златоуста, датируемом 8 окт. 386 г. (CPG, N 4350; BHG, N 1477; о датировке см.: Mayer W. The Homilies of St. John Chrysostom - Provenance: Reshaping the Foundations. R., 2005. P. 251. (OCA; 273)); существует также приписываемая свт. Иоанну стилистическая переработка данного слова (CPG, N 4509; BHG, 1477b; см. также: Voicu S. J. L'Immagine di Crisostomo negli spuri. // Chrisostombilder in 1600 Jahren: Facetten der Wirkungsgeschichte eines Kirchenvaters / Hrsg. M. Wallraff, R. Brandle. B.; N. Y., 2008. S. 61-96).
Др. источником сведений о П. являются сочинение свт. Амвросия, еп. Медиоланского, «О девственницах» (Ambros. Mediol. De virginib. 3. 7. 33 // PL. 16. Col. 229) и его же письмо Симплициану (Idem. Ep. 37 ad Simplicianum // PL. 16. Col 1139-1140). Краткое Мученичество П. (BHG, N 1477d) не издано. Существует также ряд греческих синаксарных сказаний, содержащих несколько не совпадающих между собой деталей.
П. происходила из благородной антиохийской семьи и посвятила свою жизнь Богу, решив сохранить девство. Согласно Мученичеству сщмч. Лукиана, пресв. Антиохийского, П. была его ученицей (см.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 361). Во время гонения на христиан (синаксарные сказания относят его к правлению имп. Нумериана (283-284)) П., которой было 15 лет, находилась дома одна, когда солдаты по приказу антиохийского градоначальника, узнавшего, что она христианка, пришли взять ее под стражу и доставить на суд. П. вышла им навстречу и попросила солдат дать ей время, чтобы собраться. Вернувшись в дом, она поднялась на крышу, где прежде имела обыкновение совершать молитву. Опасаясь возможного насилия со стороны солдат, П. после молитвы бросилась вниз и разбилась насмерть. Она добровольно лишила себя жизни, чтобы сохранить свою чистоту. Свт. Амвросий вложил в уста П. рассуждение, оправдывающее самоубийство в подобных обстоятельствах (PL. 16. Col. 229). Он называет П. дочерью мц. Домнины, сестрой мучениц Вероники и Просдоки, руководствуясь, вероятно, сходством обстоятельств мученической кончины (см. ст. Домнина, Виринея и Просдока): они также покончили с собой, чтобы сохранить целомудрие (Ambros. Mediol. De virginib. // PL. 16. Col. 229-230). Но свт. Иоанн, среди творений к-рого есть также и Похвальное слово святым Домнине, Виринее и Просдоке (Ioan. Chrysost. De s. martyribus Bernice et Prosdoce virginibus et Domnina matre earum // PG. 50. Col. 629-640), не сообщал об их связи с П.,- т. о., нет твердых оснований считать мучениц родственницами.
Возможно, также о П. упоминает, не указывая ее имени, Евсевий, еп. Кесарийский, при описании страданий мучеников Антиохийских (Euseb. Hist. eccl. VIII 12. 2). Однако еп. Евсевий пишет о гонениях при имп. Диоклетиане, тогда как Синаксари единогласно относят мученичество П. ко времени правления имп. Нумериана.
Первоначально днем памяти П., по свидетельству Сирийского Мартиролога (411), было 8 окт.
В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) указаны 2 даты памяти П.- 9 июня и 8 окт. Под 9 июня П. названа преподобной, кратко описаны обстоятельства ее кончины со ссылкой на свт. Иоанна Златоуста; под 8 окт. П. именуется девой и приведено более пространное сказание, также со ссылкой на свт. Иоанна Златоуста. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 8 окт. помещен иной вариант повествования, в котором отсутствует эпизод самоубийства П., вместо этого говорится, что дева «в молитве предала душу Господу»; этот же вариант воспроизведен в синаксарной рукописи (Paris. gr. 1624), восходящей к XIII в. Как сообщает бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис), в рукописях Синаксарей XII и XIV вв. отмечена также память П. под 5 июля. В палестино-груз. календаре Х в. (Sinait. Iber. 34) память П. указана под 7 окт. (Garitte G. Calendrier Palestino-Georgien. P. 95, 352).
В лат. традиции литургическое почитание П. впервые фиксируется в Иеронимовом Мартирологе под 19 окт. в сонме мучеников, в который входят некий «мученик Вероник» и еще 9 безымянных мучеников (MartHieron. P. 562). Вероятно, имя Вероник попало в текст в результате ошибки переписчика и под ним следует подразумевать мц. Веронику, память к-рой была объединена с памятью П. из-за предположения свт. Амвросия Медиоланского о родственной связи между ними. Также нек-рые рукописи Иеронимова Мартиролога указывают под 10 июля вместе с мученицами Домниной, Вероникой, Просдокой и иными память некоего Пелагия. И. Делеэ высказывал предположение о том, что в этом месте изначально должно было стоять имя П. (MartHieron. Comment. P. 366, 369); если эта гипотеза верна, то очевидно, что и здесь появление общего дня памяти П. и этих святых связано с сообщением свт. Амвросия. Под 11 июля Мартиролог указывает память мучеников Никопольских Ианнуария и Пелагия; некоторые рукописи вместо имени Пелагий дают имя Пелагия; само появление этого имени под 11 июля, по предположению Делеэ, может являться ошибкой переписчиков, связанной с празднованием памяти П. в предыдущий день (Ibid. P. 368). Также в Иеронимовом Мартирологе под 8 окт. (MartHieron. P. 545; существуют рукописи, к-рые дают вариант 7 окт. (MartHieron. P. 543)) указана память Пелагии без пояснения, о какой именно святой идет речь; вероятно, подразумевается не П., а прп. Пелагия Антиохийская (Елеонская, Палестинская).
Мартиролог Флора Лионского (IX в.) под 19 окт., следуя Иеронимову Мартирологу, указывает память П. под 19 окт., однако вместо 9 др. мучеников названы 49 и не указана память 8 окт. Мартиролог Адона Вьеннского полностью следует Мартирологу Флора, а под 8 окт. отмечена память Пелагии, «называемой грешницей», т. е. прп. Пелагии Антиохийской (MartAdon. 1984. P. 350). Мартиролог Узуарда вслед за Флором Лионским также под 19 окт. помещает память П., а под 8 окт.- память прп. Пелагии Антиохийской.
Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) содержит день памяти П. под 9 июня (MartRom. P. 230); здесь, очевидно, воспроизводится память, указанная в Синаксаре К-польской ц. под той же датой. Также под 19 окт. в Римском Мартирологе стоит память «мучеников Вероника, Пелагии девы и еще 49 антиохийских» без сказания (MartRom. P. 462). Современная редакция Римского Мартиролога не включает указанных выше памятей, но под 8 окт. содержит отдельную память П. (MartRom. (Vat.). P. 529).
Память П. со сказанием была при переводе с греческого языка (кон. XI - нач. XII в.) включена в слав. нестишные Прологи (см.: Славяно-русский пролог по древнейшим спискам. М., 2010. С. 178-180), причем сказание следует версии, в которой отсутствует упоминание о самоубийстве П. Также память святой входит и в стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 29-30); впосл. сказание о П. было внесено в ВМЧ свт. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 89 [1-я паг.]). В «Книге житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, мученичество П. описано кратко (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 1 . Л. 196 об.).
На груз. языке в переводе прп. Ефрема Мцире (XI в.) в коллекции Национального центра рукописей Грузии сохранилось Похвальное слово свт. Иоанна Златоуста (НЦРГ. S. 384, XI-XII вв. Л. 329-339). В XI в. прп. Георгий Святогорец перевел на груз. язык синаксарное сказание о П. и включил его в сб. Великий Синаксарь (НЦРГ. А. 97, НЦРГ. А 193, НЦРГ. Н 2211, Hieros. Patr. iver. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30, все XI в.) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 311-312).
На Руси обе мученицы почитаются с домонг. времени. Один из первых образов святой с именем Пелагия был написан в ц. Спаса на Нередице в Новгороде (ок. 1199; см.: Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника ц. Спаса Нередицы в Новгороде // ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. С. 210-228). Возможно, образ святой был представлен во фресках собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.).
Имя Пелагия было широко распространено как в аристократической, так и в народной среде, напр., его носила одна из дочерей Д. А. Строганова (ок. 1612-1670), в замужестве Голицына (Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 154). Образ ее небесной покровительницы помещался на вкладах семьи Строгановых: на пелене «Сретение, с избранными святыми» (1656, СИХМ); «Св. царевич Димитрий, с избранными святыми» (1656, ГРМ); «Положение во гроб» (ок. 1661, ГМЗРК); на епитрахили, с избранными святыми (1665, НГХМ); на плащанице (1650-1660, НГХМ); на палице «Благовещение» (1660 - нач. 70-х гг. XVII в., НГХМ); на пелене «Московские митрополиты, с избранными святыми» (1650-1660, НГХМ) (см.: Там же. Кат. 23, 31, 83, 88, 114, 116, 128) и др.
Обе Мученицы не раз изображались на минейных иконах, как, напр., на октябрьской и майской минеях (нач. XVII в., ЦАК МДА). Мц. Пелагия Тарсийская представлена на минее на май из собрания М. Е. Де Буара (Елизаветина).
В синодальный период во имя мц. Пелагии (не всегда ясно, какой из них) были освящены престолы в разных городах; во всех были иконы святой. Такой придел (1857) существовал в саратовском Крестовоздвиженском мон-ре в ц. ап. Иакова, брата Господня. Во имя мц. Пелагии Тарсийской освящен один из приделов ц. вмч. Екатерины в с. Рахманове Павлово-Посадского р-на Московской обл. (1904-1906). Прп. Пелагии Антиохийской посвящены приделы храмов: Богоявления в Воронеже (1841); вмц. Параскевы в Калашном ряду в Ярославле (1868); арх. Михаила в Архангело-Михайловском Пелагеевском мон-ре в с. Пелагеевка Новобугского р-на Николаевской обл., Украина (1898-1904). Изображение П. есть на внутренней стороне крышки ковчега в ц. прп. Сергия в Ст. Серебряниках, или в Крапивниках, известной по документам с 1625 г. и заново отстроенной после пожара 1678-1679 гг. В этом ковчеге, изготовленном в 1885 г. на фирме И. П. Хлебникова, хранятся частицы мощей особо почитаемых святых, в т. ч. святых Пелагии, Марии Магдалины, младенца Кирика, Соломонии, матери ветхозаветных мучеников Маккавеев.
На иконе в окладе «Мц. Пелагия» (кон. XIX - нач. XX в., написана предположительно в мастерской Чириковых, оклад работы фабрики Д. М. Шелапутина, Москва) святая представлена в молении, в изукрашенном одеянии, с белым платом на голове. Особенности иконографии позволяют считать, что здесь изображена П. Вероятно, П. написана также на иконе «Ап. Иасон и мц. Пелагея» (кон. XVIII в., в окладе того же времени, что и икона; Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»), с дарственной надписью: «Графу Николаю от тетеньки Пелагеи Ильиничны».
П. (?) с крестом в правой руке и свитком в левой размещена на верхнем поле иконы (XIX в., ЗИАХМ) - на святой белый плат, зеленый мафорий. П. (?) с крестом в правой руке и с развернутым вверх свитком в левой руке изображена на ростовской эмали 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) и на прориси 1861 г. (ЦМиАР). Образы Пелагии в одеянии преподобной представлены на иконах нач. XX в. (Златоустовский краеведческий музей) - с четками в левой руке и XIX в. (ЦМиАР) - с крестом в руке, предстоит Казанской иконе Божией Матери.
Прп. Пелагия неоднократно встречается среди избранных святых, напр. на иконах: «Избранные святые: прп. Марфа, праматерь Анна, сщмч. Антипа, прп. Матрона, прп. Пелагея» (1-я пол. XVIII (?), с записями XIX-XX вв., Смоленский музей-заповедник); «Избранные святые Георгий, Никола(?), Пелагея» (Саратавский музей им. А. Н. Радищева); «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, прп. Пелагия и блж. Прокопий Устюжский» (1904, АОМИИ).